Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Иванова Юлия Владимировна

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного  возраста младшей группы детского сада при  ознакомлении  с окружающим  миром в соответствии  с ФГОС (из  опыта  работы  воспитателя)

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых  важных способностей – способность к познанию. Формирование  у детей целостного  восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, формирование представлений об окружающем мире, обществе, природе. Содержание работы осуществляется по направлениям «Окружающий мир» (мир природы, мир людей, мир вещей), «Математика» (элементарные математические представления), (проектно-исследовательская деятельность, экспериментирование).

В младшей группе детского сада ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Особенность познавательного развития детей данной группы – это речевое общение, которое позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.

В этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память. На четвертом году жизни дети различают простые геометрические формы и основные цвета спектра. У детей формируется наглядно-образное мышление в связи со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции.

На основании особенностей развития детей младшей группы детского сада основными задачами образовательной деятельности в сфере познавательного развития являются создание условий для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями; развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром педагог знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Так, экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

При знакомстве с социальным окружением я использую следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В младшей группе мы знакомимся с такими темами: «День защитника отечества. Наша Армия», «Наши бабушки и мамы», «Земля наш общий дом», «Моя страна. День победы», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», «Транспорт. Труд на транспорте».

Центр познавательно – исследовательской деятельности. В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей педагог поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Педагог с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

Наш уголок регулярно пополняется  материалом для экспериментирования :бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, крышечки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылочки из под детского питания с различным наполением.  

Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач:

 -формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей);  

 -расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.  

Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым.

Знания и умения, которые усвоил, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их, как свои собственные, получая полную свободу деятельности.

Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, которые отвечают следующим требованиям:              

 - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами

-развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями;                                                                                                  

-устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления.

Например:  «Чьи детки?», «Профессии», «Найди такой же», «Инструменты», «Часть и целое», «Путаница», «С кем дружить?», «Транспорт», «Давай познакомимся?», «Как зовут членов семьи?», «Все профессии нужны, все профессии важны» , «Комплиметы», «Народы России»,  «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир», «Чьи вы детки, с чьей вы ветки?», «Части растения», «Развитие (цветы, рыбы, лягушка, насекомые, птицы, человек)», «Где растёт цветок?», «Солнце или дждик», «Зимующие или перелётные?», «Подбери клюв птичке», «Насекомые»; «Четыре сезона», «Сезонные приметы», «Живое – не живое»; 

Организовывая сюжетно-ролевые игры, в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.

Картотека народных игр. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Это такие игры, как  «Шла коза по лесу», «У медведя во бору», «Гуси-Лебеди», «Зайка беленький сидит…», «Ворон», «Угадай чей голосок», «Мыши и кот», «Ходит Ваня», «Лучинка», «Летят птички», «Курочка - Хохлатка», «Хоровод», и др.  

В книжном уголке  помещаются издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.
           Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как  Н.Носов: «Живая шляпа»; С.Михалков: «Дядя Степа»; В. Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»; С.Махотин: «Прогулки по лесу»; А. Усачев: «Умная собачка Соня» ; русские народные сказки: «Морозко»; «Царевна-лягушка»; «Василиса Прекрасная»; «Крошечка-Хаврошечка»; «По щучьему велению»; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»,обр. Булатова;«Бычок —черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса»; «Лиса и Заяц»; «У страха глаза велики.

Ребята учатся внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия,  вспоминают и пересказывают отдельные эпизоды.

При ознакомлении детей с предметным миром мы знакомим их с признаками предметов, учим объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяем представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаем детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, кресло – более удобная для отдыха мебель, чем стул). Эта работа проводится в форме игр-занятийигр-экспериментов (например, «Кто в теремочке живет?», «Что в пакете?», «Цветные льдинки?»). Игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал?»).  Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных детей.                                                   

Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), поэтому большое внимание уделяется наблюдению на прогулке и экспериментированию. На прогулке мы знакомимся с неживой природой. Изучаем свойства песка, земли и глины, а также расширяем знания об их обитателях, что позволяет детям сделать вывод о том, что «земля (включая почву, песок и глину)»   является средой обитания живых организмов. Свойства песка и глины дети изучают, знакомясь с керамикой, дымковской игрушкой. Наблюдения и эксперименты проводим в разные сезоны. Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. В младшей группе мы используем следующие темы: «Зима в лесу», «Животные водоёмов. Животные морей и океанов», «Домашние питомцы», «Зимующие» и «Перелётные птицы», «Весна. Сезонные изменения в природе», «Цветущая весна». Чтобы вызвать у детей живой интерес, мы используем сюрпризные моменты (например, пришёл в гости сказочный герой или прислали письмо). Развитию познавательной активности детей помогают также совместные проекты с родителями и совместные досуги.

Таким образом, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС можно осуществлять и через самостоятельную поисковую деятельность, исследовательскую работу, проектную, совместную деятельность. Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, ребенок пытается сформировать целостное представление об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) "Лесовичок и белочка" для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)"Лесовичок и белочка"для детей второй младшей ...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Зайкины подарки» для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)«Зайкины подарки»для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)...