Исследовательский проект в подготовительной группе "Зачем ежу иголки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Зачастую дети становятся заложниками неверной информации, сформированной на основе художественных образов, полученных из сказок, мультфильмов, детских песен и т.д. Такая проблема была выявлена во время проведения с детьми подготовительной группы совместной образовательной деятельности, направленной на обогащение представлений о диких животных. В результате возникла необходимость проведения краткосрочного проекта "Зачем ежу иголки?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Зачем ежу иголки»
в подготовительной группе
Введение:
Организация исследовательских проектов служит средством комплексного решения образовательно-воспитательных задач в ДОУ, а также способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, формирует самостоятельность и ответственность.
Аннотация:
Зачастую дети становятся заложниками неверной информации сформированной на основе художественных образов, полученных их сказок, мультфильмов, детских песен и т.п.
Такая проблема была выявлена во время проведения с детьми подготовительной группы совместной образовательной деятельности по развитию направленной на обогащение представлений о диких животных. В результате возникла необходимость проведения краткосрочного проекта на тему: «Зачем ежу иголки»
Тип проекта: исследовательский
Длительность: краткосрочный
Участники: дети, родители, педагоги ДОУ
Цель проекта:
Получение правильной, научно обоснованной информации об особенностях внешнего вида ежей, их приспособленности к условиям обитания.
Задачи:
1.Образовательные
- обогащать знания детей о характерных особенностях внешнего вида ежей; их разновидностях; среде обитания; повадках
2.Развивиающие
- развивать познавательную активность; желание самостоятельно находить решения на поставленные вопросы через различные виды детской деятельности.
3.Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к животным
Проблема:
Проект ориентирован на решение основной проблемы – узнать почему у большинства животных тело покрыто шерстью, а у ежей иголками.
Гипотезы:
- для защиты от врагов
- для красоты
- для сбора еды (грибов, яблок), листвы и мха для утепления жилища
Для подтверждения или опровержения гипотез использовать следующие методы
- подумать самостоятельно
- узнать и взрослых
- посмотреть в книгах
- обратиться к компьютеру
Ожидаемые результаты
- дети получат достоверную информацию о строении и повадках ежей
- узнают, для чего ежам нужны иголки
- будут проявлять интерес к произведениям писателей-натуралистов, к энциклопедической литературе природоведческого содержания
- закрепят полученные знания через различные виды деятельности, а так же с помощью информационно-компьютерных технологий (мультимедийной презентации, интерактивных игр)
Этапы реализации проекта
Название | Содержание | Участники |
Подготовительный | Определение темы проекта Уточнение знаний детей Формулировка гипотезы | Дети и педагоги группы |
Организационный | Постановка целей и задач проекта Составление плана работы по проекту Подбор необходимой литературы, наглядного материала, дидактических и развивающих игр, цифровых ресурсов (интерактивных игр, презентаций и т.д.) | Педагоги ДОУ |
Формирующий | Проведение НОД по теме, дидактических и развивающих игр, рассматривание иллюстраций и чтение литературы, проведение образовательных бесед. Организация выставки детских работ. | Дети, педагоги ДОУ, родители |
Итоговый | Анализ результатов и обобщение опыта | Дети, педагоги ДОУ, родители |
План мероприятий. Интеграция образовательных областей.
- Познавательное развитие
- Дидактические игры «Угадай по описанию», «Пищевые цепочки»
- Рассматривание иллюстраций по теме
- Интерактивные игры «Конструктор природных сообществ», «Смотри и говори»
-Проведение НОД «Где обитают ежи»
- Речевое развитие
-Чтение и рассматривание журнала из серии «Животные леса.Ежи»
-Чтение художественной литературы: В.В. Бианки «Ёж-спаситель», «Как лис ежа перехитрил»; М. Пришвин «Ёж»
-Заучивание стихотворения А.Тесленко «Ёж колючками оброс…»
-Загадывание загадок о еже
-Проведение НОД по составлению описательного рассказа по опорным схемам «Расскажи о еже»
- Социально-коммуникативное развитие
- Проблемная ситуация «Ёж иголки потерял»
- Составление кроссврода «Всё о ежах»
-Лабиринты «Помоги ёжику до дома добраться»
- Художественно-эстетическое развитие
- Рисование: техника «Тычкования кистью» - «Семья ежей»
- Лепка: техника пластилинографии «Ёжик»
- Аппликация с использование природного материала «Весёлые ёжики»
- Физическое развитие
-Подвижная игра «Ёж и мыши»
- Игра малой подвижности «Колючий ёж»
- Физкультминутка «Ёжик топал по дорожке…»
Итоговый продукт
- Создание мультимедийной презентации «Зачем ёжику иголки»
- Составление тематического альбома «Что мы знаем о ежах?»
Используемые ресурсы
- Информационные
- Методическая и художественная литература по теме
- Информационно-компьютерные технологии (интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры «Конструктор природных сообществ», «Смотри и говори»
-Интернет
- Материальные
-Расходные материалы: бумага, цветной картон, пластилин, акварельные краски, гуашь и пр.
Риски и пути их преодоления
Риски | Пути преодоления |
Нежелание родителей участвовать в проекте | Работа воспитателя и психолога по мотивированию взаимодействия родителей с ребёнком и повышение психологического комфорта в семье |
Травма во время игры | Создание условий по технике безопасности, использование здоровьесберегающих приёмов |
Карантин | Возможность переноса на другой срок |
Выводы
В результате реализации данного проекта дети узнают, что: ёж –это небольшое млекопитающее животное, со слабым зрением (ниже человеческого, видит в коричневых оттенках), но с великолепным обонянием. На лапах ежей пять пальцев и острые коготки. Эти животные обладают хорошим слухом, уши у них маленькие, круглые и без иголок. Иголки у ежей находятся только на спине, мордочка и живот покрыты мягкой коричневой шерстью. Хвостик маленький, скрыт под шерстью и иголками.
Живут ежи на опушках леса. В садах и парках. Хвойные и болотистые местности этим животным не подходят, так как им приходится преодолевать большие расстояния в поисках еды. Чтобы отдохнуть и подремать, ежам необходимо укрытие, поэтому они предпочитают находится неподалёку от кустарников, поваленных деревьев, нор и т.п.
Когда большинство обитателей леса ложится спать, ежи просыпаются и начинают искать себе еду. Ежи – хищники. Они питаются червяками и улитками, гусеницами, мотыльками, личинками, могут съесть мышонка, птенца или яйца, если гнездо находится на земле. Пьют ёжики воду, а вот молоко для них ядовито.
Осенью ежи готовятся к спячке, строят защищённое укрытие, утепляют его мхом, листьями, травой. Зимой у ежей спячка, так как в холодное время года не найти еды, да и колючки не могут согреть. Но зато они прекрасно защищают голову и спину от врагов, ведь у молодых ежей их около трёх тысяч, а у взрослого почти семь тысяч! Цвет колючек колеблется от тёмно-коричневого до чёрного. Это помогает ёжикам сливаться с сухой травой и кустарниками. В течении всей жизни, иглы постоянно меняются. При малейшей угрозе еж сворачивается клубком, выгибая спину так, чтобы скрыть под колючками тело, голову и ножки. Превращается в маленький игольчатый мяч. Поэтому враги ему не страшны, опасаться стоит только совы, лисы и барсука.
У ежей много родственников по всему миру, некоторые очень похожи на обыкновенного европейского ежа, а некоторые…ну очень странные. Например, ёж - Гимнур покрыт белой шерстью и у него нет иголок, он размером с кролика и похож на землеройку. А вот Ушастый ёж знаменит своими большими ушами. Также существуют Белобрюхий ёж, Китайский и Эфиопские ежи.
Проект позволяет детям расширить кругозор, познакомится с особенностями внешнего вида и строения ежа, узнать о среде его обитания и повадках. Дети смогу обогатить свой игровой опыт и ответить на главный вопрос «Зачем ежу колючки?»
Литература
-Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика - Синтез 2008г.
-Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие.
Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика-Синтез
-Вербинец А.М. «Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников. Проблемы, этапы, методы». Детский сад: теория и практика №6 2011г.
-Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова – М.: Айрис-Пресс 2008 год
-Елкина Н.В. 1000 загадок. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина – Ярославль 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект в подготовительной группе «Лёд и соль»
Цель проекта: опытным путем обнаружить определенные свойства соли и льда....
Презентация исследовательского проекта для подготовительной к школе группы "Почему мы рисуем на бумаге".
" А почему мы рисуем на бумаге?"- этот вопрос дети мне задали после того, как у одного мальчика нашей группы младший брат разрисовал и измял очень ценный рисунок- портрет папы. Ребята готовили п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-14389-1448128956.jpg)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-831493-1567766825.jpg)
Познавательно – исследовательский ПРОЕКТ в подготовительной группе по теме " Космос"
Проект "Космос"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-949479-1505916063.jpg)
Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"
Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-468948-1514461077.jpg)
Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"
Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"Тип проекта: познавательно – исследовательский.Продолжительность: краткосрочный.Участники прое...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/26/picture-937016-1501061453.jpg)
Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе "Соль-волшебница"
Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе № 7 "Соль-волшебница"...