Квест – игра по познавательному развитию «Символы моей Родины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Краснова Татьяна Анатольевна

Квест – игра по познавательному развитию «Символы моей Родины» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra.docx462.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 р.п.Тамала

C:\Users\admin\Downloads\img4.jpgКвест – игра по познавательному развитию «Символы моей Родины»

 

                   Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

                                                   Краснова Татьяна Анатольевна              

                                                                 2020г.

Цель: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.

Задачи:

1. Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Упражнять в отгадывании загадок. Познакомить детей с русской традицией чаепития. Закреплять у детей понятия Родинасимвол. 2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.

3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.

Словарная работа: Упражнять в словообразовании. Активизировать в речи детей прилагательные. Пополнять словарный запас детей: толстобокая, приземистая, полая, чаёвничать, белоствольная.

Материалы и оборудование: клубок ниток, магнитная доска, макет берёзы, картинки с изображением деревьев (берёза, пальма, баобаб, самовар, чайная посуда, угощения (баранки, конфеты, печенья, конверт с загадками, ленточки, разрезные карточки с изображением матрёшек, проектор, экран, ноутбук.

Слайд  картина  лес , русские просторы 

Воспитатель заводит  детей в зал.

Муз. руководитель:  Ребята предлагаю  вам  прослушать отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона»

(звучит куплет песни  Ю. Антонова «Родная сторона»)

Кто скажет, о чем эта песня?

(ответы детей: о родном месте, о нашей Родине)

Слайд (слышится тихий плач медвежонка)

Воспитатель: Ребята Кто это плачет?

На слайде  (появляется медвежонок и говорит)

Ребята, я потерялся!

На наш дом налетел ураган.

И все смел на своем пути.

Меня унесло далеко-далеко.

И я теперь не знаю,

Где моя мама и как к ней вернуться.

Я даже не знаю, в какой стране я живу…

Воспитатель: Ребята, что же будем делать? 

Ответы детей: (поможем медвежонку, найдем его дом, найдем его маму).

Правильно,  и тогда мы с вами узнаем, где же его Родина, где живет его мама, и помочь им встретится 

Воспитатель: А что такое Родина?

Слайд: 

Ответы детей: это мой дом, моя улица, моя семья, моя мама, Мой посёлок, Родина – это та страна, где мы родились.

Воспитатель: Как называется наша Родина(Россия)

Правильно, ребята. А еще у каждой страны есть символы.  

А какие символы России вы знаете?

Слайд герб флаг, гимн

(ответы детей) герб, флаг

Слайд герб разных стран

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто сможет найти герб нашей страны?

Ответы детей: Вот он  двуглавый орел

Слайд флаг разных стран

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто сможет найти флаг  нашей страны?

Ответы детей:

Воспитатель: А как  вы догадались, что  это флаг  нашей страны?

Ответы детей: (по трем полоскам)

Воспитатель: Эти символы называются официальные.

Муз. руководитель: Но есть другие символы, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были. Это символы придумал народ, и называются они неофициальными. С помощью  них вы найдете Родину медвежонка.

Воспитатель: Ребята, но наш медвежонок не ходит не в садик, не в школу, и не знает  символов России.

Слайд медвежонок ( слышится плач)

Воспитатель: Мы совсем забыли про нашего медвежонка. Нам надо найти его маму.

Муз. руководитель: Я знаю, где Родина медвежонка находится за большими воротами. Открыть которые вам помогут 4 подсказки – 4 неофициальных символа. Отправляйтесь в путь. Путь будет долгий, трудный, а в помощь даю вам вот этот волшебный клубок.

Воспитатель: Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Да)

Воспитатель берет в руки клубок. Дети говорят слова, идут змейкой за воспитателем.

Ты катись, катись клубок.

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель легонько рукой толкает клубок в сторону экрана. Подводит детей к экрану,

Слайд дом с закрытыми ставнями.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? 

Ответы детей: (Домик )

Воспитатель: Интересно, кто же здесь живет?

Ответы детей: (Может тут живут три поросенка, три медведя)

Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку 

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки… (Матрёшки)

Слайд  матрёшка На экране появляется матрешка

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что из древне на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите (воспитатель просит повторить 3-4 детей).

Слайд  матрешки по росту Матрешки помещаются одна в другую.

По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад

слайд(появляется  город и матрешка Сергиево - посадская, и город Семеново 

слайд(появляется семеновская матрешка) 

слайд   2  большие матрёшки 

Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? 

Ответы детей: они отличаются по форме: одна матрешка широкая, толстобокая, приземистая- это значит низкая. (Воспитатель повторяет с детьми эти слова); другая – вытянутая, сужается книзу. Отличаются по цвету: одежда у одной матрешки красная, а у другой синяя

Воспитатель: А чем матрешки похожи? 

Ответы детей(У обеих есть фартук, сарафан, платок).

Воспитатель: Вот какая наша русская матрешка  удивляет и греет нас своей красотой.

Хотите поиграть с нашими матрешками?

Игра «Собери матрешку»

Работа в подгруппах ( на магнитной доске)

Воспитатель: Молодцы, ребята, весело и интересно поиграли с матрешкой.

Слайд одна матрешка

Конверт ( берет воспитатель) Вот вам матрешка посылает первую подсказку – первый неофициальный символ

Но нам пора дальше отправляться в путь. Медвежонок ждет нашей помощи.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:

Слайд клубок 

     Ты катись, катись клубок.

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Слайд  три дерева береза, баобаб, пальма. 

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? 

Ответы детей: Наш клубочек привёл нас в лес.

Воспитатель: Какие деревья  вы здесь видите.  А что  необычного в этом лесу? 

Ответы детей:(здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)

Воспитатель: Почему они не могут расти рядом?

Слайд поочередно убрать деревья баобаб, пальму

Ответы детей: (Потому что пальма это дерево жарких стран, баобаб – это деревья жарких стран, а береза растет у нас)

Слайд берёза 

Воспитатель: Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. О берёзе сочиняли стихи. Ребята  может из вас кто вспомнит стихи о берёзках.

     Белоствольная береза-

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою - в серебре,

Машет веткой золотою,

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик,как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

Слайд  дети водят хоровод  

Воспитатель: В старину пели песни, водили хороводы и загадывали желания.

Хоровод песня: «Во поле березка стояла»

Слайд береза

Воспитатель. Я предлагаю вам подойти  к нашей березоньке, тихонько про себя загадать самое заветное желание, и завязать свою ленточку. И вы увидите, ваше желание обязательно сбудется. дети загадывают желания и завязывают ленточки на дерево.  

Воспитатель: Мое заветное желание ребята найти Родину медвежонка.

Слайд деревья наклоняются и шелест  листвы

Воспитатель: Вот ребята, каким добром и нежностью нас одарила наша березонька. 

Конверт ( берет воспитатель)

Березка посылает вам вторую подсказку – второй неофициальный символ
Но, нам пора дальше в путь – искать Родину медвежонка.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:

Слайд клубок 

     Ты катись, катись клубок.

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Перед детьми стол. На столе самовар, чашки, угощения.

Слайд стол  на нем самовар и все что надо 

Танец с самоваром

Слайды чаепитие.

Самовар: Давайте присядем за стол. Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это значит? 

Ответы детей: Родная семья

Воспитатель: Правильно, ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать - это значит пить чай и всегда любили принимать гостей.

Самовар: К чаю всегда подавали пироги, бублики, варенье, конфеты (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе) 

Воспитатель: Очень интересна традиция русского чаепития.

Самовар: Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо».

Дети и воспитатель двумя руками передают одну чашку по кругу, произнося слова.

Воспитатель: Дети всегда пили чай с  взрослыми, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы студить его и звенеть ложечкой, размешивая сахар.

Самовар: Существует традиция завершения чаепития. Нужно было положить ложечку в чашку. Чайная ложка в пустой чашке, была знаком того, что гость больше не хочет чая.

Воспитатель: Главное в русском чаепитии – это общение. Много чая, угощений и приятная компания. Не принято было молчать за столом. Молчание расценивалось как признак глубокого неуважения к хозяевам дома.

Самовар: Часто за чаем русские люди любили разгадывать загадки, вспоминать пословицы поговорки.  

Воспитатель: А какие пословицы знаете вы? Ребята я вспомнила вот такую пословицу (Чай пить — приятно жить).

Ответы детей

 Егор: Чай пьешь – до ста лет проживешь.
 Соня Ф.  Чай пить – долго жить.
 Соня М: За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
 Артём: Выпей чайку – забудешь тоску.

Соня А. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
 Влад: Приходите к чаю – пирогами угощаю.

Арина: Самовар кипит,  уходить не велит

Полина: Береги в доме добро - в чае тепло
Воспитатель: Вот так русский самовар и правда всех гостей примет и объединит.

Слайд самовар

Самовар  дает конверт Вот вам третья подсказка

Воспитатель: Вот вам третья подсказка – третий неофициальный символ

Отдохнули мы в гостях пора уже нам в путь-дорогу, Родину медвежонка искать.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:

Слайд клубок 

     Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Дети останавливаются полукругом около экрана.  

Слайд на экране ворота и черные силуэты матрешки, березы, медведя, самовара.

Дети: А вот большие ворота

Воспитатель: Но вот мы с вами и пришли

Воспитатель: Ребята у нас есть три подсказки, три символа матрешка, березка, самовар. Но ворота не открываются. Нам не хватает еще одной подсказки. Посмотрите по силуэту и догадайтесь, какого символа не хватает.

Ответы детей: (медведь)

На экране открывается последний силуэт – изображение медведя.

Что общего у этих предметов? 

Ответы детей:(Это символы нашей страны России).

Воспитатель: Значит, в какой стране живет медвежонок и его мама? 

Ответы Детей:(В России).

Воспитатель: Правильно, ребята, получается, что за этими воротами находится Родина медвежонка – Россия.

Слайд Ворота открываются, а там картина просторов России, на заднем фоне медвежонок бежит к медведице.

Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Вот и помогли медвежонку найти его Родину и вернуться к маме – медведице. А теперь и нам пора вернуться в детский сад.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают слова:

Слайд клубок 

     Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Музыкальный руководитель: Вот мы снова в детском саду.

- Что вы искали сегодня? Ответы детей: (Родину медвежонка)

- Какая Родина у медвежонка? Ответы детей: (Россия)

- Какие предметы помогли нам найти Родину нашего медвежонка

Ответы детей: (Эти предметы – матрешка, березка, самовар и сам медведь)

- А что это за предметы? Как можно их назвать, одним словом? 

Ответы детей: (Символы России).

Песня «У моей России»

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в группу  и нарисовать рисунки о символах России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе."Помощь Природе!"

Для выполнения заданий в игре-квесте Эколёнок Умница ребятам вручила письмо-посылку, с просьбой о помощи лесам Краснодарского края. По пути их ждали интересные экологические задания: отвечали на вопро...

Сценарий квест-игры по познавательному развитию для второй младшей группы Тема: «Найди белочке корзинку»

Сценарий квест-игры по познавательному развитию  для второй младшей группы Тема: «Найди белочке корзинку»Образовательная область:Познавательное развитие  + Социально-коммуникатив...

Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).

Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Квест-игра по познавательному развитию «Кормушка для птиц»

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.Задачи:учить оказывать помощь объектам природы;развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения...

Конспект квест-игры по познавательному развитию: "Мы будущие защитники Родины"

вест – от английского Quest – обозначает поиск или приключение, потому квест-игры предполагают наличие определенных задач, которые нужно достичь, но для этого необходимо преодолеть преград...

квест-игра по познавательному развитию "Родина моя - Россия"

Квест -игра по познавательному развитию в подготовительной группе "Родина моя - Россия"...