Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
НОД по экологическому воспитанию "Зимующие птицы" проводилась с использованием мультимедийного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы».
Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах, об условиях их жизни зимой.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о зимующих птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют).
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением птиц.
- Активизировать познавательную деятельность.
Развивающие:
- Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать произвольное внимание, логическое мышление, память, зрительное восприятие.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе.
- Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
- Воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: использование технических средств: интерактивная доска, мультимедийное оборудование; кормушка для птиц.
Предварительная работа:
Знакомство со стихотворением «Покормите птиц зимой» (А. Яшин); рассматривание иллюстраций птиц; беседы; загадывание загадок; подготовка шаблонов птиц для аппликации; разучивание стихов про птиц, слушание аудиозаписи голосов птиц.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. В. Берестова «Птицы»:
Почки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!»-написали
Непоседы – воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цыпочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Как вы догадались, ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Давайте вспомним, каких птиц мы видели с вами на нашем участке?
Слайд 2.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко – красный галстук мой (Снегирь).
Снегирь - прилетает к нам с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, чёрная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины и калины, едят только семена.
Слайд 3.
Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей).
Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зёрна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей.
Киньте крошки воробью,
Я вам песенку спою:
«Чик - чирик!»
Киньте просо и ячмень,
Буду петь вам целый день:
«Чик - чирик!»
Слайд 4.
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись…(Дятел).
Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекает личинки короеда. Дупло на дереве служит дятлу гнездом.
Слайд 5.
Всё я вижу, всё я знаю,
А не знаю, так узнаю.
Не узнаю – не беда,
Можно выдумать всегда.
Что творится в лесу,
На хвосте принесу. (Сорока)
Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.
Слайд 6.
Непоседа невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут её? (Синичка)
Синичка - это небольшая птичка с жёлтым оперением на брюшке, а на голове чёрная шапочка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синицы питаются семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов и находят запасы, которые делают на зиму.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
Слайд 7.
Эта птица сизокрылая любит семечки клевать,
И тихонько ворковать. (Голубь)
Слайд 8.
Кар – кар – кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её?.. (Ворона)
Это крупная птица. Голова, клюв, крылья, хвост и лапы у вороны черного цвета, а спинка и бока серого. Живут вороны стаями, так им легче прокормиться. Едят все, что найдут, даже на свалках питаются. Вороны могут жить в лесу, но ближе к зиме они селятся рядом с людьми, поближе к еде.
Слайд 9.
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Слайд 10, 11.
Что за птица, мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде? (Клёст)
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме, значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и мороз, а в гнезде клеста – маленькие птенчики. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
Слайд 12.
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели. (Свиристель).
Северная гостья, свиристель, охотно поедает ягоды рябины, калины, шиповника. В лесах и садах свиристели часто поселяются вместе со снегирями.
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие птицы).
А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
(Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).
Давайте вспомним, где они отыскивают корм?
(Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и семена хвойных растений).
Ребята, вспомним, чем питаются птицы. Я называю корм, а вы перечисляете птиц, которые питаются данным кормом:
Слайды 13 – 18.
- Сало - синичка.
- Гроздья рябины, калины - снегири, свиристели.
- Семена шишки – клёст.
- Пакет с пшеном – воробьи.
- Личинки короеда – дятел.
- Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы - голуби, синички, снегири.
- Огрызок яблока, хлебные крошки, семена подсолнечника – ворона.
И все-таки, ребята, очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода.
И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (Мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые).
Слайды 19-22.
Кормушки должны быть удобными.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов, из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
И помните - кормить птиц надо регулярно!
Ребята, а вы хотите покормить птиц? Предлагаю приготовить корм, который мы возьмём на прогулку (Пшено, хлебные крошки, семена подсолнечника).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Итог занятия:
О ком мы беседовали сегодня? (О птицах)
Какие птицы прилетают на наш участок? (Синицы, голуби, воробьи, вороны).
Как называются эти птицы? (Зимующие).
Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке и будем подкармливать птиц зимой. Может, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.
Вспомним стихотворение «Покормите птиц зимой» (А. Яшин):
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду!»
формирование у детей понятия о бережном отношении к воде...
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Расширить представление детей о разнообразии насекомых....
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Экологическая тропа весной.Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отшение к окружающей природе...
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.Закреплять знания детей о всенних изменениях в природе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Как черепахи живут в природе.Уточнить представления у детей об особенностях жизни черепахи в природе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...