Проект "Загадочный мир насекомых" в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 244.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №14 "Сказка" г.Ессентуки
Проект "Загадочный мир насекомых"
в старшей группе
Разработали:
Глоба О.В.
Курьянова Ю.А.
г. Ессентуки 2020г.
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта:
формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Воспитание бережного отношения к природе.
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
- развитие творческих способностей, речи, мышления.
Вид проекта: групповой (коллективный).
Длительность: среднесрочный (июнь-август).
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемый результат:
- Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
- Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
- Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
- Развитие умения рассуждать, наблюдать.
- Развитие речи у детей, активного словаря.
- Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (организационный) этап:
- Определение темы проекта;
- Формулировка цели и определение задач;
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).
- Составление плана основного этапа проекта
2. Основной этап:
Планируемая деятельность по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
- Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
- Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»
- Составление рассказов о насекомых.
- Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
- Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
Познавательное развитие
- Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;
- Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
- Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
- ООД «Насекомые»;
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);
Речевое развитие
- Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
- Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
- Составление описательных загадок про насекомых;
- Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
- ООД «Ох, уж эти бабочки»;
- ООД «Бабочка»;
- Сочинение стихов и сказок о насекомых.
- Чтение произведений:
- -К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
- -Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,
- -В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Художественно-эстетическое развитие
- ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
- ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
- ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
- Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;
- Пение песен и частушек о насекомых;
- Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
- Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
Физическое развитие
- Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
- Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;
- Артикуляционная гимнастика «Оса»;
- Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
- Релаксация под звуки природы;
- Физкультминутка «Сороконожка»;
- Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
- Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;
- Стихи с движениями «Прогулка»
Работа с родителями
- Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление информационного стенда.
- Проведение консультации по темам:
- «Что читать детям о насекомых»;
- «Как учить с детьми стихи дома»;
- «Расскажите о насекомых»;
- «На природу с ребенком».
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
- Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).
Продукт проектной деятельности:
Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
Альбом «Удивительный мир насекомых».
Выводы по проекту:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
- Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
- Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
- Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
- Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КВН «Загадочный мир насекомых»
Цель:
Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.
Задачи:
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.
Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими . Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.
Оборудование:
музыкальное сопровождение: балалайка, аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление сцены: заголовок КВНа, картинки насекомых; эмблемы, дипломы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».
ХОД
Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в зал.
Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём КВН «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».
Ребенок:
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
В той стране – благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?
Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Приветствие капитанов команд:
«Бабочки»
Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,
Нужно им очень потрудиться.
«Кузнечики»
Впереди нас ждёт успех,
«Кузнечики» умнее всех.
Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.
«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:
а) Пришли мужики в лес без топоров,
Срубили избу, да без углов. (Муравьи)
б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)
«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:
а) Целый день летает,
Всем надоедает. (Муха)
б) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы)
Воспитатель:
А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.
Задания для команды «Кузнечики»
а) Пошла…на базар и купила самовар.
Б) Приходите…я вас чаем угощу!
В) Приходили к мухе….
Приносили ей сапожки.
Г) Приходила к Мухе
Бабушка -…
Задания для команды «Бабочки»
а) Вдруг какой-то старичок…
б) Вдруг откуда-то летит
Маленький….
В) Прибегали…
Зажигали огоньки.
Г) Эй….
Бегите по дорожке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.
Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».
Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.
(Представление книжки – малышки «Порхающие цветы»).
Воспитатель: А также дети нашей группы приняли участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».
(Презентация работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка – красавица.)
Музыкальная пауза.
Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова.
Песенка бабочек
Ах, как легка
Жизнь мотылька!
Легче пушинки
И ветерка!
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Мы не вздыхаем,
Не унываем,
Дружно порхаем
И напеваем:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Песенка наша
Так коротка,
Но ведь она
Смысла полна
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Так не вздыхайте
Не унывайте,
Дружно порхайте
И распевайте:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!
Воспитатель:
Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.
«Бабочки»
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела)
Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт.
(Паук)
Воспитатель:
Вопрос для зрителей:
Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых шесть ног, а у паука - восемь)
«Кузнечики»
Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(Кузнечик)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
(Комар)
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Подвижная игра: «Кто быстрей?»
Приглашаются по три участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.
Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).
Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.
Воспитатель:
А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?
Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.
Маша:
Извините меня, пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?( Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)
Воспитатель:
Следующий конкурс – эстафета «Муравейник».
На одном конце зала два обруча с кеглями . На другом конце два свободных обруча. Дети « строят муравейник» на другом конце зала, передавая кегли из рук в руки.
Воспитатель:
А сейчас следующее задание: «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки).
Выходят по 2 человека из каждой команды.
Воспитатель:
Конкурс «Четвертый лишний». Выходят по 2 человека из каждой команды.
«Кузнечики»
(Пчела, муравей, бабочка, божья коровка)
Лишний – муравей, так как он не летает.
«Бабочки»
(Комар, стрекоза, муха, паук)
Паук - так как это не насекомое.
Воспитатель:
Музыкальный конкурс «Частушки». Дети исполняют частушки.
***
Красным, синим, желтым цветом
На лучах цветы цветут –
Много меда этим летом
Пчелы в улья принесут.
***
Мухи в дождик не летают,
Мухи в дождик отдыхают,
Не боятся муки скуки,
Берегут здоровье мухи.
***
Рано утром паучок
Сеть повесил на сучок.
Сеть повесил и молчок:
Ловит муку паучок.
***
Комары – комарики,
Рыжие сударики:
Всюду вьются и толкутся.
И откуда же берутся?
***
Стрекоза – охотница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки!
***
Поздним вечером сверчок
Не ложится на бочок,
А на старой лесенке
Сочиняет песенки.
***
Сеть большую сплел паук
У него ведь восемь рук.
У меня всего лишь две,
Не сплести так ловко мне.
***
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Не дает спокойно есть,
Так и хочет на нос сесть.
Воспитатель:
На этой веселой ноте мы заканчиваем наш КВН.
Ребенок:
Урожай, в саду снимая
Насекомых вспоминая,
Им спасибо говорим,
И за всё благодарим.
Ведь с утра до поздней ночи,
Опыляли все цветочки,
Крылья, лапки не жалели,
Помогали, как умели!
Автор: Леонов В.А.
Воспитатель:
А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!
В конце КВН жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников КВН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого итогового занятия по теме "Насекомые" в старшей группе
Сценарий открытого итогового занятия в старшей группе по теме "Насекомые"...
Конспект занятия с использованием фонетической ритмики по теме:"Насекомые" в старшей группе для детей с ОНР.
Прием фонетической ритмики используется не только для развития диафрагмального и речевого дыхания, но и для развития фонематического слуха у детей с ОНР....
Конспект НОД с использованием ЭОР на тему «Насекомые» в старшей группе
Конспект НОД с использованием ЭОР на тему "Насекомые" в старшей группе...
Проект "Насекомые" в старшей группе
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ....
Конспект сказки « Дюймовочка» к проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе
Конспект сказки « Дюймовочка» к проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе...
Конспект занятия на тему: «Насекомые» в старшей группе.
Расширить представление детей о жизни насекомых; уточнить представления о пользе насекомых....
Проект «Насекомые» в старшей группе
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И мы начали эту работу с самых маленьких оби...