Конспект НОД для детей средней группы детского сада «Удивительные свойства воздуха» с использованием эксперементально-исследовательской деятельности
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Программное содержание:

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;

- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 138 Выборгского района Санкт-Петербурга»

Конспект НОД для детей средней группы детского сада

«Удивительные свойства воздуха» с использованием эксперементально-исследовательской деятельности

Составила

Воспитатель средней группы

Змитрович Татьяна Витальевна

Программное содержание: 

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;

- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушный шарик, таз с водой, кораблик из бумаги, листы бумаги, кисти, гуашь.

Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему «Как человек использует воздух», чтение сказок.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, чтобы  узнать о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии я предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем! (воздух)

Воспитатель: Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы детей)

Воспитатель: А кому еще нужен воздух? (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию «Почемучка» (Наливает в стакан воду, накрывает листом бумаги, вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть) (ответы детей)

Воспитатель: Проверим! (Проделывает опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей) Делает вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

Воспитатель: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто)

Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей) Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы детей). Пакет опять стал пустым.

Воспитатель: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух. А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки? (это воздух) Верно. Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!

Воспитатель: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится. (демонстрирует опыт с воздушным шариком)

Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно. Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха) . Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса. Физкультминутка.

Ветер веет над полями и качается трава, (дети качают поднятыми руками вправо-влево)    

Облако плывет над нами, словно белая гора (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит – (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем! (имитируют ходьбу)

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. (Если дети затрудняются в создании образа, помочь им) .

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу! А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе:

1. Воздух невидим.

2. Воздух легче воды.

3. Движение воздуха – это ветер.

4. Воздух не имеет формы.

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте стихотворение про воздух:

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял...
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".

Проект формирует целостностную картину мира, обогащает знания детей о космосе и его покорителях, развивает воображение, мелкую моторику рук и конструктивные навыки....

Презентация проекта в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".

Презентация поможет воплощению проекта в педагогической практике....

Конспект развлечения для детей средней группы детского сада «Литературные посиделки»

Развлечение можно провести летом наи участке ДОУ. Дети знакомяться  с русскими народными традициями,  с играми....

Конспект НОД для детей средней группы детского сада на тему Новый год

Конспект НОД для детей средней группы детского сада на тему: Новый год...

Музыкальное занятие в средней группе детского сада «Удивительные приключения капельки воды» (синестические игры)

Синестическое восприятие выражается в том, что перечисленные группы явлений  непроизвольным образом приобретают в субъективном мире человека как бы параллельное качество  в виде дополнительн...

Конспект занятия для детей средней группы детского сада. Тема: «Путешествие в историю создания паровоза»

Задачи:Формировать у детей знания о том, что паровоз является железнодорожным видом транспорта. Дать представления о том, что у  железнодорожного транспорта существуют правила железнодорожного дв...

Конспект тематического занятия в старшей группе детского сада "Удивительный ритм"

Конспект тематического занятия в старшей группе детского сада "Удивительный ритм"...