"Камни бывают разные"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширить и закрепить знания детей о свойтсвах камней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamni_byvayut_raznye_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.
Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; чтение художественной литературы: сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, у меня есть чудесный мешочек. Вам интересно, что же в нем лежит? И для нас ли он приготовлен? Сейчас мы попробуем на ощупь определить, что в мешочке лежит.
(Дети, закрыв глаза, на ощупь определяют, что в нем лежит).
Воспитатель. Это живой предмет? Он тяжелый или легкий? Твердый? Гладкий или шероховатый? Вы догадались, что это?
Дети: высказывания детей.
Воспитатель: Правильно, это камень. Но здесь ещё и письмо.
Дети присаживаются на стулья. (Читаю письмо)
«Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка Медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу, приходите на помощь. Злой колдун разрушил мои горы. Мне нужно узнать свойства камней и какую пользу они приносят людям. Тогда заклятие будет снято. И горы не будут больше разрушаться».
Как быть, ребята? Ребята, вы знаете, из чего состоят горы?
Мы можем узнать свойства камней? Сможем помочь?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами изучим камни, и узнаем их свойства. А горы состоят из камней. Где мы можем увидеть камни?
Дети (высказывают предположения) .
Воспитатель: Правильно, на улице, в горах, в море, на даче…Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Слайд 1, 2Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №3,4) показываю набор камней. Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А ещё из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5,6,7,8,) каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9,10).
Воспитатель.(обращает внимание детей на коробку с камнями) Ребята, вы узнали, что это за камни? Я сейчас проверю: загадаю загадку.
С виду неприглядный камень,
Он лежит в земле пластами.
Чтоб наверху его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки-
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Это очень нужный камень.
Он имеет черный цвет.
Всем дает тепло и свет.
(каменный уголь)
Правильно, это каменный уголь: его добывают в шахтах, он черного цвета, лежит в земле пластами. Найдите среди этих камней уголь. (дети находят)
Послушайте вторую загадку:
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки,
Растворяется легко: Попадет комочек в речку-
Утечет как молоко. (мел)
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: ответы детей. (изображения геологов слайд №11).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№12 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и помочь Хозяйке Медной горы? Но прежде чем начать работать – сделаем разминку:
Этот пальчик – самый большой – загибаем пальцы по порядку
Самый весёлый и самый смешной.
Этот пальчик указательный –
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний –
Ни первый , ни последний.
Этот пальчик безымянный –
Он не любит каши манной.
Этот маленький мизинчик –
Любит бегать в магазинчик.
А теперь, как настоящие геологи будем исследовать камни.
Дети садятся за столы
Исследовательская деятельность.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свойства камня, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Возьмите лупы и рассмотрите камешки. Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. Если из камня идут пузырьки – значит, в нем есть воздух. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким).Растворяется в воде? Молодцы, вы очень внимательные дети.
А сейчас, подойдите пожалуйста ко мне, давайте поиграем.
Игра “Гора и камешки”.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием Хозяйки Медной горы? Спасли горы?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Хозяйки Медной горы передала нам камушки, чтобы мы доделали наши работы.
Дети выполняют художественную деятельность – аппликацию.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память.
Дети убирают рабочие места.
Письмо.
«Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка Медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу, приходите на помощь. Злой колдун разрушил мои горы. Мне нужно узнать свойства камней и какую пользу они приносят людям. Тогда заклятие будет снято. И горы не будут больше разрушаться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...
Конструкт "Камни бывают разные".
Ознакомление детей с природой Урала....
Проект "Камни бывают разные" (2019)
Ребенок - это драгоценный камень, подарок природы. Родители добывают эти камни, а учитель, как искусный ювелир, из алмаза делает бриллиант. Природные не огранённые алмазы ни...
Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"
Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...
"Камни бывают разные" презентация
Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"
занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...
Педагогический проект "Профессии бывают разные, бывают они и опасные"
Старший дошкольный возраст...