Квест – игра по познавательному развитию «Символы моей Родины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Квест – игра по познавательному развитию «Символы моей Родины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_igra.docx | 462.66 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 р.п.Тамала
Квест – игра по познавательному развитию «Символы моей Родины»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:
Краснова Татьяна Анатольевна
2020г.
Цель: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Задачи:
1. Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Упражнять в отгадывании загадок. Познакомить детей с русской традицией чаепития. Закреплять у детей понятия Родина, символ. 2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
Словарная работа: Упражнять в словообразовании. Активизировать в речи детей прилагательные. Пополнять словарный запас детей: толстобокая, приземистая, полая, чаёвничать, белоствольная.
Материалы и оборудование: клубок ниток, магнитная доска, макет берёзы, картинки с изображением деревьев (берёза, пальма, баобаб, самовар, чайная посуда, угощения (баранки, конфеты, печенья, конверт с загадками, ленточки, разрезные карточки с изображением матрёшек, проектор, экран, ноутбук.
Слайд картина лес , русские просторы
Воспитатель заводит детей в зал.
Муз. руководитель: Ребята предлагаю вам прослушать отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона»
(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)
Кто скажет, о чем эта песня?
(ответы детей: о родном месте, о нашей Родине)
Слайд (слышится тихий плач медвежонка)
Воспитатель: Ребята Кто это плачет?
На слайде (появляется медвежонок и говорит)
Ребята, я потерялся!
На наш дом налетел ураган.
И все смел на своем пути.
Меня унесло далеко-далеко.
И я теперь не знаю,
Где моя мама и как к ней вернуться.
Я даже не знаю, в какой стране я живу…
Воспитатель: Ребята, что же будем делать?
Ответы детей: (поможем медвежонку, найдем его дом, найдем его маму).
Правильно, и тогда мы с вами узнаем, где же его Родина, где живет его мама, и помочь им встретится
Воспитатель: А что такое Родина?
Слайд:
Ответы детей: это мой дом, моя улица, моя семья, моя мама, Мой посёлок, Родина – это та страна, где мы родились.
Воспитатель: Как называется наша Родина? (Россия)
Правильно, ребята. А еще у каждой страны есть символы.
А какие символы России вы знаете?
Слайд герб флаг, гимн
(ответы детей) герб, флаг
Слайд герб разных стран
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто сможет найти герб нашей страны?
Ответы детей: Вот он двуглавый орел
Слайд флаг разных стран
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто сможет найти флаг нашей страны?
Ответы детей:
Воспитатель: А как вы догадались, что это флаг нашей страны?
Ответы детей: (по трем полоскам)
Воспитатель: Эти символы называются официальные.
Муз. руководитель: Но есть другие символы, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были. Это символы придумал народ, и называются они неофициальными. С помощью них вы найдете Родину медвежонка.
Воспитатель: Ребята, но наш медвежонок не ходит не в садик, не в школу, и не знает символов России.
Слайд медвежонок ( слышится плач)
Воспитатель: Мы совсем забыли про нашего медвежонка. Нам надо найти его маму.
Муз. руководитель: Я знаю, где Родина медвежонка находится за большими воротами. Открыть которые вам помогут 4 подсказки – 4 неофициальных символа. Отправляйтесь в путь. Путь будет долгий, трудный, а в помощь даю вам вот этот волшебный клубок.
Воспитатель: Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Да)
Воспитатель берет в руки клубок. Дети говорят слова, идут змейкой за воспитателем.
Ты катись, катись клубок.
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель легонько рукой толкает клубок в сторону экрана. Подводит детей к экрану,
Слайд дом с закрытыми ставнями.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда это мы пришли?
Ответы детей: (Домик )
Воспитатель: Интересно, кто же здесь живет?
Ответы детей: (Может тут живут три поросенка, три медведя)
Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки… (Матрёшки)
Слайд матрёшка На экране появляется матрешка
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что из древне на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите (воспитатель просит повторить 3-4 детей).
Слайд матрешки по росту Матрешки помещаются одна в другую.
По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад
слайд(появляется город и матрешка Сергиево - посадская, и город Семеново
слайд(появляется семеновская матрешка)
слайд 2 большие матрёшки
Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются?
Ответы детей: они отличаются по форме: одна матрешка широкая, толстобокая, приземистая- это значит низкая. (Воспитатель повторяет с детьми эти слова); другая – вытянутая, сужается книзу. Отличаются по цвету: одежда у одной матрешки красная, а у другой синяя
Воспитатель: А чем матрешки похожи?
Ответы детей(У обеих есть фартук, сарафан, платок).
Воспитатель: Вот какая наша русская матрешка удивляет и греет нас своей красотой.
Хотите поиграть с нашими матрешками?
Игра «Собери матрешку»
Работа в подгруппах ( на магнитной доске)
Воспитатель: Молодцы, ребята, весело и интересно поиграли с матрешкой.
Слайд одна матрешка
Конверт ( берет воспитатель) Вот вам матрешка посылает первую подсказку – первый неофициальный символ
Но нам пора дальше отправляться в путь. Медвежонок ждет нашей помощи.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Слайд клубок
Ты катись, катись клубок.
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Слайд три дерева береза, баобаб, пальма.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Ответы детей: Наш клубочек привёл нас в лес.
Воспитатель: Какие деревья вы здесь видите. А что необычного в этом лесу?
Ответы детей:(здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)
Воспитатель: Почему они не могут расти рядом?
Слайд поочередно убрать деревья баобаб, пальму
Ответы детей: (Потому что пальма это дерево жарких стран, баобаб – это деревья жарких стран, а береза растет у нас)
Слайд берёза
Воспитатель: Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. О берёзе сочиняли стихи. Ребята может из вас кто вспомнит стихи о берёзках.
Белоствольная береза-
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою - в серебре,
Машет веткой золотою,
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик,как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты березку посади.
Слайд дети водят хоровод
Воспитатель: В старину пели песни, водили хороводы и загадывали желания.
Хоровод песня: «Во поле березка стояла»
Слайд береза
Воспитатель. Я предлагаю вам подойти к нашей березоньке, тихонько про себя загадать самое заветное желание, и завязать свою ленточку. И вы увидите, ваше желание обязательно сбудется. дети загадывают желания и завязывают ленточки на дерево.
Воспитатель: Мое заветное желание ребята найти Родину медвежонка.
Слайд деревья наклоняются и шелест листвы
Воспитатель: Вот ребята, каким добром и нежностью нас одарила наша березонька.
Конверт ( берет воспитатель)
Березка посылает вам вторую подсказку – второй неофициальный символ
Но, нам пора дальше в путь – искать Родину медвежонка.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Слайд клубок
Ты катись, катись клубок.
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Перед детьми стол. На столе самовар, чашки, угощения.
Слайд стол на нем самовар и все что надо
Танец с самоваром
Слайды чаепитие.
Самовар: Давайте присядем за стол. Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это значит?
Ответы детей: Родная семья
Воспитатель: Правильно, ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать - это значит пить чай и всегда любили принимать гостей.
Самовар: К чаю всегда подавали пироги, бублики, варенье, конфеты (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе)
Воспитатель: Очень интересна традиция русского чаепития.
Самовар: Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо».
Дети и воспитатель двумя руками передают одну чашку по кругу, произнося слова.
Воспитатель: Дети всегда пили чай с взрослыми, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы студить его и звенеть ложечкой, размешивая сахар.
Самовар: Существует традиция завершения чаепития. Нужно было положить ложечку в чашку. Чайная ложка в пустой чашке, была знаком того, что гость больше не хочет чая.
Воспитатель: Главное в русском чаепитии – это общение. Много чая, угощений и приятная компания. Не принято было молчать за столом. Молчание расценивалось как признак глубокого неуважения к хозяевам дома.
Самовар: Часто за чаем русские люди любили разгадывать загадки, вспоминать пословицы поговорки.
Воспитатель: А какие пословицы знаете вы? Ребята я вспомнила вот такую пословицу (Чай пить — приятно жить).
Ответы детей
Егор: Чай пьешь – до ста лет проживешь.
Соня Ф. Чай пить – долго жить.
Соня М: За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Артём: Выпей чайку – забудешь тоску.
Соня А. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Влад: Приходите к чаю – пирогами угощаю.
Арина: Самовар кипит, уходить не велит
Полина: Береги в доме добро - в чае тепло
Воспитатель: Вот так русский самовар и правда всех гостей примет и объединит.
Слайд самовар
Самовар дает конверт Вот вам третья подсказка
Воспитатель: Вот вам третья подсказка – третий неофициальный символ
Отдохнули мы в гостях пора уже нам в путь-дорогу, Родину медвежонка искать.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Слайд клубок
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Дети останавливаются полукругом около экрана.
Слайд на экране ворота и черные силуэты матрешки, березы, медведя, самовара.
Дети: А вот большие ворота
Воспитатель: Но вот мы с вами и пришли
Воспитатель: Ребята у нас есть три подсказки, три символа матрешка, березка, самовар. Но ворота не открываются. Нам не хватает еще одной подсказки. Посмотрите по силуэту и догадайтесь, какого символа не хватает.
Ответы детей: (медведь)
На экране открывается последний силуэт – изображение медведя.
Что общего у этих предметов?
Ответы детей:(Это символы нашей страны России).
Воспитатель: Значит, в какой стране живет медвежонок и его мама?
Ответы Детей:(В России).
Воспитатель: Правильно, ребята, получается, что за этими воротами находится Родина медвежонка – Россия.
Слайд Ворота открываются, а там картина просторов России, на заднем фоне медвежонок бежит к медведице.
Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Вот и помогли медвежонку найти его Родину и вернуться к маме – медведице. А теперь и нам пора вернуться в детский сад.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:
Слайд клубок
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Музыкальный руководитель: Вот мы снова в детском саду.
- Что вы искали сегодня? Ответы детей: (Родину медвежонка)
- Какая Родина у медвежонка? Ответы детей: (Россия)
- Какие предметы помогли нам найти Родину нашего медвежонка?
Ответы детей: (Эти предметы – матрешка, березка, самовар и сам медведь)
- А что это за предметы? Как можно их назвать, одним словом?
Ответы детей: (Символы России).
Песня «У моей России»
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в группу и нарисовать рисунки о символах России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе."Помощь Природе!"
Для выполнения заданий в игре-квесте Эколёнок Умница ребятам вручила письмо-посылку, с просьбой о помощи лесам Краснодарского края. По пути их ждали интересные экологические задания: отвечали на вопро...
Сценарий квест-игры по познавательному развитию для второй младшей группы Тема: «Найди белочке корзинку»
Сценарий квест-игры по познавательному развитию для второй младшей группы Тема: «Найди белочке корзинку»Образовательная область:Познавательное развитие + Социально-коммуникатив...
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ» Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).
Тема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....
Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).
Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....
Квест-игра по познавательному развитию «Кормушка для птиц»
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.Задачи:учить оказывать помощь объектам природы;развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения...
Конспект квест-игры по познавательному развитию: "Мы будущие защитники Родины"
вест – от английского Quest – обозначает поиск или приключение, потому квест-игры предполагают наличие определенных задач, которые нужно достичь, но для этого необходимо преодолеть преград...
квест-игра по познавательному развитию "Родина моя - Россия"
Квест -игра по познавательному развитию в подготовительной группе "Родина моя - Россия"...