Земля просит помощи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Сегодня форма квест-игры довольно популярна среди молодежи и приемлема для старших дошкольников. Использование его в старшей группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во-первых, в этом возрасте велика потребность детей в движение и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Во- вторых, дети старшей группы считают себя большими и самостоятельными и, очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В- третьих, дети старшей группы испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОД в форме квест | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
Конспект
конкурсного занятия по типу «квест-игра»
Тема: «Земля просит помощи»
Образовательная область:
Познавательное развитие
Старшая группа
Подготовила: воспитатель
Попова Галина Юрьевна
МБДОУ «Детский сад №10»
г. Сорочинск – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3-4 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 5-8 |
2) | ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 9-13 |
III. | Список литературы | 14 |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего
мир природы, с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума» (В. Сухомлинский.)
ОД имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Актуальность темы занятия для общества заключается в том, что воспитываются у детей нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Эти задачи способствуют сохранению и сбережению природных объектов ближайшего окружения, формируется ответственность за свои поступки.
Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. В процессе наблюдений они обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у ребят любознательность, желание знать больше.
Для организации занятия с детьми старшей группы я выбрала такую форму как квест. Сейчас она довольно популярна среди молодежи и приемлема для старших дошкольников.
Использование его в старшей группе обусловлено возрастными особенностями детей. Во-первых, в этом возрасте велика потребность детей в движение и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Во- вторых, дети старшей группы считают себя большими и самостоятельными и, очень важно поощрять любые проявления «самости» в этом возрасте: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. В- третьих, дети старшей группы испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Возраст детей – 5-6 лет.
Длительность занятия-25 минут.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | «Земля просит помощи» | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая (упражнение «Метеоритный дождь», игра «Оживи пенек», «Загадочные кувшинки»). Коммуникативная (ответы на вопросы, ). Музыкальная (звучит музыка для упражнения «Метеоритный дождь»,муз. Поля Мориа «В мире животных», музыка природы) Двигательная (физминутка-игра «Звериная тропа»). Продуктивная (пластилинография «Природа будущего»). | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: разъяснение( работа по карте), беседа ( говорят о времени года весна, приметы весны), рассказ, пример. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение (ориентировка в пространстве по плану, соблюдение правила поведения в лесу), упражнение, косвенное требование (совет: договариваться в подгруппе о распределении объектов в выполнении задания), просьба: тихо вести себя в лесу, чтобы не распугать животных. Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (сигнал помощи, плакат «Спаси лес», знаки «Правила поведения в природе», глобус с птицами-загадками, «загадочные кувшинки»), проблемные (имеется часть карты, нужно собрать остальные части), занимательные и игровые ситуации (игровое упражнение «Метеоритный дождь», игра «Оживи пенек», физминутка-игра «Звериная тропа»); ситуации успеха ( похвала всех детей; благодарность планеты за собранные части карты, поощрение детей медалями «Активному защитнику природы»). | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Словесные: беседы, уточняющие вопросы к детям, загадки про птиц, «Блиц-опрос» Наглядные: просмотр презентации «Что такое природа», плакат «Спаси лес», знаки «Правила поведения в природе», задание «Отгадай-ка». Игровые: путешествие по карте, игровое упражнение «Метеоритный дождь», «Оживи пенек», «Загадочные кувшинки» Практические: «Экологический десант», пластилинография «Природа будущего». | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; Воспитывать чувство взаимопомощи. Познавательное развитие: развивать познавательный интерес, любознательность; развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения; формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности. Речевое развитие: формировать способность детей к диалогической речи; на основе обогащений представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности в процессе нетрадиционной техники рисования пластилином. Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений. | |
6. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | |
7. | Цель | Формировать представление о неразрывной связи человека с природой и причинении человеком вреда природе планеты Земля. | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Образовательные: -углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле; -закрепить умение работать по плану комнаты; -учить ориентироваться в пространстве; -привлекать детей к посильному участию по охране и защите родной природы. | - проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде - понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь; -умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию; - активно вступают в диалог, участвуют в игре | |
8.2 | Развивающие: -развивать навыки активной речи, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно- действенное мышление; -развивать умения детей согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде; - развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; | -у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; -приобщены к действенному отношению к природе; -проявляют интерес к природным явлениям и объектам; -знают правила поведения в природе. | |
8.3 | Воспитательные: -воспитывать интерес к изучению природы; -продолжать воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому; - формировать на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности. | -проявляют эстетические, гражданские чувства и морально - нравственные качества; -умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею; -помогают друг другу, бережно, доброжелательно относятся к природе; -развито творческое воображение | |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения Ориентировка в пространстве по карте | Способы преодоления Использование карты (передвижение по стрелочкам к указанному объекту) | ||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Что такое природа»; части карты; разноцветные ленточки на обруче, подвешенные к потолку; пенек, подснежники; плакат «Спаси лес», знаки «Правила поведения в лесу», мусор- пластиковый, бумажный, металлический, 3 корзинки; глобус с птицами (на обратной стороне загадки о птицах), игрушка- птица со свитком (часть карты); небольшие чашки с водой, бумажные кувшинки (в серединке- вопросы о рыбах);2 части полотна для картины, пластилин, тканевые салфетки, медали «Активному защитнику природы» Музыка: фонограмма Поля Мориа «В мире животных», звук падающего метеорита, сигнал SOS, установка позитивного состояния детей. |
2) ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | В: -Здравствуйте ребята, посмотрите у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Меня зовут Галина Юрьевна, давайте с вами подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг. «Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | В: -Сегодня я хочу вам поведать о том, Что вся Земля — наш общий дом. Наш добрый дом, Просторный дом - Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том поведем мы речь, Что мы должны наш дом беречь. В: -У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. У насекомых, цветов, деревьев - есть свой дом» -Ребята, как же можно назвать наш общий дом? Д:-Земля В: -Земля- это чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, рыб, насекомых. В:-Дети, а что такое природа? Д: -Солнце, воздух, вода, животные, птицы, насекомые, трава, деревья и т. д. Просмотр презентации «Что такое природа» Музыка прерывается сигналом SOS: Земля: «SOS, SOS, SOS!!! Я Земля, я Земля, передаю сигнал бедствия! Жизнь и здоровье землян в опасности! Ребята прошу вашей помощи! Для выполнения спасательной операции высылаю вам карту с подробным планом действий!» | -музыка Поля Мориа «В мире животных» -инопланетная музыка, звуки космоса -на экране появляется метеорит со звуком, а под экраном обнаруживается обрывок карты |
1.3 | Целеполагание | В:- Ребята, природа просит помощи! В:- У кого она просит помощи? В: -Ребята, посмотрите, к нам попала только часть карты, на которой есть стрелка с началом маршрута. Нам нужно начать поиск остальных частей карты. В: -В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Помогайте друг другу, действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. В: -Ну что же ребята на старт! Вперед! | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | В: -Давайте закроем глаза и настроимся на путешествие в природу в поисках карты, а поможет нам энергия космоса. Игровое упражнение «Метеоритный дождь» В: -Откройте глаза и пройдите через «метеоритный дождь», прикоснитесь к его разным цветам и почувствуйте, как каждый цвет отдает вам свою энергию, насыщает вас смелостью, мужеством, храбростью, решимостью для успешного выполнения разных заданий в поисках карты спасения Земли . В: -Посмотрите, вот стрелка-указатель, она ведет нас …к пеньку. «Оживи пенек» ( дети должны взять по одному цветку и называть приметы весны и, слова-цветы крепятся на пенек) В: -Молодцы! Задание выполнено, вторая часть карты найдена! | дети проходят через множество разноцветных ленточек в сопровождении установки для позитивного состояния детей |
2.2 | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | 2 этап В: -Что же делать дальше? Посмотрим подсказку. В: -Итак, следуем по карте, а впереди лес! Не забывайте, вы в гостях- в доме природы, где много жильцов и правил. Чтобы попасть нам в лес, надо выполнить задания. Физминутка – игра «Звериная тропа» 5 шагов – зайчата, 3 шага – медвежата, 4 шага, как лиса, 7 шагов – лягушата. (Дети имитируют движения зверей). Висит плакат с изображением « Спаси лес». В: -А вы знаете, как надо вести себя на природе? В: -Сейчас мы проверим. Вы должны взять по одной карточке со знаком правила поведения в лесу и объяснить, что он означает. В: -Правила надо выполнять и не забывать их. Экологический десант. В: -Но люди часто нарушают эти правила, посмотрите как грязно вокруг. Давайте сделаем наш мир немного чище. Разбросанный мусор нужно собрать в три корзины: в первую- пластиковый ,во вторую- бумажный, в третью- металлический. (В одной из бутылок находится третья часть карты) 3 этап В: -Ребята, а что это такое? Д: -Глобус. В: - А что такое глобус? Д: -Модель Земли. Задание «Отгадай – ка» -Эту птицу всякий знает – На шесте её дворец, Червяков птенцам таскает, Друг Весны - Красны…(скворец.)
-Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился...(соловей!) -Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовётся птица... (грач) -Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (жаворонок) Ребята, а как называются эти птицы одним словом? (перелетные). А каких еще перелетных птиц вы знаете? В: -А вот и голубь со свитком. Что же там? Д: - Четвертая часть карты. В: Куда же она нас приведет? 4 этап «Загадочные кувшинки» Дети опускают кувшинки в воду и отвечают на вопросы. «Блиц – опрос» Где живут рыбы? Для чего рыбам нужен хвост? Для чего нужны плавники? Чем покрыто тело рыб? Чем рыбы дышат? Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме? Каких рыб вы знаете? | Знаки «Правила поведения в природе» глобус с птицами (голуби мира), на обратной стороне- загадки о птицах птица со свитком небольшие чашки с водой, а рядом лежат закрытые кувшинки, в серединке- вопросы |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | В: - Давайте и мы нарисуем свою картину природы, которую вы хотели бы видеть. Пластилинография «Природа будущего» В: - Но рисовать будем необычным способом- пластилином. В: -Разделитесь на 2 группы. Каждая группа будет рисовать свою часть картины, а потом мы соединим их в одну большую. Вы должны договориться о том, кто что будет рисовать. | Музыка природы |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | В: -А теперь, ребята, я хочу предложить вам оценить себя. Если вам было легко выполнять все задания, возьмите зеленый смайлик; если вам было немного трудно- желтый, ну, а если вам было очень трудно, то возьмите красный смайлик. Славно мы с вами потрудились. Очень крепко подружились. В: - Я хочу вручить вам медали, которые прислала вам планета Земля за вашу помощь природе. | награждение медалями «Активному защитнику природы» |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей: -ТЦ «Учитель» 2004 г.
- Л. И. Молодова. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: -Мн.:»Асар» - 1996 г.
- Л. Г.Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: - Издательство ВАКО-2008
- С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников: -Издательство: Просвещение -2006
- dohcolonok.ru> Квест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий экологической сказки "Лесные жители просят помощи"
Сценарий экологической сказки "Лесные жители просят помощи"для детей старшей группы Программное содержание:Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой. Прод...
Театрализованная игра-представление экологической направленности "Инопланетяне просят помощи!"
Данный материал можно использовать на вечерах досуга экологической направленности, а также включить в осенний или весенний праздники....
Конспект интегрированного занятия (интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи») тема: «Земля просит о помощи» для детей подготовительной группы
laquo;Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»Аннотация. Конспект НОД посвящен проблеме мусора, как одной из причин загрязнения нашей планеты, и направл...
Беседа с детьми " Земля просит защиты у людей"
Данная беседа поможет обратить внимание детей на то, что нужно беречь и заботиться обо всем, что тебя окружает....
Земля, просит вас о помощи
Агитационный экологический плакат для родителей. ...
Конспект НОД ТЕМА: «Земля просит помощи!» Игра-квест с элементами геокешинга
/ старшая группа/...
План-конспект занятия по познавательному развитию с элементами геокешинга «Земля просит помощи!» для детей старшей группы
Способствовать усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу.Воспитывать положительное отношение ко всем живым ...