Что мы знаем о деревьях? Интегрированное занятие по познавательно-исследовательскому развитию.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зайцева Татьяна Петровна

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательскому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_derevyah.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы знаем о деревьях?

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательскому развитию.

МБДОУ детский сад №4

Воспитатель: Зайцева Т.П.                                                

  Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.  

  Задачи: 

1. Уточнить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью.   2.  Закрепить знания о строении дерева, разнообразии деревьев и листьев.  

 3. Развивать навыки сравнения, обследовательские действия, внимание, память, мышление.  

4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.   Словарная работа: листопад, хлорофилл.  

Оборудование:   Кленовые листья желтого, красного, зеленого и оранжевого цвета; конверт с письмом от Буратино; трафареты листьев клена, каштана, березы, ясеня, липы, тополя, ивы, рябины, осины; карточки с изображением деревьев; гербарий с листьями этих же деревьев; сухие и свежесобранные листья; набор карточек «Что нужно деревьям?»; набор карточек «Для чего нужны деревья»; флажки (10-12 штук); набор для исследовательской и опытнической деятельности на каждого ребенка (поднос, салфетка), мешочек с предметами из разных материалов; емкость с водой; лист ватмана размером А5 с тонированным небом и землей; листья разных деревьев из гербария.  

 Предварительная работа: чтение познавательной литературы; познавательные беседы; рассматривание изображений деревьев, наблюдение на прогулке, сбор листьев разных деревьев для гербария, рисование и вырезание листьев, изготовление поделок из природных материалов, просмотр презентации «Кому нужны деревья» и «Почему листья желтеют?

 Ход занятия     

Дети входят в группу, а на полу разбросаны листья.

   Воспитатель: Ребята, что случилось?  

Дети: Листья лежат на ковре.  

Воспитатель: Как называется явление природы, когда вокруг много разноцветных листьев?  

Дети: Листопад  

 Воспитатель: В какое время года это случается?  

Дети: Осенью  

Воспитатель: Почему же листья падают с деревьев?  

Дети: Не хватает света, солнца, деревья сбрасывают листья, потому что готовятся к зимней спячке…  

 Воспитатель: От какого дерева листья вы здесь видите?  

Дети: От клена  

Воспитатель: Значит, это какие листья? (кленовые)  

 Мы к полянке подойдем и листочки соберем!  

 Воспитатель: Ребята, здесь кроме листочков еще письмо лежит (поднимает и читает) «Здравствуйте, ребята, пишет вам Буратино. Сегодня я попал в лес и увидел множество упавших на землю листьев, они такие красивые и все разные! Несколько листочков я положил в конверт? От каких они деревьев, подскажите» (Воспитатель вынимает из конверта листья и предлагает детям отнести листья каждый к своему дереву)

Воспитатель: Спасибо за помощь Буратино! Давайте расскажем небольшое стихотворение про листочки: Упражнение с движениями   Листья клена и каштана, как ладони великана (показывают левую ладонь, затем правую ладонь с растопыренными пальчиками) А у тоненькой рябинки – листья сложные картинки.   (ладони соединить ребром больших пальцев, поочередно перемещая их кверху) А у беленькой березки – листья-капли, словно слезки!   (изобразить платье, соединять большие пальцы обеих ладоней поочередно с другими пальцами) И волнистые листочки у могучего дубочка!   (обеими руками изобразить волну сверху вниз; сомкнуть пальцы над головой, покачиваясь из стороны в сторону)    

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, упавшие на землю листочки относят к живой или неживой природе?  

 Дети: К неживой  

Воспитатель: Ребята, помните, мы собрали листочки и одни положили между страницами книги, а другие оставили на окне? Что с ними стало? (ответы детей)  

 Воспитатель предлагает детям провести эксперимент с листочками только что сорванными и высохшими (растереть их в руках).  

 Воспитатель: Почему так происходит? (в сорванных листочках есть еще влага, вода, а в листьях из гербария нет)  

 Воспитатель: а деревья – живая или неживая природа?  

 Дети: Живая  

 Воспитатель: Почему вы так считаете? (дышат, растут, питаются) Из каких частей состоит дерево? (корень, ствол, ветви, веточки, листья, крона, почки, плоды)  

Игра: «Что нужно деревьям?»   (карточки: вода, свет, тепло, насекомые, земля, камень, топор, костер, игрушка, пила… - убрать с магнитной доски лишние)    

Воспитатель: Кому и для чего нужны деревья? (Птицам, животным, насекомым, людям – каждый ответ объясняется)  

 Воспитатель: Что в группе сделано из дерева? (перечисляют или берут флажок и прикрепляют к предмету)

  Опыт «Тонет - не тонет» 

 Воспитатель: Предлагаю вам провести небольшой опыт с предметами, тонут они в воде или удерживаются на плаву.  

Воспитатель предлагает из мешочка наощупь достать предмет, определить материал, из которого предмет сделан, опустить в емкость с водой и рассказать о своих наблюдениях) А листья тонут? (нет) Почему? (они легкие, легче воды)    

Воспитатель: Предлагаю для Буратино сделать картину из листьев и отправить ему от нас на память. (в работе используются листья целые и крошка из сухих листьев после эксперимента)  

Изготовление коллективной работы из листьев «Картина для Буратино»  Вы все молодцы, ребята! Что интересного сегодня для вас было? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА - Знаю и люблю Санкт-Петербург. Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий и ИКТ в условиях внедрения ФГОС/

Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодейст...

«Развитие познавательно- исследовательской деятельности. Развитие речи». Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы по теме: «Незнайка в гостях у Осени».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию "Хочу все знать!"

Конспект с различными игровыми заданиями на развитие логики, мышления, коммуникативных навыков и основ экологического образования....

Конспект Открытого занятия по познавательно исследовательской деятельности (Развитие речи) в средней группе « А», с элементами моделирования, на тему: «Путешествие в сказку. Зимовье зверей»

Открытое занятие Цель: Развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста.Задачи: Образовательные- Активизировать словарный запас детей, формировать умения использовать в речи- обобще...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Песок. Что мы знаем о песке?» в ст.гр.

Учить детей различать и называть свойства песка: сухой, мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло или темно-коричневый), хорошо пропускает сквозь себя воду; показать, что п...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...