НОД Хвойные деревья
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

дети узнают, чем отличается ель от сосны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Хвойные деревья24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конспект НОД в средней группе «Хвойные деревья»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид НОД: НОД по обучению нового материала.

Возрастная группа: средняя группа.

НОД по инновационной деятельности «Хвойные деревья»

Цель: Формировать представления о хвойных деревьях.

Программные задачи:

Обучающие: Формировать представления о лиственных и хвойных деревьях, их пользе для окружающего мира, разнообразии.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к хвойным деревьям; развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; развивать речь детей, обогащать их словарь.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к деревьям, любовь к родной природе; воспитывать любознательность

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Развивать познавательную активность. Расширять знания детей о лесе. Дать детям новое понятие – хвойные деревья, их значение для человека и животных. Формировать знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать любознательность.

ОО «Речевое развитие»: Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом. Развивать связную речь. Закреплять умение внимательно слушать и отвечать на вопросы. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать у детей потребность в общении с природой, благодаря игровой деятельности. Формировать уважительное отношение к собеседнику, умение выслушивать товарища, (не ссориться, обращаться за помощью). Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

ОО «Физическое развитие»: Побуждать детей к двигательной активности (физкультурная минутка,  подвижная игра с мячом, массаж дарами природы (шишками).

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Развивать эстетический вкус, используя музыкальное сопровождение в играх

Словарная работа:

Активизация существительных: опушка, макушка, хвоинки, чешуйки, массаж, бактерии.

Прилагательные: целебные, еловые, сосновые, удлиненная.

Глаголы: катаем.

Предварительная работа:

ОО «Познавательное развитие»: наблюдения за елью, знакомство с правилами поведения в лесу, беседы о деревьях лиственных и хвойных.

ОО «Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций с изображением разных видов лесов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок, дидактические игры: «Угадай растение», «С какого дерева лист», ароматерапия.

ОО «Речевое развитие»: заучивание стихотворений, чтение стихов и рассказов о природе, дыхательная гимнастика.

ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр, проведение массажа

Место проведения: групповое помещение МАДОУ.

Аудитория: средний дошкольный возраст.

Материал и оборудование: мяч и корзинки для игры, шишки для массажа, аромалампа.

Демонстрационный: презентация, ветки еловые и сосновые.

Раздаточный: шишки еловые и сосновые, семена еловые и сосновые.

Оборудование: музыкальный центр, диск с аудиозаписями, телевизор, презентация.

Используемая форма организации деятельности детей: групповая.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, чтение стихов, загадки.

Практический: самостоятельное выполнение задания.

Игровой: подвижные игры.

Мотив детской деятельности: путешествие, присутствие персонажа – Лесовичок.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, в каком городе мы живем?  (ответы детей) Правильно мы с вами живем в небольшом городе Саранск.

Вокруг Саранска множество лесов.

Солнце глазки открывает,

Лес притихший оживает,

Дверь лесную отворим,

С лесом мы поговорим.

Воспитатель: Что такое лес? (ответы детей) Правильно! Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц. (слайд)

Как богат зеленый лес! Сколько в нем живых чудес-

Птицы, ягоды, грибы, сосны, ели и дубы,

И полянки, и опушки, зеркала лесных озер,

И пугливые зверушки, и цветов живой ковер!

Воспитатель: Какие растения живут в царстве лесном? Как же мы их назовем? Ответы детей (деревья, кустарники и травы)(слайд)

Это деревья - самые большие растения.

Какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

Деревья вроде все разные – но они ребята все же похожи. У дерева есть ствол ветки и корни. (схема - картинка)

Воспитатель: Что такое дерево? Как оно растет? Кто все части дерева верно назовет? (ответы детей) Ребята, кто- то к нам в гости пришел.(слайд – картинка Лесовичка)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лесовичок. Я пришёл к вам из леса и принёс загадки. Вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Лесовичок: Вот послушайте мою.

  1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель) (Слайд)

  1. В лесу у ели есть подружка.

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я росту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке.  (Сосна)    (Слайд)

Лесовичок: И вот сегодня я хочу поговорить с вами об этих деревьях. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, чем похожи сосна и ель? (слайд – ель и сосна)

Дети: У ели есть ствол и у сосны есть ствол; ветки сосны зелёные и ветки ели зелёные; у сосны иголки и у ели иголки; эти деревья зелёные круглый год.

Воспитатель: Ребята, но всё же эти деревья различаются. А для того чтобы их научиться различать, давайте заучим поговорку:

Елочка – короткая иголочка

Сосна – длинная игла.

Дети повторяют поговорку все вместе, затем по одному 2-3 человека.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём физминутку:

«Есть в лесу три полочки:

Ели-ёлки-ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках – птичьи голоса.

Внизу на елочках роса».

Воспитатель: Посмотрите на картинку, чем отличается сосна от ели? (у ели - веточки растут вниз) Это потому, что ель любит тень, а сосна всегда тянется к солнцу (веточки растут вверх). Ребята, Лесовичок принес нам подарок, давайте подойдём к столу и посмотрим, что там. Что это? (дети отвечают) Сравним наши веточки. Потрогайте, какие они на ощупь?  Как вы думаете где веточка сосны? (Дети показывают) Где веточка ели?  (Дети показывают) Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? (Иголочками) По - другому иголочки называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели называют хвойным.

Воспитатель: Рассмотрим веточку ели. Потрогайте веточку, какие у нее хвоинки?  Какие хвоинки у ели?

Дети: Колючие, короткие, темные.

Воспитатель: Вот веточка сосны. Чем она отличается от веточки ели? (иголочки длинные) Какие хвоинки у сосны?

Дети: Длинные, мягкие, светлые.

Воспитатель: Хвоинки - это листочки, только узкие, в виде иголочек. Иголочки у ели сердитые, друг с другом не дружат, каждая живет отдельно.

А вот и шишки ели и сосны. Рассмотрите их внимательно.

Массаж дарами природы (шишки сосны) (Катаем по своим ладошкам и ручкам)

Воспитатель: Возьмите и положите на руку шишку. Ребята вы видели на ладони целый лес много-много деревьев? А ведь именно у вас на руке целый лес. В шишках находятся семена и если их посадить, то из них вырастут сосны - много-много – целый лес.

Игра «Дерево и семена».

Давайте представим, что я – дерево, а вы мои крошечные семена.         Наступила осень, семена созрели.

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки – семена. Упали      на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны.

Весною вас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастете зеленым ростком

И мама помашет зеленым листком.

Из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Пройдет время, и вы станете большими деревьями. Вот такими!

Воспитатель: Растут ель и сосна медленно. На деревьях растут шишки. Вот эта шишка ели (слайд). Еловая шишка удлиненная. И у неё более мягкие чешуйки. А это шишка сосны (слайд). Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена (показ семян). Там, где упадут семена вырастут новые сосны и ели.

Воспитатель: Теперь ребята, Лесовичок предлагает поиграть в игру: «Кто больше соберёт шишек?». Вы разделитесь на две команды, первая команда будет собирать еловые шишки в корзинку, а вторая – сосновые в другую корзину. По сигналу дети начинают собирать шишки.

Воспитатель: Молодцы ребята. Ель и сосна верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. У сосны обладают целебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжём аромалампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище. (Пронести аромалампу возле детей дать вдохнуть аромат).

Воспитатель: Чем пахнет? (ответы детей) Нравится вам запах? (ответы детей) Этот запах не только хорошо пахнет, но ещё и уберегает нас то простуды. Убивает вредные бактерии.

Воспитатель: И птицам, и зверям, и человеку служат сосны и ели. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток, бережно к ним относиться. Сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру с мячом, которая называется «Можно-нельзя». Я вам буду говорить предложение, а вы отвечайте можно так делать или нельзя:

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• В лесу шуметь (нельзя)

(слайд Лесовичка)

Лесовичок: Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы все отвечали сегодня на нашем занятии, но наша встреча подошла к концу. Мне пора возвращаться в лес. До свидания!

Воспитатель: До свиданья Лесовичок! Ребята, кто к нам приходил в гости? О чем нам рассказывал? Что нового вы узнали?

Литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева (и др.). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4. Кнушевицкая Н. А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"

Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.

консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....

Мини-парк хвойных деревьев

В статье   "Мини-парк хвойных деревьев" описан опыт работы в мини-парке  МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Теремок"....

Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....

Экологический проект «Хвойные деревья родного края»

Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями....