Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Природа родного края»
рабочая программа по окружающему миру
Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
образовательной дополнительной услуги
«Природа родного края»
Составила: воспитатель Сатлыкова А.Ш.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………………..………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………...4
Содержание программы…………………………………………………………………………………………………………….….5
Цель. Задачи………………………………………………………………………………………………………………………….…6
Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………….……………..…..7-13
Основные требования к уровню подготовки………………………………………………………………………………….…….14
Диагностика развития…………………………………………………………………………………………………………….…...15
Перечень основных средств обучения………………………………………………………………………………………….…….16
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….17
Список детей…………………………………………………………………………………………………………….……………...18
Введение
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формировании экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю. Зимы у нас длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно. Природа Самотлора – сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота.
Однако наши дети из-за климатических условий ограничены в общении с объектами природы. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
3
Пояснительная записка
В нашем детском саду организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.
- Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов и разных природно-климатических зонах и т.д.)
- Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.)
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нём, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придаётся нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В 21 веке становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста.
4
Содержание программы «Природа родного края»
Данная программа включает следующие разделы:
- «Животный мир»;
- «Растительный мир»;
- «Неживая природа»;
- «Эксперименты и опыты».
Учебный план.
Наименование тем | Количество занятий |
«Животный мир» | 9 |
«Растительный мир» | 9 |
«Неживая природа» | 9 |
«Эксперименты и опыты» | 9 |
Итого: 36
5
Цель программы
Формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи
- Оздоровительные задачи.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
- Образовательные задачи.
- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
- Воспитательные задачи.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
- Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
6
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Форма проведения | Тема | Программное содержание | Материал | Кол-во часов | Формы работы |
Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь | Экскурсия в уголок эксериментирова-ния. Тематическое занятие. Обобщающая бесе-да. Тематическое занятие. | «Мы исследовате-ли». «Лес – многоэтаж-ный дом». «Сравнение домаш-них и диких живот-ных». «Свет, тепло, воз-дух». | Познакомить детей с уголком экспериментирования, с прави-лами поведения при проведе-нии опытов, экспериментов. Развивать умения составлять сравнительные рассказы о рас-тительном мире. Уточнить признаки домашних и диких животных. Уметь объяс-нять, сравнивать. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений и животных, живые существа не могут жить без света, тепла, воздуха. | Приборы, различный материал, схемы, книги. Схема, карти-ны, семена Картинки и иллюстрации с избражением животных Иллюстрации Модели, «газо-вый» платок. | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м | Рисование на тему «Волшебные предме-ты в уголке экспери-ментирования». Чтение «Этажи леса» М. Пришвина. Загадывание загадок о животных. Чтение «Краденое сол-нце К.Чуковского. |
Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь | Тематическое занятие. Опытно-экспери-ментальное заня-тие. Тематическое занятие. Вечер развлече-ний. | «В гостях у гриба-лесовика». «Природные богат-ства нашего края». «Животный мир тундры». «Воздух-невидим-ка». | Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, где именно растут. 7 Дать представления о полез-ных ископаемых нашего края – нефти, помочь узнать её свой-ства. Сформировать представление о животных тундры; рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни. Закрепить знание свойств воздуха и его роль в жизни человека; развлечь и эмоцио-нально настроить детей. | Картинки, цве-тная бумага, клей. Иллюстрации Посуда с во-дой и нефтью Песок, сал-фетки, пипет-ки. Картинки, иллюстрации Воздушные шары, банка с водой, со-ломка для коктейля. | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м | Лепка на тему «Осенние грибы». Чтение отрывка из книги «Как искали нефть». Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Чтение познаватель-ной энциклопедии. |
Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь | Тематическое занятие. Тематическое занятие. Обобщающая беседа. Элементарный опыт. Тематическое занятие. Опытно-экспери-ментальное занятие Обобщающая беседа. Элементарный опыт. | «Клюква». «Знакомство с во-дой и её свойства-ми». «Птицы осенью». «Вода может замёр-знуть». «Зимние встречи». «Волшебница – вода». «Наш дом – приро-да». «Сыплется, не сыплется». | Дать представление о внешнем виде клюквы и её особеннос-тях. Объяснить правила сбора клюквы и правила поведения на болоте. Дать детям представление о во-де, её свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: пар, жидкое, лёд). 8 Создать условия для обобщения знаний детей о птицах. Уметь классифицировать их по су-щественным признакам. Показать детям, что вода на мо-розе замерзает: превращается в лёд (из жидкого состояния пе-реходит в твёрдое). Закрепить знания о жизни животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосаб-ливается к условиям зимы. Уточнить признаки зимы. Показать детям, в каком виде существует вода (опыты с водой, льдом, паром). Научить отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; живую и неживую природу. Познакомить детей со свойствами песка и глины по сыпучести. 9 | Ягоды клюквы. Макет болота. Тазики, баноч-ки, стаканы. Лёд. Схема-модель, иллюстрации. Стеклянная ём-кость для воды Иллюстрации Шишки, ягоды рябины, Старичок-Лесовичок. Мисочки, термос с ки-пячёной во-дой, льдинки. Рисунки, ил-люстраций. Песок, глина, лист бумаги. | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м 20 мин 20 мин | Рисование плаката «Не обижайте клюкву». Рисование на тему «Берегите воду!» Изготовление корму-шек для птиц. Изготовление ледя-ных игрушек. Дидактическая игра «Кто здесь обедал». Чтение стихотворе-ния-загадки. Рисование на тему «Наш дом – природа». Чтение «Где добыва-ют песок и глину» |
Январь Январь Январь Январь | Тематическое занятие. Инсценировка сказки. Обобщающая беседа. Элементарный опыт. | «Мы – ветры». «Хвосты» В.Бианки. «Экологическая цепочка в лесу». «Почему появля-ется пар». | Составить у детей предс-тавление о ветре, закреплять знания о воздухе, обогатить словарь. Учить понимать значение отдельных частей тела жи-вотных для приспособления к среде обитания. Способствовать формиро-ванию представлений о взаимо-связи обитателей леса – растений и животных, их зависимости друг от друга. Показать, что в помещении пар можно заметить над кипящей водой. Он лёгкими клубами подни-мается вверх. Такой пар опасен! | Миска с во-дой, краски. Книга В. Би-анки, картин-ки с изобра-жением жи-вотных. Иллюстрации картинки, «звуки леса». Чашка чая. | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м | Инсценировка «На море». Дидактическая игра «Где чей хвост?» Чтение «Этажи леса» М. Пришвина. Изготовление лис-товки «Опасный пар!» |
Февраль Февраль Февраль Февраль | Обобщающая беседа. Элементарный опыт. Проблемно-этичес-кая беседа. Обобщающая беседа. | «Кому нужна во-да». «Двигается ли песок и глина». «Все нужны на Земле». «Лес в жизни чело-века». | Способствовать обобщению представлений о том, что вода очень ценный продукт. Воспитывать бережное отношение к воде. Показать детям, что под воздействием воздуха пес-чинки легко сдуваются, а кусочки глины труднее. 10 Способствовать развитию у детей эмоционально-положи-тельного экологически правиль-ного отношения к непривлека-тельным животным. Способствовать уточнению представлений детей о разнооб-разном значении леса в жизни человека. Формировать эколо-гическое сознание детей. | Глобус, кар-тина «Круго-ворот воды в природе». Глина, песок, игрушечный ветер. Картинки с изображением лягушки, чере-пахи, червяка. Фотографии, картины, по-делки из при-родного мате-риала. | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м | Дидактическая игра «Кому нужна вода». Лепка из глины иг-рушек для малышей Рисование понравив-шегося животного. Организация выставки «Лес глазами худож-ников». |
Март Март Март Март | Тематическое занятие. Обобщающая беседа. Речевая логичес-кая задача. Элементарный опыт. | «Как птицы встречают весну». «Поможем приро-де». «Удивительные капельки». «Окрашивание воды». | Дать представления о птицах, их разнообразии. Учить делить на перелётных и зимующих. Научить замечать весенние из-менения в природе. Познако-мить с понятием «экологичес-кий заповедник». Воспитывать любовь к природе. Закрепить представления о разных состояниях воды. Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной. Некоторые вещества растворя-ются в воде. 11 | Иллюстрации фотографии. Запись «Го-лоса птиц». Предметы ухо-да за растении-ями. Иллюстрации Иллюстрация Стаканы с тёплой и хо-лодной водой, краска. | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м | Аппликация на тему «Скворечник». Чтение познавательной энциклопедии. Дидактическая игра «Назови состояние воды». Сюжетно-ролевая игра «Кафе». |
Апрель Апрель Апрель Апрель | Элементарный опыт. Обобщающая беседа. Тематическое занятие. Обобщающая беседа. | «Кораблики». «Лес в жизни человека». «Птицы приле-тели». «Почему исчезают животные?» | Познакомить детей с тем, от чего плывут корабли. Что происходит с кораблём, если нет ветра. Уточнить и обобщить предс-тавления о разнообразном значении леса в жизни челове-ка. Формировать экологичес-кую культуру. Уточнить и обобщить представление о прелётных птицах. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. Дать представление о разно-образии природы. Рассказать об основных причинах вымирания некоторых животных. | Таз с водой, кораблик. Картины, фо-тографии, пло-ды деревьев. Картинки, ри-сунки, иллюс-трации. Иллюстрации | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м | Рисование на тему «Шторм на море». Аппликация на тему «Весенний лес». Чтение «Гнездо» В. Юдина. Лепка на тему «Морская корова». |
Май Май Май Май | Тематическое занятие. Познавательная беседа. Элементарный опыт. Тематическое занятие. | «Люблю берёзку русскую». «Какой дождь». «Дышит ли поч-ва?» «Жизнь в воде». | Формировать культуру об-щения с природой и эсте-тическое отношение к ней. Воспитывать любовь к природе. Дать детям понятие о разных видах дождя. 12 Показать детям, что в почве есть воздух, что почва дышет. Создать условия для обоб-щения представлений детей о реке как сообществе водных обитателей: растений и животных. Воспитывать экологическую культуру. | Запись песни о берёзе. Реп-родукции кар-тин. Берёзо-вый веник, ве-точки. Картинки, иллюстрации Образцы поч-вы, банки с водой. Загадки, кар-тинки, ил-люстрации. | 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 ч 20 м | Изготовление шка-тулки из бересты. Чтение «Какой дождь» О. Григорьева. Чтение «Почва- подземное царство». Дидактическая игра «Кто живёт в реке?» |
Основные требования к уровню подготовки
Воспитанник должен | Базовая программа |
1 | 2 |
Знать | Условия жизни, отличительные особенности животных родного края. Условия жизни, отличительные особенности растений родного края. Первоначальные знания о неживой природе. |
Иметь представления | О многообразии животного и растительного мира на Земле. О свойствах песка, глины, воды. |
Уметь | Использовать модель взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природных зонах. Наблюдать и экспериментировать в процессе поисково-познавательной деятельности. |
Диагностика поисково-познавательной деятельности
Рекомендации и материалы, позволяющие определить уровень поисково-познавательной деятельности разработаны коллективом авторов: О.Ф. Горбатенко, Л.В. Кокуевой, С.Н. Николаевой.
Фамилия, имя, возраст ребёнка. | Многообразие животного мира (условия жизни, отличительные особен-нсти, стадии развития). | Многообразие раститель-ного мира (условия жиз-ни, отличительные осо-бенности, стадии разви-тия). | Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.) | Эксперименты и опты (свойства песка, глины, воды). |
Проводится в сентябре, январе, мае. | Проводится в сентябре, январе, мае. | Проводится в сентябре, январе, мае. | Проводится в сентябре, январе, мае. |
Оценка.
Низкий уровень – не называет.
Средний уровень – называет неполно, с помощью дополнительных вопросов воспитателя; называет наиболее распространенные виды с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Высокий уровень – называет наиболее полными ответами без помощи воспитателя, рассуждает по существу вопроса.
Перечень основных средств обучения
- Учебно-наглядные пособия:
- глобус;
- картинки с изображением растений;
- картинки с изображением животных;
- карточки с условными обозначениями;
- атлас;
- дидактические игры;
- 3 концентрированных круга разных цветов и размеров (воздух, вода и суша);
- карта природных зон Земли.
- Инструменты и оборудование:
- увеличительные стёкла;
- весы (безмен);
- песочные часы;
- компас;
- магниты;
- микроскоп;
- разнообразные сосуды из различных материалов;
- природный материал;
- утилизированный материал;
- разные виды бумаги;
- красители;
- пипетки;
- колбы;
- деревянные палочки;
- шприцы (без игл);
- зеркала;
- цветные и прозрачные стёкла;
- сито;
- свечи.
Список литературы
- Список методической литературы
- «Что было до …» Дыбина О.В. Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004.
- «Рукотворный мир». Дыбина О.В. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002.
- «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004.
- «Творим, изменяем, преобразуем». Занятия с дошкольниками. М., 2003.
- Программа «Наш дом – природа». Рыжова Н.
- «Азбука экологического воспитания». Рыньков В.В., Юдина Т.В.
- «Мы открываем мир». Климова Т., Таранкова Н.
- «Зелёная аптека тундры». Мутик М.
- «Мы» - программа экологического образования детей. Кондратьева Н.Н.
- «Природа края в художественной литературе». Гаврилова О.Н.
- «Экология для малышей». Региональная программа экологического образования дошкольников. Гончарова Е.В.
- Список детской литературы
- «Энциклопедия для детей».
- «Ёлка». Г.Х. Андерсен.
- «Рассказы». Бианки В.
- «Воробьишко». Горький М.
- «Дедушка Мазай и зайцы». Некрасов Н.
- «Лисичкин хлеб». Пришвин М.
- «Рассказы и сказки». Ушинский К.
- «Моя первая зоология». Чарушин Е.
- «Звали меня югорцем, землю мою – Югрой». Сборник стихов.
- «Тайга». Татьяничева Л.
- «В осеннем лесу». Денисов Н.
- «Мы обживаем тундру». Нечволода В.
График работы кружка
Понедельник (1, 3 неделя) – 16.00-16.30.
Вторник (2,4 неделя) – 16.00-16.30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной дополнительной услуги "Юные экологи"
Кружок "Юные экологи"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны....
Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Любите природу»
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка-дошкольника трудно переоценить....
Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Любители природы»
Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны....
Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Природа нашего края»
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи....