Проект. Вид исследовательски-творческий. Тема "Познаем мир флоры родного края"
учебно-методический материал (старшая группа)

Грасмик Светлана Викторовна

      Данный проект предназначен для формирования целостного представления о природе родного края и воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, предусматривает творческое и эстетическое развитие детей посредством  знакомства с  флорой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_flora.docx55.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛЬНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД »

ПОЛТАВСКОГО РАЙОНА

____________________________________________________________________

Проект.

Вид исследовательски-творческий.

Тема "Познаем мир флоры родного края"

Краткосрочный проект (5 дней)

(подготовительная группа)

Воспитатель

первой квалификационной

категории

Грасмик С.В.

2021г

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный возраст в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром, миром духовных ценностей. Большое значение в развитии ребенка играет связь с миром природы. 

       Становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка происходит в процессе приобщения любви к природе, родному краю.  Необходимо формировать  у воспитанников представление о том, что:

  • Природа самоценна, каждый цветок, листок, веточка, выполняет свою функцию.
  • Все компоненты природы взаимосвязаны.
  • Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношений к ней.

      Данный проект предназначен для формирования целостного представления о природе родного края и воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, предусматривает творческое и эстетическое развитие детей посредством  знакомства с  флорой.

       Необходимо с  помощью проекта обогатить   представление детей о деревьях, кустарниках, цветах, травах родного края, дать понять, что зеленые насаждения, цветы, цветочные композиции, или  панно из природного материала, могут быть не просто частью интерьера территории, квартир, а такое оформление благотворно влияет на окружающее пространство, делая его более светлым и радостным. Флора не только очищает воздух, но и обеспечивает психологический комфорт и гармонию, поднимает настроение.

  1. Проблема: недостаточные начальные  представления  об особенностях растительного мира родного края. Не достаточные  умения делать элементарные выводы и умозаключения о приспособленности растений к среде обитания и сезонным явлениям (на некоторых примерах). Уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые –опылители растений, то растения не дадут семян и т д). Нет представления о науке «биология».  

Цель: формирование у дошкольников представление о природе родного края.

Задачи:

Образовательные.

  1. Способствовать формированию у детей любознательности, познавательного интереса к природе родного края. Обращать внимание детей на наиболее заметные (яркие) природные явления, на особенности растений.
  2. Формировать первичное представление детей о мире родной природы: географические особенности Омского Прииртышья; биологическое многообразие; охрана природы.
  3. Формировать умение у детей самостоятельно искать информацию в разных источниках.
  4. Знакомить с художниками Омского Прииртышья,  их творчеством через образовательную деятельность.  
  5. Продолжать развивать интерес к художественной литературе писателей Омского Прииртышья.
  6. Дать представление о  профессиях:  егерь , флорист, цветовод. 
  7.  Формировать простые трудовые навыки в уголке природы, на участке детского сада.

Развивающие.

  1. Развивать познавательный интерес, любознательность и наблюдательность.
  2. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения растений (цвет, форма, величина).
  3. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира, передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.
  4. Развивать творческую речевую деятельность при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок о природе.
  5. Совершенствовать умение рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации) радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Воспитательные.

  1. Содействовать воспитанию у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
  2. Воспитывать интерес к труду,  трудолюбие и самостоятельность.

Участники проекта:

Воспитатели, дети подготовительной  группы, родители.

Методы проекта:

  • игровые  (дидактические игры, подвижные игры),
  • словесные  (чтение, рассказывание стихотворений, загадок),
  • практические (изготовление флористических работ),
  • наглядные (показ дидактических единиц содержательной линии «Изобразительное искусство Омского Прииртышья» (фотографий, познавательные видео)).

Планируемые результаты по уровням дошкольного образования:

Для детей.

  • Дети обладают элементарными представлениями из области живой и неживой природы родного края, знают правила поведения в ней.
  • Появится желание исследовать объекты  живой природы (не нанося им вред), экспериментировать.
  • Дети обладают элементарными правилами поведения в природе.
  • Дети знакомы с произведениями Омских художников, писателей, народными приметами.
  • Дети знакомы с профессиями: егерь (лесник) ,флорист,  цветовод.
  • Имеют начальное представление о биологии.
  • Дети пополнят словарный запас.
  • Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонны  наблюдать, экспериментировать.
  • В процессе общения с природными  объектами природы родного края дети проявляют осознанно правильное отношение к ней.    
  • Дети смогут самостоятельно применять ранее усвоенные способы изготовления панно, поделки из природного материала.

Для родителей.

  • Взаимодействие со своими детьми.
  • Включение родителей в воспитательный процесс.
  • Изготовление родителями атрибутов для самостоятельных сюжетно - ролевых игр по теме.

Для педагога.

  • Повышение уровня развития педагогической компетенции педагога.

Этапы:

  • Подготовительный.
  • Практический
  • Заключительный

Подготовительный.

  • Подбор методического и иллюстративного материала по теме.
  • Организация предметно-пространственной среды.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подбор консультаций для родителей.
  • Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  • Подбор произведений художников и писателей,  мультфильмов, музыки, создание  презентации.

Практический этап.

Реализация запланированных действий,  в которых дети осваивают различные технологии образовательной деятельности. Поиск ответов на поставленные вопросы через практическую деятельность детей.

Планирование детьми под руководством воспитателя собственную деятельность для решения поставленных задач.

Заключительный этап.

  • Фото отчет по теме.
  • Выводы из практической деятельности, сделанные детьми под руководством воспитателя.
  • Представление продукта своей деятельности  сотрудникам детского сада, родителям.

Примерная модель реализации проекта «Познаю мир флоры  родного края » в старшем дошкольном возрасте на основе принципа интеграции.

День недели

Время

Тема, форма организации

Основные задачи образовательной деятельности

Ссылка на источник

Понедельник

1 половина дня

1.Утренний круг-

Тема «Что растет в лесу»

2.НОД (познавательно-исследовательская)

Тема «Путешествие растений».

3.Опыт (наблюдение) №1 «Рост растения в разных условиях.

Опыт (наблюдение) №2 « С водой и без воды)

Опыт №3. (наблюдение ) « На свету и в темноте».

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе: в лесу растут различные растения ( деревья, кустарники, травы, мхи и грибы).

Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи  в экосистеме леса. Развивать у детей понимание того, что лес-это единый организм и нарушать его нельзя. Развивать пространственное мышление.  Воспитывать бережное отношение к природе.

Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений. Развивать у детей умение обобщать по существительным признакам, строить суждения с доказательствами, расширять представление детей о частях растений. Упражнять отгадывании загадок. Воспитывать интерес к растениям и заботливое отношение.

Выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.

Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло).

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

«Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) стр 9.

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию». (Л.Г. Горькова. А .В .Кочергина, Л.А. Обухова) стр. 53.

Приложение 2.

2 половина дня

1. - Ручной труд Тема «Композиция из сухих растений»

2.Вечерний круг

Тема «Что растет в лесу».

Формировать умение создавать деревья из засушенных травинок, листьев. Развивать фантазию, воображение.

Закреплять знания детей о флоре родного края. Развивать логическое мышление, умение делать заключительные выводы.

«Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка».стр 37.

«Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева. Стр 24

1 половина

дня

1.ЧХЛ «Леса Омской области»

2.Экскурсия «Здравствуй, Лес! Дремучий Лес!».

3.Просмотр мультфильма (сборник любимых серий) «Профессор Почемушкин» о растениях.

Формировать целостную картину мира. Развивать потребность в чтении как источнике новых знаний.

Продолжать знакомство с видовым многообразием растений леса,  с потребностями растений в определенных условиях для нормального роста и развития. Сбор гербария лесных растений.

Продолжать пополнять знания детей о растениях. дать представления, что растения живые существа

( для их роста и развития необходимы земля,  вода, тепло,  свет.

Ведение в мир природы и экологии Омского Прииртышья». (хрестоматия) стр24-25

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/07/27/tsikl-ekskursiy-v-les

https://www.youtube.com/watch?v=9FwnFUxfzuM

Вторник

2 половина

дня

1.Конструирование

тема: «Строим зеленый Город-сад».

3.Работа в рабочей тетради «Маленький житель Омского Прииртышья» с показом репродукции картин Омских художников.

4.Вечерний круг (дидактическая игра)

« Кому озеро, а кому полянка»

Вызвать у детей   желание  создать красивый город с зеленым насаждением. Продолжать развивать умение создавать  модель города по собственному замыслу.

Расширять представление о малой Родине, о ее многообразии в природе.

Знакомить детей с любимым местом жительства различных растений ( солнечная полянка или затемненная опушка леса, рядом с водой или в воде).

Закреплять знания детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т. д.

«Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка».стр 41

Тетрадь «Маленький житель Омского Прииртышья» для совместной деятельности детей 5-7 лет и взрослых стр11 стр 20 стр 21

«Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова) Стр 11

Среда

1 половина

дня

1.Утренний круг-(Д/игра)

Тема «Чудо-цветок».

2.Работа дежурных в уголке природы.

3.ЧХЛ  заучивание стихотворения Татьяны Яковлевой «Одуванчик»

4 Прогулка. «Флора нашего участка»

5. Опыт №4 «Может ли растение дышать».

Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении. Знакомить с потребностями растения в определенных условиях для нормального роста и развития.  Формировать эстетическое воспитание окружающего мира, развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе.

Продолжать знакомить детей с приемами ухода за растениями ( поливать, рыхлить землю). называть  названия цветов.

Формировать у детей интерес и потребность в чтении книг через ознакомление с произведениями поэтов региона. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Продолжать знакомить   детей с разными породами деревьев, уточнить их предназначение. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора. Воспитывать бережное любовь к природе родного края.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

«Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова)  Стр 10

«Сценарии занятий по экологичскому воспитанию». (Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова) стр.45

Введение в мир литературы  Омское Прииртышья (хрестоматия) стр 69

Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы» автор –составитель М. П Костюченко.( Прогулка № 12   Сентябрь).

Приложение.2

2 половина

дня

1.Художественно-прдуктивная деятельность.   панно «Цветы в вазе». (коллективная работа).

2..Работа в рабочей тетради «Маленький житель Омского Прииртышья» с показом репродукции картин Омских художников

Совершенствовать умение создавать коллективные работы. развивать эстетический вкус.

Пополнять знания детей о видах ягоды Омского Прииртышья (где растут, внешний вид, вкус, польза для людей).

«Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка».стр 56.

Тетрадь «Маленький житель Омского Прииртышья» для совместной деятельности детей стр 22.

Репродукции картин Омских художников.

Четверг

1 половина

дня

1.Утренний круг-(Д/игра)

Тема «Приготовь лекарство».

2.Познавательно-иследовательская деятельность Тема «Одуванчик»

3.Просмотор познавательного фильма для детей. «Лекарственные растения».

Знакомить детей с лекарственными травами. Продолжать закреплять знания о строении растения. Формировать умение  собирать растения не нанося ущерб природе.

Познакомить детей с лекарственными растениями. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растений.

Закреплять знания детей о лекарственных травах.. Формировать умение  собирать растения не нанося ущерб природе.

«Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова) Стр 13

«Сценарии занятий по экологичскому воспитанию». (Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова) стр 107.

https://www.youtube.com/watch?v=9kfJyjo1ryc

https://www.youtube.com/watch?v=eY_0aCPDf5Q

2 половина

дня

1.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

2.ЧХЛ  Это интересно: «Травы Омской области»; « Сон растений» с показом слайдов.

Формировать умение детей сравнивать и обобщать. Развивать связную речь расширять словарный запас. Развивать  внимание, логическое мышление.

Пополнять знания элементарными представлениями из области живой и не живой природы.

Продолжать формировать у дошкольников представления о природе родного края через чтение художественной литературы. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова)  Стр 30

Ведение в мир природы и экологии Омского Прииртышья». (хрестоматия) стр31-33.

Пятница

1 половина

дня

1.Утренний круг-(Д/игра)

Тема «Профессии связанные с природой»

2.Изобразительная

(рисование по замыслу) «Кем ты хочешь быть?».

Познакомить с названиями профессий: егерь-лесник флорист, цветовод. Показать важность каждой профессии; развивать мышление, внимание.  Продолжать формировать элементарные экологические представления.

Формировать  умение рисовать контуры фигур простым карандашом, изображая  людей в характерной трудовой обстановке, с орудиями труда  и красиво раскрашивать. Развивать умение проявлять самостоятельность в выборе,  какую профессию будут рисовать. Формировать умение оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

https://arhub.ru/travel/nod-dlya-detei-starshei-gruppy-professiya-lesnik-professii-lesnogo.html

Изобразительная деятельность в детском саду ( Т.С.Комарова).

Тема 71

2 половина

дня

3.Показ видеофильмов о профессиях.  егерь-лесник ,флорист, цветовод.

4.Опыт (наблюдение) № 1 «Рост растения в разных условиях.

Опыт (наблюдение) № 2 « С водой и без воды)

Опыт №и4 «Может ли растение дышать».

Опыт №3. (наблюдение ) « На свету и в темноте».

Дать элементарное представление о с профессиях: егерь (лесник) ,флорист,  цветовод.,  биолог. Их орудиями труда.

Развивать умение детей  делать  выводы.

https://www.youtube.com/watch?v=L4gs9ZmNK6s 

https://www.youtube.com/watch?v=Dq-fNslYKiY 

Показ слайдов « Необычные  клумбы города Омска».

Взаимодействие  с родителями.

Советы « Как читать с детьми книги о природе»

«Экологическое воспитание дошкольников» (Омск) Всероссийское общество охраны природы. Стр277

Семинар   « Как научить своих детей любить и беречь природу».

«Экологическое воспитание дошкольников» (Омск) Всероссийское общество охраны природы.279

Выставка флористических композиций «Осенний букет»;  Фотовыставка «Земля улыбается цветами»; Выставка книжек - малышек собственного сочинения совместно с родителями).

Викторина  для детей «Природа родного края».

Итоговое мероприятие.

Очень важно вовремя заложить в детские сердца любовь к России и малой родине, нашей красивой неповторимой сибирской природе!

Литература.

  1. «Маленький житель Омского Прииртышья» Рабочая тетрадь. Издательство Омск БОУДПО «ИРООО» 2015 год.
  2. «Маленький житель Омского Прииртышья» методические рекомендации по использованию рабочей тетради.. Издательство Омск БОУДПО «ИРООО» 2015 год.
  3. Приложение к рабочей тетради «Маленький житель Омского Прииртышья».
  4. Парциональная программа «Юный эколог» С.Н Николаева издательство ). МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016 год.
  5. «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н. Николаевой Москва «Просвещение» 1999 год.
  6. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. Э.М. Дрофеевой. ). МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2019.
  7. «Введение в мир литературы Омского Прииртышья» Хрестоматия Ом 215ск БОУДПО « ИРООО».
  8. «Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 1999
  9. I.«Экологическое воспитание дошкольников» Всероссийское общество охраны природы. Омск.
  10. II.«Экологическое воспитание дошкольников» Всероссийское общество охраны природы. Омск.
  11. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». От рождения до школы. Л.Ю Павлова МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2020год.
  12. «Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка Санкт-Петербург детство-пресс 2016.
  13. «Введение в мир экологии Омского Прииртышья» Хрестоматия Ом 215ск БОУДПО « ИРООО».
  14. «Сценарии занятий по экологичскому воспитанию». (Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова) Москва «ВАКО» 2008.

15.«Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная гр. От рождения до школы( Т.С.Комарова). МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014год.

16. Произведения художников Омского Прииртышья Агафонова О. В. («Золотая осень»; «Осень» ; «Июль сосновый бор»; «У омута»; «После дождя»). Белов К. П.  («Прииртышье»; ) Гунин А.А. («Осень»; «Натюрморт с васильками»;  «Лесной букет»; «Сирень»). Демиденко С.В. («Вот и осень»; картины из серии «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание художественно-эстетического вкуса при ознакомлении детей дошкольного возраста с флорой родного края»

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом оп­ределяется эстетическим освоением действительности, что предполагает бли­зость к жизни, стремление преобразовать окружающий м...

Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...

Проект по экологии в ДОУ "Природа моего родного края"

Краткосрочный, информационно-творческий проект, который закрепляет и расширяет знания детей о природе своего края....

проект по краеведению "Путешествие с Терёшкой по родному краю"

Знакомство детей дошкольного возраста с родным краем...

Проект на тему «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот пр...

Экологическому проект: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»

Цель проекта:продолжать формирование экологической            культуры детей, расширять представления оприроде родного края, о взаимосвязях ...

Проект для старшей группы детского сада "Деревья родного края".

Деревья окружают нас постоянно, однако дети часто не обращают на них внимание, относятся к ним небрежно. Не секрет, что и у некоторых родителей низок уровень экологической культуры. Мы должны показать...