Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Космические приключения »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шакирова Жанна Ивановна
Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому  развитию детей Красногвардейского района  Санкт - Петербурга

Конспект  НОД

по образовательной области « Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Космические приключения »

Воспитатель:

Шакирова Жанна Ивановна

Санкт-Петербург

2019

Речевое развитие «Космические приключения»

Методический паспорт НОД

1

Возрастная группа

5-6 лет

2

Тема

Космические приключения

3

Образовательная область

Речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

4

Цель

Создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций.

5

Задачи

Образовательные:

расширение представлений детей о многообра-

зии окружающего мира;

продолжить развивать речь, как средство общения в играх, самостоятельной деятельности и повседневной жизни;

закреплять правильное, отчетливое произношение звуков;

расширения и активизация словарного запаса детей;

совершенствовать умение составлять короткий рассказ по мнемотаблице;

Развивающие:

развитие лексико-грамматической основы речи, посредством подбора различных дидактических игр;

развивать умение находить решение в проблемных ситуациях;

учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Воспитательные:

формирование нравственных качеств: готовность придти на помощь, чувства коллективизма;

воспитание культуры речевого общения;

воспитание внимания к собственной речи, интереса к совместной деятельности

 

6

Методические приемы, технологии

Игровые, практические, словесные, наглядные, создание проблемной ситуации.

7

Форма организации

Игровое занятие-путешествие

8

Прогнозируемый результат

Умение находить решения при возникновении проблемных ситуаций, самостоятельный поиск способов их решения.

9

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайды с изображение планет и картинок к дидактическим играм, звезды с буквами А,З, Б, У, К, А, учебник Азбука, счетные палочки, "космическая" указка, прозрачные баночки с крышками, вата, блестки, вода, краски (гуашь), кисточки, салфетки.

10

Методическая оснащенность

Конспект  

11

Предварительная работа

Беседы о космосе, космонавтах, просмотр презентаций по теме "Космос", рассматривание альбомов, картинок и фотографий, организация и проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, чтение литературы по теме, продуктивная и творческая деятельность, организация выставки "Мама, папа, я- творим космические чудеса»

Ход НОД

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Мотивационный этап

Организационный момент

Свободное подключение детей

  Педагог организует проблемную игровую ситуацию «Обращение инопланетян».

Используя подводящий диалог

педагог подводит детей к осознанию и формулированию цели их деятельности:

-Ребята, из-за чего расстроились инопланетяне?

-А как вы думаете, что могли похитить пираты?

-Можем ли мы помочь?

-А кого можно назвать знатоками?

-А вы тоже знаете о космосе много интересного?

- Сможете доказать?

Воспитатель организуем мини-игру викторину «Космическая указка» (5-7 вопросов по теме «Космос»).

Дети эмоционально откликаются на ситуацию, проявляют желание её разрешить.

Вступают в диалог, рассуждают, высказывают свои предположения:

-что могли похитить пираты?

Высказывают свои предположения,

кого можно назвать "знатоками космоса".

Анализируют свои знания о космосе.

Осознают цель и формируют ее ключевыми словами: помочь инопланетянам, используя подсказки найти похищенный предмет и отправить на их планету.

 

Слайд № 1

Слышны таинственные звуковые сигналы, на экране появляется инопланетянин и говорит: " Мы жители планеты Грамотейкино разыскиваем настоящих «знатоков» Космоса  для того чтобы попросить их о помощи. Космические пираты напали на нашу планету и похитили у нас, что-то очень ценное, и теперь мы не можем научить своих детей читать и писать. Мы не помним, что они похитили, потому что пираты еще и стерли память у всех жителей планеты. Но если украденный предмет вновь возвратится  на нашу планету, то и память вернется всем ее жителям. Чтобы нам помочь нужно преодолеть много трудностей, мы будем присылать по космической почте подсказки, но справиться с заданиями смогут только «настоящие» знатоки Космоса. Очень ждем помощи"

Основная часть

Исполнительский этап

Проблемная ситуация

Артикулярнаяя гимнастика

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Речь с движением

Проблемная ситуация

Самостоятельная деятельность детей

Пальчиковая гимнастика

Эксперементальная деятельность

Самостоятельная деятельность

Рефлексивный этап

Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей)

Воспитатель организует выполнение детьми различных действий, обусловленных целью:

Вы доказали, что вас можно называть «настоящими» знатоками Космоса и инопланетяне прислали вам первую подсказку, которую вы найдете, если правильно назовете "лишний"  предмет в каждом ряду и сможете назвать, что объединяет эти слова.

 Воспитатель предлагает проверить предположение детей и достает из конверта звезду с буквой «А»

-Чтобы получить вторую подсказку, инопланетяне  предлагают вам поиграть-"потренировать язычки". Готовы?

-Чу-чу-чу, в космос полететь хочу;

-им-им-им, на ракете полетим;

-ды-ды-ды, долетим мы до звезды.

-Инопланетяне прислали нам по космической почте эту картинку.    Интересно, а какую подсказку они хотели нам дать?

- Как нам это узнать?

 

Наводящими вопросами побуждает детей назвать слово, которое в рассказе повторялось чаще всего.

Воспитатель интересуется у детей, на какой звук начинается слово Земля (гласный или согласный)

Предлагает проверить и достает из конверта звезду с буквой З.

Переключает внимание на следующую игровую ситуацию.

Сообщает детям, что третью подсказку космические пираты зашифровали.

-А чтоб ее  разгадать,  надо убрать

 одну палочку, чтоб получилась буква, но эта буква не должна "петься", т.е. не быть гласной.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает возможные варианты и предлагает проверить предположения детей.

Воспитатель предлагает проверить и достает из конверта звезду с буквой Б.

 Воспитатель предлагает подвигаться и проводит речь с движениями «Космос».

Вводит детей в следующую проблемную ситуацию.

Находит вместе с детьми разорванные фотоснимки с запиской.  "Четвертая подсказка была в названии  одной из планет, которая находиться седьмой от Солнца, но  космические пираты все разорвали.»

-Что нам теперь делать?  

-А как мы будем это делать?

Предлагает детям разделиться на команды для выполнения этого задания.

Интересуется, как называются планеты, изображенные на картинках, предлагает вспомнить

 и рассказать                знакомое детям стихотворение "По порядку все планеты, назовет любой из нас..."

- И как  называется седьмая от солнца планета?

-А на какой звук начинается это слово?

Предлагает проверить ответ детей и достает из конверта звезду с буквой У.

-Чтоб успешно выполнить следующее задание и получить  пятую подсказку, нам нужны «шустрые пальчики» и инопланетяне  предлагают их потренировать.

-Жители планеты Грамотейкино  любят любоваться космическим пространством, но им очень грустно, что дети не могут увидеть эту красоту. И они решили прислать нам  в посылке все необходимое, чтоб вы смогли сделать свой маленький космос.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт с посланием инопланетян.

«В прозрачную баночку в несколько приемов (до полного заполнения) положить: немного ваты, блесток, налить немного воды и добавить капельку краски.

Просит детей показать, что у них получилось, вступает с ними в диалог,  побуждает их к высказываниям.

Наводящими вопросами побуждает детей догадаться, какую подсказку нам хотели дать инопланетяне в этом задании.

- Что предложили нам сделать инопланетяне?

-Какой первый звук в этом слове?

Воспитатель проверяет правильность ответов детей, доставая из конверта звезду с буквой «К».

Обращает внимание на собранные подсказки и предлагает вместе с детьми прочитать, что получилось.

Воспитатель предлагает проверить ответы детей и достает из конверта последнюю звезду с буквой А.

Воспитатель спрашивает детей, что это за книга и зачем она нужна жителям планеты Грамотейкино?

Воспитатель предлагает помочь детям отправит посылку с книгой.

Педагог организует беседу с детьми:

-чем мы сегодня занимались?

-кому помогали?

-удалось ли нам помочь инопланетянам?

- что им помогло справиться со всеми заданиями?

-какое задание показалось трудным и почему?

-что понравилось?

-что они расскажут дома вечером мамам?

Воспитатель спрашивает у детей, есть ли у нас в группе еще Азбука, и наводящими вопросами подводит детей к решению организовать с/р «Школа» или «Библиотека».

Анализируют картинки  и определяют лишний предмет в каждом ряду.

Обсуждая, дети приходят к выводу, что все  слова начинаются на звук [А] (гласный) и предполагают, что подсказка это буква «А».

Дети крепят звезду с буквой на доске  

Дети проявляют заинтересованность и повторяют за воспитателем,

четко произнося слова.  

Высказывают свои предположения.

Рассматривают на доске картинки, обсуждают, вступают в диалог и принимают решение

составить  рассказ.

После анализа делают предположение, что чаще всего в их рассказе повторялось слово -Земля.

Вступая в обсуждения друг с другом, дети дают ответ и проверяют свои предположения.  Убедившись в верности своего ответа, получают вторую подсказку

Крепят звездочку с буквой З на доске

Проявляют интерес к новой деятельности.

Садятся за столы, берут счетные палочки, выкладывают

 из них образец со слайда и

приступают к выполнению задания.

Манипулируют с палочками, высказывают предположения и  получают букву «Б»

Крепят звездочку с буквой «Б» на доске.

Встают из-за столов, проходят на ковер и выполняют движения и проговаривают слова.

Проявляют интерес к новой деятельности.

Предлагают свои варианты решения проблемы.

Самостоятельно делятся на две команды и  складывают разрезные картинки.

Высказывают свои предположения, пользуясь ранее приобретенными знаниями.

Дети хором рассказывают стихотворение.

Анализируют  и применяют ранее  полученные знания.

Проводят анализ слова и называют первый звук.

Крепят звездочку с буквой «У» на доске

Переключают внимание на другую деятельность.

Дети по показу повторяют движения рук и пальцев.

Проявляют заинтересованность к новому виду деятельности

Рассматривают содержимое посылки, делают предположения, что можно с этим сделать?

Берут конверт и достают рисунок

(алгоритм действий)

Предлагают варианты дальнейших действий.

Дети приступают к самостоятельной экспериментальной деятельности.

Демонстрируют свои "микрокосмосы", радуются полученным результатом.

Дети высказываются, аргументируя свои ответы.

Крепят звезду с буквой «К» на доске

Подходят к доске и складывают из букв слово

АЗБУК..

Делают предположения, что не хватает буквы «А»

Находят книгу Азбука.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

Кладут Азбуку в посылку и просят воспитателя ее отправить инопланитянам.

Дети обсуждают итоги своей деятельности.

Каждый ребенок описывает свои эмоции.

Слайд №2 (серия картинок)

"Что лишнее"

1.комета, планета, арбуз, звезда;

2.ракета, самолет, НЛО, автобус;

3.астроном, скафандр, шлем, ботинки (космические)

Слайд№3

Чу-чу-чу

Им-им-им

Ды-ды-ды

Слайд№4

мнемотаблица

Слайд №5

Планета Земля

Слайд №6

"Шифрограмма"

Играет ритмическая музыка

Речь с движением «Космос»

«Раз-два, стоит ракета.(дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет.(разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца(круг руками)

Космонавтам нужен год.(берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею(разводят руки в стороны)

Ей передадим привет.(поднимают руки вверх и машут)

Из полёта возвратились(руки в стороны)

И на землю приземлились.(руки опустить)»

Разрезные картинки планет "Земля" и "Уран"

Слайд №7

планеты Солнечной системы

Пальчиковая гимнастика.

По очереди загибают пальцы одной руки указательным пальцем другой.

-1,2,3,4,5.

(вращают кистью, которая сжата в кулачок)

-Будем в космосе летать.

(по очереди разгибают пальчики, начиная с большого)

1-комета, 2-планета, 3- луноход, 4-звездолет,5- земля.

(дети машут кистью руки, как бы прощаясь0

-До свидания, друзья!

(повторить тоже с другой рукой)

Слайд №8-9

Космическое пространство.

Материалы для экспериментальной деятельности: баночки прозрачные с крышками, вата, вода, блестки, краска, кисточки.

Слайд №10

алгоритм действий

Слайд №11

Азбука

Слайд №12

(Спасибо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»

КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием      игровой,...

Методическая разработка НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Сердитая Тучка»

Интерактивное чтение сказки Елены Серебрянной "Сердитая Тучка"  для детей 3-4 лет  Во время чтения сказки дети  играют в игры для развития  речи,  дых...

Методическая разработка Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос»

Тема: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос» Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин, рассказать о его полете в космосе. И...