НОД по познавательному развитию "Морское путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Руденко Наталья Александровна

На занятии ребята отправятся в путешествие по морю, где с помощью масок погрузятся под воду и познакомятся с некоторыми обитателями подводного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_zan_morsk_puteshestvie.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №118» г. Саратова

Путешествие в подводное   царство

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Автор: Руденко Наталья Александровна, воспитатель

САРАТОВ 2020

 


Цель: Знакомство детей с живым миром моря.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представления об обитателях подводного мира;

- формирование логического мышления, памяти, речи;

Развивающие:

- закрепить представление у детей о рыбах, их повадках и внешнем виде;

-развитие координации движений.

Воспитательные:

- поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;

- развивать любознательность;

-формирование навыков сотрудничества, инициативности;

3. Тип занятия

Познавательное развитие.

4. Форма занятия

Непосредственная образовательная деятельность.

5. Продолжительность:  20 мин

6. Участники: Дети средней группы

7. Возраст обучающихся: 4года

8. Оборудование и материалы.  

Мультимедийное оборудование, гирлянда из водорослей и рыбок, силуэт морского конька; экспонаты музея для демонстрации детям: морская звезда, рыба-еж, ракушки, камни, акула; для создания морской композиции в аквариуме: отстоянная вода, водоросли, галька, ракушки, рыбки; для игры: рыбки, привязанные к палочкам.

9. Предварительная подготовка

Рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, знакомство с понятием «море», чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях, со способами передвижения по воде и спуском под воду; раскрашивание альбома на тему «Морские обитатели», дидактическая игра  «Животные».

10. Методы и приемы работы с детьми.  

Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;

Наглядный: использование природного материала, видео-презентация.

Практический: использование природного материала для создания морской композиции.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1 этап

Вступительный

Сюрпризный момент. Передача письма для детей, чтение письма от капитана Тони Далма

3 мин

2 этап

Практический

Путешествие с капитаном Тоней Далма;

создание морской  композиции

14 мин

3 этап

Заключительный

Вручение детям аквариума с рыбкой; встреча детей на пирсе, подведение итогов путешествия.

3 мин

12. Ход занятия.

Слова героев

Действия героев

Вступительный этап.

Воспитатель:

Ребята, это письмо от нашей бывшей ученицы! Она ходила в наш садик, когда была маленькая. Зовут ее Тоня Далма. Интересно, что она пишет в письме? Будем читать?

Дети: да!

Воспитатель:

Какое интересное предложение! Путешествие, это же так здорово! Ну что, ребята, примем предложение Тони?

Дети:

Да!

Воспитатель:

Значит, нам нужно идти на причал. Что такое причал?

Да, место на берегу, куда причаливают корабли. Пойдемте туда.

Воспитатель:

Как много кораблей! Как же нам найти Тоню?

Тоня Далма:

Ребята, я здесь! На «Черной жемчужине»! Поднимайтесь на борт по трапу!

Перед входом в зал детям почтальон вручает письмо.

Воспитатель открывает письмо, читает:

«Здравствуйте, уважаемая Надежда Викторовна! Рада была снова  получить от вас письмо. Вы так много и интересно рассказываете о Ваших воспитанниках, детях, которые ходят в Ваш детский сад, что я невольно начинаю вспоминать свое детство. Как я ходила в вашу группу, как мы с Вами играли в путешественников! *

 Дорогие ребята! Надежда Викторовна рассказывала о Вас, что вы очень смелые и умные дети. Поэтому, хочу предложить вам совершить одно интересное путешествие. У меня есть свой корабль, на котором я прошла много миль по воде.

Я хочу предложить вам  путешествие по морю на моем красавце корабле ! Если вы согласны, то я буду ждать вас сегодня на причале.

До встречи. Ваша Тоня Далма.»

Предполагаемые ответы детей.

С воспитателем выходят из зала и входят в зал в другую дверь.

На экране вид морского причала с кораблями, фоном звучат звуки моря, чаек.

Тоня машет рукой ребятам.

Ставит трап (скамейку)

Дети переходят по трапу (скамейке) на корабль.

Воспитатель остается на берегу.

Практический этап

Тоня Далма:

Рада приветствовать вас на палубе моего корябля «Черная жемчужина»! спасибо. Что приняли мое приглашение! Мне так много нужно вам рассказать и показать! Но для этого нужно выйти в море и отправиться в путешествие. Вы согласны?

Как много людей пришли вас проводить! Помашите им рукой и крикните «до свидания!» мы отправляемся!

Тоня Далма:

Выходим в открытое море.

Ребята, смотрите, кто плывет вместе с нами!

Вы знаете кто это?

Тоня Далма:

Дельфины очень часто сопровождают корабли в море. Это добрые друзья человека. Они любят соревноваться с кораблями в скорости. А еще дельфины нередко спасали людей от гибели. Во время кораблекрушения помогали людям добраться до берега. Дельфины – это животные, да да, они не рыбы. Они умеют плавать, но дышать под водой не могут, им нужен воздух.

Морские животные отличаются от рыб тем, что не могут долго находиться под водой, потому что дышат легкими (как мы).

Я из морских животных знаю еще одно – «кит». Вы что-нибудь знаете о нем?

Кит – самое крупное морское животное. Оно весит целых 50 слонов!

А вы, ребята, знаете еще каких-нибудь морских животных?

Тоня Далма:

Морские животные очень любят ловить рыбу. А вы умеете?

Тоня Далма:

Вы прекрасные рыбаки! Молодцы!

Если животных мы можем увидеть на поверхности воды или вообще на берегу, то рыбок можно увидеть только под водой. Человека всегда интересно было, что же там под водой спрятано, кто там живет? Но как опуститься под воду, ведь мы не умеем дышать под водой? Ребята, что же придумали умные люди, чтобы решить эту задачу?

Тоня Далма:

Какие же вы умницы! Хорошие ответы, и правильные.  Посмотрите, у меня как раз есть маски с трубками для подводного плавания! Предлагаю надеть эти маски и спустится под воду, чтобы поближе рассмотреть подводный мир. Согласны? Только хочу предупредить. Мир под водой прекрасен, но и опасен! Поэтому обязательно держитесь вместе, никуда не расплывайтесь, слушайте внимательно. Договорились?

Дети:

Да, обещаем!

Тоня Далма:

Говорим громко: «Бултых!»

Тоня Далма:

Вот мы и под водой. Ребята, посмотрите, под водой, оказывается, тоже растут растения! Сколько здесь зелени. Вы знаете, как называются эти растения?

Это водоросли. Среди водорослей любят прятаться рыбки и морские животные. Совсем как в лесу.

Осмотритесь вокруг и назовите мне, может быть кто-то вам уже знаком?

А кто это спрятался среди водорослей?

Какая странная рыбка! На кого она похожа, ребята?

Да, да, она действительно напоминает волшебную лошадку. Эта рыбка так и называется «морской конек». Передвигаются морские коньки интересно и странно, не как обычные рыбки: прыжками вверх-вниз и медленно. У морских коньков очень крепкий панцирь. Есть хвостик, которым морской конек держится за водоросли или цепляется за других обитателей моря и катается на них. Морские коньки, как и многие рыбки любят есть червячков.

Тоня Далма:

Ребята, давайте поиграем в морскую игру. Вставайте в круг, беритесь за руки.

Тоня Далма:

 «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три!

Морскою звездою замри.

Если считать четыре и пять, можно морскими рыбками стать.

Если считать до шести и семи, станут все дети водорослями.

Дальше считаем: восемь и девять. Можно игру морских коньков затеять.

Вот и дошли мы до десяти, время на подвиги дальше идти.»

Ребята, понравилась вам морская игра?

Каких только прелестных рыбок ни увидишь!

Но среди безобидных обитателей моря есть и опасные. Вы знаете кого-нибудь из хищников?

О да! Акула – еще какой зубастый монстр!

Но есть хищники не только зубастые, но даже такие, которые бьют током. Прямо как из розетки! Эта рыба так и называется «электрический скат».

В теле ската спрятано что-то вроде живых батареек, их много, вместе они дают довольно сильный ток. Скат наплывает на свою жертву сверху и бьет ее электрическим разрядом, и жертву парализует. Так он охотится или обороняется.

Ребята, за морскими обитателями долго можно наблюдать, но нам пора подниматься на корабль, ведь скоро обед. И я для вас приготовила сюрприз. Выныриваем?

Дети:

Да!

Тоня Далма:

Понравилось путешествие по морю и под водой?

Тоня Далма:

Чтобы вы долго помнили наше путешествие, хочу сделать вам подарок. Вы сможете взять с собой частичку моря.

Тоня Далма:

Ребята, вставайте вокруг стола. Вам нужно будет заполнить аквариум так, чтобы его дно напоминало дно моря. Что нам понадобится?

Тоня Далма:

Как красиво! Как буд-то мы снова под водой! Но все равно чего-то не хватает. Чего, ребята?

Ну, конечно, рыбок! Дарю вам и рыбку! Называется она «золотая рыбка».

Понравился вам мой подарок?

Дети:

Да!

Предположительные ответы детей.

Тоня звонит в колокол (треугольник)

Звучит «Прощание славянки»

На экране видео с дельфинами, выныривающими из воды.

Предположительные ответы детей.

На экране видео про кита.

Предположительные ответы детей.

Непродолжительная беседа с детьми про животных, которых они назовут.

Игра «Ловись, рыбка!». Детям раздаются удочки, с рыбкой на конце веревочки. Нужно как можно быстрее скрутить веревочку, т.е. поймать рыбку.

Предположительные ответы детей.

Тоня надевает себе и помогает детям надеть маски.

Делают движение ныряния, садятся на корточки и закрывают глазки на несколько секунд, потом медленно встают, открывая глазки.

За это время помощники вешают гирлянду с рыбками и водорослями, разворачивают ширмы, которые прятали морских обитателей.

На экране подводный мир, звуки «под водой».

Ответы детей.

Предположительные ответы детей.

Тоня Далма:

Обращает внимание детей на морского конька.

Предположительные ответы детей.

На экране видео про морского конька.

Далее Тоня обращает внимание детей на других экспонатов из музея, представленных на столиках: морская звезда, ракушки, краб, рыба-еж. Все экспонаты можно дать детям потрогать, подержать в руках, чтобы они почувствовали какая на ощупь поверхность рыбок и животных. Расспрашивает кратко детей, что это за рыбы или животные. Дети рассказывают, что им известно.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Дети поднимают и опускают поочередно руки.

Изображают морскую звезду.

Дети изображают морских рыбок.

Дети изображают водоросли.

 

Изображают прыжки морских коньков.

Маршируют на месте.

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Можно показать чучело акулы. Позволить детям дотронуться до нее, почувствовать шероховатость поверхности тела и остроту зубов.

На экране видеоролик о скате. В процессе показа Тоня рассказывает о нем.

Дети предположительно выражают свои эмоции, задают вопросы.

Приседают, закрыв глаза, за тем делают движение, словно выныривают. В это время помощники опускают гирлянды с рыбками, разворачивают ширмы и прячут за ними экспонаты подводных обитателей.

Тоня помогает детям снять маски.

Предполагаемые ответы детей.

Тоня обращает внимание детей на стол, на котором находятся: камни галька, пустой небольшой аквариум, водоросли, вода в кувшине.

Дети отвечают и по мере перечисления кладут эти предметы в аквариум, в конце заполняют его водой.

Предполагаемые ответы детей.

Запускает рыбку в аквариум.

 

Заключительный этап

Тоня Далма:

За работой мы и не заметили, что причалили к берегу. Смотрите, сколько друзей вас встречать пришли! Помашите им рукой в ответ и поприветствуйте: «Привет!»

Тоня Далма:

Была рада с вами познакомиться, я обязательно вас еще приглашу в гости. Придете?

Спускайтесь аккуратно по трапу на берег.

Воспитатель:

Как поплавали, ребята? Что видели? Кто был самым интересным?

А это что такое мне передала Тоня?

Воспитатель:

Я рада, что вам понравилось! Пора возвращаться в группу. Говорите нашим друзьям «До свидания!».

Звучит «Прощание славянки». Воспитатель машет рукой с пирса.

Ребята машут в ответ.

Тоня ставит трап (скамейку) для ребят.

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель помогает детям спуститься по трапу.

Тоня передает аквариум воспитателю, прощается и уходит.

Предполагаемые ответы детей.

Показывает на аквариум. Предполагаемые ответы детей.

Уходят.

Здравствуйте, уважаемая Наталья Александровна! Рада была снова  получить от вас письмо. Вы так много и интересно рассказываете о Ваших воспитанниках, детях, которые ходят в Ваш детский сад, что я невольно начинаю вспоминать свое детство. Как я ходила в вашу группу, как мы с Вами играли в путешественников!

 Дорогие ребята! Надежда Викторовна рассказывала о Вас, что вы очень смелые и умные дети. Поэтому, хочу предложить вам совершить одно интересное путешествие. У меня есть свой корабль, на котором я прошла много миль по воде.

Я хочу предложить вам  путешествие по морю на моем красавце корабле ! Если вы согласны, то я буду ждать вас сегодня на причале.

До встречи. Ваша Тоня Далма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Путешествие по городу"

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....

Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

Познавательная деятельность "Путешествие в зимний сказочный лес"

Предлагаю вашему вниманию конспект "Познавательной деятельности с элементами логоритмики и интеграцией в различные виды образовательной деятельности (Коммуникация, Музыка, Художественное творчество) с...

Познавательное развитие “Путешествие в лес” (I младшая группа)

Цель:Расширять представления о животных и растениях. Закреплять представления детей о деревьях, траве и цветах.Закреплять названия диких животных и детенышей. Чем питаются.Воспитывать положительн...

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию"Путешествие в страну Знаний" был использован на родительском собрании как метод активного слушания с целью дать возможность у...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...