Овладение разными способами познания путём исследований и экспериментов.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный материал предназначен для ознакомления с методами развития познавательного интереса у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение разными способами познания путём исследований и  экспериментов.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. (область «познание») Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Актуальность.

Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. С самого рождения ребенок является исследователем мира. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему должен помочь взрослый. Педагог ставит перед ребенком определенную задачу, дает средства ее решения и контролирует процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого в группе созданы следующие условия:

отведение специального места под центр экспериментально-поисковой деятельности,  в которой следует разместить различные материалы и оборудование: лупы, мерные емкости, образцы песка, глины, природный, бросовый материал и т. д.) ;

оборудование места для  умных книг «Хочу всё знать». Цель: работа детей с познавательной литературой. Совместно с детьми и родителями подбираем, пополняем полочку детскими энциклопедиями, красочно иллюстрированными детскими журналами, альбомами, книгами;

во время прогулок в процессе наблюдений за природой, а также один из вечеров в неделю посвящаем познавательным мероприятиям, цель которых – расширить и уточнить полученную в процессе непосредственно образовательной деятельности информацию;

оформление картотеки элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно со взрослым.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что систематизация работы по детскому экспериментированию способствует росту интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности, а также отмечается положительная динамика познавательной активности и любознательности детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Развивающая среда – это комфортность и безопасность обстановки, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможностей для исследования, обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на группы:

1) Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются – элементарный и причинно – следственный анализ, сравнение, моделирование и  конструирование, метод вопросов,  метод повторения, решение логических задач, исследование.

 2) Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата

Важно, чтобы ребёнок делал  все сам  и не  был в роли пассивного наблюдателя.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей

Приведём примеры экспериментирования в группе.

Цель : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. .

Формировать умения  исследовательско-поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ожидаемый результат:

• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности

• умение делать выводы по итогам экспериментов путём анализа, классификации, сравнения, обобщения.

• развита самостоятельность, коммуникативные качества.

Литература

Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2

Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников. Создание условий для развития свободной игровой деятельности»

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников.Создание условий для развития свободной игровой дея...

Овладение разными способами познания путём исследований и экспериментов.

Методы, повышающие познавательную активность детей....

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...

Педагогический проект «Овладение культурными способами деятельности, развитие инициативы и самостоятельности на основе познавательной и конструктивной деятельности детей 5-7 лет».

Систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO и деревянным строителем способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей...