Познавательный проект "Путешествие по городу"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_proekt.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №295 общеразвивающего вида»
Московского района г. Казани
«Информационно-коммуникационные
технологии в детском саду»
Познавательный проект
«Путешествие по городу»
Разработали:Воспитатели |
1 квалификационной категории |
Гизатулина Фания Анваровна |
Саитгараева Энже Ясировна.
г. Казань 2011
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине это - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Казань - это город с 1000-летней историей и как любой город имеет свои достопримечательности, свои традиции. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.
Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Казани, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
ТИП ПРОЕКТА: информационный, исследовательский, творческий.
информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);
творческий (дети рисуют, составляют рассказы, поют песни, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре - нормотворчество );
исследовательский (исследуют, знакомятся с историй семьи, города, республики)
Сроки реализации проекта: в течение учебного года.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательная:
- Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла).
- Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая :
1.Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.
2.Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.
3.Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.
2.Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.
- Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги
- Наличие у педагога знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
- Активное взаимодействие с социумом и семьями воспитанников
- Организуют работу по реализации проекта
- Участвуют в презентации и защите проекта
- Организуют выставку проектов
- Оформляют тематические папки по проекту
Дети
- Дети совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников
- Высказывают (зарисовывают) свои идеи
- Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проектов
Родители
- Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников
- Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)
3.Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта, участвуют в защите проекта.
4.Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
Основные направления в работе по реализации проекта:
Речевое развитие, познание, экскурсии в музей, художественно-творческая (рисование, аппликация, лепка), чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность.
Принципы реализации проекта:
Принцип личностно-ориентированного общения
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми.
Принцип последовательности
Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город -моя республика - моя страна)
Принцип наглядности
Широкое представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. с использованием компьютера и мультимедийной системы.
Принцип занимательности
Материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижения результата.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
- Знать названия окружающих улиц.
- Узнавать памятники и исторические места и названия города по картинкам.
- Знать людей, прославивших город, народные промыслы.
- Находить свой город на карте республики, показывать и называть р.Казанка.
- Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
- Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием компьютера, интернета)
- Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
- Оформление фотовыставки «Наш любимый город»
- Оформление стенда и презентиции «Путешествие по городу».
Основные этапы проекта:
1 этап - подготовительный. Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, ремеслах, традициях , биографий знаменитых земляков; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический. Он включает в себя два направления:
- работу с детьми;
- сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – оценочный. На этом этапе была проведена диагностика знаний детей о родном городе.
В результате работы над проектом:
- были созданы карта города и микрорайона, где расположен детский сад с использованием мультисистемы.
- коллективная работа детей « Улицы нашего города»
- фото-выставка совместно с родителями «Наш любимый город»
- дети и родители приняли участие в акции «Чистый город».
- Оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».
Благодаря работе над проектом дети уточнили уже имеющиеся знания о родном городе, узнали много нового об истории Казани, знаменитых людях, прославивших наш город, ближе познакомились с культурой и традициями города. Совместная деятельность родителей и детей способствовала расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу.
Этапы реализации проекта | Деятельность участников проекта | |||
Педагоги | Дети | Родители | ||
1 этап – организационный | 1.Диагностика уровня нравственно – патриотического воспитания детей 2.Подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе 3.Оформить в группах для родителей информационные уголки по теме «Социально-нравственное воспитание детей в детском саду» 4.Подбор дидактических игр по теме патриотического воспитания. 5.Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности. 6.Проведение общего родительского собрания; познакомить с темой проекта, домашним заданием для родителей. | 1. Участие в выборе тем проектов. 2.Знакомство с экспозицией « Казань – город старины и молодости» -интерактивная книга. 3. Рассматривание тематических альбомов «Моя Казань», «Азбука юного казанца», «Древняя Казань», «Природа родного края», «День города» | 1. Помощь детям в выборе тем проектов. 2.Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов. 3.Просмотр материалов по интернету. | |
2. | 2 этап – основной, практический | 1. Составление плана реализации проекта, использование модели «3-х вопросов» (разбор 2-х из них) 2. Проведение бесед и занятий по блокам «Родная семья», «Родной город», «Родная природа», «Родная республика», «Родная культура» (традиции). 3.Чтение художественной литературы (см. Приложение № 1). 4.Продуктивная деятельность (рисование, аппликация): «Где можно увидеть государственную символику?», «Как я отдыхал со своей семьёй летом», «Улица, на которой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом - моя крепость», «Город чудный-город славный», «Предприятия родного города», «Река Казанка». | 1. Совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников. 2.Просмотр интерактивной книги «Моя Казань». 3. Фиксирование идей в схеме (зарисовка). 4. Украшают страницы проекта. 5. Составление творческого рассказа «Если бы я был мэром города ,то….» 6. Посещение национального музея (детей с родителями.). 7. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Казани 8.Игры с использованием мультимедийной системы «Угадай-ка», «Дорога к дому». 9.Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Я хозяин города» 10.Дидактические игры «Я и другие», «Народы России», «Ребята нашего двора». 11.Создание детьми норм и правил поведения в общественных местах, в игре (нормотворчество) 12.Заполнение карты города (отмечаем на карте города места, где побывали) с использованием ИКТ. | 1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников - библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками. 2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы) 3. Участие в составлении семейных газет «Под крышей дома своего» 4.Фоторепортаж «Наш любимый город»(фотографии основных предприятий, памятников, улиц) 5.Создание семейного проекта. 6.Участие в акции « Чистый город». 7.Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами поэтов М.Джалиля и Г.Тукая (сквер,памятники, музей,улицы) |
3. | 3 этап – заключительный | 1. Анализ–обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту. 2. Организация презентации проектов, участие в защите проектов с использованием мультимедийной доски. 3.Оформление стенда « Путешествие по городу». 4.Карта города и микрорайона, где расположен детский сад –на мультисистеме. 5.Оформление тематических папок для детей по проектам. | 1. Участие в защите и презентации своих проектов. 2.Анализ обсуждение, рефлексия. 3.Диагностика знаний детей о родном городе. 4.Коллективная работа детей «Улицы нашего города». | 1. Участие в защите и презентации детских проектов. 2.Оформление фото- выставки « Наш дибимый город». |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.
- Сформированы представления о древнем и настоящем города; а о себе, как о казанце.
- Знание правил установленных обществом (как вести себя в общественных местах, транспорте, в гостях)
- Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.
- Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене.
- Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации (компьютер, книги, мультимедийная система, муз.центр, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи…)
Выводы:
Проживая в городе Казани с 1000-летней историей, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях и обычаях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Литература
- Легенды и предания «Сказания о Казани» Библиотека журнала «Казань» №2,1992
- Тетрадь по краеведению Л.В.Саплина «Мой город»
- «Путешествие по городу».Н.А.Кузьменко, Г.М.Шаякбирова
- Матяш Н.В. «Проектный метод в системе технологического образования», Педагогика. 2000. №4.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.; Академия, 2005.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.- сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: Аркти, 2005.
- Харисова Л.А., Гарипова В.А. «Родина моя – Татарстан», Казань, «Магариф», 2005.
- Богомолова М.И., Шарафутдинова З.Т. «Дошкольникам о Татарстане», Набережные Челны – Альметьевск, 1993.
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край», М. «Просвещение», 1985.
- Белокопытова В., Шевченко «Их именами названы улицы Казани», Казань, Тат. книжное изд., 1973
- «Хоровод» (стихотворения, рассказы, сказки), Казань, ред. сост. Ч. Гайфуллина, Тат. книжное изд., 1992.
- Амиров К. «Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц Казани», Тат. книжное изд., 1973.
- «Казань» Иллюстрированный общественно-политический историко-публицистический и литературно-художественный журнал, 2001, №№ 1-12.
- Кузьмин В.В., Смыков Ю.И., Халиков А.Х. «Казань», Тат. книжное изд., 1987.
- Калегина Н.Г. «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников», Казань, Тат. книжное изд., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурно - познавательного занятия "Советский - город спорта"
Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...
Поисково-познавательный проект "Балашов - город детства. Микрорайон Козловка"
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, месту, где человек родился......
Познавательное занятие «Медвежьегорск – город, в котором я живу»
Познавательное занятие "Медвежьегорск - город в котором я живу"...
Конспект познавательной деятельности "Мой город"
Цель: воспитывать любовь к родному краю, к его прошлому и настоящему. Задачи:1. Развивать у детей умение последовательно и выразительно рассказывать о Новгороде по пройденным темам.2. Учить ...
Познавательно-творческий проект «Город математики»
О математике...
Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей группе ГБДОУ №67 Приморского района
Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....
Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей №8 ГБДОУ №67 СПб
Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....