Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Примерный план организации познавательно-исследовательской деятельности детей
на тему "Дружим с электричеством"
автор: Логинова Людмила Валерьевна,
старший воспитатель МБДОУ 76 г. Мурманска
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов;
- показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
- уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
- закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
развивающие:
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
воспитательные:
- вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека;
- вызывать радость от открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план организации познавательно-исследовательской деятельности детей
на тему "Дружим с электричеством"
автор: Логинова Людмила Валерьевна,
старший воспитатель МБДОУ 76 г. Мурманска
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов;
- показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
- уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
- закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
развивающие:
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
воспитательные:
- вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека;
- вызывать радость от открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы к познавательно-исследовательской деятельности детей:
Материалы, используемые в ходе беседы:
- презентация PowerPoint;
- запись песни «А кто такие фиксики?»
- мультфильм из серии «Фиксики» «Фиксики и электричество»
- игрушки: фиксики Симка и Нолик
Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:
1. Опыт «Липкие человечки». Оборудование: бумажные человечки и воздушные шарики.
2. Опыт «Электрические блошки» Оборудование: зёрнышки риса или конфетти, воздушные шарики, кусочки шерстяной ткани, бумажные тарелочки.
3. Опыт «Кораблик, плыви!» Оборудование: тазики с водой, бумажные кораблики, расчёски, кусочки шерсти.
Ход познавательно-исследовательской деятельности детей.
- Организационный момент
Дети проходят в комнату, встают вокруг педагога.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть.Сегодня нас ждёт много научных опытов и интересных открытий.
- Актуализация имеющихся у детей знаний об электричестве.
- А помогут нам в этом мои новые друзья. Знаете, я только сегодня с ними познакомилась, пока вас ждала. Я включила магнитофон в розетку, а он не работает! Что такое? И вдруг, представьте себе, слышу: в магнитофоне кто-то разговаривает…ремонтирует его! Кто бы это мог быть? Догадываетесь?Дети высказывают предположения.
- Конечно же, это фиксики Симка и Нолик. Демонстрирую интерактивные игрушки из медийного проекта «Фиксики».
- Ребята, Симка и Нолик рассказали мне, что у магнитофона порвался провод, и поэтому он не работал. А теперь провод отремонтирован и можно включать магнитофон. Проверим?Да. Включаем магнитофон и прослушиваем 1 куплет из песни «А кто такие фиксики?»
- Как вы думаете, почему магнитофон заработал? «Потому что фиксики отремонтировали провод и по нему пошёл электрический ток»
- Беседа об электроприборах.
- Правильно, электричество бежит по проводам и заставляет работать электроприборы. А в вашей группе есть электричество? Есть.
- А какие предметы нам подсказывают, что в помещении есть электричество? Розетки, выключатели, провода.
- Молодцы! Ребята, усаживайтесь поудобнее на стульчики. Фиксики Симка и Нолик приготовили для вас электрозагадки.
Презентация
Дети отгадывают загадки. Если отгадка верна, на экране появляется изображение электроприбора.
Загадки.
На моем, друзья, экране То моря шумят в тумане, То плоды качает сад. Есть мультфильмы для ребят. Телевизор | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Электрочайник | В этом маленьком предмете Поселился теплый ветер. Волосы он сушит. Мамочка с ним дружит. Фен |
Я очень люблю побродить по коврам, По мягким диванам, по темным углам. Там вкусную пыль я всегда нахожу И от наслаждения громко жужжу. Пылесос | Можно в ней зажарить птицу, Разогреть суп или пиццу. С виду малая духовка. Что это?... Микроволновка | На одежде гладко-гладко Он разглаживает складки, Гладит кофты и бельё, Платье школьное моё, Гладит стрелочки у брюк Электрический … Утюг |
- Ребята, как можно одним словом назвать все эти полезные для человека предметы?Дети называют: «электроприборы», «бытовая техника».
IV. Беседа о технике безопасности .
- Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно. Как вы думаете, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? Да.
- Давайте послушаем, что нам об этом расскажет дедушка Симки и Нолика, Дедус. Демонстрация мультфильма «Фиксики и электричество» (1 мин.)
- Как видите, электричество хоть и полезно, но при неправильном обращении может быть опасно для человека. Давайте-ка поиграем и проверим, как вы запомнили правила электробезопасности. Я буду читать стихи, а тот, кому я передам шарик, будет добавлять последнее слово в строке.
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар ….?
Ребенок: в квартире.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…?
Ребенок: утюг.
Красный отблеск побежал.
Кто с розеткою…?
Ребенок: играл.
Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки…
Ребенок: вытирать.
Если провод оборвался, ты к нему не подходи!
И скорее, и скорее, взрослых…
Ребёнок: позови.
Дым увидел – не зевай и пожарных…
Ребенок: вызывай.
Физминутка
- Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Дети, бегут по кругу друг за другом, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
- Симка и Нолик приглашают вас поиграть с электричеством, которое живёт не в проводах электроприборов, а вокруг нас. Оно доброе и неопасное.
- Экспериментирование
Дети садятся за столы для экспериментов
- Иногда мы снимаем одежду и слышим потрескивание, даже искры видно. Бывает так, что мы расчёсываем волосы, и они липнут к расчёске. Волосы, наше тело, вещи из шерсти или синтетики электризуются. Это неопасное электричество, хоть и не всегда приятное. Оно называется статическое электричество. Симка и Нолик сказали мне, что статическое электричество живёт повсюду вокруг нас и с ним можно весело поиграть.
- Опыт «Липкие человечки».Оборудование: бумажные человечки и воздушные шарики.
- Поднесите шарик к человечкам. Что происходит?Ничего
- Потрите шарик о волосы и поднесите его к человечкам. Что произошло? Человечки прилипли к шарику.
- Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он наэлектризовался, поэтому притянул к себе человечков.
- Опыт «Электрические блошки» Оборудование: зёрнышки риса или конфетти, воздушные шарики, кусочки шерстяной ткани, бумажные тарелочки.
- У вас на тарелочках лежат блошки (зёрнышки риса). Они не шевелятся, правда? Как бы нам заставить их прыгать?Дети высказывают свои предположения, при необходимости напоминаю им о предыдущем опыте.
- Правильно, давайте наэлектризуем шарик. Как это можно сделать?
Потереть о волосы, о шерстяную ткань. Пробуем разные варианты.
- Поднесите шарик к блошкам. Что мы наблюдаем?Блошки прыгают.
- Почему? Шарик наэлектризовался и притягивает блошек.
- Как шарики наэлектризовались? Их натерли кусочком шерстяной ткани или потёрли о волосы.
- Опыт «Кораблик, плыви!» Оборудование: тазики с водой, бумажные кораблики, расчёски, кусочки шерсти.
- Ребята, как вы думаете, можно ли помощью расчёски заставить кораблик поплыть? Выслушиваем предположения детей. При затруднении напоминаю детям о том, что расчёска тоже может наэлектризоваться от волос, как и шарик.
- Давайте проверим ваши предположения.
- Как нам наэлектризовать расчёски? - Потереть о волосы. Потереть о шерсть.
- Попробуем теперь поднести расчёски к корабликам. Что происходит? - Кораблики плывут.
- Почему? Расчёска наэлектризовалась, и притягивает кораблик.
- Как расчёски наэлектризовались? Их натерли кусочком шерстяной ткани или потёрли о волосы.
- Правильно.
VI. Подведение итогов
- Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу.
- Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. Кому что больше всего понравилось? Что вы расскажете дома маме и папе?Высказывания детей.
- Ребята, Симке и Нолику пора домой, у них много работы.
- А чтобы вы могли повторить такие опыты дома, Симка и Нолик дарят каждому из вас вот такой красивый бумажный кораблик и шарик.
Симка и Нолик уходят.
- Спасибо вам ребята. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018" познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Подарок для Слоненка»
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018"...
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....