Сценарий открытого итогового занятия по теме "Насекомые" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сценарий открытого итогового занятия в старшей группе по теме "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_stsenariy_otkrytogo_zanyatiya_nasekomye_aprel_2014.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Карелия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей №98 «Сказка»
Сценарий открытого
занятия в старшей дошкольной группе
воспитатель:
Анфимова Елена Ивановна
город Петрозаводск
2014 год
Тема занятия: Насекомые.
Цель: Формировать у детей навыки поисковой деятельности; развивать у детей познавательный интерес; закрепить и систематизировать знания детей о понятии «насекомые».
Задачи:
- Продолжать учить детей сравнивать различные виды насекомых; находить различие и общие признаки; выделять насекомых как класс в мире живой природы.
- Совершенствовать речевые навыки:
- монологической речи: умение составлять рассказ с опорой на мнемосхему;
- диалогической речи: умение вести диалог, отвечая на вопросы полным предложением , задавать вопросы;
- совершенствовать звукопроизношение.
- Формировать у детей навыки общения и взаимодействия друг с другом в ходе занятия.
- Развивать мыслительные процессы: логическое мышление, делать умозаключения на основе наблюдений, фактов по теме занятия.
- Продолжать развивать творческие способности детей, используя различные материал (бумага, пластилин).
- Воспитывать осознанно бережное отношение к объектам природы, закреплять правила поведения в природе.
Наглядный материал:
- картинки с изображением различных видов насекомых;
- игрушки – насекомые разных видов – набор;
- макет лесной полянки из искусственных деревьев, муравейника, насекомых и т. п.
- макет муравейника
- знак поведения в лесу
- мнемосхемы для составления рассказов ( шесть карточек)
- рисуночная схема появления насекомого на свет
- кроссворды по количеству детей
Оборудование:
- магнитная доска и магниты
- магнитофон (аудиозапись «Звуки в лесу» издательства «Детство-Пресс» серия «Звуки живой природы»
- телеэкран для демонстрации презентаций
- смайлики по паре каждому ребенку «Радость « и «грусть»
- костюмы детские «Пчелки» и «Букашки»
- конфеты для угощения детей
- фломастеры
Организационная среда:
- В группе создана лесная полянка из зеленого покрытия и искусственных деревьев, муравейника, насекомых и цветов: Под лепестками цветов спрятаны различные насекомые. По краям «полянки» стоят искусственные деревья, между ними самодельный муравейник. Рядом с муравейником расположена композиция – совместная работа педагога и детей – насекомые из пластилина. На полянке стоит знак с правилами поведения в лесу «Не сори! Не губи! Не шуми!» в Группе на магнитной доске оформлено панно «разноцветные бабочки», изготовленное совместно педагогом и детьми.
- На детских столах размещены листы А4 с кроссвордами, фломастеры.
- На магнитной доске размещены картинки различных насекомых.
- Аудиозапись звуков насекомых в лесу
- мультимедиа презентация «Удивительные бабочки»
Организация детей: Дети перемещаются по группе в ходе занятия из учебной зоны от магнитной доски на «полянку» , отгадывают кроссворд индивидуально, сидя за столами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с гостями. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей! Молодцы! Я вижу у вас замечательные улыбки, какое радостное настроение. Давайте возьмёмся за руки и поделимся друг с другом хорошим настроением.
Звучит аудиозапись звуков насекомых в лесу.
Воспитатель: Дети, представим себе, что мы с вами находимся на лесной полянке. Вам нравится здесь?
Дети: рассматривают полянку, отвечают положительно, им нравится на полянке.
Воспитатель: «Дети, вы чувствуете лесной свежий воздух? Давайте вдохнём его.
Проводит с детьми Дыхательные упражнения: выполняем глубокие вдохи и выдохи.
Воспитатель: А вот паутинка мешает нам пройти, давайте сдуем её.
Дети дуют на воображаемую паутинку.
Воспитатель: В любое место, куда мы приходим, мы соблюдаем определенные правила поведения. О каких правилах мы должны помнить в лесу?
Дети: Называют правила поведения в лесу, указывают на знак: НЕ ГУБИ! НЕ СОРИ! НЕ ШУМИ!. Указывают на знак, установленный около лесной полянки.
Воспитатель: Ребята, а кого мы можем встретить в лесу?
Дети: зверей, птиц.
Воспитатель: Но звери всегда боятся человека и вряд ли они к нам выйдут. Животные, как правило, обходят человека стороной. Птицы, если увидят на полянке такое количество детей, разлетятся. Птицы тоже очень осторожны.
Ребята, а есть ли в лесу такие существа, которые нас не испугаются и может быть не спрячутся?
Дети: Да, насекомые.
Воспитатель: Дети, а кого вы называете насекомыми? Кто это?
Дети: Насекомые - это живые существа. которые имеют тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит их трех частей: голова, грудь, брюшко. На голове – пара усиков, для осязания и обоняния. У насекомых очень сложные глаза из множества крошечных глазков. Ямногие из них умеют летать.
Воспитатель: Дети, а как насекомые появляются на свет?
Дети: используя наглядную схему, рассказывают по ней о этапах развития и появления на свет насекомого на примере бабочки: яйцо-гусеница-куколка-бабочка.
Рассказ ребенка по схеме: «Взрослая бабочка откладывает яйца на какое-нибудь растение. Их яиц появляются гусеницы. Они прогрызают скорлупу яйца и выбираются наружу. Молодая гусеница много ест и быстро растет и превращается в куколку: она ткет себе твердый кокон. Кокон лопается и на свет появляется взрослая бабочка. Крылья у нее еще мягкие и сморщенные, но они быстро высыхают на солнышке.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?
Дети называют: пчела, муравей, бабочка, оса, божья коровка, кузнечик, муха и др.
Показывают картинку на магнитной доске.
Воспитатель: А вы знаете, что насекомых на нашей планете гораздо больше, чем птиц и млекопитающих. Давайте оглянемся вокруг, может быть кто-нибудь увидит где насекомые спрятались на нашей полянке?
Дети находят насекомых на импровизированной полянке (использован набор насекомых из пластика). Рассматривают их строение, определяют название.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о насекомых, читали журналы , энциклопедии, просматривали фильмы, мультфильмы. А чтобы вам было легче составить рассказ о насекомом, будем использовать знакомую вам схему (см. Приложение).
Воспитатель предлагает детям рассказать о любом насекомом по желанию, используя наглядную мнемосхем .
Дети составляют рассказы.
Рассказ ребенка о кузнечике с опорой на мнемосхему из шести карточек.
( Схема в приложении)
- Это кузнечик.
- У него стройное тело, длинные усы, две пары крыльев и длинные задние ноги, которые помогают ему делать большие прыжки. Это насекомое зеленого цвета.
- Живет кузнечик в высокой траве.
- Питается кузнечик зеленой травой. Зубов у него нет, он грызет траву челюстями с твердыми зазубринами.
- Врагов у кузнечика много: птицы, лягушки, хищные насекомые. Спасаясь от врагов кузнечик маскируется под цвет травы.
- Интересный факт: «Поют» кузнечики с помощью крыльев. Они трут крылья друг об друга и получается стрекотание. Стрекочет только самец. У кузнечика ушки на передних ножках.
Дети рассказывают описательные рассказы о насекомых по желанию.
Воспитатель организует динамическую паузу: подвижную игра «Что летает, что ползает» (автор Г. Лаптева).
Воспитатель называет животных, птиц, насекомых. Дети определяют «летает» это, или «Ползает». Если летает – стать на носочки, поднять руки вверх; ползает – присесть, ладони опустить на пол. Если не то и не другое, то просто стоять, опустив руки вдоль туловища.
Воспитатель: А сейчас, дети, успокойтесья, сосредоточтесь и послушайте рассказ – небылицу:
Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот, однажды, одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела. Бабочка полакомилась мухой и выздоровела.
Воспитатель: Дети, что не так в этом рассказе? Найдите ошибки.
Дети отвечают:
- Бабочки не прыгают, а летают
- Не любят летать под дождем
- Не все бабочки перелетают на юг
- Бабочки не питаются мухами.
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательны.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением быстро бегущего Петрушки, что является переходом в следующему заданию: Дети понимают, что сейчас будут проговаривать скороговорки. (Карточки с картинкой и текстом скороговорок в приложении).
Далее: воспитатель проводит игру «Хорошо – плохо» по ТРИЗ- технологии: дети по кругу передают друг другу насекомого. Воспитатель первый передает и дает команды: «Хорошо» или «плохо». Ребенок озвучивает качество хорошее или плохое свойство насекомых:
«Хорошо» | «Плохо» |
Насекомые опыляют растения, иначе не будет плодов и цветов. | Насекомые могут укусить человека, ужалить. (пчела, оса) |
Насекомые дают мед. | Поедают урожай. (саранча) |
Тутовый Шелкопряд дает шелк. | Мешают отдыхать на природе. (комары, оводы) |
Насекомые красивые, люди любуются ими. | Могут заразить смертельной болезнью. |
Некоторые насекомые уничтожают вредителей садов и огородов. Сохраняют урожай. Божья коровка уничтожает тлю. | Есть ядовитые насекомые. |
Лечат животных от их болезней. Например: Черный дрозд, садясь на муравейник, избавляется от паразитов муравьиной кислотой. | Портят уничтожают одежду человека (моль). |
В экзотических странах насекомых используют как украшения, и употребляют в пищу. | Полчища бродячих муравьев поедают все на своем пути. |
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Жучок»
Наш жучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
И жучка на землю смыл. Хлопок ладонями по столу-коленям.
Ладони боковыми сторонами
Солнце стало пригревать прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками
Наш жучок полжет опять, (солнышко светит)
Действия аналогичны
А за ним ползут все детки первоначальным
Чтобы погулять по ветке. Паучки ползают по голове.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому разгадать кроссворд «Насекомые» (задания кроссворда в приложении). Воспитатель читает загадку, дети пишут слово - отгадку в кроссворде под соответствующим номером. Затем Воспитатель проводит мультимедиа презентацию «Необыкновенные бабочки».
В завершении занятия с детьми проводится рефлексия:
Воспитатель: В тарелочках у вас на столах находятся смайлики, они разные. Посмотрим чем они отличаются? (настроением: радость и грусть.)
- Если у вас сегодня на занятии встретились трудности – возьмите грустного смайлика, а если вам сегодня было интересно на занятии, всё понравилось и у вас хорошее настроение-возьмите радостного смайлика. Дети выбирают смайлики и выкладывают их на стол.
Прилетают персонажи «Пчелка» и «Букашка». Приветствуют всех, хвалят за хорошие знания о насекомых и угощают детей медовыми конфетами.
Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое итоговое занятие в первой младшей группе по теме «Осень»
Открытое итоговое занятие в первой младшей группе по теме «Осень»Автор: Найданова Светлана АнатольевнаМДОУ "Детский сад №18" г.СаранскОткрытое итоговое занятие в первой младшей группе по теме «Осень»П...
Открытое итоговое занятие для родителей подготовительной группы на тему: «Страна первоклассников»
Цель: закрепление ранее изученного материала.Задачи: - создать условия для активности, самостоятельности, проявления субъектной позиции в познавательной деятельности;- выявить уровень знаний дете...
Открытое итоговое занятие для родителей подготовительной группы на тему: «Страна первоклассников»
Цель: закрепление ранее изученного материала.Задачи: - создать условия для активности, самостоятельности, проявления субъектной позиции в познавательной деятельности;- выявить уровень знаний дете...
открытое итоговое занятие по ФЭМП средняя группа
Занятие проводилось с использованием ИКТ...
Открытое итоговое занятие НОД в старшей разновозрастной группе
Цели: формировать и закреплять понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.Задачи:- закреплять умения определять время по часам с точностью до одного часа...
Сценарий открытого итогового занятия "Пять ключей"
Обобщение, закрепление и систематизация знаний детей полученные в течение года...
Сценарий открытого (итогового) занятия в средней группе "В гостях у Петрушки"
Сценарий открытого занятия в средней группе "В гостях у Петрушки" включает в себя различные виды деятельности на музыкальном занятии....
Комментарии
Сценарий занятия
Данный сценарий занятия подготовлен в сооветсвтвии с требованиями конкурса "Мой лучший урок", участвовал в конкурсе.