САМООБРАЗОВАНИЕ на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (экологическое воспитание)
материал
Самообразовние воспитателя старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_samoobrazovanie_20g.docx | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Золота рыбка»
САМООБРАЗОВАНИЕ
на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
(экологическое воспитание)
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Воспитатель:
Кухтик Оксана Ивановна
высшей квалификационной категории
г. Минеральные Воды- 2019 г.
«Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Актуальность темы:
« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать
свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь
осознанное желание делать это».
Проблема экологического воспитания представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для продолжения работы над данной темой с детьми моей группы, выбрав её темой для самообразования.
Цель саморазвития:
- повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФГОС;
- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.
Задачи:
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через:
- изучение требований ФГОС ДО
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы
- распространение собственного педагогического опыта
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками
- самообразование
Основные направления моей деятельности:
1. В информационной области:
- использование интернет и мультимедиа - ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
- создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.
2. В диагностико-прагматической области:
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
- применение ФГОС ДО в практической деятельности;
- дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
- изучение и распространение передовых педагогических технологий;
- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
- формирование общей культуры личности каждого ребенка, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В области повышения квалификации:
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;
- участие в семинарах и мастер-классах;
- внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
- методические семинары, практикумы;
- реализации собственных творческих способностей.
Цель – формирование устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Задачи:
– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
– Расширение и систематизация элементарных географических,
естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
- Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
– Формирование навыков постановки элементарных опытов и
умения делать выводы на основе полученных результатов.
– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь, умение быть милосердными, любить и
беречь природу (землю, воду, воздух), бережно распоряжаться её богатствами.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы
и выражать в творчестве полученные впечатления.
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Чтобы повысить эффективность экологического образования детей
используются различные формы и методы:
- экологические занятия
- экологические экскурсии
- уроки доброты
- уроки мышления
- экологические конкурсы
- обсуждение и проигрывание ситуаций
- коллекционирование
- экологические праздники
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем,
- игры – путешествия)
- экологические сказки
- инсценировки
Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,
и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять
и приумножать её красоту.
А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго
отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями,
использовать для этого умные игры и пособия.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа воспитателя:
∙ Изучение научно-педагогической литературы;
∙ Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
∙ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
∙ Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
∙ Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне города;
∙ Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
∙ Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, городе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
∙ Обучение на курсах повышения квалификации;
∙ Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
∙ умение анализировать научно-методическую литературу;
∙ умение применять полученные знания на практике;
∙ активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
∙ самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
∙ предлагать возможные варианты решения;
∙ исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
План работы по самообразованию
Раздел плана | Срок | Содержание работы | Практические выходы | |
2018-2019 учебный год | ||||
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Сентябрь 2018г. | Планирование работы по самообразованию. определение содержания работы по самообразованию; выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч» Подбор методической литературы на тему «Экологическое воспитание детей» | Составление плана | |
Октябрь 2018г. | Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Рыжова .Н.А. Наш дом природа.. | Папка-передвижка «Ребенок и природа» | ||
Ноябрь 2018г. | Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями. Подготовка и организация выставки: «Удивительное рядом» (использование природного и бросового материала) Привлечь родителей к совместному изготовлению кормушек | Макеты: ферма, лес. домашние птицы Выставка: «Удивительное рядом» Акция «Наши меньшие друзья!» | ||
Декабрь 2018г. | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание центра «Воды и песка» | Консультация для родителей: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | ||
Январь 2019г. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. | Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!» | ||
Февраль 2019г. | Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Педагогическая гостиная: «Экологическое воспитание детей в детском саду». | ||
Март 2019г. | Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка, и золотой одуванчик» Фотовыставка: «Мои домашние питомцы» | Изготовление альбома «Лекарственные растения» | ||
Апрель 2019г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии | Картотека дидактических игр для детей средней группы | ||
Май 2019г. | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. Анализ работы по саморазвитию | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | ||
2019-2020 учебный год | ||||
Разработать конспект НОД по экологии Пополнить картотеку дидактических игр по экологии Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. | Сентябрь 2019г. | Пополнение эколого-развивающей среды (уголок природы) Подбор методической литературы Подбор конспектов занятий Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. Диагностические исследования (с использованием иллюстраций) | Список методической литературы Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» Выводы по диагностике | |
Октябрь 2019г. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Экологическая акция «Посадим многолетние цветы на нашем участке» Изготовление поделок из природного материала. | ||
Ноябрь 2019г. | Создание в группе предметно – развивающей среды. (исследовательский центр) Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» Фотовыставка: -«Моя семья на природе» | Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Открытый просмотр НОД Плакат | ||
Декабрь 2019г. | Участие в международном конкурсе поделок на портале «Кладовая талантов». Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы» | Вручение дипломов победителям и участникам конкурса поделок Использование ИКТ Показ презентаций | ||
Январь 2020г. | Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края» | Картотека «Труд в природе» Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего края» | ||
Февраль 2020г. | Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д. | Папка-передвижка «Природа - общий дом» Создание картотек | ||
Март 2020г. | Консультация:«Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Изготовление дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста | ||
Апрель 2020г. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними. Работа с педагогами | Совместное создание в группе огорода на подоконнике Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду. | ||
Май 2020г. . | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста». | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. Изготовление папки. | ||
2020-2021 учебный год | ||||
Изучение методической литературы Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. Использование ИКТ | Сентябрь 2020г. | Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО. «Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева Проведение фотовыставки «Я – часть природы» | Составление плана Плакат | |
Октябрь 2020г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии для детей старшего возраста. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени». | Привлечь к изготовлению игр родителей Организовать выставку | ||
Ноябрь 2020г. | Конкурс «Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету» Выпуск экологической газеты на тему «Давайте беречь планету нашу» | Привлечь к участию родителей. Оформление стенда | ||
Декабрь 2020г. | Наглядный материал. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для ОД | Изготовление материала. | ||
Январь 2021г. | Экологический КВН «Знатоки природы» цель: повышение экологической компетенции педагогов ДОУ , подготовка атрибутов | Сценарий Проведение по плану | ||
Февраль 2021г. | Участие в конкурсах, выставках в ДОУ, в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и выставках Организация мастер-классов для родителей и представления опыта на педагогическое сообщество | Сертификат участия Выступления на родительскую и педагогическую аудиторию | ||
Март 2021г. | Экологическая викторина «Почемучки» Транслирование опыта работы по данной теме на профессиональном сайте МААМ, Инфоурок Экологическая акция:«Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля» | Использование ИКТ Показ презентаций о мире животных. Обмен опытом через Интернет. Привлечь к участию родителей по благоустройству участков и территории ДОУ | ||
Апрель 2021г. | Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление картотеки прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий развлечений. Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг нас». | Изготовление картотек : прогулок, дидактических игр, альбомов Проведение по плану ОД | ||
Май 2021г. | Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка Самоанализ деятельности по теме самообразовании | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. Оформление папки передвижки «Наши результаты» |
Организация работы по самообразованию идет по трем взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа
- Неживая природа
- Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
- Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Диагностика знаний детей по самообразованию по теме:
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»
1. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)
2. Какие условия необходимы для комнатных растений?
3. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов)
4. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)
5. Каких птиц ты знаешь, кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)
6. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.
7. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?
8. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)
9. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)
10. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)
11. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы)
12. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
13. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)
14. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)
. Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
11-19 – низкий уровень
20 -32- средний уровень
33-42 – высокий уровень
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2016 г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2015г.
3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2014г.
4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2015г.
6. Н.А. Рыжова «Наш дом природа» Мозаика- Синтез, 2014г
7. Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2014г
8. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2016 г
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
11. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч».
12. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
13. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска» План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...
Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...
Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Доклад на тему:«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...
План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....
Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »
Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...