Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл на стол?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл на стол?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkuda_hleb_prishel_na_stol.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жар – птица»
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе
Откуда хлеб пришел на стол?
Воспитатель Сидорук Л.О.
г. Нижневартовск 2019
20
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе
Воспитатель Сидорук Л.О.
Откуда хлеб пришел на стол?
Программное содержание: Продолжать обогащать знания детей о том, как на нашем столе появляется хлеб, какой длинный путь он проходит.
Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умения понимать причинно – следственные связи.
Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки.
Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе.
Развивать познавательный интерес, память, мышление, зрительное внимание, воображение, связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников.
Развивать способность сочувствовать, сопереживать.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его, воспитывать трудолюбие, наблюдательность и любознательность.
Предварительная работа.
Беседа о труде хлеборобов и пекарей.
Чтение «Колосок» укр. ск., «Легкий хлеб» бел. ск. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др.
Чтение и обсуждение рассказа Ш. Амонашвили «Хлеб», сказки «Каравай».
Рассматривание гербариев – колосков, зерен и беседа о них.
Отгадывание загадок.
Разучивание и обсуждение пословиц, поговорок о хлебе.
Рассматривание картин, иллюстраций о хлебе.
Дидактические игры, сюжетно – ролевая игра “Магазин”.
Материалы и оборудование:
Хлеб, поднос, рушник, ноутбук, экран, колосья пшеницы, зерна пшеницы, зерна ржи, кусочек ржаного хлеба 125гр., салфетка, тарелка, магнитофон, камни, 10 салфеток тканевых, 4 тканевых мешочка, скалки, 4 ступки деревянные, 3 ступки каменные, деревянные молоточки, толкушки, доски разделочные дерявянные, картинки с изображением выращивания хлеба в современное время, и выращивание в старину.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу прочитать вам стихотворение, прослушайте его внимательно
Рос сперва на воле, в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вот он – хлебушек душистый.
Он на блюде расписном.
С белоснежным рушником.
О чём идёт речь в этом стихотворении?
Д/и «Какой он, хлеб»
Дети: (Вкусный, свежий, ароматный, полезный, аппетитный, мягкий, румяный, душистый, горячий, воздушный, витаминный, черствый…)
Воспитатель: Каждый день мы едим хлеб, в детском саду, дома, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. И дается он человеку ценой больших усилий.
Мы с вами уже знаем, откуда хлеб пришел на стол.
Перед вами карточки.
Обратите внимание: на них, изображены этапы выращивания хлеба в современное время, и выращивание в старину.
Вам нужно найти и выстроить цепочку превращения зерна в хлеб, в наше время.
Д/и « Цепочка»
Воспитатель: Проверьте друг друга, и расскажите одним - -двумя предложениями об изображенном.
Рассказы детей
Воспитатель: Вот мы с вами и проследили, какой длинный путь зернышка до хлеба. Как много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом и попал к нам на стол! Как вы думаете, люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба?
Ответы детей
В выращивании хлеба, и его появлении на нашем столе, принимают участие, люди разных профессий (агроном, селекционер, тракторист, комбайнер, шофер, авиатор, мукомол, пекарь, тестовод, формовщик, укладчик, упаковщик, технолог, продавец, кладовщик и др.) Поэтому к хлебу во все времена относились очень уважительно.
Ребята, скажите, какое звено из цепочки можем выполнить сейчас вместе с вами?
Рассуждения детей. Если дети затрудняются, педагог помогает наводящими вопросами.
Воспитатель: действительно, мы с вами можем сейчас попробовать сделать из зерна муку.
Посмотрите, директор мукомольного завода прислал нам зерна ржи и пшеницы, и сказал, что только тогда мы поймем труд хлебороба, когда получим муку из зерен, теми приспособлениями, которыми люди пользовались раньше.
Перед детьми два стола, на которых расположены орудия труда. На одном столе - рожь, на другом пшеница. Таким образом, дети распределяются на две группы.
Воспитатель: Ребята, у нас получилось две группы исследователей-мукомолов. Каждой группе необходимо определить, какой способ получения муки проще и быстрее, и доказать это.
На двух столах располагаются следующие предметы: 1) доска + камень, 2) ступка деревянная, 3) ступка каменная, 4) скалка + тканевый мешок, 5) толкушка + дощечка, 6) камень + камень, 7) деревянный молоточек + тканевый мешок; 10 салфеток тканевых.
Дети обсуждают в группе, выбирают себе орудие труда, располагаются на ковре и приступают к работе. (Растирают до тех пор, пока не получится мука).
Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями? Как вам показалось, каким способом было легче получить муку? А каким труднее? Почему?
Действительно, это очень тяжелый труд, нужно потратить много времени, сил, терпения, и мука получается не очень хорошего качества.
Педагог и дети собирают муку на тарелочку.
Дети садятся на стульчики.
Для облегчения труда, люди придумали ручные жернова, а потом уже изобрели мельницы. Посмотрите эпизод из фильма, как оно было на самом деле. Ребята, как вы думаете, благодаря чему работают современные мельницы?
Что значительно облегчает труд людей. (Видео)
Вернемся к нашей муке.
Мы приложили много усилий, а получили всего горстку муки.
Эту муку мы отправим на пекарню. Как вы думаете, хватит этой муки, чтобы испечь булку хлеба?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, нет ребята. Чтобы испечь один батон хлеба нужно 10.000 зёрен. Как вы думаете, сколько зерен в одном колоске? (Показ колоска)
Предположения детей.
Ребята, в колоске бывает от 30 до 50 зерен.
(Количество зёрен в колоске зависит от внешних факторов).
То есть на одну булку хлеба нужно от 300 до 500 колосков.
А у вас зерна были всего лишь трех колосков.
Ежедневно в нашей стране выпекают 82 000 тонны хлеба.
(приблизительно 1325 вагонов)
За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба.
( приблизительно одна машина камаза)
В России существует 750 видов хлебобулочных изделий.
Воспитатель: Из зерен злаков люди не только выпекают вкусный и ароматный хлеб, но и готовят множество хлебобулочных изделий. Какие это изделия?
Ответы детей
Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
Воспитатель: Да, действительно сейчас мы имеем возможность пойти в магазин и купить все, что мы пожелаем: и батон, и рогалик, крендель и булочки, и многое другое.
Музыкальное сопровождение
А было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Да и был он совсем не такой. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из небольшого количества муки, шелухи, травы лебеды, желудей. Хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – значило остаться без хлеба целый месяц. Хлеба давали мало (показ хлеба весом 125 гр.). Посмотрите, какой это маленький кусочек ленинградского хлеба. Представьте, этот кусочек давали на весь день. Больше кушать было нечего. Хлеб в то время был приравнен к жизни.
27 января вся страна отмечала 75 лет снятия блокады Ленинграда.
Воспитатель: Ребята, об отношении к хлебу русский народ сложил много пословиц и поговорок. Назовите их.
Ответы детей
Воспитатель: В пословицах показано значение хлеба в жизни человека, а также проявляется уважительное, бережное отношение к хлебу со стороны русского народа.
Воспитатель: Ребята, напомните, как надо относиться к хлебу?
Дети: Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать хлеб.
Воспитатель: Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба.
Ребята, вспомните, какую задачу перед нами поставил директор хлебомольного завода?
Как мы ее решили? Какой вывод сделали?
Что вас сегодня удивило на занятии?
Что ещё вас может заинтересовать, о хлебе?
Что важного надо запомнить?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил! ... Как же это замечательно когда на столе есть хлеб. Мы можем спокойно учиться, играть, дружить и жить под мирным небом в нашей прекрасной стране Россия.
Берегите хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"
В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...
Конспект "Откуда к нам хлеб пришёл?"
Какой долгий путь прошёл хлеб, прежде чем появиться на полке в магазине....
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....
Конспект занятия "Откуда к нам хлеб пришёл"
Конспект занятия для детей подготовительной группы по экологии. На занятии дети закрепляют ранее полученные знания, обобщают полученный опыт. Занятие проводится в осенний период....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»
Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....