Конспект познавательного занятия "Откуда хлеб пришёл"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яхнович Наталья Александровна

Цель:         Формирование у детей представления о ценности хлеба.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 171»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ .

                                                (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

                                                                                          Выполнила : воспитатель

                                                                                            МДОАУ №171

                                                                                           Яхнович Н.А.

 

г. Оренбург 2020

        

Тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Методы и приёмы реализации содержания занятия:

1.Мотивация  (сигнал едущих машин, загадка о хлебе)

2. чтение стихотворения Погореловского «Хлеб»

3.Рассматривание привезённого груза (зерно, мука, булочки)

4.Рассматривание слайдов с происходящим спором хлебороба, мельника и пекаря.

5.Знакомство с трудом хлебороба (с опытно-экспериментальной деятельностью)

6.Рассматривание молодых всходов.

7.Рассматривание колосьев пшеницы и ржи.

8.Знакомство с трудом мельника (с опытно-экспериментальной деятельностью)

9.Рассматривание пшеничной и ржаной муки.

10. Знакомство с трудом пекаря (с опытно-экспериментальной деятельностью)

11. Словесная игра с передачей колоска «Назови хлебобулочное изделие»

12.Чтение пословиц о хлебе.

12.Знакомство с хлебом народов мира.

13.Перечислить сказки с присутствием хлеба.

14. Лепка каравая из теста.

15. Игра «Скажи с правильным знаком» (,? !)

16.Игра «Что сначала, что потом?»

17.Рефлексия.

1.Вопросы (Что нового вы узнали? Какое задание вам понравилось выполнять? Было ли что-то сложным? Кто оказался прав в споре?

Высказывание пожеланий о хлебе, вручение значков-символов (колосок)

Интеграция образовательных областей:        

Социально-коммуникативное развитие, речевое  развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Возрастная группа:        Подготовительная  группа        

Цель:         Формирование у детей представления о ценности хлеба.            

Задачи:        

*  Образовательные: Дать знания о пути  хлеба к столу. Уточнить  знания о труде хлебороба, мельника, пекаря, о механизации труда. Дать понятие о праздничном хлебе-каравае,. Закреплять знания детей о том, что хлеб- наше богатство в пословицах и поговорках. Путем опытно-экспериментальной деятельности дать представление о прорастании зерна, о получении муки из зерна. Закреплять умение детей составлять рассказ. Упражнять в чтении. Учить высказывать своё мнение, поддерживать беседу. Учить подбирать определения к словам (хлеб, мука, зерно). Активизировать словарь словами (хлебороб, мельник, пекарь, элеватор, ступка). Упражнять в четком произношении слов, употреблении правильной интонации. Отрабатывать приемы лепки из теста.        

* Развивающие: Развивать познавательный интерес, творческое воображение, кругозор, мышление, в  получении новых знаний и закрепления ранее полученных.  В результате проводимых экспериментов,   побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, умению делать выводы.

*  Воспитательные :  Воспитывать бережное , заботливое отношение к хлебу.

 Воспитывать уважение к труду людей , растившим хлеб, обычаями и обрядами,  связанными с хлебом.  Воспитывать  любовь и  гордость за свою Родину. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русского каравая. Посредством музыкального и художественного искусства. Воспитывать у детей желание выполнить коллективную работу.

Предварительная работа:

Чтение  стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок, беседы о хлебе.

 Экспериментирование в познавательном центре. Рассматривание колоса, зерна. Рассматривание картины Шишкина «Рожь». Лепка «жаворонков» из теста. Разучивание  русских народных песен и хороводов. Посещение мини-музея.

Материал и оборудование:

3 машины : с зерном, мукой, хлебом. Макеты мельницы, печки, трактора. Детские грабли-6,лейки-2,лопатки-6 ,емкости с землей-2,мешочки с зерном и мукой на каждого ребенка, тарелочки одноразовые на каждого, блюдца с зерном и фасолью. мука пшеничная и ржаная, тесто, противень, салфетки влажны ,2-3 ступки,2-3 скалки,2-3 толкушки, камни, кофемолка. колосья. телевизор, флэшка, серия картинок о хлебе, столы стулья, магнитофон.

                                                         Ход

Вводная часть:

Раздается звук едущих машин (дети за верёвочку ввозят 3 грузовика с накрытым грузом)

Загадка о хлебе:

                               Мягкий, пышный и душистый

                               Он и черный, он и белый

                               А бывает подгорелый.

В.-Правильно. Хлеб, главное богатство. Издавна на Руси гостей встречали хлебом солью. (Воспитатель берёт рушник с хлебом и читает стихотворение Погореловского «Хлеб»)

                               Вот он хлебушко душистый

                               С тонкой корочкой витой

                               Вот он теплый, золотистый,

                               Словно солнцем налитой!

                               В каждый дом за каждый стол,

                               Он пожаловал, пришел.

                               В нем здоровье, наша сила

                               В нем чудесное тепло.

                               Сколько рук его растило,

                               Охраняло, берегло!

                               Ведь не сразу стали зерна,

                               Хлебом тем, что на столе

                               Люди долго и упорно

                               Потрудились на земле.

В-Хлеб, главное богатство. Издавна на Руси гостей встречали хлебом солью.

(Рассматривание привезенного груза - зерно, мука, хлеб)

В.- Что объединяет весь этот груз?

Д.- Хлеб

В.-Правильно. А кто же прислал нам зерно?

Д.-Наверно хлебороб.

В-А кто прислал муку?

Д.-мельник

В.-Вы правы, а кто же прислал хлеб?

Д-пекарь.

В.-Верно.

(Подходим к экрану).

В.- Поспорили как-то хлебороб, мельник и пекарь, кто из них хлеб к столу доставляет, чья работа важнее?

1слайд-хлебороб: Я пашу землю, сею зерно, собираю его на комбайне. Мой труд главный, без меня хлеб к столу не придет.

2 слайд-мельник: Я зерно перемалываю, муку делаю. Без меня хлеб на стол никак не попадет.

3 слайд-пекарь: О чем вы спорите друзья, ведь пеку хлеб –я. Значит мой труд важнее.

В.- Что же нам делать?

Д.- Нужно помочь решить спор.

В. - Хотите помочь разрешить спор? Как это сделать?

Д.- Мы узнаем и расскажем о том, как хлеб на стол пришел, кто в этом помогал, кто как трудился.        

Основная часть

 В.- Сейчас мы посмотрим на экран.

4 -9слайды (снегозадержание, пахота, посев, зрелая пшеница, уборка урожая, поставка на элеватор)

Д.-Мы узнаем и расскажем о труде хлебороба, мельника и пекаря.

 (Дети последовательно комментируют слайды)

В.-Правильно говорится в пословице: «Много снега , много хлеба». А вы какие пословицы о хлебе знаете?

Д.-говорят пословицы.        

В.- Ребята, а вы хотели бы вы сами вырастить хлеб?

Д.- Да.

В.- Куда же мы должны подойти?

Д.- К трактору и колоскам.

 (экспериментальная деятельность)

В.- Верно. Представьте, что это поле.(2 ёмкости с землёй) Что мы должны сделать? (Высказывания детей.) Затем дети делятся на группы. Мальчики рыхлят и делают бороздки, сеют зерно, а девочки  перебирают зерно, поливают).(Рассматривание ранее проросшего зерна)

В.-(Рефлексия)

- Что вы можете сказать о труде хлебороба. Можно ли быстро вырастить урожай? Прав ли хлебороб, что труд его важен?

В.-Кто еще спорил с хлеборобом?

Д.- Мельник.

В.-Правильно, давайте подойдём к экрану.

10-13 слайды с пояснением воспитателя и детей.

(каменный жернов, ветряная мельница, водяная мельница, современный мукомольный завод)

В.-Интересно легко ли мельнику получить муку? Проверим? Куда мы теперь пойдем?

Д.-На мельницу.

( дети подходят к столу с макетом мельницы).

Экспериментальная деятельность

Дети пробуют определить наощупь, что находится в мешочках (зерно, мука)

Пробуют раздавить зернышко. Пытаются с помощью выбранных предметов получить муку из зерна (камешки , скалки, ступки, толкушки).

В.-Я тоже попробую размолоть зерно( беру кофемолку).

Рассматривание перемолотой муки. Сравнение ржаной и пшеничной муки с высказываниями и комментариями.

В.-(Рефлексия) Что можно сказать о труде мельника? Почему он важен?

В-Молодцы правильно. Вот сколько мы уже узнали. А поиграть хотите?

Д.-Хотим.

В.- Игра называется «какой, какая, какое» - хлеб, мука, зерно.

(Проводится игра с мячом)

В.-Кто же еще спорил с мельником и хлеборобом?

Д-Пекарь.

В.-Чем же пекарь занимается?

Просмотр14-16 слайдов с пояснениями ,рассказами детей.

(Какие продукты нужны для теста, замес теста, укладывание в формы, выпечка)

В.- Сколько всего можно испечь из муки. Как можно назвать всю выпечку?

Д.-Хлебобулочные изделия.

Проводится игра «Назови хлебобулочное изделие»

(дети стоят в кругу, и  передавая колосок называют изделие)

Чтение пословиц детьми и их пояснение: « Хлеба к обеду в меру бери, хлеб не игрушка им не сори» , «Хлеб-кормилец» , « Будет хлеб - будет и песня».

В.-Вот и получился хлеб. Хлеб свято почитают все народы. Народы Кавказа  называют  свой хлеб - ЛАВАШ - это пресная большая лепешка, которая делается на открытом огне, Народы Востока называют свой хлеб- НАН. В России на праздник Пасхи пекут особый хлеб, освящают его в Храме, как он называется?

Д. - КУЛИЧ.

(просмотр на экране разного вида хлеба)

В. - Дети, а какие сказки вы знаете о хлебе?

Д.- «Колосок», «Колобок», «Лягушка – Царевна».

В.-А что такое каравай?

Д. - Праздничный хлеб.

В. - Правильно. Поэтому в России принято на день рождения детей заводить хоровод «Каравай» Хотелось бы вам самим испечь каравай? Куда мы теперь с вами подойдем?

Дети подходят к столу с макетом печки.

В.-Это настоящее тесто для каравая. Мы вместе испечем замечательный каравай.

Выполняется коллективная лепка  каравая из теста.

В. - Вот какой каравай получился. Попробуем сказать это предложение с разными знаками(. ? !)

Дети говорят предложение в разных интонациях.

В.- Молодцы!

В.-Еще раз вспомним долгий путь хлеба к столу.

Проводится игра «Что сначала, что потом»

(дети называют и  последовательно крепят картинки к магнитной доске) Заключительная часть 

Рефлексия.        

В.-Дети, сегодня мы узнали много нового  и интересного о хлебе Как вы думаете , кто же в споре оказался прав хлебороб, мельник или пекарь?

Д.- Они все правы.

В - Верно. Мог бы хлеб оказаться на столе без труда людей? Как мы должны обращаться с хлебом? Почему? Что вам было особенно интересно  выполнять? Что нового вы узнали? Были ли  трудности?

В-Молодцы! Вы сегодня были дружными ,активными, самостоятельными и внимательными. Чтобы вы помнили о нашем разговоре,  о хлебе и всегда его любили и берегли, я подарю вам значки-колоски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....

Конспект развлечения "Откуда хлеб пришёл"

Развлечение разработано для детей с ТНР, 5-6 лет (первый год обучения)...

Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл».

Конспект НОД по Формированию Целостной Ккартины Мира в старшей группе «Откуда хлеб пришёл»....

Конспект НОД "Откуда хлеб пришёл"

Знакомство с профессией пекаря...

Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл на стол?"

Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл на стол?"...

Конспект мероприятия "Откуда хлеб пришёл"

Конспект досугового мероприятия "Откуда хлеб пришёл"...