Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Космические приключения »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_shakirovoy_zh.i._k_seminaru_16.04.2019_gbdou_38.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт - Петербурга
Конспект НОД
по образовательной области « Речевое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Космические приключения »
Воспитатель:
Шакирова Жанна Ивановна
Санкт-Петербург
2019
Речевое развитие «Космические приключения»
Методический паспорт НОД | ||
1 | Возрастная группа | 5-6 лет |
2 | Тема | Космические приключения |
3 | Образовательная область | Речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
4 | Цель | Создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций. |
5 | Задачи | Образовательные: расширение представлений детей о многообра- зии окружающего мира; продолжить развивать речь, как средство общения в играх, самостоятельной деятельности и повседневной жизни; закреплять правильное, отчетливое произношение звуков; расширения и активизация словарного запаса детей; совершенствовать умение составлять короткий рассказ по мнемотаблице; Развивающие: развитие лексико-грамматической основы речи, посредством подбора различных дидактических игр; развивать умение находить решение в проблемных ситуациях; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы. Воспитательные: формирование нравственных качеств: готовность придти на помощь, чувства коллективизма; воспитание культуры речевого общения; воспитание внимания к собственной речи, интереса к совместной деятельности
|
6 | Методические приемы, технологии | Игровые, практические, словесные, наглядные, создание проблемной ситуации. |
7 | Форма организации | Игровое занятие-путешествие |
8 | Прогнозируемый результат | Умение находить решения при возникновении проблемных ситуаций, самостоятельный поиск способов их решения. |
9 | Оборудование | Интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайды с изображение планет и картинок к дидактическим играм, звезды с буквами А,З, Б, У, К, А, учебник Азбука, счетные палочки, "космическая" указка, прозрачные баночки с крышками, вата, блестки, вода, краски (гуашь), кисточки, салфетки. |
10 | Методическая оснащенность | Конспект |
11 | Предварительная работа | Беседы о космосе, космонавтах, просмотр презентаций по теме "Космос", рассматривание альбомов, картинок и фотографий, организация и проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, чтение литературы по теме, продуктивная и творческая деятельность, организация выставки "Мама, папа, я- творим космические чудеса» |
Ход НОД
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание |
Мотивационный этап Организационный момент Свободное подключение детей | Педагог организует проблемную игровую ситуацию «Обращение инопланетян». Используя подводящий диалог педагог подводит детей к осознанию и формулированию цели их деятельности: -Ребята, из-за чего расстроились инопланетяне? -А как вы думаете, что могли похитить пираты? -Можем ли мы помочь? -А кого можно назвать знатоками? -А вы тоже знаете о космосе много интересного? - Сможете доказать? Воспитатель организуем мини-игру викторину «Космическая указка» (5-7 вопросов по теме «Космос»). | Дети эмоционально откликаются на ситуацию, проявляют желание её разрешить. Вступают в диалог, рассуждают, высказывают свои предположения: -что могли похитить пираты? Высказывают свои предположения, кого можно назвать "знатоками космоса". Анализируют свои знания о космосе. Осознают цель и формируют ее ключевыми словами: помочь инопланетянам, используя подсказки найти похищенный предмет и отправить на их планету.
| Слайд № 1 Слышны таинственные звуковые сигналы, на экране появляется инопланетянин и говорит: " Мы жители планеты Грамотейкино разыскиваем настоящих «знатоков» Космоса для того чтобы попросить их о помощи. Космические пираты напали на нашу планету и похитили у нас, что-то очень ценное, и теперь мы не можем научить своих детей читать и писать. Мы не помним, что они похитили, потому что пираты еще и стерли память у всех жителей планеты. Но если украденный предмет вновь возвратится на нашу планету, то и память вернется всем ее жителям. Чтобы нам помочь нужно преодолеть много трудностей, мы будем присылать по космической почте подсказки, но справиться с заданиями смогут только «настоящие» знатоки Космоса. Очень ждем помощи" |
Основная часть Исполнительский этап Проблемная ситуация Артикулярнаяя гимнастика Проблемная ситуация Проблемная ситуация Речь с движением Проблемная ситуация Самостоятельная деятельность детей Пальчиковая гимнастика Эксперементальная деятельность Самостоятельная деятельность Рефлексивный этап Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей) | Воспитатель организует выполнение детьми различных действий, обусловленных целью: Вы доказали, что вас можно называть «настоящими» знатоками Космоса и инопланетяне прислали вам первую подсказку, которую вы найдете, если правильно назовете "лишний" предмет в каждом ряду и сможете назвать, что объединяет эти слова. Воспитатель предлагает проверить предположение детей и достает из конверта звезду с буквой «А» -Чтобы получить вторую подсказку, инопланетяне предлагают вам поиграть-"потренировать язычки". Готовы? -Чу-чу-чу, в космос полететь хочу; -им-им-им, на ракете полетим; -ды-ды-ды, долетим мы до звезды. -Инопланетяне прислали нам по космической почте эту картинку. Интересно, а какую подсказку они хотели нам дать? - Как нам это узнать?
Наводящими вопросами побуждает детей назвать слово, которое в рассказе повторялось чаще всего. Воспитатель интересуется у детей, на какой звук начинается слово Земля (гласный или согласный) Предлагает проверить и достает из конверта звезду с буквой З. Переключает внимание на следующую игровую ситуацию. Сообщает детям, что третью подсказку космические пираты зашифровали. -А чтоб ее разгадать, надо убрать одну палочку, чтоб получилась буква, но эта буква не должна "петься", т.е. не быть гласной. Воспитатель вместе с детьми обсуждает возможные варианты и предлагает проверить предположения детей. Воспитатель предлагает проверить и достает из конверта звезду с буквой Б. Воспитатель предлагает подвигаться и проводит речь с движениями «Космос». Вводит детей в следующую проблемную ситуацию. Находит вместе с детьми разорванные фотоснимки с запиской. "Четвертая подсказка была в названии одной из планет, которая находиться седьмой от Солнца, но космические пираты все разорвали.» -Что нам теперь делать? -А как мы будем это делать? Предлагает детям разделиться на команды для выполнения этого задания. Интересуется, как называются планеты, изображенные на картинках, предлагает вспомнить и рассказать знакомое детям стихотворение "По порядку все планеты, назовет любой из нас..." - И как называется седьмая от солнца планета? -А на какой звук начинается это слово? Предлагает проверить ответ детей и достает из конверта звезду с буквой У. -Чтоб успешно выполнить следующее задание и получить пятую подсказку, нам нужны «шустрые пальчики» и инопланетяне предлагают их потренировать. -Жители планеты Грамотейкино любят любоваться космическим пространством, но им очень грустно, что дети не могут увидеть эту красоту. И они решили прислать нам в посылке все необходимое, чтоб вы смогли сделать свой маленький космос. Воспитатель обращает внимание детей на конверт с посланием инопланетян. «В прозрачную баночку в несколько приемов (до полного заполнения) положить: немного ваты, блесток, налить немного воды и добавить капельку краски. Просит детей показать, что у них получилось, вступает с ними в диалог, побуждает их к высказываниям. Наводящими вопросами побуждает детей догадаться, какую подсказку нам хотели дать инопланетяне в этом задании. - Что предложили нам сделать инопланетяне? -Какой первый звук в этом слове? Воспитатель проверяет правильность ответов детей, доставая из конверта звезду с буквой «К». Обращает внимание на собранные подсказки и предлагает вместе с детьми прочитать, что получилось. Воспитатель предлагает проверить ответы детей и достает из конверта последнюю звезду с буквой А. Воспитатель спрашивает детей, что это за книга и зачем она нужна жителям планеты Грамотейкино? Воспитатель предлагает помочь детям отправит посылку с книгой. Педагог организует беседу с детьми: -чем мы сегодня занимались? -кому помогали? -удалось ли нам помочь инопланетянам? - что им помогло справиться со всеми заданиями? -какое задание показалось трудным и почему? -что понравилось? -что они расскажут дома вечером мамам? Воспитатель спрашивает у детей, есть ли у нас в группе еще Азбука, и наводящими вопросами подводит детей к решению организовать с/р «Школа» или «Библиотека». | Анализируют картинки и определяют лишний предмет в каждом ряду. Обсуждая, дети приходят к выводу, что все слова начинаются на звук [А] (гласный) и предполагают, что подсказка это буква «А». Дети крепят звезду с буквой на доске Дети проявляют заинтересованность и повторяют за воспитателем, четко произнося слова. Высказывают свои предположения. Рассматривают на доске картинки, обсуждают, вступают в диалог и принимают решение составить рассказ. После анализа делают предположение, что чаще всего в их рассказе повторялось слово -Земля. Вступая в обсуждения друг с другом, дети дают ответ и проверяют свои предположения. Убедившись в верности своего ответа, получают вторую подсказку Крепят звездочку с буквой З на доске Проявляют интерес к новой деятельности. Садятся за столы, берут счетные палочки, выкладывают из них образец со слайда и приступают к выполнению задания. Манипулируют с палочками, высказывают предположения и получают букву «Б» Крепят звездочку с буквой «Б» на доске. Встают из-за столов, проходят на ковер и выполняют движения и проговаривают слова. Проявляют интерес к новой деятельности. Предлагают свои варианты решения проблемы. Самостоятельно делятся на две команды и складывают разрезные картинки. Высказывают свои предположения, пользуясь ранее приобретенными знаниями. Дети хором рассказывают стихотворение. Анализируют и применяют ранее полученные знания. Проводят анализ слова и называют первый звук. Крепят звездочку с буквой «У» на доске Переключают внимание на другую деятельность. Дети по показу повторяют движения рук и пальцев. Проявляют заинтересованность к новому виду деятельности Рассматривают содержимое посылки, делают предположения, что можно с этим сделать? Берут конверт и достают рисунок (алгоритм действий) Предлагают варианты дальнейших действий. Дети приступают к самостоятельной экспериментальной деятельности. Демонстрируют свои "микрокосмосы", радуются полученным результатом. Дети высказываются, аргументируя свои ответы. Крепят звезду с буквой «К» на доске Подходят к доске и складывают из букв слово АЗБУК.. Делают предположения, что не хватает буквы «А» Находят книгу Азбука. Дети отвечают на вопросы, рассуждают. Кладут Азбуку в посылку и просят воспитателя ее отправить инопланитянам. Дети обсуждают итоги своей деятельности. Каждый ребенок описывает свои эмоции. | Слайд №2 (серия картинок) "Что лишнее" 1.комета, планета, арбуз, звезда; 2.ракета, самолет, НЛО, автобус; 3.астроном, скафандр, шлем, ботинки (космические) Слайд№3 Чу-чу-чу Им-им-им Ды-ды-ды Слайд№4 мнемотаблица Слайд №5 Планета Земля Слайд №6 "Шифрограмма" Играет ритмическая музыка Речь с движением «Космос» «Раз-два, стоит ракета.(дети поднимают руки вверх) Три-четыре, скоро взлет.(разводят руки в стороны) Чтобы долететь до солнца(круг руками) Космонавтам нужен год.(берется руками за щеки, качает головой) Но дорогой нам не страшно(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях) Пролетая над Землею(разводят руки в стороны) Ей передадим привет.(поднимают руки вверх и машут) Из полёта возвратились(руки в стороны) И на землю приземлились.(руки опустить)» Разрезные картинки планет "Земля" и "Уран" Слайд №7 планеты Солнечной системы Пальчиковая гимнастика. По очереди загибают пальцы одной руки указательным пальцем другой. -1,2,3,4,5. (вращают кистью, которая сжата в кулачок) -Будем в космосе летать. (по очереди разгибают пальчики, начиная с большого) 1-комета, 2-планета, 3- луноход, 4-звездолет,5- земля. (дети машут кистью руки, как бы прощаясь0 -До свидания, друзья! (повторить тоже с другой рукой) Слайд №8-9 Космическое пространство. Материалы для экспериментальной деятельности: баночки прозрачные с крышками, вата, вода, блестки, краска, кисточки. Слайд №10 алгоритм действий Слайд №11 Азбука Слайд №12 (Спасибо) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по развитию повествовательной речи с испо...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, исследовательской, здоровьесберегающей технологий на тему: "Весна идет"
Закрепление представлений о весне....
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, исследовательской, здоровьесберегающей технологий на тему: "Весна идет"
Закрепление представлений о весне...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»
КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой,...
Методическая разработка НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Сердитая Тучка»
Интерактивное чтение сказки Елены Серебрянной "Сердитая Тучка" для детей 3-4 лет Во время чтения сказки дети играют в игры для развития речи, дых...
Методическая разработка Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос»
Тема: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос» Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин, рассказать о его полете в космосе. И...