Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Осень".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мосман Елена Александровна

Формирование представлений детей о периодах осени и их характерных особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_temu_osen_razvitie_rechi.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема НОД: «Осень».

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (развитие речи).

Образовательные задачи:

  • Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
  • Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад).
  • Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
  • Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).
  • Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя в речи эпитеты.

Развивающие задачи: 

  • Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.

Воспитательные задачи: 

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Словарная работа: дубок, березка, листопад.

Вид деятельности: игровая, двигательная, познавательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: обучающая ситуация.

Материалы и оборудование: корзинка с разноцветными листьями разных деревьев; мольберт; репродукции картин русских художников; бумажные листья с написанными на них предложениями; контейнеры с фишками для анализа предложений; серия сюжетных картинок.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый.
  • Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.
  • Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.
  • Разучивание стихотворений об осени.
  • Работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Организационный момент (мотивация).

Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.

Педагог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Педагог поднимает корзинку па уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

- Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, тополек, осинка).

- Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?».

- Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол.

- Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Основная часть

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Педагог рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

- Какой месяц осени заканчивается?

- Какой месяц наступит после него?

- Какой месяц завершает осень?

- Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что вам разрешили снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?

- Расскажите, каким он был?

- Правильно. Такие холодные густые туманы – одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезают многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой?

- Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

Педагог смахивает листья в корзину и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.

- Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.

- Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картина В. Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

- Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами!

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кактус».

- Ребята, посмотрите вот на эти картинки. Сейчас мы будем составлять рассказ по ним (сначала проводится беседа).

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Что делает?»

Педагог берет в руки мяч.

- Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?». Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне.

Дождь ... (идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше).

Ветер ... (дует, воет, гудит, срывает).

Листья ... (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают).

Птицы ... (собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются).

- Молодцы!

Работа в тетради.

- Откройте тетради на странице 2. Что вы видите в ее верхней части?

- Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

- Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.

- Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Й. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу кусочек кружка. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.

- Сентябрь.

- После сентября наступит октябрь.

- Завершает осень ноябрь.

- Утром на улице был туман.

- Туман был густым, белым, плотным, сырым.

Ответы детей:

- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными.

- Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

Дети выполняют задание.

Ответы детей:

- На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

- На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».

- На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору – позднюю осень.

Затем 3-4 ребенка выходят к доске и составляют рассказ.

Ответы детей.

- Букву Й, изображения йогурта и йода.

- Зеленый, потому что Й – мягкая согласная буква (раскрашивают).

Дети выполняют задание.

Заключительная часть (рефлексия)

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, с каким звуком и какой буквой познакомились, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»

Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему:"Осенний урожай"

Представлен конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Осенний урожай", разработанный с ФГОС  ДО,  направленный на совершенствование речи ...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Осенний пейзаж»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Осенний пейзаж»...

Методическая разработка НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Осень золотая»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).Задачи:1. Об...