Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
консультация по окружающему миру (младшая группа)
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способностей – способность к познанию. Формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, формирование представлений об окружающем мире, обществе, природе. Содержание работы осуществляется по направлениям «Окружающий мир» (мир природы, мир людей, мир вещей), «Математика» (элементарные математические представления), (проектно-исследовательская деятельность, экспериментирование).
В младшей группе детского сада ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Особенность познавательного развития детей данной группы – это речевое общение, которое позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.
В этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память. На четвертом году жизни дети различают простые геометрические формы и основные цвета спектра. У детей формируется наглядно-образное мышление в связи со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции.
На основании особенностей развития детей младшей группы детского сада основными задачами образовательной деятельности в сфере познавательного развития являются создание условий для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями; развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
В сфере ознакомления с окружающим миром педагог знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Так, экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
При знакомстве с социальным окружением я использую следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В младшей группе мы знакомимся с такими темами: «День защитника отечества. Наша Армия», «Наши бабушки и мамы», «Земля наш общий дом», «Моя страна. День победы», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», «Транспорт. Труд на транспорте».
Центр познавательно – исследовательской деятельности. В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей педагог поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Педагог с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.
Наш уголок регулярно пополняется материалом для экспериментирования :бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, крышечки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылочки из под детского питания с различным наполением.
Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач:
-формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей);
-расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.
Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым.
Знания и умения, которые усвоил, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их, как свои собственные, получая полную свободу деятельности.
Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, которые отвечают следующим требованиям:
- побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами
-развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями;
-устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления.
Например: «Чьи детки?», «Профессии», «Найди такой же», «Инструменты», «Часть и целое», «Путаница», «С кем дружить?», «Транспорт», «Давай познакомимся?», «Как зовут членов семьи?», «Все профессии нужны, все профессии важны» , «Комплиметы», «Народы России», «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир», «Чьи вы детки, с чьей вы ветки?», «Части растения», «Развитие (цветы, рыбы, лягушка, насекомые, птицы, человек)», «Где растёт цветок?», «Солнце или дждик», «Зимующие или перелётные?», «Подбери клюв птичке», «Насекомые»; «Четыре сезона», «Сезонные приметы», «Живое – не живое»;
Организовывая сюжетно-ролевые игры, в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.
Картотека народных игр. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Это такие игры, как «Шла коза по лесу», «У медведя во бору», «Гуси-Лебеди», «Зайка беленький сидит…», «Ворон», «Угадай чей голосок», «Мыши и кот», «Ходит Ваня», «Лучинка», «Летят птички», «Курочка - Хохлатка», «Хоровод», и др.
В книжном уголке помещаются издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.
Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как Н.Носов: «Живая шляпа»; С.Михалков: «Дядя Степа»; В. Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»; С.Махотин: «Прогулки по лесу»; А. Усачев: «Умная собачка Соня» ; русские народные сказки: «Морозко»; «Царевна-лягушка»; «Василиса Прекрасная»; «Крошечка-Хаврошечка»; «По щучьему велению»; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»,обр. Булатова;«Бычок —черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса»; «Лиса и Заяц»; «У страха глаза велики.
Ребята учатся внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, вспоминают и пересказывают отдельные эпизоды.
При ознакомлении детей с предметным миром мы знакомим их с признаками предметов, учим объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяем представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаем детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, кресло – более удобная для отдыха мебель, чем стул). Эта работа проводится в форме игр-занятий, игр-экспериментов (например, «Кто в теремочке живет?», «Что в пакете?», «Цветные льдинки?»). Игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал?»). Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных детей.
Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), поэтому большое внимание уделяется наблюдению на прогулке и экспериментированию. На прогулке мы знакомимся с неживой природой. Изучаем свойства песка, земли и глины, а также расширяем знания об их обитателях, что позволяет детям сделать вывод о том, что «земля (включая почву, песок и глину)» является средой обитания живых организмов. Свойства песка и глины дети изучают, знакомясь с керамикой, дымковской игрушкой. Наблюдения и эксперименты проводим в разные сезоны. Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. В младшей группе мы используем следующие темы: «Зима в лесу», «Животные водоёмов. Животные морей и океанов», «Домашние питомцы», «Зимующие» и «Перелётные птицы», «Весна. Сезонные изменения в природе», «Цветущая весна». Чтобы вызвать у детей живой интерес, мы используем сюрпризные моменты (например, пришёл в гости сказочный герой или прислали письмо). Развитию познавательной активности детей помогают также совместные проекты с родителями и совместные досуги.
Таким образом, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС можно осуществлять и через самостоятельную поисковую деятельность, исследовательскую работу, проектную, совместную деятельность. Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, ребенок пытается сформировать целостное представление об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей в старшей группе детского сада.
Тема: “ История вещей ”...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) "ФЕДОРИНЫ ПОМОЩНИКИ" для детей второй младшей группы детского сада
Формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы детского сада...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) "Лесовичок и белочка" для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)"Лесовичок и белочка"для детей второй младшей ...
Конспект занятия по познавательному развитию (сенсорное воспитание) «Морковка для зайчиков» для детей первой младшей группы детского сада
Подробный конспект занятия по сенсорике для детей 2-3 лет...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Ёлочка в гостях у ребят» для детей первой младшей группы детского сада
Подробный конспект занятия с детьми 2-3 лет...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Зайкины подарки» для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)«Зайкины подарки»для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)...