Познавательный проект "Путешествие по городу"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гизатулина Фания Анваровна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_proekt.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №295 общеразвивающего вида»

Московского района г. Казани

«Информационно-коммуникационные

 технологии в детском саду»

Познавательный проект

«Путешествие по городу»

        Разработали:Воспитатели

 1 квалификационной категории

Гизатулина Фания Анваровна

                       Саитгараева Энже Ясировна.

г. Казань 2011


Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу.

Базовый этап формирования у детей любви к Родине это - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Казань - это город с 1000-летней историей и как любой город имеет свои достопримечательности, свои традиции. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.

Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Казани, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители. 

ТИП ПРОЕКТА: информационный, исследовательский, творческий.

 информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);

творческий (дети рисуют, составляют рассказы, поют песни, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре - нормотворчество );

исследовательский (исследуют, знакомятся с историй семьи, города, республики)

Сроки реализации проекта: в течение учебного года.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательная:

  1.  Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла).
  2.  Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая :

1.Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.

2.Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

3.Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения  истории своего города.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине   средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.

2.Способствовать укреплению семейных связей,  развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.

  1.  Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Распределение деятельности между участниками проекта

 Педагоги 

  1. Наличие у педагога  знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
  2. Активное взаимодействие с социумом и семьями воспитанников
  3. Организуют работу по реализации проекта
  4. Участвуют в презентации и защите проекта
  5. Организуют выставку проектов
  6. Оформляют тематические папки по проекту

Дети

  1. Дети совместно с взрослыми собирают  информацию из разных источников
  2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи
  3. Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проектов

Родители

  1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников
  2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)

3.Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта, участвуют в защите проекта. 

4.Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.

Основные направления в работе по реализации проекта:  

Речевое развитие, познание, экскурсии в музей, художественно-творческая (рисование, аппликация, лепка), чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность.

Принципы реализации проекта:

Принцип личностно-ориентированного общения

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми.

Принцип последовательности

Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город -моя республика - моя страна)

Принцип наглядности

Широкое представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. с использованием компьютера и мультимедийной системы.

Принцип занимательности

Материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижения результата.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА 

  1. Знать названия окружающих улиц.
  2. Узнавать памятники и исторические места и названия города по картинкам.
  3. Знать людей, прославивших город, народные промыслы.
  4. Находить свой город на карте республики, показывать и называть р.Казанка.
  5. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
  6. Уметь находить и отбирать  материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием компьютера, интернета)
  7. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
  8. Оформление фотовыставки «Наш любимый город»
  9. Оформление стенда  и презентиции «Путешествие по городу».

Основные этапы проекта:

1 этап - подготовительный.  Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, ремеслах, традициях , биографий знаменитых земляков; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – практический. Он включает в себя два направления:

  • работу с детьми;
  • сотрудничество с родителями  воспитанников.

3 этап – оценочный. На этом этапе была проведена диагностика знаний детей о родном городе.

В результате работы над проектом:

  • были созданы карта города и микрорайона, где расположен детский сад с использованием мультисистемы.
  • коллективная работа детей « Улицы нашего города»
  • фото-выставка совместно с родителями «Наш любимый город»
  • дети и родители приняли участие в акции «Чистый город».
  •  Оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».

Благодаря работе над проектом  дети уточнили уже имеющиеся знания о родном городе, узнали много нового об истории Казани, знаменитых людях, прославивших наш город, ближе познакомились с культурой и традициями города. Совместная деятельность родителей и детей способствовала расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу.


Этапы реализации проекта

Деятельность участников проекта

Педагоги

Дети

Родители

1 этап – организационный 

1.Диагностика уровня нравственно – патриотического воспитания детей

2.Подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе

3.Оформить в группах для родителей информационные уголки по теме «Социально-нравственное воспитание детей в детском саду»

4.Подбор дидактических игр по теме патриотического воспитания.

5.Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности.

6.Проведение общего родительского собрания; познакомить с темой проекта, домашним заданием для родителей.

1. Участие в выборе тем проектов.

2.Знакомство с экспозицией « Казань – город старины  и молодости» -интерактивная книга.

3. Рассматривание тематических альбомов «Моя Казань», «Азбука юного казанца», «Древняя Казань», «Природа родного края», «День города»

1. Помощь детям в выборе тем проектов.

2.Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов.

3.Просмотр материалов по интернету.

2.

2 этап – основной, практический 

1. Составление плана реализации проекта, использование модели «3-х вопросов» (разбор 2-х из них)

2. Проведение бесед и занятий по блокам «Родная семья», «Родной город», «Родная природа», «Родная республика», «Родная  культура» (традиции).

3.Чтение художественной литературы (см. Приложение № 1).

4.Продуктивная деятельность (рисование, аппликация): «Где можно увидеть государственную символику?», «Как я отдыхал со своей семьёй летом», «Улица, на которой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом - моя крепость», «Город чудный-город славный»,  «Предприятия родного города», «Река Казанка».

1. Совместно с взрослыми собирают  информацию из разных источников.

2.Просмотр интерактивной книги «Моя Казань».

3. Фиксирование идей в схеме (зарисовка).

4. Украшают страницы проекта.

5. Составление творческого рассказа «Если бы я был мэром города ,то….»

6. Посещение национального музея (детей с родителями.).

7. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Казани

8.Игры с использованием мультимедийной системы «Угадай-ка», «Дорога к дому».

9.Творческие рассказы:

«Город, в котором я живу», «Я хозяин города»

10.Дидактические игры «Я и другие», «Народы России», «Ребята нашего двора».

11.Создание детьми  норм и правил поведения в общественных местах, в игре (нормотворчество) 12.Заполнение карты города (отмечаем на карте города места, где побывали) с использованием ИКТ.

1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников - библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками.

2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)

3. Участие в составлении семейных газет «Под крышей дома своего»

4.Фоторепортаж «Наш любимый город»(фотографии основных предприятий, памятников, улиц)

5.Создание семейного проекта.

6.Участие в акции

«  Чистый город».

7.Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами поэтов М.Джалиля и Г.Тукая (сквер,памятники, музей,улицы)

3.

3 этап – заключительный 

1. Анализ–обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту.

2. Организация презентации проектов, участие в защите проектов с использованием мультимедийной доски.

3.Оформление стенда « Путешествие по городу».

4.Карта города  и микрорайона, где расположен детский сад –на мультисистеме.

5.Оформление тематических папок для детей по проектам.

1. Участие в защите и презентации своих проектов.

2.Анализ  обсуждение, рефлексия.

3.Диагностика знаний детей о родном городе.

4.Коллективная работа детей «Улицы нашего города».

1. Участие в защите и презентации детских проектов.

2.Оформление фото- выставки « Наш дибимый город».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.
  2. Сформированы представления о древнем и настоящем города; а о себе, как о казанце.
  3.  Знание правил установленных обществом (как вести себя в общественных местах, транспорте, в гостях)
  4. Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.
  5. Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене.
  6. Формирование  навыков самостоятельной работы с разными источниками информации (компьютер, книги, мультимедийная система, муз.центр, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи…)

 Выводы:

Проживая в городе Казани с 1000-летней историей, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях и обычаях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


Литература

  1. Легенды и предания «Сказания о Казани» Библиотека журнала «Казань» №2,1992
  2. Тетрадь по краеведению Л.В.Саплина «Мой город»
  3. «Путешествие по городу».Н.А.Кузьменко, Г.М.Шаякбирова
  4. Матяш Н.В. «Проектный метод в системе технологического образования», Педагогика. 2000. №4.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. «Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования», М.; Академия, 2005.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.- сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: Аркти, 2005.
  7. Харисова Л.А., Гарипова В.А. «Родина моя – Татарстан», Казань, «Магариф», 2005.
  8. Богомолова М.И., Шарафутдинова З.Т. «Дошкольникам о Татарстане», Набережные Челны – Альметьевск, 1993.
  9. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край», М. «Просвещение», 1985.
  10. Белокопытова В., Шевченко «Их именами названы улицы Казани», Казань, Тат. книжное изд., 1973
  11. «Хоровод» (стихотворения, рассказы, сказки), Казань, ред. сост. Ч. Гайфуллина, Тат. книжное изд., 1992.
  12. Амиров К.  «Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц Казани», Тат. книжное изд., 1973.
  13. «Казань» Иллюстрированный общественно-политический историко-публицистический и литературно-художественный журнал, 2001, №№ 1-12.
  14. Кузьмин В.В., Смыков Ю.И., Халиков А.Х. «Казань», Тат. книжное изд., 1987.
  15. Калегина Н.Г. «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников», Казань, Тат. книжное изд., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурно - познавательного занятия "Советский - город спорта"

Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...

Поисково-познавательный проект "Балашов - город детства. Микрорайон Козловка"

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, месту, где человек родился......

Познавательное занятие «Медвежьегорск – город, в котором я живу»

Познавательное занятие "Медвежьегорск - город в котором я живу"...

Конспект познавательной деятельности "Мой город"

Цель: воспитывать любовь к родному краю, к его прошлому и настоящему. Задачи:1. Развивать у детей умение последовательно и выразительно рассказывать о Новгороде по пройденным темам.2. Учить ...

Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей группе ГБДОУ №67 Приморского района

Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....

Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей №8 ГБДОУ №67 СПб

Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....