Планирование по теме "Зима"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Перспективное планирование в подготовительной группе "Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
period_zima.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Зима с 14.12.2019г. по 15.01.2021г.
Зимние месяцы. Деревья. С 14.12 по 18.12.2020г.
Зимние виды спорта с 21.12 по 25.12.2020г.
Новогодний праздник с 28.12 по 31.12.2020г.
Святки. Зимние забавы с 11.01. по 15.01.2021.)
Цель: Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.
Итоговое мероприятие: Праздник «Новогодний маскарад». Фотовыставка «Зимние чудеса»
Работа в группе: Выставка рисунков «Зимний пейзаж». Украшение группы к Новому году. Оформление мини – музея «Символ года»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Сроки | Форма | Тема | Ответственный |
1-я неделя | Консультация | Поговорим о детской дружбе |
Воспитатели |
2-я неделя | Беседа | Откуда опасность? | |
3-я неделя | Посещение семьи | Изучить условия, созданные для сохранения здоровья ребенка | |
4-я неделя | Наглядно – текстовая информация | Народные традиции |
Планирование организованной образовательной деятельности (сетка НОД)
д/н | Образовательная деятельность | Зимние месяцы. Деревья | Зимние виды спорта |
пн | 9.25. Развитие речи 10.05. Рисование 10.45. Физическая культура 15.45 Творческая мастерская | 14 Развитие речи. Пересказ рассказа «Зима». Рисование «Деревья в инее». | 21 Развитие речи. Рассказывание по картине «Вот так покатался». Рисование «Зимние забавы». |
вт | 9.00. Музыка 9.40. ФЭМП 10.20. Лепка/ аппликация 15.40 Детская студия 17.15 Д/О «Веселый фитбол» | 15 ФЭМП Декабрь 8 Аппликация «Зимняя берёза». | 22 ФЭМП Январь 2 Аппликация «По замыслу» |
ср | 9.25. ФЭМП 10.05. Ознакомление с окружающим миром 10.45. Музыка 15.20. Опыты эксперименты 17.05. Д/О «Ты + Я = друзья» | 16 ФЭМП Январь 1 Ознакомление с окружающим миром «Идёт волшебница зима». | 23 ФЭМП Январь 3 Ознакомление с окружающим миром «Профессия – спасатель МЧС». |
чт | 9.00. Рисование 9.40. Развитие речи. Обучение грамоте 12.00. Физическая культура на воздухе 15.40 С/р игра 17.15. Д/О «Карамелька» | 17 Развитие речи. Обучение грамоте. «Звук Т, буква Т» Рисование «Зимний пейзаж». | 24 Развитие речи. Обучение грамоте. «Гласный звук И, буква И» Рисование «Лыжная прогулка». |
пт | 9.25. Развитие речи 10.05. КМД 10.45 Физическая культура 15.40. Труд | 18 Развитие речи. «Назови слова». КМД «Столик и скамейка для нашего участка». | 25 Развитие речи. Составление рассказа на тему «Зимние игры». КМД «По замыслу». |
Д/н | Образовательная деятельность | Новогодний праздник | Святки. Зимние забавы |
пн | 9.25. Развитие речи 10.05. Рисование 10.45. Физическая культура 15.45 Творческая мастерская | 28 Развитие речи. Составление рассказа на тему «Что за праздник новый год». Рисование «Дед и баба вылепили снегурочку». | 11 Развитие речи Рассказ воспитателя «Зимние праздники на Руси». Рисование «Как весело было на новогоднем празднике». |
вт | 9.00. Музыка 9.40. ФЭМП 10.20. Лепка/ аппликация 15.40 Детская студия 17.15 Д/О «Веселый фитбол» | 29 ФЭМП Январь 4 Лепка «Дед Мороз» | 12 ФЭМП Январь 5 Лепка «Дети играют в снежки». |
ср | 9.25. ФЭМП 10.05. Ознакомление с окружающим миром 10.45. Музыка 15.20. Опыты эксперименты 17.05. Д/О «Ты + Я = друзья» | 30 ФЭМП Январь 4 Ознакомление с окружающим миром «Новогодние обычаи» | 13 ФЭМП Январь 5 Ознакомление с окружающим миром «Зимний лес» |
чт | 9.00. Рисование 9.40. Развитие речи. Обучение грамоте 12.00. Физическая культура на воздухе 15.40 С/р игра 17.15. Д/О «Карамелька» | 31 Развитие речи. Обучение грамоте. Согласный звук З, буква З» Рисование «Новогодний город» | 14 Развитие речи. Обучение грамоте. «Звук В, буква В» Рисование «Лепим снеговика» |
пт | 9.25. Развитие речи 10.05. КМД 10.45 Физическая культура 15.40. Труд | 15 Развитие речи Составление рассказа «Не боимся мы мороза» КМД «Горка» |
Игровая деятельность:
Дни недели | Дидактические игры | сюжетно-ролевые игры | Игры с правилами |
1-я неделя | «Приметы зимы» Цель: уточнить представления детей о зимних приметах, активизировать словарь по теме. «Для чего, что нужно»- упражнять в выяснении каких предметов больше (меньше) путем приложения. «Части суток»- закрепить представление о частях суток, их характерных особенностях этикета.
«Подбери действие» Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
«Найди такой же» - способствовать развитию восприятия, умению выделять разные свойства предметов «Какой лёд?» - дети дают описание льда. Цель – научить детей подбирать относительное прилагательное, расширить их словарный запас. | «Путешествие в зимний лес» Задачи: Развитие воображения, развитие речи, развитие творческого мышления Ход П: Дети, сегодня мы с вами поедем на автобусе в зимний лес! Вы, пожалуйста, оденьтесь потеплее, потому что там холодно, возьмите с собой чай и бутерброды, чтобы покушать. Еще мы с вами можем встретить в лесу белочку, так что давайте, возьмем орешки, чтобы её там покормить. Мы с вами поиграем в лесу в снежки, покатаемся на лыжах, и слепим снеговика. Нам нужен водитель, кондуктор и кассир. Давайте посчитаемся! П: Водитель и кондуктор садятся в автобус, кассир идет в кассу (водителю и кондуктору одеваются жилетки; водителю выдается микрофон, кассиру билеты). Остальные у нас будут пассажирами. Вот вам, пассажиры, монетки, идите в кассу и купите там себе билеты. Когда идете в кассу, говорите кассиру «Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, билет на автобус в зимний лес», даете кассиру монетку, кассир дает вам билетик и говорит «Возьмите билет, пожалуйста». Когда все пассажиры купят себе билет, кассир тоже купит себе билет и пойдет в автобус. Все пассажиры идут в автобус, предъявляют билеты кондуктору. Кондуктор рвет билетики и пропускает пассажиров в автобус. Все усаживаются. Водитель объявляет в микрофон «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка «Зимний лес»», и имитирует вождение автобуса. Все, мы приехали! Водитель, объявляй остановку «Остановка, зимний лес». (педагог просит детей все фразы проговаривать правильно, при затруднении, несколько раз) П: Всё, мы приехали! Завернемся потеплее в наши шубки, возьмем с собой орешки для белочки, и выходим из автобуса. Ой, какие сугробы вокруг! Осторожно, не упадите. Ой, а чьи это следы? Д: Это ежик! П: А что делает ежик? Д: Он спит. П: А почему он спит днем? Д: Он спит всю зиму. И просыпается только весной. П: Ладно, не будем ежика будить, пойдем дальше…идите за мной, никуда не отходите, а то можете заблудиться в лесу! А чьи это следы? Д: Белки( зайца и др.) П: Пошли дальше! А что это тут у нас? Это чья-то берлога. Только не шумите, вдруг разбудите кого-нибудь. П: Пошли дальше. Ой, смотрите, какая красивая большая полянка! Давайте слепим снеговика! (Педагог делает вместе с детьми движения, имитирующие катание снежного шара) Теперь давайте поиграем в снежки (Педагог выполняет движения, имитирующие игру в снежки) Молодцы! А теперь давайте на лыжах покатаемся. (Педагог выполняет движения, имитирующие катание на лыжах) Молодцы! Ладно, скоро нам уже домой, так что пошли дальше. П: Ребята, а что это за звук вы слышите? Д: Это метель начинается! П: Дети, побежали скорее в автобус, а то сейчас начнется метель, мы не сможем найти обратную дорогу и я уже замерзла, а вы нет? Д: Мы тоже! (Педагог и дети возвращаются обратно в автобус) П: Доставайте скорее свои термосы с чаем, бутерброды, давайте греться и кушать. (Педагог имитирует движения еды и питья и спрашивает у каждого ребенка, с чем у каждого бутерброд, это развивает воображение у детей) (Педагог подсказывает водителю его действия) Подведение итогов | «Найди пару» Задачи: совершенствование умения составлять пары снежинок по заданию, развитие внимания, наблюдательности. «Назови какие предметы одежды знаешь» - с мячом «Наоборот» Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. «Угадай, что в мешочке» Описать признаки, воспринимаемые на ощупь. |
2-я неделя | «Подбери пиктограмму» Цель: закреплять знания детей об олимпийских зимних видах спорта. Необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его. «Четвертый лишний» Цель: учить называть и различать зимние и летние виды спорта «Угадай, что в мешочке» учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. | «Спортивная школа» Задачи: Расширять и закреплять знания детей об окружающем; совершенствовать речевое общение детей в игре. Ход. Сюрпризный момент – почтальон приносит письмо, в котором говорится об открытии спортивной школы. Воспитатель предлагает детям посетить ее. Дети, я приглашаю Вас посетить спортивную школу. Отправимся мы в поездку на автобусе. Для этого повторим дорожные знаки (пункт питания, пункт первой помощи, осторожно дети, пешеходный переход, проход закрыт, проезд закрыт) -Дети, займите свои места в автобусе. (Ребёнок надевает шапочку шофёра, берёт руль и дети едут на спортивную базу.) Дети выходят из автобуса, строятся в одну шеренгу. Вот мы на территории спортивной школы. -Дети, все спортсмены должны пройти медицинское обследование (Ребенок надевает халаты – врача, три девочки – медсестры. Врач проводит обследование, медсестры меряют температуру, измеряют давление, заполняют карты с результатами осмотра.) Все дети допускаются для занятий в спортшколе. Вначале проводится небольшая разминка (ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках). По команде воспитателя – директора дети расчитываются на 1, 2, 3-Й. Каждая тройка спортсменов проходит на свой вид секции. Дети, после физических упражнений у вас усилилось сердцебиение, значит участился и пульс давайте проверим. (Проводятся упражнения на восстановление дыхания). Появляется корреспондент газеты «Спорт». Он берет интервью и делает фотографии детей. Воспитатель, взявший на себя роль директора спортшколы, помогает тренерам в организации детей. После физической нагрузки я предлагаю вам сделать массаж. Воспитатель предлагает детям вернуться обратно в детский сад. Дети садятся в «автобус». | Лото «Снаряди спортсмена». Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов. «Собери картинку» Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания об объектах природы края и их особенностях., Игровое правило: За определённое время правильно собрать из частей (3,4,5,6) целую картинку |
3-я неделя | «Подскажи словечко» Развивать слуховое внимание На что похож предмет? Формировать представления детей о том, что предметы схожи с фигурами. «Наряди ёлку» Учить подбирать слова с заданным звуком и определять звука в слове (начало, середина, конец). «Назови свой адрес». Закрепить знание своего адреса, города. | «Праздник в семье» Расширять представления детей о празднование нового года. Закреплять знания о том, как принимать гостей. Учить общаться между собой.Воспитывать дружелюбие. Роли: домовенок «Кузя», семья: мама,папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. гровые действия:Cюрпризный момент – приходит домовенок «Кузя», рассказывает детям, что новый год – это праздник который отмечают в семье. Предлагает поиграть в игру и устроить свой праздник который отмечают в семье. Дети соглашаются. Домовенок «Кузя» интересуется, какие подарки дарят, и кто приходит в гости? Спрашивает, что главное украшения нового года? Как ведут себя в гостях? Предлагает расспределение ролей считалочкой: Игровые ситуации: «Подготовка и прием гостей», Мама с бабушкой накрывают на стол», «Папа с дедушкой наряжают елку», «Гости готовят подарки подарки», «Празднование нового года». | «Отвечай быстро» - развитие гибкости и быстроты мышления, развитие творческих способностей, речи. «Вчера, сегодня, завтра» продолжать развивать временные представления. «Найди отличия» Закрепить у детей умение находить отличия «Что сначала, что потом?» - закрепить знания о временах года. | |
4-я неделя | «Эти праздники народные" Закрепить представления детей о народных праздниках (Рождество и святки-колядки) «Ассоциации» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата. «Найди спрятанную игрушку» - Закрепить умение ориентироваться в пространстве. «Назови птицу» - узнавать и называть зимующих птиц. | «Почта» Задачи: Развивать инициативу, формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Ход. Воспитатель вносит в группу конверт. Ребята, сегодня в почтовом ящике я нашла странное послание! Что же это такое. (Ответы детей). Воспитатель. Хорошо, мы отправляем письма, получаем посылки, а кто нам в этом помогает (Дети предлагают разные варианты-выбираем). Воспитатель. Наши бабушки, дедушки и другие родственники живут в разных местах,а как же они узнают, о наших делах,мы справляемся о их здоровье и т. д. (Ответы детей) В: Правильно, если написать письмо и отправить по адресу, можно пообщаться с друзьями. Написать письмо мало Надо, чтобы оно дошло до адресата и в этом нам поможет…Ответы детей В; А не попробовать ли и нам отправить свои послания. По инициативе детей разворачиваем сюжет игры, распределяют роли сами дети (Оператор в окошке по приему корреспонденции, почтальон по доставке,сборщик корреспонденции из почтовых ящиков и т. д.) Воспитатель. Помогает детям приготовить атрибуты для игры, задавая наводящие вопросы типа ;Что можно использовать для почтового ящика (часть детей его создает,как правильно разместить почтовые отделы и т | «Загадай, мы отгадаем» - закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки. «Скажи по-другому». Учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению. «Какая? какой? какое?». Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. |
Детская студия:
Теневой театр «Заюшкина избушка» Развивать у детей творческое воображение, закреплять знание сказки.
Ход: Воспитатель: «Ребята сегодня мы с вами вспомним сказку «Заюшкина избушка». Вы поможете мне её рассказать? (Да)Только я вам её не просто расскажу, но и при помощи вас покажу. Теневой театр - это театр, который показывают с помощью теней(показывает), яркой лампы и вот такой ширмы (демонстрирует детям). Начнём наш театр?(Да)
Давайте сначала вспомним сказку с помощью книги. Рассматривают книгу, воспитатель задаёт вопросы:
Какая у лисы была избушка? (ответы детей)
А у зайки? (ответы детей)
Что случилось с избушкой лисы? (ответы детей)
Почему зайка впусти к себе в домик? (ответы детей)
Что сделала лиса? (ответы детей
Кто первый хотел выгнать лису? (Второй и т.д. ) (ответы детей)
Кто смог выгнать лису? (ответы детей)
Затем воспитатель ещё раз рассказывает сказку, а дети показывают, используя теневой театр.
Воспитатель:
- Дети вам понравился наш театр?
-Как называется этот вид театра?
-К какой сказке мы показывали театр?
Давайте теперь поиграем в «Заиньку». Все ребята становятся в хоровод, выбирается один заяц, он становится в середине. Все ребята водят хоровод и говорят слова:
Ой , заинька. Ой ,серенький
Ты пойди да попляши, себе друга найди.
После этих слов зайка выбирает одного из детей и танцует с ним, а остальные им хлопают. Далее выбирают другого зайчика и всё повторяется вновь.(игра повторяется 3-4раза)
Где мы были, мы не скажем
Способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение согласованным действиям.
Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог помогает н6айти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
Сочиняем новую сказку
Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы.
План:
1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» [3].
2. Беседа по содержанию.
3. Сочинение продолжения сказки.
ХОД. Педагог встречает детей и говорит, что сегодня их ждет новая сказка «Кораблик» В. Сутеева, Читает сказку, по окончании которой задает вопросы:
Все ли герои сказки были настоящими друзьями?
Почему лягушонок не захотел строить кораблик и помочь своим друзьям, а стал смеяться над ними?
Как вы думаете, весело ли было мышонку, цыпленку, муравью и жучку, когда они плыли по речке?
Далее педагог проводит физкультминутку:
Друзья все вместе спозаранку
Утром делают зарядку.
Дружно, дружно потянулись,
Раз — нагнулись, два — нагнулись,
Руки шире разведем
И наклонимся потом.
Встали дружно, раз-два,
И закончилась игра.
Повторяется 2—3 раза.
После этого воспитатель предлагает детям пофантазировать, что могло произойти с героями сказки и чем могло закончится их путешествие. В ходе придумывания сказки педагог по мере надобности помогает ребятам выстроить ее сюжет.
По окончании занятия воспитатель хвалит детей за получившуюся интересную сказку и прощается с ними.
Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем
Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).
План:
1. Погружение в сказку, придуманную детьми.
2. Пантомимическая игра «Узнай героя».
3. Драматизация сказки.
Педагог встречает детей и напоминает, что их ждет встреча со сказкой, которую они сочиняли на прошлом занятии и где героями были муравей, лягушка, мышонок, жук, цыпленок. Просит детей вспомнить и пересказать эту сказку еще раз. (Дети пересказывают сказку, сочиненную ими.)
После этого воспитатель предлагает придумать название сказки.
Далее проводит игру «Узнай героя». Дети, по желанию, задумывают героя из сказки и показывают его с помощью мимики и жестов. Остальные должны отгадать, кто это. Параллельно с этим идет обсуждение, по каким характерным признакам дети узнали героя и какие средства выразительности им в этом помогли.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в сказку, которая получилась у них. Для этого они самостоятельно распределяют роли, определяют игровое пространство (педагог, по мере необходимости, помогает детям, если возникают конфликты или проблемы с распределением ролей).
По окончании сказки дети по просьбе взрослого оценивают друг друга. Педагог поощряет их за старание, исполнительские умения и прощается с ними.
Коммуникативная деятельность:
Беседа «Пришла зима» Обобщать представления о зимних явлениях в живой и неживой природе; учить устанавливать связи и закономерности
Рассматривание картин: «Зима» И. Шишкина; «Сказка инея», «Февральская лазурь» И. Грабаря «Зимний вечер» – Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
Беседа «Зимние виды спорта» Расширять и уточнять представления детей о зимних спортивных играх и забавах.
Знакомство с народными играми и забавами. Рассматривание: сюжетных и предметных картинок, иллюстраций по теме
Беседа-рассуждение «Почему снег не тает» Развивать речевую активность, умение рассуждать.
Диспут – как стать олимпийским чемпионом! Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру. Самостоятельно находить для этого различные речевые средства, учить рассуждать и быть убедительным в своих рассуждениях.
Ситуативная беседа о главном символе нового года. Углублять представления о традициях празднования нового года; продолжать развивать речь, как средство общения.
Рассматривание фото-иллюстраций и картин о новогоднем празднике.
Загадывание загадок.
Рассказ воспитателя «Новогодние традиции разных народов мира» - Познакомить детей с новогодними традициями других народов.
Беседа «Колядки на Святки». Познакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициям; подготовить к восприятию фольклорного праздника.
Ситуативный разговор «Если б не было зимы» Развивать умение отстаивать свою точку зрения, учить слушать других.
Познавательно-исследовательская:
Экскурсия:
Экскурсия в зимний парк (зимующие птицы)
Цель: Формировать знания о зимующих птицах, чем они питаются, где живут, как люди помогают птицам в зимнее время.
Оборудование: кормушки, угощение для птиц (хлебные крошки, семечки, пшено, кусочек сала, силуэты зимующих птиц.
Ход: по дороге в зимний парк обратить внимание детей на состояние погоды (холодно, морозно). Какое небо (хмурое, серое). Как светит солнце? (светить, но не греет).
В парке обращаю внимание детей на деревья.
Дети: Посмотрите, зимующие птицы сидят.
Воспитатель: Эти птицы остаются у нас зимовать. Живут рядом с человеком. Люди их кормят.
Дети перечисляют птиц, которых увидели.
Воспитатель: Почему именно эти птицы зимуют?
«Зимний парк стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в парк ходите,
Тайны парка не будите.»
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте, ребята послушает тишину зимнего парка, насладимся его красотой и попрощаемся с ним.
Опыты, эксперименты:
«Знакомство со свойствами стекла и пластмассы»
Учить узнавать, делать выводы, характеризовать свойства стекла и пластмассы. Развивать логическое мышление, познавательную деятельность. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности
Вывод: Стекло – гладкое, твёрдое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжёлое, холодное.
Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, лёгкая, тёплая.
«Ледяные игрушки»
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности; расширять представления детей о свойствах снега.
Для этого опыта я приготовила для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки, оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замерзли, нужно время. Поэтому, я заранее приготовила для вас ледяные игрушки с веревочками и предлагаю украсить нашу веранду.
«Цветы лотоса»
Для этого опыта нам понадобится лист плотной цветной бумаги, ножницы, простой карандаш.
Нарисуйте и вырежьте «цветок лотоса» и закрутите его лепестки при помощи карандаша кверху. Получится бутон «цветка лотоса». Опустите цветок на воду, налитую в таз.
Буквально на ваших глазах лепестки цветков начнут распускаться.
Вывод: лепестки раскрылись, потому что бумага намокла и стала тяжелее, а утонул бумажный цветок тоже по той же причине, потому что бумага сильно намокла.
«Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Наблюдения за живой природой (животный и растительный мир) | Наблюдения за неживой природой | Наблюдения за трудом взрослых |
Наблюдение №1 за зимующими птицами Цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения: Обратить внимание на поведение птиц. Назвать птиц, прилетающих на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти по больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Наблюдение №2 за воробьями Цели: формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами, вызвать желание помогать птицам в зимний период. Ход наблюдения: Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Нужно заботиться зимой о птицах, кормить их, делать кормушки. Наблюдение №3 за домашними животными зимой Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище), воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения: Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Наблюдение №4 за снегирями Цель: закрепить знания о птицах. Ход наблюдения: Набросать ягод рябины и понаблюдать, как снегири слетятся на ближайшие ветки деревьев. Отметить характерные признаки птиц. Напомнить, что зимой снегири перебираются жить поближе к жилью человека. Беседа. -Почему снегири имеют красную окраску? -Как называются птицы, которые зимуют с нами, не улетают на юг? (Зимующие). -Как живут птицы зимой? -Чем питаются? -Почему надо подкармливать птиц зимой? -Почему зимой чаще всего птицы умирают не от холода, а от голода. Наблюдение №5 за растениями Цели: закрепить знания детей о растениях; развивать наблюдательность. Ход наблюдения: Обратить внимание на выпавший снег. Если не видно нигде травы, то раскопать снег, найти оставшуюся побуревшую листву и траву. Спросить, почему трава так выглядит зимой. Как называется сказка, где дед Мороз укрывает озимую пшеницу периной из снега? | Наблюдение №6 Зима – красивое время года Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы закрепить умение детей различать характерные приметы начала зимы. Ход наблюдения: Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Обратить внимание на снежный покров. Найдите на нашем участке приметы зимы. Наблюдение №7 Морозный солнечный денек Цели: формировать у детей представление о зиме, познакомить со свойствами зимнего солнца. Ход наблюдения: В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа Отметить какое солнце. Вспомнить какое оно было вчера. Солнце не греет, не поднимается высоко. Наблюдение №8 «где, чей след?» Цели: развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, расширять умение различать следы птиц и зверей по форме. Ход наблюдения: На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц и животных. Спросить, кто еще может оставить следы. Наблюдение № 9 за снегом. Цели: закрепить знания о свойствах снега, - умение анализировать, проводить опыты, - умение самостоятельно делать выводы. Ход наблюдения: Обратить внимание детей на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть, как красиво укрыл знакомые места. Спросить, что лежит на заборе, колесах, бревнах, ступеньках, крыше? Наблюдение №10 за снегопадом Цели: закрепить знания детей о сезонном явлении – снегопадом, развивать наблюдательность. Ход наблюдения: Много снега насыпало кругом. Снег лежит и на скамейках, и на столиках, и на дорожках. Снежинки падают – это снегопад. Обратить внимание детей на строение снежинки. В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить рассмотреть снежинку. | Наблюдение №11 за грузовым транспортом Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение. Ход наблюдения Для чего люди используют грузовые автомобили? К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. На какой цвет светофора едут автомобили? Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? Сколько цветов у светофора? Наблюдение №12 за трудом дворника Он с утра пораньше встанет, Веник в руки возьмет, И дорожки подметёт. Кто это? - Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник»? - Я предлагаю вам выучить стихотворение про дворника. Встанет дворник на заре, Всё очистит во дворе И кусты обрежет сам. Красота на радость нам! - Ребята, в конверте лежат загадки, они вам подскажут, какие инструменты для работы нужны дворнику. - Молодцы. А сейчас я вас приглашаю познакомиться с нашим дворником и посмотреть, как он трудится. Дети вместе с воспитателем подходят и наблюдают за работающим дворником. - Что делает дворник на территории детского сада? - Какие орудия труда он использует для своей работы? - Какую работу выполняет дворник осенью? - Нужна ли работа дворника людям и природе? - Ребята, вы правильно всё рассказали о труде дворника. На территории детского сада всегда чисто и красиво. - Как мы можем помочь дворнику? - Предлагаю вам пройти на свой участок и помочь нашему дворнику в уборке территории детского сада. Наблюдение №13 за пожарной машиной. Почему она красного цвета? Вспомнить правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Рассказать о пожарной сигнализации в детском саду. Наблюдение № 14 за легковым транспортом Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. Ход наблюдения Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части. На какие группы можно поделить весь транспорт? Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей? Как автомобили влияют на окружающую среду? Чем полезен транспорт? Чем вреден транспорт? Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.) Каких автомашин больше в нашем городе? Почему? |
Восприятие художественной литературы: (чтение, обсуждение, разучивание)
Автор | Название произведения | |||
Заучивание пословиц | Зима – не лето, в шубу одета. Зимой солнце светит, да не греет. Зима без мороза не бывает. Береги нос в большой мороз. Больше снега – больше хлеба. Снег глубокий – хлеб высокий. Понимать образные выражения пословиц. | |||
Заучивание В. Коркина | «Пришла веселая зима» Развивать память, речь. | |||
РНС сказка | «Снегурочка» развивать умение оценивать поступки героев. | |||
И. Сурикова | "Зима" закреплять знания о зиме. | |||
В.Одоевского. | «Мороз Иванович»» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения | |||
Бр.Гримм | «Госпожа Метелица» | |||
Е.Трутенева
| «Первый снег» Учить детей интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительные выразительные средства | |||
С.Маршак | «Двенадцать месяцев» прививать любовь к литературе. | |||
И. Никитин | «Встреча зимы», | |||
С. Есенин | ««Белая береза», «Пороша» учить видеть красоту в природе посредством стихотворений. | |||
А.С. Пушкин | «Евгений Онегин» отрывок «Зима! Крестьянин торжествуя...» | |||
Н. Носов | «На горке», «Забавы зимой», «Снежная баба» Продолжать знакомить детей с зимой, как со временем года, прививать любовь к чтению. | |||
А. Прокофьев | «Как на горке, на горе» | |||
О. Чусовитина | «"Когда Новый год?" | |||
Разучивание: | Пальчиковая гимнастика. Наша семья (По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. | Динамическая пауза СНЕЖИНКИ На поляну, на лужок Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок. Закружился снежок, Пляшут пушинки, Белые снежинки. | Считалка Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон |
Трудовая:
Дни недели | хозяйственно-бытовой труд | труд в природе | самообслуживание | поручение, дежурство |
1-я неделя | «Чистые салфетки» Прививать желание помогать взрослым, формировать умение правильно намыливать салфетки, промывать их под водой, выжимать. | «Сгрести снег к деревьям» Прививать любовь к труду. Воспитывать желание помогать взрослым, учить работать сообща. | «Кто быстрее соберется на прогулку» Закрепляем, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности. | «Раздать ложки и вилки к обеду» - формировать умение накрывать на стол. |
2-я неделя | «Протирка спортинвентаря» Научить правильно пользоваться намыленными тряпочками, прививать желание содержать снаряды в чистоте. | «Подмести снег в беседке». Научить пользоваться веничками | «Правильно застилаем постель» Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, | «Полить комнатные растения» Закреплять умение пользоваться лейкой |
3-я неделя | «Протираем подоконники, мебель». Аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы. | Уход за листьями растений Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. | «Смена грязных полотенец». Поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. | «Уборка в уголке природы». Закреплять умения и навыки ухода за растениями. Воспитывать желание трудиться. |
4-я неделя | «Моем стульчики» Воспитывать трудолюбие, учить аккуратно выполнять трудовые действия. | «Подсыпать корм в кормушки» Воспитывать трудолюбие. Желание заботиться о птицах. | «Чистые руки» Совершенствовать умение правильно мыть руки перед едой, пользуясь алгоритмом. | Поручение «Наведем порядок в спортивном уголке.» Развивать желание вместе с взрослыми выполнять посильные трудовые поручения. |
Конструирование
-Конструирование (из строительного материала) «Столик и скамейка для нашего участка». Продолжать учить конструировать из деталей конструктора по рисунку.
- Конструирование «По замыслу». Закрепить навыки творческого конструирования из строительного материала.
-Конструирование. «Горка» Закрепить умение детей строить постройку по плану.
Изобразительная: «Творческая мастерская»
«Снежинка» (из манки) Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
«Изготовление елочных украшений» Продолжать учить детей работать с разным материалом, развивать творческое мышление, воспитывать нацеленность на результат.
«Фонарики на елку»
Учить надрезать бумагу по контуру, скреплять и украшать поделку
«Дед мороз». Учить работать в технике оригами.
Музыкальная:
Дни недели | слушание | пение | музыкальные игры |
1-я неделя | «В лесу родилась елочка» | «Маленькой елочке…»Закреплять слова песни. | «Я на горку шла» - учить ритмично исполнять мелодию на различных музыкальных инструментах, слушать товарищей, руководствоваться командами дирижера |
2-я неделя | «Коньки» сл. З. Петровой «Три белых коня». | «В лесу родилась елочка» | «Повтори ритм». Развивать слуховое внимание, чувство ритма. |
3-я неделя | Слушание песен о зиме. Воспитывать у детей эмоциональный отклик | «Волшебный сундучок» Закреплять слова, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. | «Передай эту песенку по кругу» Развивать стремление к физическому и психологическому раскрепощению, свободе движений. Формирование ритмической организации. |
4-я неделя | «Снежинки», В. Шаинского | «Коляда» знакомство с народными традициями | игра «Лесенка-чудесенка» М/и «Угадай песню» Развивать музыкальную память. |
Двигательная:
Комплекс утренней гимнастики
Упражнения с кольцом (кольцеброс)
2. И. п. – ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке внизу Руки выпрямить вперед, переложить кольцо в левую руку, опустить руки.
3. И. п. – ноги слегка расставлены, кольцо в обеих руках у груди. Присесть, положить кольцо на пол, выпрямиться, руки убрать за спину; присесть, взять кольцо, вернуться в исходное положение.
4. И. п. – сидя на пятках, кольцо в обеих руках внизу. Выпрямиться, поднять кольцо в прямых руках над головой, вернуться в исходное положение.
5. И. п. – ноги слегка расставлены, кольцо на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кольца, с небольшой паузой.
6. Игровое упражнение «Воробышки и кот».
Дети-воробышки находятся в домике (за чертой), а кот (воспитатель) – в центре зала (сидит на стульчике). Воробышки разлетаются по всему залу, а на сигнал воспитателя: «Кот!» воробышки убегают, стараясь быстро попасть в свой домик.
7. Ходьба в колонне по одному за хитрым котом.
Комплекс гимнастики после сна
1. "Потянемся"
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
- руки в стороны;
- руки вверх;
- руки в стороны;
- И.п.
2. "Наклоны вперед"
И.п. сидя, ноги врозь, руки внизу.
- наклониться, достать руками носки ног;
- И.п.
3. "Хлопок за ногой"
И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
- поднять прямую правую ногу вверх хлопнуть в ладоши за
ногой.
- И.п.;
- 4 - тоже с левой ногой.
4. "Хлопок над головой"
И.п. сидя на пятках, руки на поясе.
- руки через стороны вверх, хлопок прямыми руками над
головой, подняться на колени.
- И.п.
5. "Птичка"
И.п. лежа на животе, руки перед грудью, согнуты в локтях, лежат на кровати, ноги вместе.
- выпрямить руки, голову вверх, прогнуться;
- И.п.
6. "Прыжки"
И.п. стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки, ноги в стороны, вместе.
Упражнение на дыхание . Закаливание.
Дни недели | физические минутки | динамические паузы |
1-я неделя | Ёлка. Наша ёлка велика (круговое движение руками), Наша ёлка высока (встать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки), Достаёт до потолка (потянуться). Будем весело плясать. Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять! | ПО СУГРОБАМ Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем. |
2-я неделя | Вверх рука и вниз рука Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) | ЗАЙЧИКИ Зайцы скачут: Скок – скок – скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз, согнуться – разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка. |
3-я неделя | Вышел зайчик. Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы А теперь замрем и мы! (Дети садятся.) | Я мороза не боюсь Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.) С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.) Подойдет ко мне мороз, (Присели.) Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.) Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.) Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.) |
4-я неделя | На дворе у нас мороз На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.) Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.) | ЗАРЯДКА Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик. Раз – сюда. Два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора! |
Подвижные игры
1. «Бездомный заяц», «Ловишки», «Краски». Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения.
2. «Гори, гори ясно!», «Копилка Деда Мороза»
Учить народным играм.
3. «Третий лишний», «Два Мороза»
Учить самостоятельно организовывать знакомые игры.
4. День и ночь
Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.
У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День! » дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.) . По команде «Ночь! » - замереть в той позе, в которой застала ночь.
5. Линеечка
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.
6. "Охотники и зайцы", "Мороз-красный нос"
Развивать быстрый бег.
7. Рыбаки и рыбки
Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.
8. Снежная королева
Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.
9. «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
10. «Гори, гори ясно! »
Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
11. «Ловишки из круга»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг
12. «Ловишки с мячом»
Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
13. «Найди, где спрятано? »
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
14. «Хитрая лиса»
Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
15. «Удочка»
Цель: развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле.
16. «Снежинки и ветер"
Развить умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развить воображение.
17. "Великаны и гномы"
Упражнять детей действовать по сигналу.
Основные виды движений.
Ходьба спиной вперед.
Ходьба гимнастическим шагом.
Чередование разных видов ходьбы.
Прыжок вверх на двух ногах на месте с поворотом кругом.
Прыжки вверх, смещая ноги вправо, влево.
Прыжки вверх из глубокого приседа.
Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (более 20 раз).
Бросание мяча вверх ловля одной рукой (более 10 раз).
Бег в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками).
Бег широким шагом через препятствия высотой 10-15 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе
Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...
- Мне нравится (2)