Путешествие в Арктику
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Путешествие в Арктику

по познавательному развитию в старшей группе

 

     Цель:

     Формирование представлений детей об Арктике с использованием технологии интеллект-карт.

Задачи:

Продолжать учить планировать предстоящее путешествие при помощи интеллект-карты.

Формировать представления  о природных и климатических условиях Арктики,  о животом мире,  его особенностях и  приспособлениях к условиям Арктики.

  Закрепить   знания детей о белом медведе и северном олене в процессе  оформления интеллект-карт. 

    Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес, связную речь.

  Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

  Воспитывать любовь к природе России и стремление изучать природу.

Материал:

ИКТ-презентация « Арктика», интеллект- карта «Путешествие», пазлы с изображением животных: белого медведя, белого волка, северного оленя, песца, тюленя, касатки, соболя, моржа, заяца-беляка; птиц: полярная сова, белая чайка, гагары; 2 листа бумаги А2, фломастеры, картинки для составления интеллект-карты  «Белый медведь», «Северный олень»

Предварительная работа

Чтение тематического словаря «Дикие звери и птицы холодных стран»      чтение энциклопедии

Рассматривание иллюстраций о севере; просмотр презентаций, альбомов, картин, иллюстраций по теме «Арктика»; беседы;

Игры «Кто где живет?», «Кто что умеет делать?», «Загадки о животных».

Словесная игра «Хорошо-плохо»

Заучивание и чтение стихов

 1 слайд Цели и задачи

 

Ход образовательной деятельности:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 2 слайд В круг широкий, вижу я,

               Встали все мои друзья.

              Мы сейчас пойдем направо,

              А теперь пойдем налево,

              В центре круга соберемся,

              И на место все вернемся.

              Улыбнемся, подмигнем,

              И занятие начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Ребята, вы любите путешествовать? (да)

 3 слайд -А, поговорить о путешествии нам поможет наша умная карта.

 4 слайд - Как вы думаете, с какой целью люди путешествуют? (чтоб отдохнуть, узнать что-то новое)

 5 слайд - С кем можно путешествовать? (с родителями, друзьями, одному)

 6 слайд - Как можно путешествовать? (пешком, на самолете, на машине, на корабле)

 7 слайд - Куда можно отправиться путешествовать? (по России, по Кузбассу, по другим странам)

 8 слайд Я, предлагаю вам сегодня  попутешествовать и узнать, что – то новое. Согласны? (да)

 9 слайд А, с кем сегодня мы отправимся в путешествие? (с друзьями)

А куда мы отправимся в путешествие вы узнаете, отгадав загадку

Постарайся, угадай,
Что это за край:
Все кругом белым-бело —
Снегом белым замело.
Валит снег из низкой тучи,
День и ночь мороз трескучий.
Край холодный, ледяной. (Арктика)

 10 слайд Арктика
хотите туда отправиться? (да)

На чем мы можем отправимся в Арктику?

11 слайд На машине можем? (нет далеко)

Пешком? (нет долго идти)

По морю можем? (нет) Почему?

А на самолете? (да)

Ну тогда полетели.

 

 

12 слайд Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
полетели высоко, полетели низко

Вот уж полюс близко

Приземлилась детвора

Все нам в Арктику пора.

 

13 слайд Вот мы и прилетели! Шаги по снегу

 

Мы с вами в арктической пустыне.  Арктика – это крайний север России - царство льдов и снегов.  

14 слайд Земля и поверхность океана здесь покрыта ледниками. (слайд ледника)

15 слайд Что плавает по океану? (слайд плавают айсберги)

Что такое айсберги?

16 слайд Правильно, айсберги – это огромные глыбы льда.  Как вы думаете, почему они не могут растаять?  (Лето здесь очень короткое и холодное.)
В Арктике можно увидеть интересное явление.

 Как его называют?   

17 слайд О северном сиянии нам приготовила рассказ Ульяна.

18 слайд Северное сияние – красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее.

19 слайд От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток.

20 слайд В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы.

 

21 слайд Ребята, как вы думаете, живут ли в Арктике животные? (да)

Чтобы узнать какие, давайте сложим картинки.

 Д/игра «Сложи картинку»

(Дети складывают разрезные картинки)

Так кто же живет в Арктике, давайте еще раз посмотрим, послушаем  и назовем их.

Слайд животных и птиц 22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33

Как же здесь холодно, ребята, давайте согреемся.

34 слайд Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди)

Ребята, а какому животному тут ничуть не холодно? (белому медведю)

35 слайд белого медведя (с мячом)

Давайте поиграем: я задаю вопросы, а вы отвечаете

Он черный, нет…(белый)

Он слабый, нет, он…(сильный)

Он медлительный, нет, он быстрый

Он травоядный, нет…(хищник)

- Он неуклюжий, нет….(он ловкий)

- Скажите, есть ли у медведя враги? (нет)

- Кто для него самый опасный? (человек)

- С кем медведь живет по соседству? (морж, тюлень, морские котики, песец)

- Где мы могли видеть белого медведя? (в энциклопедиях, книгах, в кино)

 - Ребята, а почему медведя назвали белым?

 (из – за окраски шерсти) Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем. Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая.

- как помогает белый цвет медведю? (Белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда) Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу.

- А как называют детёныша медведя? (медвежонок)

Проходите на стульчики.

     Но, я хочу вам еще рассказать про одного животного

«Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.

Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)

36 слайд северный олень

Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом.  Шерсть у этого животного длинная, густая, и волнистая. Северные олени довольно крупное животное.  

 Слайд символы

У каждой страны есть свои собственные символы – это могут быть определенные предметы, животные и т.д.

Назовите, какой символ:

38 слайд В России – матрешка

39 слайд В Австралии- кенгуру

40 слайд Африка – лев

Как вы думаете, какое животное символ Арктики? 

41 слайд Хозяин Арктики – белый медведь.

 - Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь».

А теперь ребята, я вам предлагаю разделится на 2 группы. Каждой группе я на столы положила по животному, ваша задача составить по нему умную карту и рассказать о нем.

42 слайд

- Что первое мы сделаем? (на середину приклеим медведя, оленя)

Какого цвета медведь - белый (олень – коричневый)

Какой медведь большой или маленький (большой)

 Какой олень большой или маленький (большой)

Какая шерсть у медведя (короткая, белая, густая)

Какая шерсть у оленя ( густая, коричневая, короткая)

Чем питается медведь (рыбой, тюленями)

Чем питается олень (лишайником)

Что умеет делать медведь (плавать, ловит рыбу, охотится)

Что умеет делать олень (плавать, бегать)

Что есть у медведя (4 лапы, острые когти)

Что есть у оленя (ноги, рога, копыта)

К какому виду относится медведь (хищник)

К какому виду относится олень (травоядное)

Где живет белый медведь и олень (в Арктике)

Молодцы, ребята.

А кто сейчас попробует рассказать полностью по умной карте о белом медведи и северном олене?

43 слайд медведь

44 слайд олень

45 слайд красная книга

Все эти животные уникальны. Живут они только в Арктике. Но в последнее время, к сожалению, количество их сокращается. Одна из причин гибели – это загрязнение окружающей среды человеком. В связи с этим происходит потепление климата, льды тают. Это приводит к гибели белых медведей, моржей, северных оленей.  Еще одна причина гибели животных – люди, браконьеры. Все животные Арктики занесены в Красную книгу, а это значит, что охота на них запрещена.

Что мы должны добавить в наши «умные карты» о животных?  Красную книгу.

Ну, что ребята вам понравилась наше путешествие по Арктике?

Пора нам с Арктикой прощаться и домой нам возвращаться.

46 слайд Занимайте места в самолете и полетели.

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.

Ну вот мы и вернулись с вами в наш сад.

Что нового, интересного вы узнали во время путешествия?  Что вас больше всего понравилось?

Как вы думаете, что мы можем сделать, что нам не забыть все, что мы сегодня узнали об Арктике?   Правильно, можно составить умную карту «Арктика». Мы приготовим с вами картинки и составим ее завтра.

47 слайд Ребята, какое у вас сейчас настроение после нашего путешествия?

На столе лежат белые медведи настроения. (веселый и грустный)

Возьмите того медвежонка, который соответствует сейчас вашему настроению.

Мне сегодня было очень приятно с вами путешествовать. Вы настоящие друзья. За такое замечательное путешествие я хочу подарить вам вот такие медали и подарок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Арктику"

Знакомство детей с природой и климатом Арктики...

Путешествие в Арктику

Конспектоткрытого показа непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Путешествие  в Арктику» (образовательная область «Социализация»)...

Путешествие в Арктику

Спортивный праздник для детей старшей, подготовительной групп....

Путешествие в Арктику

конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы(социально-коммуникативное развитие)...

Путешествие в Арктику

Занятие по формимрованию целостной картины мира знакомит детей с Арктикой....

Методическая разработка с элементами сюжетно-ролевой игры "Путешествие в Арктику"

Развивитие познавательные способности детей.Формирование монологической речиФормирование представлений о животных Северного  Ледовитого океана и острова в нем – Арктики....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРА-ОТКРЫТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В АРКТИКУ"

Игра  способствует расширению представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой....