Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебная вода» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тихова Татьяна Вячеславовна

образовательная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста проходит в форме работы в научной лаборатории. Дети и педагог проводят опыты с водой, делают выводы, закрепляют знания по этой теме, узнают новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_zanyatie_volshebnaya_voda.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Судский детский сад «Теремок»

Конспект НОД  по познавательному развитию

«Волшебная вода»

Старший дошкольный возраст

Подготовила

старший воспитатель

Тихова Т.В.

2019 год

Конспект НОД по познавательному развитию

«Волшебная вода»

(старший дошкольный возраст)

Интегрируемые образовательные области: 

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель занятия:

 Развитие  интереса к познавательной активности через поисковую деятельность в процессе знакомства со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить  детей с некоторыми свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность: жидкая, мокрая, прозрачная, растворяет некоторые вещества (соль, сахар, лимонная кислота, гуашь, марганцовка).

Активизировать словарь детей: существительные (опыты, лаборатория, ученые, пипетка, марганцовка), прилагательные (жидкая, мокрая, бесцветная, бесформенная, прозрачная, холодная, мутная), глаголы (журчит, капает, льется, растворяет, блестит, холодит, булькает, растекается, пузырится).

 Находить проявления мира Воды, Земли, Воздуха в окружающем нас пространстве.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу, воспитывать дружеские доброжелательные отношения, умение действовать в одиночку и в команде.

Развивающие: учить анализировать, делать умозаключения. Иметь свое мнение. Развивать логическое мышление. Стимулировать познавательную активность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Ресурсный материал:

Техническое оборудование: 

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, столы в «лаборатории» расположены полукругом или П - образно, белые халаты для детей – «ученых».

Демонстрационный материал: 

Презентация (слайды с изображением разных состояний воды, природных явлений)

Раздаточный материал:

На каждом рабочем  месте – поднос (2 чашки с водой, 2 стакана с водой, чайная ложка, сахарный песок, речной песок, 2 гвоздика на ниточках, кисть, салфетки).

У воспитателя: 

Кристаллы марганцовки, высокий сосуд с водой, поднос для проведения опытов,

«Чудесный мешочек» с предметами, на отдельном столе – пустая посуда для переливания на выбор детей, материалы для смачивания, баночки с гуашью.

Предварительная работа: наблюдения во время прогулок за различными состояниями воды, действия с водой на открытой площадке (опыты, эксперименты). Чтение художественной и познавательной литературы. Оборудование в группе мини-лаборатории. Игры детей с песком, водой, гуашью. Подвижные игры: «Природная карусель», «Снежинки», «Капельки». Просмотр видеороликов о разных состояниях воды.

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, показ способов действий, демонстрация слайдов.

Словесные: вопросы, указания, пояснения, объяснения.

Игровые: подвижная игра «Карусель», воображаемая ситуация с соответствующим игровым оборудованием «Научная лаборатория».

Практические: элементарные опыты, экспериментирование.

Развитие образовательной ситуации:

Этап, решаемая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1. Организацио – ный.

Цель: создание атмосферу психологической безопасности, эмоциональной поддержки.

Педагог приглашает детей поиграть в подвижную игру «Карусель». Держит кольцо с лентами и стоит в центре карусели.

Дети, держась за концы лент карусели, легко бегут по кругу – карусель крутиться и они поочередно попадают в мир Воздуха, Земли, Воды и называют все, что они знают об этих мирах.

Цветные ленты закреплены в центре на кольцо, кольцо прикреплено на вращающийся  стержень – это карусель. Когда карусель останавливается, на экране  появляется картина мира Воздуха, или Земли, или Воды.

2.Мотивационно побудительный

Цель: мотивировать на предстоящую деятельность

Оказавшись в мире Воды, педагог читает стихотворение:

«В природе путешествует вода, она не исчезает никогда. То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход. Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь, вас окружает везде и всегда эта волшебница – наша вода!».

Педагог предлагает продолжить знакомство с водой и  приглашает детей в научную лабораторию. «Сегодня будем работать в лаборатории – наденем белые халаты, будем как настоящие ученые».

Дети надевают белые халаты и подходят к столам, расположенным П-образно, занимают свои места - садятся на стульчики. На столах приготовлены подносы с наборами посуды и материалов для экспериментирования.

После прочтения стихотворения можно спросить детей, почему вода названа волшебницей, могут ли люди обходиться без воды…,  и – вывод - воду надо беречь.

3.Осознание и определение темы занятия.

- Всем хватило места? Интересно вокруг? И как бы вы назвали наше занятие?

Дети дают несколько ответов: «Изучаем свойства воды», «Мы в лаборатории» и др.

Можно похвалить детей за названия занятия. А  после занятия вернуться к этому вопросу и уточнить, какое название больше подходит.

4. Этап актуализации знаний о воде Цель: учить воспроизводить имеющиеся знания и представления

Педагог: скажите, что вы знаете о воде, какая она? Что она может делать?

Дети высказывают свои предположения из личного опыта (вода жидкая, мокрая, прозрачная, мутная;  журчит, капает, льется и т.д.)

5.Дидактические игры.

Групповая и подгрупповая работа, индивидуальный подход

1. Попробуем доказать, что вода жидкая? У вас есть чашка с водой, выберите на столе посуду для переливания, перелейте воду из чашки в эту посуду и обратно. Наблюдайте, слушайте, что происходит с водой?

2. Предлагает взять со стола на выбор любой из следующих предметов: блюдечко с речным песком, тряпочку, бумажную салфетку, губку, кусочек ваты. Попробуем капнуть воды на эти предметы, что видим?

Мы доказали, что вода мокрая.

3.Скажите, а какого цвета вода?

Попробуем это доказать. Возьмите гвоздик на ниточке и поместите в стакан с водой. Что скажете?

Во втором стакане подкрасьте воду гуашью и поместите гвоздик в стакан с подкрашенной водой. Делайте выводы.

Мы узнали еще одно свойство воды? Какое?

Назовите, какие вы еще знаете прозрачные жидкости?

А непрозрачные?

Познакомимся с еще одним свойством воды. В стакан с водой положите ложку речного песка и размешайте. Что видите?

Во второй стакан положим ложку сахарного песка, размешаем и видим…

Какие еще вещества растворяются в воде?

Мы с вами убедились, что вода растворяет некоторые вещества.

Скажите, если вода в стакане кислая, что в ней растворили? А если соленая, сладкая?

Дети доказывают:  вода льется, булькает, капает, растекается, пузырится... Значит, вода жидкая.

Вода исчезает. Впитывается в эти предметы, и они становятся мокрыми.

Бесцветная, прозрачная.

Гвоздик хорошо виден в воде.

В подкрашенной воде гвоздик плохо видно или не видно вообще.

Она прозрачная, бесцветная.

Лимонад, сок березовый…

Молоко, какао…

Вода стала мутной, грязной…песок не растворяется, оседает на дно.

Вода прозрачная, песок растворился в воде.

Гуашь, соль, лимонная кислота…

Лимонная кислота, соль, сахарный песок.

6. Разминка

Физминутка - Игра «Чудесный мешочек». В мешочке предметы: пипетка, тряпочка, карандаш, листок бумаги.

Дети выходят в центр «лаборатории», на ощупь выбирают предмет из «чудесного мешочка» и пытаются объяснить, как с помощью этого предмета можно напиться.

7.Игровая деятельность, интеграция образовательных областей, деятельностный подход .

А сейчас – чудо!  Педагог берет высокий сосуд с водой и опускает туда кристаллик марганцовки. По мере опускания кристаллика на дно получаются замысловатые узоры и вода начинает менять цвет.

Какие узоры появляются в сосуде, на что они похожи? Предлагает детям сделать зарисовки.

Дети наблюдают за кристаллом марганцовки в сосуде, комментируют происходящее.

Затем берут лист бумаги и карандаш и быстро делают зарисовки увиденных узоров.

8.Заключительный этап. Рефлексия. Цель: учить подводить итоги.

Рассказ сказки «Как ослик спасся».

Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.

Вопросы к детям:

- Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?

- Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?

- Кто из осликов принес свою ношу домой?

Дети слушают сказку. Отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.

9.Оценка деятельности детей.

Молодцы, ребята! Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. Много сегодня узнали о волшебнице – воде. За то, что вы участвовали в проведении опытов

вода хочет подарить вам на память ещё одно своё волшебное свойство. Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.

Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, пожмите друг другу руки, вы были настоящими лаборантами - учеными.

Дети смотрят, как распускаются бумажные цветы, восхищаются. Затем жмут друг другу руки, говорят спасибо за совместную работу и выходят из лаборатории.

Когда распускаются бумажные цветы, дети удивляются и в этот момент у детей могут возникнуть вопросы. Это можно использовать для нацеливания детей на дальнейшее экспериментирование с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Конспект физкультурно - познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 комбинированного вида Калининского района Санкт – Петербурга План – конспектфизкультурного досуга ...

конспект совместного познавательного досуга для детей среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения " Красный, желтый, зеленый".

Одной из задач этого досуга - задача формировать партнерские отношения между детьми и родителями, активизировать роль родителей в обучении детей правилам дорожного движения.Родители охотно принимают у...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...

Конспект по познавательному развитию "Волшебные фигуры"

конспект по ФЭМП для детей 3-4 лет, в игровой форме дети закрепляют знания об основных геометрических фигурах, закрепляют понятия "длиннее", "короче",выполняют аппликацию из геомет...

Конспект по познавательному развитию "Волшебный воздух"

Конспект по познавательному развитию "Волшебный воздух"...

Конспект НОД Познавательное развитие: «Волшебный мир театра» Вторая младшая группа

Конспект НОД Познавательное развитие: «Волшебный мир театра» Вторая младшая группа...