Проект «Сказка в гости к нам пришла»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кренева Татьяна Ивановна

Проект "Сказка в гости к нам пришла" содержит следующие разделы: актуальность проекта, цель и задачи, предполагаемые результаты, этапы проекта, формы и методы работы с детьми, результативность проекта и методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_v_gosti_k_nam_prishla.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Радуга»

Поспелихинского района, Алтайского края

Проект

«Сказка в гости к нам пришла»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Радуга» (дополнительный адрес «Ракета»)

С. Поспелиха, ул. Алтайская 33

                                                                                                                  Разработчик: Кренева Татьяна Ивановна

воспитатель высшей квалификационной категории,

МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

(дополнительный адрес  «Ракета»)

с. Поспелиха

2020 г.

Содержание

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей. Одним из важнейших средств нравственного воспитания младших дошкольников по мнению В.П. Аникина, М.М. Кониной, О.И. Соловьёвой, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, Г.В Паршуковой, О.С. Ушаковой, Л.Б. Фесюковой, Б.Д. Эльконина и др., является народная сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах народной сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы с народной сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. Кроме этого, не  оценима роль сказки в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле.

Сказки возникли в незапамятные времена. Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Через сказку у детей складываются более глубокие представления о мире. Те уроки, которые дает сказка  — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени.                                                                                Для восполнения знаний воспитанников о русском народном творчестве, а именно о русских народных сказках, для понимания значимости русских народных сказок в воспитании и образовании современных детей дошкольного возраста, придуман проект «Сказка в гости к нам пришла».

  При разработке проекта  использовались документы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • Конвенция о правах ребенка;
  • ФГОС дошкольного образования – Приказ Министерства образования науки № 1155 от 17.10.2013 г.;
  • Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»  (дополнительный адрес  «Ракета») 2020 г.

Цель: способствовать формированию  у  воспитанников представления о русских народных  сказках через различные виды деятельности.

      Задачи:

  • знакомить воспитанников с творчеством и бытом русского народа;
  • помочь воспитанникам запомнить содержание сказок;
  • учить выявлять положительных и отрицательных героев сказок, воспитывать нравственные качества на примере положительных героев сказок;
  •  формировать речевые навыки воспитанников  и расширять их активный словарь;
  •  воспитывать любовь к русскому фольклору на основе формирующихся представлений.

Срок  реализации проекта: 3 – 28 февраля.

Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.

Участники проекта: педагоги, воспитанники младшей 2 группы, семьи воспитанников.                        

Предполагаемый результат.

  • Воспитанники познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание. 
  • У воспитанников появится интерес к участию в театральных постановках.
  • У воспитанников будет продолжать формироваться интерес к книгам, литературным чтениям, прослушиваниям сказок в разном виде (рассказывание взрослым, слушание аудиозаписей).
  • В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, будет развиваться связная речь, совершенствоваться диалогическая и монологическая речь; развиваться интонационная выразительность во время заучивания стихотворных текстов. 
  • У воспитанников появятся первичные представления о быте русского народа.
  • Ознакомление со сказками будет способствовать развитию продуктивной деятельности, творческих способностей и умений детей.
  • Проектная деятельность будет способствовать формированию положительных нравственных представлений (чувства дружбы и коллективизма и т.д.) и усвоению моральных норм, а также гармонизации отношений между взрослыми и детьми.
  • В результате работы над проектом повысится педагогическая грамотность родителей, они узнают о многогранной роли сказки в жизни ребенка.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  • Подготовка печатной информации.
  • Анкетирование родителей «Русские народные сказки в жизни ребенка».
  • Приобретение и изготовление разного вида театров.
  • Изготовление макета «Русская изба».
  • Пошив русского народного костюма для куклы.
  • Подготовка презентации «Быт русского народа».
  • Подбор дидактических игр по данной теме.
  • Оформление книжного уголка в группе.
  • Взаимодействие с родителями в рамках проекта. Определение тематики бесед.
  • Разработка содержания проекта: «Сказка в гости к нам пришла».

Основной этап:

  • Проведение бесед и НОД по теме проекта.
  • Отгадывание загадок о сказках и героях сказок.
  • Организация книжной выставки «Мои любимые сказки».
  • Знакомство с элементами русского народного костюма.
  • Просмотр с  воспитанниками презентации «Быт русского народа».
  • Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
  • Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанным  сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
  • Театрализация сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя».
  • Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
  • Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
  • Домашние задания для родителей и детей (изготовление театров, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

Заключительный этап:

  • Выставка творческих работ воспитанников.
  • Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
  • Обновление предметно – развивающей среды.
  • Проведение литературной викторины «Что мы знаем о сказках».
  • Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка».
  • Организация выставки «Сказка в гости к нам пришла».
  • Отчет для родителей, презентация проектной деятельности «Сказка в гости к нам пришла».
  • Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
  • Подведение итогов проектной деятельности.

Формы и методы работы с детьми.

Образовательные

области

Формы и методы работы

1.Социально – коммуникативное развитие

  • Игра  «Расскажи сказку по серии картинок»
  • Игра  «Назови сказку»
  • Игра  «Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)
  • Игра  «Что сначала, что потом»
  • Игра  «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)
  • Игра  «Подбери иллюстрацию к сказке»
  • Игра  «Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки,  пазлы)
  • Игра  «Путаница»
  • Игра  «Доскажи словечко» (загадки о сказках)
  • Игра  «Какое настроение у сказочного героя?»
  • Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок», «Сказки», «Теремок», «Курочка Ряба».
  • Игры – драматизации по сказкам «Колобок, «Репка», «Теремок», «Три медведя»
  • Сюжетно – ролевая игра «Будем куклу одевать»

Познавательное развитие

  • НОД по ФЭМП «Гуси – лебеди»
  • НОД по ФЭМП «Стоит в поле теремок»
  • Просмотр презентации «Быт русского народа»
  • Рассматривание макета «Русская изба»

Речевое развитие

  • Интегрированное занятие «Заюшкина избушка» (развитие речи и лепка)
  • Интегрированное занятие «Три медведя» (развитие речи и лепка)
  • НОД по развитию речи «В гостях у сказки»
  • Показ сказок с помощью настольного театра, пальчикового театра, театра на палочках и магнитах.
  • Беседы с детьми «Что такое сказка» «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки?», «На кого из сказочных героев я похож?», «Кто рисует картинки к сказкам?»
  • Литературная викторина «Что мы знаем о сказках»

            Чтение художественной литературы:

Художественно – эстетическое развитие

  • НОД по рисованию:
  • «Колобок»
  • «Избушка для трех медведей»
  • НОД по лепке:
  • «Колобок»
  • «Избушка для зайчика»
  • НОД по аппликации
  • «Репка»
  • Строительные игры «Построим домики для сказочных героев» 
  • Конструирование «Кроватки для трех медведей»
  • Музыкально – ритмические движения «Колобок», «Бабка – Ежка»
  • Закрашивание раскрасок

 Физическое развитие

  • НОД по физкультуре «Колобок»
  • НОД по физкультуре «Теремок»
  • Динамические паузы «Три медведя», «Колобок», «Мышка», «Бабушка Яга»
  • Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»
  • Подвижные игры «Волк и козлята», «Теремок», «Зайцы и лиса».
  • Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др. )

Взаимодействие с родителями воспитанников

  • Анкетирование «Русская народная сказка в жизни ребенка».
  • Памятка для родителей «Значение сказок в жизни ребёнка».
  • Изготовление театров.
  • Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
  • Показ отчетной презентации «Сказка в гости к нам пришла».

Результативность проекта.

В процессе реализации проекта «Сказка в гости к нам пришла» использовались: технология проектной деятельности,   здоровьесберегающие технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи.

 Воспитанникам  была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех видах проектной деятельности.

Привлечены к участию в проекте родители воспитанников. Но их активность низка.  Ссылаясь на занятость, заинтересованность в участии в проекте проявили не все родители воспитанников. А ведь именно от взаимодействия семьи и детского сада зависит и результат проекта. Не смотря на это, основная цель проекта – способствовать формированию  у  воспитанников представления о русских народных  сказках через различные виды деятельности - достигнута. Хорошие знания показали воспитанники при проведении викторины «Что мы знаем о сказках». Однако, речевые навыки у воспитанников развиты не достаточно и требуют дальнейшей целенаправленной работы в их развитии.

Методическое обеспечение:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»  (дополнительный адрес  «Ракета») 2020 г.
  3. Иванцова Л.В.  . «Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. – 272 с.
  4. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.
  5. Лебедев Ю. А. и др. «Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/». - М.; ВЛАДОС, 2001.
  6. Румянцева Е.А. «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград:      Учитель, 2014.
  7.  Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М., 2003.
  8. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». М.: АРКТИ, 2004.
  9. Зимина И. «Театр и театрализованные игры в детском саду». // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в гости к нам пришла"

Был проведен краткосрочный педагогический проект в средней группе "Сказка в гости к нам пришла"...

Проект "Сказка в гости к нам пришла"

Презентация краткосрочного творческого проекта  "Сказка в гости к нам пришла"...

Презентация проекта "Сказка в гости к нам пришла"

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного чело...

Проект "Сказка в гости к нам пришла!"

Формирование у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности ....

Проект «Сказка в гости к нам пришла»

ПРОЕКТ «Сказка в гости к нам пришла»Цель: Создать условия для активной речевой и творческой деятельности детей, способствуя сотворчеству взрослых и детей, направленных на повышение интереса к народным...

Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли»

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, з...

«Разработка практико-ориентированного проекта в рамках образовательного процесса»• Тема проекта: Сказка в гости к нам пришла...

Актуальность: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские пси...