НОД в подготовительной группе ПРИРОДА «Кто в море живет»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Тутунькина Татьяна Александровна

НОД "Кто в море живет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx60.97 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе

ПРИРОДА

«Кто в море живет»

Задачи. Познакомить детей с экосистемой моря, с некоторыми морскими животными и растениями; дать первые представления о разнообразии морей, о том, что море — это дом многих животных и растений; сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Материалы, инструменты, оборудование. Морские ракушки; морские камни; морской песок в баночке, коробки из-под конфет (с ячейками); коллекции ракушек и камней; лупы; «волшебный» мешочек; семейные фотографии, сделанные во время отдыха на море; энциклопедии, книги о морях, морских животных; аудиозапись шума морского прибоя; географическая карта мира; кораллы; морская капуста (сухие листья или консервы), другие морепродукты (свежие, замороженные или консервированные креветки, морские рыбы) и т. п.

Предварительная работа. Сбор морских коллекций с помощью родителей (во время отдыха на море).

Содержание занятия. Воспитатель кладет в тканевый мешочек морской камень и ракушку, просит кого-нибудь из ребят угадать на ощупь, что лежит в мешочке, и описать предмет, не называя (какой он — гладкий или шершавый, твердый или мягкий, тяжелый или легкий, и т. п.). После того как название предмета отгадано, воспитатель спрашивает, где можно найти такой камешек или ракушку. (На берегу моря.) Кто из детей и где находил такие камешки и ракушки? Воспитатель включает аудиозапись с шумом морского прибоя. Что напоминает детям этот шум?

Затем педагог организует экспериментирование:

—        Дети рассматривают камешки через лупу, сжимают в кулачках,

выбирают камень, который больше всего нравится. Воспитатель

обращает их внимание на то, что все морские камешки чем-то

похожи. Чем именно? Когда дети ответят, воспитатель показывает

камень, не обработанный морской водой. Чем он отличается от

морских? (У морских камней нет острых углов, волны их перекатывают, они бьются друг о друга, углы стачиваются.) Если дети уже

занимались по данной методике, воспитатель напоминает им опыты

с камешками, которые проводились в старшей группе.

—        Дети насыпают в емкость морской песок и рассматривают его

через лупу, выясняя, из чего он состоит. (Как правило, из мелких

округлых камешков или мелких кусочков раковин.)

—        Дети рассматривают, трогают раковины. Что такое раковины?

Это дома разных моллюсков. Одни из них живут только на морском

дне, другие — плавают и ползают. Похожие «дома» есть и у аквариумных улиток.

—        Дети пробуют пресную воду. Затем воспитатель предлагает

им размешать в другом стаканчике немного соли и сравнить воду

на вкус. Воспитатель рассказывает, что в море вода соленая, но

по вкусу она несколько отличается от той, которую сделали дети.

Морскую воду нельзя пить, но ею можно лечиться, например, полоскать горло. Воспитатель подчеркивает, что морские растения и

животные могут жить только в такой воде, а в речной, несоленой,

не могут.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть географическую карту России и найти на ней моря и океаны. Какое море находится ближе всего к городу, где живут дети? Можно ли как-нибудь попасть из вашей местности на море, например, перемещаясь по рекам?

Воспитатель подчеркивает, что моря бывают разными. Моря возле Северного и Южного полюсов Земли холодные, в них нельзя купаться даже летом. (Дети рассматривают географическую карту мира.) В некоторых из них даже плавают льдины, а на зиму эти моря замерзают. Для того чтобы зимой корабль смог проплыть по такому морю, путь ему прокладывает особый большой корабль, который может раскалывать льдины. Воспитатель вспоминает с детьми, как он называется (ледокол), показывает его фотографию. Одно из холодных морей в нашей стране называется Белое море. Есть очень теплые моря. В нашей стране это Черное, Азовское. Летом многие люди ездят туда отдыхать. Кто из детей был на Черном море? На других морях нашей страны? (Воспитатель показывает названные моря на географической карте.)

Воспитатель показывает детям банку консервированной морской капусты и спрашивает, кто знает, что это такое. Кто из детей пробовал такую еду? (В конце занятия можно дать детям попробовать морскую капусту.) Воспитатель рассказывает, что в банке находится очень полезная для нашего здоровья морская капуста. Это морское растение с большими листьями. В морях растет много растений. В зарослях морских растений прячутся животные и рыбы.

В море и рядом с морем обитает множество самых разных живых существ. Воспитатель показывает детям большую картину с изображением моря, а также фотографии (рисунки) наиболее известных рыб, зверей и птиц, обитающих в морях и на морском побережье (например, это могут быть кит, акула, дельфин, рыба-пила, медуза, краб, чайка), и рассказывает о некоторых из них. Примерная схема рассказа о животном приводится ниже. В качестве объекта взят кит, информация о котором очень интересует детей:

— Кит похож на рыбу. В сказке о Коньке-горбунке говорится: «Рыба-кит». Воспитатель напоминает детям, что форма тела помогает рыбам плавать, значит, и киту тоже. Хотя кит и похож на рыбу, он не рыба, а зверь, млекопитающее, потому что кормит своих детенышей молоком. Кит — самое большое на Земле животное. Правда, киты тоже бывают разными, в том числе и по величине. Есть синий кит, есть кашалот, есть кит-сейвал. Питаются киты очень мелкими рачками, которые плавают в воде. Некоторые киты едят рыбу, моллюсков. Самый большой кит называется кашалот. Он ест кальмаров, осьминогов, крабов, треску, морского окуня, ската и даже мелких акул. Когда кит дышит, он выпускает огромные фонтаны. Кашалота узнают по зубам (это самый зубастый кит) и голове. Почти все его зубы расположены на нижней челюсти, а на голове есть большая подушка из жира. Толстый спинной плавник кашалота похож на горб. Его рот внутри шершавый, чтобы добыча не выскользнула, когда он всасывает ее с водой. Кашалот отлично и очень глубоко ныряет, может находиться под водой около часа. А когда поднимается наверх, дышит и выпускает фонтаны высотой в два раза больше, чем рост ребенка. У кашалота очень тонкий слух: он прекрасно слышит даже те звуки, которых мы, люди, не можем слышать вовсе. Сам кит издает разные звуки: щелкает, скрипит и быстро-быстро трещит. Долгие годы люди охотились на китов. Поэтому в морях их осталось уже немного. Сейчас многих китов люди охраняют, в некоторых странах запрещено охотиться на них.

Дельфин — это особый, зубатый кит (у него очень много зубов). Длина дельфина приблизительно равна росту взрослого человека. У него зеленовато-бурая спина и белое брюхо. Дельфины едят разных моллюсков и рыбу, особенно любят сардины и селедку.

Воспитатель подчеркивает, что море — это дом для многих живых существ. К сожалению, иногда люди забывают об этом, и поэтому в этом доме не всегда бывает чисто. Например, отдыхающие часто оставляют на пляжах мусор: банки, бумагу и другую упаковку. Набегает волна — и весь мусор оказывается в море.

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать.

—        Ребенок сжимает пальцы в кулак. Воспитатель надевает ему

на руку полиэтиленовый пакет и просит попробовать снять его без

помощи пальцев.

—        Ребенок надевает на запястье полиэтиленовую упаковку, которая обычно находится внутри коробок с напитками в жестяных

банках (такую упаковку можно найти в любом магазине, можно

вырезать ее из куска плотного полиэтилена). С помощью руки ребенок изображает голову лебедя или другой птицы, на шею которой

надет кусочек такой упаковки. Задача ребенка — попытаться снять

упаковку, не прибегая к помощи второй руки (сделать это очень

трудно!).

                                       

 Воспитатель рассказывает, что морские птицы и животные иногда запутываются в полиэтиленовых пакетах, брошенных людьми. У птиц и зверей нет рук, как у нас, им сложно освободиться от мусора. Иногда они даже погибают из-за этого. Значит, во время отдыха на море нужно соблюдать правило: бросать мусор в урны или, если урн нет, уносить с собой, чтобы выбросить дома. В некоторых странах люди гордятся тем, что у них пляжи и море чистые. На таких пляжах ставят особые голубые флаги.

В заключение воспитатель говорит, что в море, как и на суше, все тесно связаны друг с другом. Все морские животные хотят жить в чистом доме, значит, моря нельзя загрязнять, их надо беречь.

После занятия. Дети самостоятельно играют с морскими камешками, ракушками, рассматривают книги о море. Если есть возможность, смотрят фрагмент видеофильма о море, морских обитателях. Лепят морские раковины, создают поделки из природного материала (раковин) на занятии по конструированию.

Литература:

Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»,стр.39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Кто в море живет?"

Познавательно – экологический проект в старшей группе «Кто в море живет?»...

Конспект занятия в подготовительной группе"Кто в море живет"

Знятие по познавательному развитию с элементами арт-педагогики в подготовительной группе...

Проект «Кто в море живет?»

Проект «Кто в море живет?» для старшей и подготовительной группы....

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада «Кто в море живет" (с использованием ИКТ)

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада«Кто в море живет»...

Проект в подготовительной группе "Кто в море живет?."

Проект в подготовительной группе "Кто в море живет?."...

Сенсорная игра " Кто в море живет? "

Данная игра способствует развитию речи и обогащени словарного запаса. А также картинки можно подобрать на любую тематику: цифры, буквы, животные, птицы и т.д....