Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Осень".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование представлений детей о периодах осени и их характерных особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_na_temu_osen_razvitie_rechi.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема НОД: «Осень».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (развитие речи).
Образовательные задачи:
- Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
- Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад).
- Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
- Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).
- Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя в речи эпитеты.
Развивающие задачи:
- Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.
Воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Словарная работа: дубок, березка, листопад.
Вид деятельности: игровая, двигательная, познавательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: обучающая ситуация.
Материалы и оборудование: корзинка с разноцветными листьями разных деревьев; мольберт; репродукции картин русских художников; бумажные листья с написанными на них предложениями; контейнеры с фишками для анализа предложений; серия сюжетных картинок.
Предварительная работа:
- Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый.
- Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.
- Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.
- Разучивание стихотворений об осени.
- Работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Организационный момент (мотивация). Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами. | |
Педагог встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Педагог поднимает корзинку па уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу. - Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, тополек, осинка). - Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?». - Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга. | Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол. - Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые. |
Основная часть | |
Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. Педагог рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья. - Какой месяц осени заканчивается? - Какой месяц наступит после него? - Какой месяц завершает осень? - Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что вам разрешили снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад? - Расскажите, каким он был? - Правильно. Такие холодные густые туманы – одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезают многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой? - Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. Педагог смахивает листья в корзину и раскладывает на столе репродукции картин русских художников. - Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке. - Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картина В. Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите. - Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами! Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кактус». - Ребята, посмотрите вот на эти картинки. Сейчас мы будем составлять рассказ по ним (сначала проводится беседа). Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Игра «Что делает?» Педагог берет в руки мяч. - Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?». Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь ... (идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер ... (дует, воет, гудит, срывает). Листья ... (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы ... (собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются). - Молодцы! Работа в тетради. - Откройте тетради на странице 2. Что вы видите в ее верхней части? - Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? - Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их. - Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Й. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу кусочек кружка. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. | - Сентябрь. - После сентября наступит октябрь. - Завершает осень ноябрь. - Утром на улице был туман. - Туман был густым, белым, плотным, сырым. Ответы детей: - Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. - Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Дети выполняют задание. Ответы детей: - На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень. - На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень». - На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору – позднюю осень. Затем 3-4 ребенка выходят к доске и составляют рассказ. Ответы детей. - Букву Й, изображения йогурта и йода. - Зеленый, потому что Й – мягкая согласная буква (раскрашивают). Дети выполняют задание. |
Заключительная часть (рефлексия) | |
Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, с каким звуком и какой буквой познакомились, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»
Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...
конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему:"Осенний урожай"
Представлен конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Осенний урожай", разработанный с ФГОС ДО, направленный на совершенствование речи ...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Осенний пейзаж»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Осенний пейзаж»...
Методическая разработка НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Осень золотая»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).Задачи:1. Об...
Конспект НОД Образовательная область: по Познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Осень» с использованием ИКТ- технологии.
план-конспект по познавательному развитию (подготовительная группа)...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Осень в лесу»
Конспект НОД по познавательному развитию...