КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему
Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуществлять проверку правильности выполнения заданий, знакомить со способами выполнения игровых упражнений, удерживать интерес детей на всем протяжении занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_ikt.docx | 162.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47 «Радужный»
города Новочебоксарск Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
(формирование элементарных математических представлений)
в старшей группе на тему
«Волшебные звездочки»
Воспитатель: Иванова Оксана Валерьевна
Дата проведения: 17.05.2017
Новочебоксарск
2017
Предмет: образовательная область «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), тип занятия - организованная образовательная деятельность, форма организации детей – подгупповая
Тема: «Волшебные звёздочки»
Продолжительность: 1 занятие (25 минут)
Группа: старшая группа
Технологии: средства ИКТ и интерактивного оборудования: проектор, ноутбук, экран, USB-носитель
Аннотация: Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуществлять проверку правильности выполнения заданий, знакомить со способами выполнения игровых упражнений, удерживать интерес детей на всем протяжении занятия.
Тема: «Волшебные звёздочки»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный;
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять углы и середину листа;
- продолжать знакомить с делением квадрата на 2 равные части.
Развивающие задачи:
- развивать умение классифицировать предметы по двум признакам (цвет, форма).
Воспитательные задачи:
- совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
Речевые задачи:
- активизировать в речи детей слова: «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник»,
«красный», «оранжевый», «желтый», «зелёный», «голубой», «синий», «фиолетовый», «белый», «чёрный»;
- познакомить со словами: «звездочёт», «иллюминатор», «созвездие».
Материал: проектор, ноутбук, экран, USB-носитель, «волшебная» звёздочка.
Раздаточный материал: карточки-схемы для игрового упражнения «Спрячем звёздочку» (5 шт.); картонные звёздочки (по 5 шт. на каждого ребёнка белого, фиолетового, красного, зелёного, жёлтого цветов); набор геометрических фигур из настольной игры «Развивающее лото» (всего 40 шт.); папки-уголки прозрачные; листы формата А4 в клетку; бумажные салфетки; набор картонных геометрических фигур (на каждого ребёнка по 1 треугольнику, 3 круга, 3 прямоугольника, 3 квадрата разных цветов); ножницы; водные маркеры; карточки-цифры от 1 до 10; картонные листы формата А4 чёрного цвета; карточки-схемы со звёздами и цифрами; карточки «Установи соответствие».
Ход занятия
Дети заходят и становятся полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на звёздочку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это?
Дети: - Звездочка
Воспитатель: - Посмотрите какая она яркая, красивая и необычная! Правда?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А как вы думаете, откуда она здесь появилась?
Дети: - Упала с неба. Кто-то забыл (потерял, оставил, принёс). Нам её подарили и др.
Воспитатель: - Сколько вы интересных версий придумали! Молодцы! А хотите узнать откуда эта звёздочка на самом деле?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Эту звёздочку прислал нам звездочёт. А вот и он! Посмотрите пожалуйста на экран.
2 слайд презентации (Звездочёт)
Воспитатель: - Звездочёт очень любит наблюдать за звёздами на ночном небе. Ведь каждая звёздочка особенная, каждая светит по-своему. Ребята, звездочёт предлагает нам отправиться в увлекательное путешествие в космос и полюбоваться звёздным небом. Согласны?
Дети:- Да!
Воспитатель: - А как мы сможем добраться до космоса?
Дети: - Долететь на ракете (летающей тарелке, ковре-самолёте и др.). С помощью волшебной палочки, цветика-семицветика, золотой рыбки и т.д. Можно оказаться в космосе, если сказать волшебные слова и др.
Воспитатель: - Как много вы назвали способов! Замечательно! Сегодня я предлагаю вам полететь на космической ракете. Договорились?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А вот и ракета.
3 слайд презентации (Ракета).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно, из каких геометрических фигур состоят части ракеты?
Дети: - Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.
Воспитатель: - Рома, посчитай пожалуйста, сколько всего фигур в ракете (6). Света, ты согласна с Ромой? Молодцы! Правильно посчитали. Всего в ракете 6 геометрических фигур. Аня, сколько в ракете треугольников? (3). Верно! Саша, а остальных фигур сколько? (По одному). Умница! А ракета ещё и разноцветная! Миша, назови пожалуйста все цвета (красный, синий, фиолетовый, зелёный, жёлтый). Все согласны с Мишей?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Вот какая ракета замечательная! А как вы думаете, чья это ракета?
Дети: - У звездочёта.
Воспитатель: - Какие вы догадливые! Верно! Это ракета звездочёта. А сейчас я предлагаю вам каждому сделать ракету. Хотите?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Я приглашаю вас сесть за столы. Возьмите зелёные тарелочки с геометрическими фигурами. Сначала проверим, все ли необходимые фигуры на месте. Посмотрите, у всех есть один квадрат? (Да). Один прямоугольник? (Да). Один круг для иллюминатора есть? (Да). Ваня, а сколько у тебя треугольников? (Один). А у тебя, Сергей, сколько? (Один). Только один? У всех по одному треугольнику?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А сколько нам нужно треугольников для построения ракеты?
Дети: - Три.
Воспитатель: - Сколько треугольников нам не хватает?
Дети: - Два.
Воспитатель: - Неужели мы не сможем полететь в космос? Что же нам теперь делать? Как мы можем решить эту проблему?
Дети: - Можно разрезать ножницами квадрат на 2 треугольника.
Воспитатель: - Какие же вы смышленые! Нашли правильный выход из ситуации. Молодцы!
(Ели дети затрудняются ответить, воспитатель обращает внимание детей на ножницы и подводит к правильному решению:
- Ребята, у вас в тарелочках имеются ножницы. Может быть они помогут нам? Какую фигуру можно разрезать пополам, чтобы получились два треугольника?).
Воспитатель: - Вот теперь мы можем приступить к изготовлению ракеты. Можете использовать фигуры любого цвета. Все ракеты получатся разные.
Дети приступают к выполнению задания.
Воспитатель: - Артём, какую фигуру ты поставишь внизу? (Квадрат). Никита, а какая фигура стоит над квадратом? (Прямоугольник). Оля, какую фигуру ты поместишь в прямоугольник? (Круг). Аня, какая фигура будет самой верхней? (Треугольник). Правильно! Как у вас здорово получается! Посмотрите, звездочёт дарит нам звёздочку за ракеты!
4 слайд презентации (На экране появляется первая звёздочка).
Воспитатель: - Чтобы нам было веселее, я предлагаю вам полететь всем вместе, на ракете звездочёта. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Для того, чтобы не заблудиться в космосе, предлагаю вам построить маршрут нашего полета. Соберите ракету в тарелочку и возьмите планшет и маркер. Нужно постараться, чтобы маршрут получился правильным. Для этого вы должны внимательно слушать меня – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая маркер от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это рука, в которой вы держите маркер. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери. Понятно? (Да). Если правильно проведём все линии, то окажемся на синей звёздочке. Если кто-то ошибётся – ничего страшного. Бумажным платочком легко можно стереть маркер и исправиться.
Начнем наш маршрут с оранжевой точки. Поставьте на нее маркер. Внимание! Рисуйте линию: 4 клетки вверх. Не отрывайте маркер от планшета. 3 клетки вправо, 6 клеток вверх, 4 клетки влево, 3 клетки вверх, 4 клетки влево, 4 клетки вверх.
Дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью, оказывает помощь.
Воспитатель: - Все справились? «Долетели» до синей звёздочки? Здорово! Вот теперь можно смело отправляться в путешествие! Если вы не против, я сегодня буду
управлять нашей космической ракетой, а вы будете моими пассажирами. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - В нашей ракете всего 10 пассажирских мест. Рома, посчитай, пожалуйста, всех ребят и мы узнаем, сможем ли мы все поместиться на одной ракете.
Рома: - Всего десять детей.
Воспитатель: - Ну что, ребята, все поместятся? (Да). У каждого пассажира на ракете определённое место. Для того, чтобы его узнать, вам надо перевернуть карточку, которая находится справа. Номер карточки означает номер вашего места на ракете. Света, у тебя какое число? А у тебя, Миша? У Артёма? Предлагаю вам занять места. Так как я ваш пилот, я буду стоять первой, слева от меня первое место, затем второе и т.д. Последним будет стоять ребёнок с числом 10. Занимаем свои места!
Дети выстраиваются в ряд по порядку от 1 до 10 числа.
Воспитатель: - Ваня, какое у тебя число? Назови своих соседей слева и справа. Какие у них места? Оля, кто стоит справа от тебя? Слева? Назови их числа. Правильно!
А вот и третья звёздочка появилась! Какие мы с вами молодцы!
5 слайд презентации (Появляется третья звёздочка).
Воспитатель: - Для того, чтобы наша ракета взлетела, нам необходимо сосчитать от десяти до одного. Готовы? (Да)
Дети считают, одновременно на слайде появляются цифры от 10 до 1 (6-17 слайд).
18 слайд – Полёт ракеты.
Проводится физкультминутка «Полет в космос»:
Я сегодня ваш пилот,
Отправляемся в полет.
Все на старт! Готовы, дети!
Полетим мы на ракете.
Тайны космоса узнаем,
Все загадки разгадаем.
Мы летим быстрее света
На космической ракете.
Воспитатель: - Вот мы с вами и прилетели на звездное небо! Посмотрите, как же здесь красиво! Правда? (Да). Сколько здесь красивых и ярких звёздочек!
19 слайд - Звёздное небо
Воспитатель: - Каждая звёздочка светит по-своему и занимает определённое место. Предлагаю вам расставить звёздочки по местам. Присаживайтесь на свои места. Вам нужно взять лист черного цвета и цветные звёздочки. Я буду называть вам цвет звезды и ее местоположение. Ваша задача – правильно расставить звёздочки на небе. Готовы? (Да). Итак, приступаем!
Красная звёздочка – в левом верхнем углу, фиолетовая – в правом нижнем углу, зелёная – в левом нижнем углу, жёлтая звёздочка находится в правом верхнем углу. А белая звёздочка – в середине.
(По ходу инструкции воспитателя, дети выполняют задание. Воспитатель следит за правильностью выполнения).
Все расставили звёздочки по местам? (Да). А сейчас мы сможем проверить, правильно ли мы выполнили задание. Посмотрите, пожалуйста на экран. Если кто-то ошибся, можете поменять звёздочки местами.
20 слайд – Правильная расстановка звёзд.
- Рома, скажи пожалуйста, где находится у тебя красная звёздочка? (В левом верхнем углу). Правильно! Саша, а куда ты поместила фиолетовую звёздочку? (В правый нижний угол). Умница! Артём, скажи где твоя зелёная звёздочка? (В левом нижнем углу). Здорово! Сергей, твоя жёлтая звёздочка где находится? (В правом верхнем углу). Оля, звёздочка какого цвета находится в середине? (Белая). Какие вы все молодцы! Так быстро расставили звёздочки, а самое главное – правильно! За это звездочёт дарит нам ещё одну звезду.
21 слайд – Появляется четвёртая звёздочка.
Воспитатель: - Сколько у нас уже звёздочек получилось?
Дети: - Четыре.
Воспитатель: - Ребята, звездочёт предлагает нам выполнить ещё одно задание. Справимся? (Да). Конечно справимся! Посмотрите на экран.
22 слайд – «Лото» со звёздочками
Нам нужно на звёздочки поместить разноцветные фигуры. Как вы думаете, какая фигура должна стоять на месте первой звёздочки? Она стоит в столбце под каким цветом? (Под голубым). Правильно! А слева на первой строчке стоит какая фигура? (Треугольник). Значит какую фигуру мы проставим вместо первой звёздочки? (Голубой треугольник). А теперь подумайте, какая фигура будет стоять на месте второй звёздочки? (Тоже треугольник). А треугольник какого цвета? Посмотрите на цвет столбца. (Желтый). Оля, какая фигура будет на месте третьей звёздочки? Посмотри внимательно. Не торопись. (Зелёный квадрат). Умница! Кто догадался, что за фигура будет вместо четвёртой звёздочки? Рома, ты как думаешь? А ты, Никита? (Красный круг). Все согласны? Давайте проверим!
(После каждого ответа на экране появляется правильный).
Как быстро мы с вами справились с заданием! Молодцы! А теперь я предлагаю выполнить похожее задание в парах. Возьмите с середины стола геометрические фигуры и карточки с заданием. У каждой пары своё задание. (Приложение 1). Чтобы его выполнить правильно, вам нужно подумать, договориться и прийти к общему решению. Если у вас возникнут проблемы, можете обратиться ко мне за помощью. Задание понятно? (Да). Тогда приступаем!
(Дети в парах выполняют задание, воспитатель следит за правильностью, при необходимости оказывает помощь).
Воспитатель: - Все пары выполнили задание правильно! Молодцы! Вы сумели договориться с товарищем и поэтому не допускали ошибок. Как говорится, «одна голова хорошо, а две – лучше»! А звездочёт дарит нам ещё одну звёздочку! Сколько их стало теперь?
Дети: - Пять!
Воспитатель: - Уже пять звёздочек! Вот какие вы умницы и умники! А я хочу поиграть с вами в пальчиковую игру про космос. Согласны?
Проводится пальчиковая гимнастика (2 раза):
1, 2, 3, 4, 5 Дети загибают пальчики
В космос полетел отряд Поднимают руки вверх
Командир в бинокль глядит Соединяют большой и указательный палец, Что он видит впереди? Подносят руки к глазам,
«смотрят в бинокль»
Солнце, луну, планеты, спутники, кометы. Загибают пальчики
Воспитатель: - Вот и отдохнули наши пальчики! Правда? Звёздочёту очень понравилась наша гимнастика и он дарит нам ещё одну звёздочку.
23 слайд – Появляется 6 звёздочка.
Воспитатель: - Сколько теперь у нас звёздочек?
Дети: - Шесть.
Воспитатель: - Предлагаю вам поиграть в игру «Соедини правильно». Поиграем? Возьмите листочки с картинками и цифрами. Вам нужно посчитать предметы, изображённые на картинках и соединить их с нужным числом линией при помощи маркера. (Приложение 2).
Можете приступать к выполнению задания. Оля, сколько у тебя звёздочек? (Десять). С каким числом будешь соединять звёздочки? (С числом 10). Умница! Артём, сколько у тебя планет? С каким числом будешь их соединять? (С числом 6). Правильно! Молодец!
(Дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью).
Воспитатель: - Вот и выполнили мы с вами очередное задание! А вот и седьмая звёздочка от нашего звездочёта! Все эти звёздочки непростые. Если мы с вами правильно их соединим, мы узнаем из какого они созвездия! Хотите узнать? Возьмите голубые листочки и маркеры. Соедините все звёздочки линиями по порядку. Ставим точку на красную звёздочку, проводим линию до звёздочки номер один, затем до звёздочки и т.д. до седьмой звёздочки. Понятно? (Да). Начинаем! (Приложение 3).
(Дети соединяют звёздочки и «рисуют созвездие «Большая медведица»).
24 слайд – Созвездие Большая медведица.
Воспитатель: - Что у вас получилось? На что это похоже? Знаете как называется это созвездие? (Большая медведица). Звездочёт хочет рассказать нам легенду про это созвездие. Послушаем? (Да).
25 слайд – Звездочёт
Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне поближе. Послушайте легенду: «Давным-давно жила прекрасная девушка Каллисто, которую из зависти к её красоте превратили в безобразную медведицу. Бог Зевс, оберегая зверя, поместил её на небо. А когда он закидывал животное, держался за хвост, оттого он и растянулся. Ведь вообще-то у медведей хвост маленький. И теперь она светит с неба и радует нас своей красотой». Вот такая легенда. Она вам понравилась? (Да). А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад. Занимаем места в ракете. Считаем от 10 до одного и «взлетаем»!
(Дети считают и «улетают» за воспитателем).
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие? Рома, что тебе больше всего понравилось? Миша, а тебе что запомнилось? Захотелось ли вам рассказать о нашем путешествии родителям? Никита, кому ты расскажешь легенду о «Большой медведице»? и т.д.
Приложение 1
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
Приложение 2
7 | |
9 | |
6 | |
8 | |
10 |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений» по теме: «Путешествие в королевство математики» в подготовительной к школе группе
Закепление умения детей в составлении арифметических задач, знаний о составе чисел, последовательности дней недели, времён года...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» на тему «Путешествие по сказке » в старшей группе
Формирование логического мышления и математических способностей...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" (формирование элементарных математических представлений) в средней группе на тему: "Подготовка ко Дню рождения Нюши! "
Обучающие задачи:Познавательное развитие:1.Продолжать знакомить детей с днями недели с их последовательностью.2. Продолжать упражнять в порядковом счете в пределах пяти.3. Закреплять представления о п...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с использованием презент...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование Элементарных Математических Представлений) в средней группе МДОУ д/с п.Тихменево Тема: «Сказочное путешествие»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений ориентированно на интеллектуально- познавательное развитие 3-4 лет в свете реализации ФГОСТ ДО. Интег...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений) на тему: «Путешествие в страну Математики»
Цель занятия: Развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешестви...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»
Программное содержание:Задачи:* Закрепить знания детей о днях недели, временах года, месяцах.* Напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество ...