НОД по экологическому воспитанию для старших дошкольников "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мажитова Валерия Сергеевна

"Перелетные и зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:

  • закрепить и расширить знания о перелетных  и зимующих птицах;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
  • развивать познавательный интерес к природе;
  • воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк), картина

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

-Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).

  • Как называют этих птиц? (Зимующие)
  • А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)
  • Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).
  • Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто... Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?

Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.

Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?

Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.

Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки.

  Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.

 Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?

Дети: Они замерзают.

Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

  • А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:

  1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
  2. Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы)
  3. Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
  4. Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
  5. Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
  6. Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

О чем поют воробушки в последний день весны?

Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: -  Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)

  • Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)
  • Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)
  • Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)

Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

- Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы".

НОД  по экологическому воспитанию "Зимующие птицы" проводилась с использованием мультимедийного оборудования....

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»

Проект  по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год

Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей старшей группы «Помоги птицам зимой!»

Цель: формирование основ экологической культуры детей старшей группы. Задачи:обучающие:                             ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. «Прошла зима холодная»

Данный материал рекомендован воспитателям и родителям детей 5 - 6 лет....