Конспект занятия по развитию речи «Зима»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кастюкова Ирина Николаевна

Задачи: уточнять и расширять представления о зиме, о явлениях неживой природы, характере жиз­недеятельности животных и людей зимой; развивать исследовательские умения: задавать вопросы, делать предположения, доказывать свою точку зрения, обобщать информацию; развивать внимание, память, связную речь; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_metodicheskoy_razrabotki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект методической разработки «Зима» (старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнять и расширять представления о зиме, о явлениях неживой природы, характере жизнедеятельности животных и людей зимой; развивать исследовательские умения: задавать вопросы, делать предположения, доказывать свою точку зрения, обобщать информацию; развивать внимание, память, связную речь; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход занятия Воспитатель (В.). Ребята, попробуйте отгадать тему нашего сегодняшнего исследования. А поможет вам в этом стихотворение, послушайте его внимательно.

Воспитатель читает стихотворение Е. Авдиенко «Зима»:

Вышел на просторы     Падают снежинки

Погулять мороз.     Тихо с высоты.

Белые узоры    В белые метели

В косах у берёз.    Утром до зари

Снежные тропинки,    В рощу прилетели

Голые кусты,      Стайкой снегири.

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что речь пойдёт о зиме.

Воспитатель рисует на доске овал и пишет в нём слово «ЗИМА».

В. Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего исследования — одно из четырёх времён года — зима. Что в стихотворении говорит нам о наступлении зимы? Может быть, это стихотворение об осени?

В ходе коллективного обсуждения воспитатель вместе с детьми находит в стихотворении признаки зимы и обозначает их цифрами: 1 — «вышел на просторы тогулять мороз», 2 — «белые узоры в косах у берёз», 3 — «снежные тропинки», 4 — «голые кусты», 5 — «падают снежинки тихо с высоты», 6 — «в белые метели утром до зари в рощу прилетели стайкой снегири».

Воспитатель зарисовывает в кружках схематичное изображение текста стихотворения.

В. А теперь давайте вспомним, что ещё каждый из вас знает о зиме.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому взять таблицу-схему и простой карандаш. Обращает их внимание на таблицу-схему и объясняет, что в колонке, в которой нарисовано облачко, они будут зарисовывать всё то, что происходит зимой с объектами неживой природы; в колонку, где нарисован заяц, — об объектах живой природы; где нарисован человек, — изменения в жизни людей в зимнее время.

Дети высказывают свои суждения, схематично зарисовывая их в таблице-схеме.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.

В. Ребята, а сейчас продолжим наше исследование дальше. Что бы вы ещё хотели узнать о зиме? Задавайте вопросы. В ходе нашего исследования мы обязательно ответим на них.

Дети задают вопросы. Воспитатель схематично «зарисовывает» вопрос каждого ребёнка на мольберте. Если дети затрудняются в формулировании вопроса, педагог помогает им.

—  Далее воспитатель задаёт детям проблемные вопросы:

—  Как вы думаете, во всех ли странах бывает зимой снег?

—  Как вы считаете, замерзают ли зимой моря и океаны?

— Что случится, если не будет зимы?

Дети высказывают свои предположения, рассуждают.

В. Ребята, где и как мы можем найти ответы на наши вопросы?

Дети высказывают свои предположения: узнать из книг, интернета, понаблюдать, посмотреть телепередачи, задать вопросы взрослым.

В. Очень многое мы можем узнать о зиме из разных книг, энциклопедий. Послушайте, какую интересную информацию о зиме я для вас подготовила.

Воспитатель читает или рассказывает детям заранее подготовленный текст о зиме (сопровождает показом иллюстраций или картин), дети схематично изображают то, что они услышали, на своих таблицах-схемах.

Физкультминутка «Зимушка-зима» (модель Т.А. Боровик).

Кто в пушистой шубке белой (разводят руки в стороны) Лёгкой поступью и смелой(шагают на месте) Вышел в час утра? Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)! На кудрях её пушистых (поднимают руки вверх) Много блёсток серебристых (плавно опускают вниз руки), Много серебра. Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Рукавичкою взмахнула           |

И, куда бы не взглянула          *

(повороты головы), Стелет бел ковёр сама (разводят руки в стороны) Зимушка-зима(хлопают в ладоши)! Кверху руки поднимает (поднимают руки вверх), Вмиг деревья накрывает (приседают) Чистым серебром сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Нежно-нежно, белоснежно (шагают на месте)

К нам идёт сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр и полюбоваться зимними пейзажами.

В. Ребята, сейчас мы посмотрим слайды о зиме, полюбуемся этой прекрасной порой года. Будьте очень внимательны, так как из слайдов вы сможете узнать что-то новое о зиме.

Под музыкальное сопровождение проводится показ слайдов с изображением зимнего пейзажа, жизни животных зимой, жизнедеятельности людей, зимних детских забав, видов спорта и др. Затем воспитатель просит детей присесть за столы и схематично зарисовать в своих таблицах-схемах то, что они узнали о зиме.

В конце занятия воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:

— Что нового и интересного узнали о зиме?

Высказывания детей, индивидуальная оценка воспитателем результатов деятельности каждого ребёнка.

В. Ребята, удалось ли нам ответить на все наши вопросы? (Конечно, нет.)

Для того чтобы узнать о зиме ещё больше, я предлагаю вам разделиться на три команды и продолжить исследование зимы в течение всей недели. Одна команда будет собирать информацию об объектах неживой природы, вторая — об объектах живой природы, третья — о жизни людей в зимний период.

Воспитатель предлагает детям выбрать бэйджики с изображением облачка, зайчика или человека.

В. Всю информацию, которую соберёте, вы зарисуете в своих таблицах-схемах и подготовите интересные сообщения. Исследование зимы мы с вами будем проводить и в детском саду, и дома.

Конспект занятия на тему «Зима» с использованием проблемно-игровой технологии (старшая группа)

Задачи: уточнять и систематизировать представления детей о зиме, жизни животных зимой; развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на листе бумаги; воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, желание заботиться о животных в зимний период.

Ход занятия

В. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, а помогут нам в этом музыка и народная песня. Присядьте поудобнее на ковёр.

Воспитатель декламирует слова из народной песни «Снежная сказка» под музыкальное сопровождение.

Тихо, как в сказке, хлопья снежные летят. Белою краской выкрашен сад. Танец снежинок, Новогодний бал. Кто-то ночью Мир заколдовал.

Вьюга рисует

На окошке свой узор,

Стелет пушистый

Белый ковёр.

Сосны и ёлки

Нарядились в белый мех.

Долго, долго падает снег.

В небе морозном белых хлопьев кутерьма,

Снежные звёзды дарит зима.

В. Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится? Почему? (Высказывания детей )

Игра «Укрась слово».

В. Ребята, давайте подарим зиме красивые слова. У меня зима снежная, а у вас?(Холодная, суровая, чудесная, морозная, весёлая, ветреная, красивая, хрустальная, волшебная, необыкновенная, загадочная.)

Если дети затрудняются, воспитатель расширяет представления детей.

В. Вот какая разная бывает зима!

Игра с мячом «Ты моя частичка».

В. Ребята, давайте поиграем в игру «Ты моя частичка». Я начинаю: я — зима, ты моя частичка. Ты кто? (Снег, сугроб, санки, мороз и т.д.)

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель предлагает детям присесть за столы и поиграть в игру «Угадай-ка», посредством которой уточняются и закрепляются знания детей о животных.

В. У каждого из вас лежат разные картинки. Посмотрите на них. Будьте внимательны. Если на вашей картинке будет изображено то, что я загадала, поднимите картинку вверх.

Тот, кого я загадала, зимой спит. Кто это? (Медведь, ёж, уж, лягушка, божья коровка, муха, пчела, стрекоза.)

Тот, кого я загадала, зимует в тёплых краях. Кто это? (Стриж, ласточка, скворец, аист, журавль, лебедь, грач, цапля.)

Тот, кого я загадала, ищет пищу в зимнем лесу. Кто это? (Заяц, волк, лиса, лось, белка, дятел, сорока, синица, снегирь.)

Далее воспитатель предлагает детям ответить на проблемные вопросы.

В. Ребята, как вы думаете, почему так говорят?

Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная.(Высказывания детей.)

Воспитатель подводит итог.

В. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что и зверям, и птицам тяжело зимой. Хоть и спасают их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. А что вы можете сделать для них зимой? (Высказывания детей.)Зверей и птиц зимой нужно подкармливать. Люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

Физкультминутка «Зима в лесу».

В. Ребята, предлагаю вам заглянуть на зимнюю полянку. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Ранним утром в зимнем лесу выглянуло солнышко. Оно поднималось выше и выше и осветило всю лесную полянку — и высокие деревья, и низкие кусты, и лёгкий пушистый снежок.

В воздухе начали кружиться снежинки. И все они были разные. И такие. И такие. Но все были лёгкие, воздушные. Они плавно кружились в воздухе и потом опускались на веточки деревьев, на кусты и укрывали землю тёплым пушистым покрывалом.

Солнечный лучик разбудил белочку, которая стала прыгать с ветки на ветку. Между кустами поскакал заяц.

На полянку прилетел снегирь. Посмотрите, какая яркая у него грудка. Он посмотрел направо, налево, поздоровался с другими птицами. Нашёл на дереве ягоды рябины. А потом взмахнул крыльями и улетел. Быть может, на другую полянку.

От ветра закачались деревья. А снег продолжал падать и устилать землю мягким пушистым ковром.

Игра с мячом «Закончи предложение».

В. Ребята, я буду начинать предложение, а вы должны его продолжить. Будьте внимательны. Говорить нужно только о том, что бывает зимой.

На улице у ребят покраснели щеки, потому что... (был сильный мороз).

Вечеэом зимой рано темнеет, потому что... (дни стали короче).

На улицах работают снегоуборочные машины, потому что... (выпало много снега).

Снег стал таять, потому что... (наступила оттепель).

Без тёплой одежды нельзя выходить на улицу, потому что... (можно замёрзнуть).

Люди покупают ёлочные игрушки, потому что... (скоро Новый год).

Зимой весело, потому что... (можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Дворники посыпают песком дорожки, потому что... (на улицах очень скользко).

Зимой опасно ходить рядом с домами, потому что... (могут упасть сосульки).

Река покрылась льдом, потому что... (вода замёрзла).

Игра «Теремок».

Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).

Я буду Зимой или тем, что бывает зимой, и буду жить в теремке, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня.

Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.

Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.

Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.

Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.

Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.

Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.

Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.

Упражнение «Умный карандаш».

Воспитатель предлагает детям взять простой карандаш и схематично зарисовать то, что она предложит:

В правом верхнем углу нарисуйте то, что зимой может кружить.

В правом нижнем углу нарисуйте то, во что вам нравится играть зимой.

В левом верхнем углу нарисуйте то, что может согревать зимой.

В левом нижнем углу нарисуйте то, что может быть холодным зимой.

А в середине листа нарисуйте то, что зимой светит, но не греет.

После выполнения задания детьми воспитатель беседует с ними.

В. Ребята, что может кружить зимой? (Ответы детей.) Во что вам нравится играть зимой? Какие зимние виды спорта вы знаете? (Ответы детей.) Как вы думаете, что может согревать зимой? (Ответы детей.)

Что может быть холодным зимой? Наташа, как ты думаешь? А как думает Павел?(Ответы детей.)

Что же зимой светит, но не греет? Почему? (Ответы детей.)

Ребята, вам понравилось путешествовать в зимнюю пору года? Какая удивительная пора года — зима!

Давайте поиграем. Я буду начинать, а вы продолжать предложение — пропойте слово «удивительное», только правильно.

Воспитатель под музыку пропевает предложения, стимулируя детей подпевать ей:

Зима к нам пришла, зима к нам пришла... (удивительная).

Сугробы намела, сугробы намела... (удивительные).

Настроение у нас, настроение у нас... (удивительное).

А девочки у нас, а мальчики у нас... (удивительные).

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Зима"

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах....

Конспект по развитию речи "Зима"

Занятие с элементами ФГОС...

Конспект по развитию речи "Зима белоснежная" для второй младшей группы

Конспект по  развитию речи "Зима белоснежная" для второй младшей группы...

Конспект НОД развитие речи "Зима в лесу" старшая группа

Цель: совершенствование звуков с и ш...

конспект по развитию речи "Зима"

1.Закрепление знаний детей о зиме;2. Способствовать развитию речи ребенка.3. Развитие навыков социального взаимодействия, развитие стремления ребенка активно вступать в общение.4. Формирование доброже...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...