САМООБРАЗОВАНИЕ на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (экологическое воспитание)
материал

Кухтик Оксана Ивановна

Самообразовние воспитателя старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_samoobrazovanie_20g.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Золота рыбка»

САМООБРАЗОВАНИЕ

на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

 (экологическое воспитание)

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации: 3 года

Воспитатель:

Кухтик Оксана Ивановна

высшей квалификационной категории

г. Минеральные Воды- 2019 г.

 «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

     Актуальность темы:

« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать

свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь

 осознанное желание делать это».

   Проблема экологического воспитания представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для продолжения работы над данной темой с детьми моей группы, выбрав её темой для самообразования.

     Цель саморазвития: 

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФГОС;
  • повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.

Задачи:

 повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через:

  • изучение требований ФГОС ДО
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы
  • распространение собственного педагогического опыта
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками
  • самообразование

        Основные направления моей деятельности:

1. В информационной области:

  • использование интернет и мультимедиа - ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
  • создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.

2. В диагностико-прагматической области:

  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
  • овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
  • планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.

3. В области содержания образования:

  • применение ФГОС ДО в практической деятельности;
  • дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
  • изучение и распространение передовых педагогических технологий;
  • формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
  • формирование общей культуры личности каждого ребенка, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

        4. В области повышения квалификации:

  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;
  • участие в семинарах и мастер-классах;
  • внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
  • методические семинары, практикумы;
  • реализации собственных творческих способностей.

Цель  формирование устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Задачи:

– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.

– Расширение и систематизация элементарных географических,

естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.

- Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

– Формирование навыков постановки элементарных опытов и

умения делать выводы на основе полученных результатов.

– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь, умение быть милосердными, любить и

 беречь природу (землю, воду, воздух), бережно распоряжаться её богатствами.

- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

 - Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы

и выражать в творчестве полученные впечатления.

- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Чтобы повысить эффективность экологического образования детей

используются  различные формы и методы:

  • экологические занятия
  • экологические экскурсии
  • уроки доброты
  • уроки мышления
  • экологические конкурсы
  • обсуждение и проигрывание ситуаций
  • коллекционирование
  • экологические праздники
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры –  моделирование экосистем,
  • игры – путешествия)
  • экологические сказки
  • инсценировки

         

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,

и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять

и приумножать её красоту.

А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго

отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями,

 использовать для этого умные игры и пособия.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа воспитателя:

 Изучение научно-педагогической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

 Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне города;

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, городе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

 Обучение на курсах повышения квалификации;

 Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:

 умение анализировать научно-методическую литературу;

 умение применять полученные знания на практике;

 активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся: 

 самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

 предлагать возможные варианты решения;

 исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

План работы по самообразованию

Раздел плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2018-2019 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2018г.

Планирование работы по самообразованию.

 определение содержания работы по самообразованию; выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. 

Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч»

Подбор методической литературы на тему «Экологическое воспитание детей»

Составление плана

Октябрь

2018г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Рыжова .Н.А. Наш дом природа..

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2018г.

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями.

Подготовка и организация выставки: «Удивительное рядом» (использование природного и бросового материала)

Привлечь родителей к совместному изготовлению кормушек

Макеты: ферма, лес. домашние птицы

Выставка: «Удивительное рядом»

Акция «Наши меньшие  друзья!»

Декабрь

2018г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание центра «Воды и песка»

Консультация для родителей: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2019г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице.

Стенгазета со стихами  и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2019г.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Педагогическая гостиная: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Март

2019г.

Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка,  и золотой одуванчик»

Фотовыставка:  «Мои домашние питомцы»

Изготовление альбома «Лекарственные растения»

Апрель

2019г.

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии

Картотека дидактических игр для детей  средней группы

Май

2019г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Анализ работы по саморазвитию

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2019-2020 учебный год

Разработать конспект НОД по экологии

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2019г.

Пополнение эколого-развивающей среды (уголок природы)

Подбор методической литературы

Подбор конспектов занятий

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Диагностические исследования (с использованием иллюстраций)

Список методической литературы

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выводы по диагностике

Октябрь

2019г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Экологическая акция «Посадим многолетние цветы на нашем участке»

Изготовление поделок из природного материала.

Ноябрь

2019г.

Создание в группе предметно – развивающей среды. (исследовательский центр)

Изучение  научно – методической  литературы:  О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина  «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

Фотовыставка: -«Моя семья на природе»

Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Открытый просмотр НОД

Плакат

Декабрь

2019г.

Участие в международном конкурсе поделок на портале «Кладовая талантов».

Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы»

Вручение дипломов победителям и участникам конкурса поделок

Использование ИКТ  

Показ презентаций

Январь

2020г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме  «Труд в природе»

Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края»

Картотека «Труд в природе»

Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего края»

Февраль

2020г.

Подбор материала  для  оформления  картотеки  по темам:  «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы  луговые»,  «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.

Папка-передвижка «Природа - общий дом»

Создание картотек

Март

2020г.

 Консультация:«Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Изготовление дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Апрель

2020г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Работа с педагогами

Совместное создание в группе огорода на подоконнике

Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду.

Май

2020г.

.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Изготовление  папки.

2020-2021 учебный год

Изучение методической литературы

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Использование ИКТ

Сентябрь

2020г.

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»  О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

«Современные  технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева

Проведение фотовыставки «Я – часть природы»

Составление  плана

Плакат

Октябрь

2020г.

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии  для детей старшего возраста.

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени».

Привлечь к изготовлению игр родителей

Организовать выставку

Ноябрь

2020г.

Конкурс «Экологические акции в ДОУ.  Приведи в порядок свою планету»

Выпуск экологической газеты на тему «Давайте беречь планету нашу»

Привлечь к участию родителей.

Оформление стенда

Декабрь

2020г.

Наглядный материал. Изготовление демонстрационного  и раздаточного материала для  ОД

Изготовление материала.

Январь

2021г.

Экологический КВН «Знатоки природы» цель: повышение экологической   компетенции  педагогов  ДОУ , подготовка атрибутов

Сценарий

Проведение  по плану

Февраль

2021г.

Участие в конкурсах, выставках в ДОУ, в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и выставках

Организация мастер-классов для родителей и представления опыта на педагогическое сообщество

Сертификат участия

Выступления на родительскую и педагогическую аудиторию

Март

2021г.

Экологическая  викторина «Почемучки»

Транслирование опыта работы по данной теме на профессиональном сайте МААМ, Инфоурок

Экологическая акция:«Мои добрые дела -  для твоей пользы, Земля»

Использование ИКТ  Показ презентаций  о мире животных.

Обмен опытом через Интернет.

Привлечь к участию родителей по благоустройству участков и территории ДОУ

Апрель

2021г.

Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление  картотеки прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий развлечений.

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями

Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг нас».

Изготовление  картотек : прогулок, дидактических игр, альбомов

Проведение по плану ОД

Май

2021г.

Привлечь  родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка

Самоанализ деятельности по теме самообразовании

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Оформление папки передвижки «Наши результаты»

Организация работы по самообразованию идет по трем взаимосвязанным направлениям:

  1. Живая природа
  2. Неживая природа
  3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  • Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
  • Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Диагностика знаний детей по самообразованию по теме:

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

1. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)

2. Какие условия необходимы для комнатных растений?

3. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов)

4. Расскажи о птицах, которые  залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)

5. Каких птиц ты знаешь,  кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)

6. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.

7. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?

8. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)

9. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)

10. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

11. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы)

12. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

13. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)

14. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)

. Критерии оценки ответов:

    1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

    2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

    3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

11-19 – низкий уровень

20 -32- средний уровень

33-42 – высокий уровень

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2016 г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2015г.

3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2014г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2015г.

6.  Н.А. Рыжова «Наш дом природа» Мозаика- Синтез, 2014г

7. Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2014г

8. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2016 г

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.

11. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч».

12. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;

13. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Доклад на тему:«Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...

Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »

Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...