ПРОЕКТ на тему: «Здравствуй, гостья зима!» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, творческо-информационный,
социальный.
Сроки реализации:
Краткосрочный: 3 недели.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, помощник воспитателя старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Проектная идея:
Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Актуальность проекта:
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда.
Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Научить детей правильно их подкармливать.
Повысить эффективность детско-родительских отношений.
Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zima.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Чайка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
на тему:
«Здравствуй, гостья зима!»
в старшей группе
Подготовила и провела: Сабирова Роза Хамидуллиновна, воспитатель высшей квалификационной категории; Согласовано: старший воспитатель _______________ Н. В. Борисова Дата проведения: « » 2020г. |
2020-2021 учебный год
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, творческо-информационный,
социальный.
Сроки реализации:
Краткосрочный: 3 недели.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, помощник воспитателя старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Проектная идея:
Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Актуальность проекта:
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда.
Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Научить детей правильно их подкармливать.
Повысить эффективность детско-родительских отношений.
Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
Формы реализации проекта:
Занятия
Беседы
Наблюдения
Досуговая деятельность
Игровая деятельность
Исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность детей
Чтение художественной литературы
Этапы реализации проекта:
I этап –подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка мероприятий.
Подготовка:
Презентаций:
Темы : «Зимушка - зима», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Животные леса зимой», «Зимние забавы».
Дидактических игр:
«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
«Кто что делает зимой»
«Найди по следу»
«Найди такую же снежинку»
«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
“ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)
Беседы:
«Почему мне нравится зима».
«Как звери в лесу зимуют».
«Как зимуют домашние животные»
«Как человек помогает зимой животным в лесу».
«Почему скрипит снег?»
«Зачем зимой снег»
«Как заботиться о здоровье зимой».
«Откуда идёт снег»
II этап – основной (практический):
Наблюдения.
Занятия.
Взаимодействие с родителями:
Организация выставок Новогодних поделок;
Поделок для украшения группы и зала;
Организация выставки «Новогодняя красавица» (изготовление ёлочек из различных материалов);
Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима».
Изготовление новогодних поздравительных плакатов;
ПЛАН НА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ:
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Зимушка-Зима»
Работа с детьми Работа с родителями
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Беседа «Первые признаки зимы»
2. Д/и «Ёлочки в зимнем лесу».
3. Д / игра «Когда это бывает?»
4. Работа в библиотеке «Здравствуй, книжка!»:отгадывание загадок: о зиме и зимних явлениях природы, дереве, ёлке.
5. Рассматривание альбома «Зимний лес».
6. Чтение С. Маршака «Двенадцать месяцев».
7.Опыты: «Свойства снега», «Каким бывает снег?
ВТОРНИК
1. Знакомство детей с «Зимние явления в природе», «Снег и его свойства».
2. Д/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т. д., «Подбирай, называй, запоминай», «Из чего -какой?» (горка из снега-снежная и т. д.).
3. Проведение опытов «Почему снег мягкий?», «Почему снег греет?»
4. Лепка снежинок, вырезывание снежинок.
5. Чтение стихотворения А. Пушкина «Волшебница-зима».
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Знакомство родителей с проектом «Здравствуй, гостья Зима».
2. Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом. (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа,вертушек)
ВТОРНИК
1. Акция «Пополним библиотеку группы новой книжкой»
(худ.литературой зимней тематики:
сказки, рассказы, загадки)
2. Участие в конкурсе мастерская поделок для Дедушки Мороза.
3. Конкурс «Новогодняя красавица» (Изготовление ёлочек из разных материалов, в разных техниках)
4. Принять участие в изготовлении, приобретении новогодних украшений для группы.
СРЕДА
1.Разговор: «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу». Презентации.
2.Чтение и рассматривание книг о зиме: В. Брюсов «Первый снег» Э. Успенский «Проказы старухи зимы» Зверев «Воробьиное бюро погоды».
3. Д/и: «Когда это бывает?», «Доскажи словечко», «Снежные слова» .
4. Изготовление Новогодних игрушек.
5. Чтение сказки В. Бианки «Кто как зимует?».
6. Рисование карандашами «Кто как зимует?».
ЧЕТВЕРГ
1. «Письмо из зимнего леса»
(экологическая викторина)
2. Оформление масок животных и птиц.
3. Беседа «Зимующие и перелетные птицы», «Зачем нужно зимой помогать птицам». Презентация.
4. Рассматривание альбомов,иллюстраций на тему: «Зимние мотивы» (репродукции картин русских художников, «Сказки леса».
5. Д/и «Где, чей хвост», «Где, чей след», «Найди по следу».
6. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»
7. Обогащение материалами игры
«Мастерская Деда Мороза»
ПЯТНИЦА
1.Разговор: «Осторожно! Зимние травмы»
2. Изготовление цветных льдинок.
3. Беседа «Как заботиться о здоровье зимой».
Д/и «Найди такую же снежинку», «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).
4. Рисование на тему «Зима».
5. П/и «Два Мороза».
6. Чтение В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка».
7. Игровые ситуации
«Не идётся и не едется, потому что гололедица»
8. Развлечение «Здравствуй, гостья Зима».
СРЕДА
1 .Консультация: «Внимание! Наступает зима!»
2.Рекомендую: почитать детям рассказы, загадки, стихи о зиме.
3. Выставка рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима». (Формат альбомный лист.Материал: гуашь, пастельные краски, восковые мелки, цветные карандаши.Сюжет: зимний.Техника рисования: любая.
ЧЕТВЕРГ
1. Знакомство с папкой-передвижкой
«Прогулки зимой».
2. Знакомство с информацией
«Развиваем кругозор ребенка»
«Как важно уметь общаться»
3. Конкурс «Супер-столовая для птиц»:
Изготовление кормушек для птичьей столовой.
ПЯТНИЦА
Информация для родителей в «Уголке Здоровья»:
1. «Зимние травмы».
2.«Свежий воздух малышам нужен и полезен»
3.«Осторожно, вирусы».
4.«Профилактика простудных заболеваний в зимний период»
5.«Одеваться по погоде – как это важно!»
6.«Осторожно гололед!»
ПЛАН НА ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ:
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Зимние игры и забавы»
Работа с детьми Работа с родителями
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема дня: «Зимушка-зима»
1. Беседа «Почему мне нравится зима?»
2. Разучивание подвижной игры «Снежок», «Снежная карусель», «Мороз».
3. Показ презентации «Русская зима».
4. Опыт «Свойства снега».
5. Дидактические игры «Собери картинку», «Сделай снежинку», «Найди ошибки» (чего не бывает зимой).
6. Чтение познавательной сказки К. Ушинского «Проказы матушки зимы».
7. Опыт №3. Почему снег греет?
ВТОРНИК
Тема дня: «Зимние забавы».
1. Беседа «Зачем зимой снег?».
2. Экскурсия в зимний сад (парк). Презентация «Зимние забавы».
3. Конструирование из снега «Печатки».
4. Экспериментирование «Таянье и замерзание воды».
5. П/и «Ловишки со снежком», «Поезд едет в туннель».
Спортивные игры:
«Веселые соревнования», «Дорожка препятствий», «Чья команда забросит в корзину больше снежков», «По кругу».
6. Чтение рассказа В. Чаплиной «Кто как зимует», заучивание стихотворений «Зима»,Л. Квитко «Санки».
7. Д/и «Кому что нужно?», «Кто, что делает зимой».
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема дня: «Зимушка-зима»
Информация для родителей в «Уголке Здоровья»:
«Утро начинается с зарядки».
«Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
ВТОРНИК
Тема дня: «Зимние забавы».
Беседа «Каким бывает отдых».
Консультация «Как организовать детские зимние игры и забавы».
СРЕДА
Тема дня: «Идём на зимнюю прогулку»
1.Разговор: «Зимние прогулки с родителями», Беседа «Прогулка для здоровья»
2.Разучивание : Игра – пантомима «Что я делаю зимой?». Музыкальная игра «Что нам нравится зимой?»
3. Д/и «Кто без чего?», «Охотник»,
«Чем угостили птиц?», «Что это за птица?».
4. Заучивание стихотворения
«Наша ёлка» Е. Ильина. Чтение сказки «Морозко».
5. Опыт №2. Где лучики?
ЧЕТВЕРГ
Тема дня: «Зимние виды спорта»
1. Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта; беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!». Презентация «Зимние виды спорта».
2. Рисование. «Волшебные лыжи».
3. Чтение рассказа Н. Н. Носова «На горке», А. Прокофьев «Как на горке, на горе», А. Введенский «На лыжах», рассказа В. Осеевой «На катке».
4. Д/и «Мой день», «Кому что нужно?».
5. В гости к загадке» - о разных зимних видах спорта.
6.Слушание детских песен о зиме:
- песня «Коньки» - сл. Денис Червяцов, муз. В. Богатырёв
- песня «Зимы я вовсе не боюсь»
- песня «Кабы не было зимы»
- песня «Морозный денёк» - сл. М. Львовский, муз. Марк Мильман
- песня «Три белых коня» - сл. Л. Дербенёва, муз. Е. Крылатова
ПЯТНИЦА
Тема дня: «Весёлая зима».
1. Разговор «Что ты увидел по дороге в детский сад из живой, неживой природы?»
2. Чтение сказки Г. П. Турчина
«Снежинка», Заучивание стихотворения «Наша ёлка» Е. Ильина
3. Д/и «Укрась елочку», «Подбери признак», «Когда это бывает».
4. Опыт №3. Почему снег греет?
СРЕДА
Тема дня:Тема дня: «Идём на зимнюю прогулку»
Консультация для родителей
«Играем с детьми в подвижные игры.
Подготовка к встрече Нового года: повторение стихотворений.
ЧЕТВЕРГ
Тема дня: «Зимние виды спорта»
Консультация для родителей
«Физическое развитие ребенка в семье».
Совершить семейную лыжную прогулку в выходной день (или поездка на каток).
ПЯТНИЦА
Тема дня: «Весёлая зима».
Консультация для родителей
«Лыжные прогулки для всей семьи»
Участие в выставке рисунков «Как нам весело зимой».
Выставка совместного творчества детей и родителей «Мастерская Деда Мороза», «Новогоднее украшение Елочке на удивление»).
Семейные поделки: «Кормушки для птиц».
ПЛАН НА ТРЕТЬЮ НЕДЕЛЮ:
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Новый год у ворот»
Работа с детьми Работа с родителями
ПОНЕДЕЛЬНИК
1.Беседа: «Праздник Новый год»;
Просмотр иллюстраций «Новый год в разных странах».
2. Д/игра «Какая елочка?», «Сколько на елочке шариков цветных». Беседа 3. 3.«Снег кружится, летает…». Рассматривание форм снежинок.
4. Рисование декоративное «Волшебные снежинки».
4. Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович».
5.Слушание: П. И. Чайковского «Щелкунчик»;
«Новогодняя полька» А. Александрова.
6. Опыт №5. Ледяной дом.
7. Кукольный театр «Новогодние превращения».
ВТОРНИК
1. Разговор «Новый год в других странах».
2. Рассматривание книг новогодней тематики
3. «Новогодний карнавал» (свободное рисование национальных костюмов разных стран).
4. Организация «Птичьей столовой».
5.Конструирование из снега: сооружаем лабиринт.
6. Отгадывание загадок из сундука Деда Мороза.
7. Дидактическая игра «Что в мешке Деда Мороза?»
9. Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
ПОНЕДЕЛЬНИК
Организация выставки поздравительных новогодних плакатов.
Организация выставки елочных игрушек и поделок.
ВТОРНИК
Изготовление мини-стенгазет «Как встречают Новый Год в разных странах».
СРЕДА
1. Беседа с детьми на тему «Откуда ёлка к нам пришла». Рассказ о возникновении праздника «Новогодней ёлки».
2. Разучивание игр Дед Мороз», «Снег кружится».
3. Д/и «Какая елочка?».
4. Новогодний калейдоскоп стихотворений.
5. Опыт №6. Замерзание жидкостей.
6 Постройка снежной горки.
7. П/и «Два мороза», «Кони».
8. Чтение сказки братьев Гримм «Бабушка Метелица».
ЧЕТВЕРГ
Итоговое мероприятие: УТРЕННИК «ЧУДЕСА ПОД НОВЫЙ ГОД». СРЕДА
Украшение зала для проведения утренника.
Участие родителей в подготовке к Новогодним праздникам (консультация по безопасному оформлению детских костюмов)
Помощь в организации выставок.
ЧЕТВЕРГ
Итоговое мероприятие:
УТРЕННИК «ЧУДЕСА ПОД НОВЫЙ ГОД».
Приложение №1
Пословицы и поговорки о зиме.
Как зима не злится, а весне покорится
Зима без снега — лето без хлеба.
Год кончается, а зима начинается.
Снегирь прилетит — о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Зима - не лето, в шубу одета.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Два друга - мороз да вьюга.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Снег глубок — год хорош.
Живет и такой год, что на день семь погод.
Зима спросит, что твое лето приносит.
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Зимний денек — воробьиный скок.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Приложение №2
Детские загадки о зиме.
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).
Пурга. и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).
Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится. (Вьюга)
В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка (мороз!
На холсте окна зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки.
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда (Лед)
Приложение №3
Опыты.
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют,что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей,что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать
Опыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли.Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угод
Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).
Опыт №5. Ледяной дом.
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.
Опыт №6. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №6. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход.
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись.Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы,откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте.
Опыт №7. Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник по теме "Здравствуй, гостья -Осень!"
расширять представления детей о природе;углублять и систематизировать знания детей об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, осадки, ветер, листопа...
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «Здравствуй, гостья Зима»
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «Здравствуй, гостья Зима»...
Педагогический проект. Тема «Здравствуй, Гостья - ЗИМА » во второй младшей группе.
Паспорт среднесрочного познавательно - исследовательского проекта по теме : "Здравствуй, Гостья- ЗИМА" во второй младшей группе....
Комплексно-тематическое планирование Тема: «Здравствуй, гостья зима» 1 неделя декабря 2 младшая группа
Комплексно-тематическое планирование Тема: «Здравствуй, гостья зима» 1 неделя декабря. 2 младшая...
Открытое занятие по музыкальному воспитанию для подготовительной группы на тему: "Здравствуй, гостья-зима!"
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Здравствуй, гостья-зима!» с использованием современных образовательных технологий. Музыкального руководителя МАДОУ Д/С ...
Недельное тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Здравствуй, гостья-зима!"
Недельное тематическое планирование соответствует требованиям ФГОС....
Конспект проведения утреннего ритуала в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, гостья – зима!»
Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству и обеспечение психологического комфорта детям....