Практико-ориентированный проект «Неизведанное рядом»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Практико-ориентированный проект
«Неизведанное рядом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neizvedannoe_ryadom.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Теремок» комбинированного вида
Практико-ориентированный проект
«Неизведанное рядом»
Проект выполнен
Воспитателем
МБДОУ д/с №45
«Теремок»
Комбинированного вида
Скрябиной И.Г.
Ногинск 2020Г.
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В средней ГРУППЕ
Тема «Неизведанное рядом»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный
Цель:
Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о не живой природе.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
- формировать представления детей о различных материалах, их свойствах;
- формировать любознательность, познавательный интерес;
- формировать у детей элементарные исследовательские навыки;
- собрать предметы из разных материалов для создания «экспериментального уголка»
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание помогать товарищам
Развивающие задачи:
- развивать воображение, фантазию, образное мышление, речь.
Задачи для педагога:
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, специалисты детского сада.
Срок реализации проекта: 3месяца.(декабрь, январь, февраль)
Ожидаемые результаты
У детей:
- формирование интереса детей к дальнейшему изучению данной проблемы
- расширенные знания детей по данной теме
- умение детьми применять полученные знания в разных видах деятельности.
Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Этапы проекта:
I Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III . Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
-подведение итогов работы над проектом;
-мониторинг качества освоения материала детьми;
-презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Предварительная работа:
- Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
- Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
- Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования
- релаксация;
- игровой: (сюрпризный момент, игры)
- творческие
Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми .
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
Использование: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры- конкурсы.
Формы работы с детьми.
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
План работы с детьми:
Декабрь(1 неделя)
Тема «Какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.
Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.
(2 неделя)
Тема: Что в пакете? Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.
(3 неделя)
Тема: Легкий – тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Предполагаемый результат: Научатся определять
вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
(4неделя)
Тема: Мы – фокусники. Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.
Январь(2 неделя)
Тема: Как согреть руки? Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.
(3неделя)
Тема: Стекло, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.
(4 неделя)
Тема: Металл, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Февраль (1неделя)
Тема: Волшебная рукавичка. Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.
(2неделя)
Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.
(3неделя)
Тема Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.
(4 неделя)
Тема: Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.
Мониторинг.
В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
7. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада . Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004.
9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
11. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Неизведанное рядом"
Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...
ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...
Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовател...
Проект "Неизведанное рядом"
Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов...
Проект Неизведанное рядом
Проект Неизведанное рядом...
Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»
Серафима Тарара Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа»1 Средняя группаВоспитатель Тарара С....
Презентация к проекту "Неизведанное рядом"
Презентация - отчет о проведенном проекте....