Рабочая программа Познавательное развитие 4х-5и лет
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Голик Алёна Сергеевна

Уважаемые посетители моего мини-сайта я предлагаю вашему вниманию разработанную программу по познавательному развитию детей 4х-5-ти лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_20-21.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутое комплексное планирование организационной образовательной деятельности.

 Образовательная область «Познавательное развитие» - средней группы на 2020– 2021 учебный год

Месяц

Тема

Программные задачи

Оборудование

Предварительная работа

НРК

Примечание

Сентябрь

7.09

«Мои игрушки»-

О.В. Павлова- 62 ст.гр.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игровые ситуации.

Создание условий для развития интереса. Способствовать умению исследования предметов: - знакомить со свойствами различных материалов: резины, металла, пластмассы (твердость, прочность, мягкость); - способствовать бережному отношению к результатам труда; упражнять в различении характерных признаков игрушек; развивать активную речь, учить составлять рассказ по опорным схемам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Сюжетные картинки о детском саде

Экскурсия по детскому саду

14.09

«В огород пойдем, урожай соберем»

Создание условий для развития умений детей называть и группировать овощи. Способствовать описанию овощей по форме, цвету, размеру. Способствовать формированию представлений о огороде, как месте, где выращивают овощи. Развивать знания о труде овощевода.

Картинки профессий, сюжетные картинки огорода, грядок, картинки овощей.

Игра «Чудесный мешочек»

21.09

Фруктовый сад»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через экспериментальную деятельность.

Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека - это источник витаминов и жизненной сипы для человека, очень вкусный продукт питания. Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов - консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков.

Развивать познавательный интерес, память, речь, внимание.

Воспитать любовь к природе.

Муляжи овощей и фруктов, картинки фруктов, картинки заготовки фруктов

Извлечение семян яблок.

28.09

«Золотая осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Совершенствовать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года,

используя средства художественной выразительности (стихи, песни, пословицы, загадки).

Развивать познавательный интерес, память, речь, внимание.

Воспитать любовь к природе.

Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.

Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.

Две ветки в вазах.

Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, дождь, смена цветового колорита листьев и их опадание).

Октябрь

5.10

«Деревья осенью»

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровую ситуацию.

Развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать. Обогащать представления детей о многообразии деревьев. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту Развивать мелкую моторику.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстниками. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость. Развивать чувство коллективизма. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Интерактивная доска (ноутбук), магнитофон, аудиозаписи, мальберты.

Чтение художественной литературы об осени и деревьях; рассматривание книг, иллюстраций о деревьях в разное время года, заучивание стихов.

12.10

«Грибы в лесу»

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровую ситуацию.

Познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами. Формировать сознательное, ответственное и бережное отношение к своей безопасности и окружающих. Развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать. Обогащать представления детей о многообразии грибов. Развивать чувство самоконтроля. Воспитывать привычку безопасного поведения в лесу.

Картинки осеннего леса, съедобных и ядовитых грибов, корзинка, мусорное ведро, красный и зеленый кружочек.

Разучивание загадок о грибах.

Беседа о грибах хакасских лесов.

19.10

Откуда хлеб пришел»

(интернет)

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровую ситуацию.

Познакомить детей с некоторыми злаковыми растениями, с конечным результатом труда селекционеров.

Сюжетные картинки о выращивании хлебе, колоски пшеницы, картинки хлебобулочных изделий.

Чтение «От зерна до каравая»

26.10

«Наша одежда»-

О.В. Павлова- 6 ст.гр.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игровые ситуации.

Расширять знания о сезонной одежде. Совершенствовать умение делать выводы.

Развивать и активизировать речь; воспитывать мотивацию познавательной деятельности.

 Наборы предметных картинок одежды и обуви, сюжетные картинки времен года, карточки – задания к игре «Собираемся на прогулку», цв карандаши, муз цент.

Игра «Мы идем на прогулку» - сезонная одежда

Рассматривание хакасской одежды в минимузее.

Ноябрь

2.11

Обувь

О.В. Павлова- 23 ст.гр.

 Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровую ситуацию.

Формировать обобщающее понятие «обувь»; развивать речь, память, внимание, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию; расширять представления о функциях обуви, кругозор и словарный запас детей. Развивать чувство самоконтроля. Воспитывать привычку безопасного поведения в лесу.

Иллюстрации с изображением обуви, обувь, карточки с заданиями, карандаши; мультимедийная презентация по теме занятия.

Чтение произведения К. Чуковского «Чудо- дерево»

9.11

«Посуда»

О.В. Павлова- 42 ст.гр.

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровую ситуацию.

Обогащать представления детей о посуде; расширять кругозор, учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам; развивать умение определять материалы, из которых изготовлена посуда; пользоваться предметами посуды в соответствии с их особенностями и назначение. Воспитывать бережное отношение к труду. Развивать кругозор, любознательность, мышление.

Фарфоровая и стеклянная посуда, молоточек, песок, глобус, муз центр, силуэты посуды, цв карандаши, кукла Незнайки, инд массажные коврики.

Рассматривание иллюстраций фарфоровой посуды.

Рассматривание хакаской посуды в минимузее.

16.11

Тайны птичьего мира

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровую ситуацию.

Формировать у детей обобщённое представление о домашних птицах,  как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера.

Активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы.

Ира «Отгадай по описанию»

Рассматривание альбома птицы Хакасии

23.11

«Домашние животные»

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровую ситуацию.

Закрепить названия домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека; объяснить, что домашних животных не может заменить машина.
Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Картины домашних животных, голосовые эффекты.

Игра «Кому, что нужно»

Беседы из личного опыта

30.11

«Дикие животные»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игровые ситуации.

Закреплять и пополнять знания о диких животных; учить находить необходимые им знания в книгах; объяснить, что в природе всё взаимосвязано, в ней нет  «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых, представителей живой или неживой природы;

развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового; развивать логическое мышление.

Картины диких животных, голосовые эффекты.

Игра «Узнай по описанию»

Декабрь

7.12

    «Зима пришла »

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игровые ситуации.

Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Развивать познавательный интерес.

Картинки зимы, звуковые эффекты метелицы

Разучивание стихотворений о зиме

14.12

«Зимующие птицы»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игру – путешествие.

Расширить знания детей о зимующих птицах, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются птицы, как находят себе пищу. Рассказать о том.как птицы готовятся к зиме. Воспитывать интерес к образу жизни  птиц. Развивать кругозор, любознательность, мышление.

Картины зимующих птиц, голосовые эффекты.

Наблюдена на прогулке

21.12

«Чудеса под Новый год»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игру – путешествие..

Познакомить детей с новогодними традициями России и других стран. Формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение.

Развивать интерес к культуре и традициям.

Глобус, кукла или картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Санта Клауса, ветка ели или сосны.

Чтение сказок

Январь

11.01

«Дома на разных параллелях»

О.В. Павлова- 99 ст.гр.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игру – путешествие..

Познакомить детей с названиями домов разных народов и материалом из которого они строятся.

Формировать знания детей о домах разных народов. Воспитывать интерес к образу жизни людей разных стран. Развивать кругозор, любознательность, мышление.

Сюжетные картинки домов разных народов, звуковые эффекты, картинки людей  разных стран, раскраски домов разных стран.

Игра «Не ошибись» - последовательность постройки дома.

Рассматривание хакаской юрты

18.01

«Я- человек»

Интернет-ресурс

Цель:Развитие  познавательного интереса к организму человека.

Закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении, уточнить и закрепить знания детей о частях тела; обогатить словарный запас дошкольников;

развивать внимание, мышление, артикуляционную моторику, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие;

формировать ценностное отношение детей к собственному организму; воспитывать бережное отношение к своему организму.

Иллюстрации с изображением человека без ушей, глаз, носа, рта, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик).

«У жирафа

Пятна, пятна»- зкр. частей тела

25.01

«Моя семья»

О.В. павлова- 62

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игровые ситуации.

Продолжать формировать знания своего имени и отчества. Совершенствовать умение называть имя и отчество своих родителей; воспитывать у детей добрые чувства к родителям.

Фотографии из семейного альбома.

Разучивание стихов о семье.

Февраль

1.02

«На диком Севере»

Цель:  Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации; формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере; знакомить с  животными, занесенными в Красную книгу.

Дать представление о способе выживания животных на Севере: олень, писец, белый медведь. Обогащать словарь детей по теме. Развивать любознательность, кругозор. Воспитывать интерес к жизни северных народов

воспитывать бережное отношение к животным и природе,

Сюжетные картинки о Севере и северных животных, голоса животных, глобус, карта, магнитола, цв карандаши.

Чтение «Письмо белых медведей»

Бондаренко – 152

8.02

«Транспорт»

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровые ситуации

Продолжать знакомить детей с транспортом. Совершенствовать умение классифицировать транспорт по его назначению.

Иллюстрации видов транспорта, макет улицы, дорожные знаки, звуковые эффекты.

Игра «Домино – дорожные знаки»

Беседа о транспорт Хакасии

15.02

«На чем ездят люди»

Цель: создание условия для развития познавательного интереса через игровые ситуации

 Познакомить детей о разнообразных видах транспорта

( наземный, водный, воздушный). Познакомить детей с профессиями  людей, работа которых связанна с данными видами транспорта. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта. Закрепить у детей знания правил дорожного движения. Развивать воображение, наблюдательность, внимание, память

Посылка с разрезными карточками , на которых изображен вид транспорта. -карточки с изображение различного вида транспорта, круги зеленого, желтого и красного цветов.

Игра «Азбука голубых дорог»

Рудник - 88

22.02

«Наши защитники»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игровые ситуации.

Продолжать знакомить с войсками российской армии. Совершенствовать умение называть некоторые воинские звания и военную технику.

Наборы картин об армии, звуковые эффекты.

Март

1.03

«Карта профессий»

Павлова - 59

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игровые ситуации.

Продолжать знаком

мить детей с многообразием профессий. Совершенствовать знания о том, чем занимаются люди, имеющие определенную профессию.

Сюжетные картинки различных профессий, карточки – задания «Что напутал художник», предметные картинки инструментов, мячик, магнитола.

Заучивание стихотворений. Беседа о профессиях родителей

15.03

Весеннее пробуждение-

Интернет- ресурс

Способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды;  способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.

Побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна»,  звуки капели и щебетания птиц, презентация, конверт с письмом; металлический, картинки- весна.

Игра «Времена года»

22.03

«Путешествие в Африку»

Павлова - 53

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игру – путешествие..

Познакомить детей с климатическими условиями африки, с ее обитателями и растительным миром.

Формировать знания детей о климатических условиях Африки. Развивать любознательность, мышление, активность.

Сюжетные картинки джунглей, растений, животных, глобус, магнитола, цв карандаши.

Просмотр видиофильма об Африки

29.03

«Москва – столица нашей Родины»

Мое село.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игру – путешествие.

Дать представления  детям о том, то Москва – главный город , столица нашей Родины. Познакомить с достопримечательностями Москвы. Обогащать словарь по теме. Помочь запомнить фамилию, имя и отчество президента России. Воспитывать любовь к своей стране.

Развивать чувство гордости за свою страну.

Плакат с символикой России, карта, флаг, портрет президента, запись гимна, магнитола, наборы картин достопримечательностей Москвы

Рассматривание русских костюмов в минимузее.

Апрель

5.04

«Подводный мир»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игру – путешествие.

Формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними.

Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.

Воспитывать умение работать в команде.

Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Ёмкости с водой; иллюстрации речных рыб; предметы металлические, деревянные, пенопластовые; глобус; воздушный шарик; лупы.

12.04

«История космоса»

Вострухина -116

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через беседу.

Сргр:

Познакомить детей с портретом первого космонавта земли – Ю.А.Гагарин.дать понятие о значении космоса в жизни людей.

Портреты К.Циолковского, С.Королева, Ю.Гагарина, сюжетные картинки полетов космических кораблей, цв карандаши.

Просмотр видео фильма о космосе.

26.04

Перелетные птицы.

Цель: Знакомство детей с перелетными птицами,  выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Обобщить знания детей о перелетных птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Иллюстрация с изображением птиц с разными. Схема жизненного цикла птиц.

Наблюдена на прогулке

Рассматривание альбома птицы Хакасии

Май

3.05

     «День Победы»

Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Уточнить и расширить знания детей о мужестве воинов, и юных героев Великой Отечественной Войны.
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, и к её защитникам.

Иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в Великой Отечественной войне, памятника Г.К. Жукову

Просмотр презентации

17.05

«Насекомые»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса через игру – путешествие. Совершенствовать  знания детей о многообразии насекомых. Уточнить представления о пользе насекомых.

Предметные картинки (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар). Картинки цветов.

Рассматривание энциклопедий.

Всего: 32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Познавательное развитие"

В рабочей программе указаны названия и тема занятий по познавательному развитию в старшей группе, с указанием источника. Программа составлена с учетом ФГТ....

Рабочая программа "Познавательное развитие"

познавательное развитие дошкольников (2-6 лет)...

Рабочая программа "Познавательное развитие"

Рабочая программа "Познавательное развитие" старшая гр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Познавательное развитие в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Настоящая рабочая программа разрабртана в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования и является составной частью Основной образовательной программы МБОУ ЦО № 58 &quo...

Рабочая программа Познавательное развитие 3х-4х лет

Окружающий мирВ три - четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, зн...