«Мы — друзья природы». Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гончарова Елена Александровна

Занятие способствует расширению  знания детей о природе; воспитание бережного отношения к ней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.odt19.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы — друзья природы». Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы

Цель: расширять и систематизировать знания детей о природе;  воспитание бережного отношения к ней.

Образовательные: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса. Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.

Материалы и оборудования:

1. Развивающая среда: глобус, презентации: «Природа - живая, неживая»,  «Лес», «Птицы»,  «Правила поведения в природе

2.Видеозаписи«Обращение царицы природы», видеоролик «Природа России».

3.Аудиозаписи«Голоса леса».

Предварительная работа: Наблюдения, беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривания картин, дидактические игры.

Организация образовательной деятельности.

1. Мотивационно-организационный этап.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

2. Содержательно – деятельный этап.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

Воспитатель: Природа дарит нам красоту, она бесценна. Но человек не всегда правильно относится к ней. Послушайте видео обращение Царицы природы.

Видеозапись: Я — Царица природы, мне подвластны леса, степи, горы океаны, реки и озера. Но человек, приходя в мои владения,  засоряет водоемы, сжигает леса, уничтожает животных. Я очень обижена на вас люди!

Воспитатель. Ребята, неужели Царица природы права.

Дети. Нет.

Воспитатель. Давайте попробуем доказать, что мы не хотим зла природе, что мы ее друзья. Для этого нам нужно выполнить интересные задания.

Игра « Берегите природу»

Воспитатель: Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Правильно,  мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей, учебников для  школьников, книг. Ребята, вы знаете  из чего делают бумагу? Правильно, из дерева. Так вот,  давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья -  «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом.

Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы)

Эксперимент
Воспитатель: Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет
вода, гибнет рыба, водоросли. Как люди могут помочь обитателям водоема?
Ответы детей (На заводские трубы поставить фильтры, очистить сточные воды)
У меня в стакане  загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.

Пропускаем загрязненную воду через простой фильтр.
Обращается внимание детей, как изменилась вода.
Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).
А после фильтрации  вода какая стала? (чистая).
А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)

Воспитатель: Порядок навели, теперь можно  прогуляться  с вами в лесу. Включается фонограмма «Голоса леса»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

На нос села пчела,

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?

Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.

Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц,

ДИ «Зимующие  и перелетные птицы»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот рисунки птиц. Их нужно назвать   и разделить на  зимующих и перелётных.

Зимующие : сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.

Перелётные : соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.

ПИ «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель. Ребята, подойдите все ко мне. Посмотрите что это?

Дети. Глобус.

Воспитатель. Да, верно, это модель Нашей Земли. У каждого человека есть свой дом; у деревьев, птиц, насекомых, животных. Ребята как еще можно назвать наш общий дом?

Дети. Земля.

Чтение стихотворения  Л. Дейнеку 

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья!

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель. Чтобы сохранить этот огромный дом, мы должны правильно вести себя в лесу, в парке, у реки.

Воспитатель: А как нужно себя вести на природе?  ( ответы) Молодцы ребята ,  любите природу. Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила  .

Игра «Кто правильно назовёт?»

Я вам покажу знаки, а вы   объяснить , что они обозначают.

-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух

- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек, они  красивы,  как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей-лес  дом для них

-Не разорять муравейники - они убирают  всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо.

Молодцы ребята, правильно знаки назвали.

Воспитатель: Ребята что мы можем сделать для нашей планеты.

Дети. Любить природу, соблюдать правила поведения в природе.

Воспитатель: Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, передавать свои знания малышам,  но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем.

Воспитатель. В благодарность за ваше доброе и умное отношение к природе. Она прислала вот эту чудесную книгу «Мир дикой природы». Давайте еще раз полюбуемся красотой нашей русской природы.

(Демонстрация фотографий из серии «Уголки русской природы»).

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2. Грехова Л. И. В союзе с природой. М.: Илекса, 2000.

3. Николаева С. Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы - «Профессия — почтальон»

ТЕМА «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН»ЦЕЛЬ: Создание условий для развития у детей любознательности, через формирование представлений о профессии почтальон, что такое почтовые отправления, для чего нужна почтова...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Магия магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Правильный режим – залог здоровья»

Программные задачи:- Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных  ценностей;- Обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи  здоровья и пита...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. к презентациям К дню матери

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. к презентациям К дню матери - часть 2 и часть 1...

Конспект ИОС по познавательному развитию для детей старшей группы "Осень"

Конспект ИОС по познавательному развитию для детей старшей группы "Осень"...

Конспект ООД по Познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Добрые друзья»

Конспект ООД по Познавательному развитию для детей старшей группыТема: «Добрые друзья»...