Проект. Вид исследовательски-творческий. Тема "Познаем мир флоры родного края"
учебно-методический материал (старшая группа)
Данный проект предназначен для формирования целостного представления о природе родного края и воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, предусматривает творческое и эстетическое развитие детей посредством знакомства с флорой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_flora.docx | 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛЬНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД »
ПОЛТАВСКОГО РАЙОНА
____________________________________________________________________
Проект.
Вид исследовательски-творческий.
Тема "Познаем мир флоры родного края"
Краткосрочный проект (5 дней)
(подготовительная группа)
Воспитатель
первой квалификационной
категории
Грасмик С.В.
2021г
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный возраст в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром, миром духовных ценностей. Большое значение в развитии ребенка играет связь с миром природы.
Становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка происходит в процессе приобщения любви к природе, родному краю. Необходимо формировать у воспитанников представление о том, что:
- Природа самоценна, каждый цветок, листок, веточка, выполняет свою функцию.
- Все компоненты природы взаимосвязаны.
- Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношений к ней.
Данный проект предназначен для формирования целостного представления о природе родного края и воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, предусматривает творческое и эстетическое развитие детей посредством знакомства с флорой.
Необходимо с помощью проекта обогатить представление детей о деревьях, кустарниках, цветах, травах родного края, дать понять, что зеленые насаждения, цветы, цветочные композиции, или панно из природного материала, могут быть не просто частью интерьера территории, квартир, а такое оформление благотворно влияет на окружающее пространство, делая его более светлым и радостным. Флора не только очищает воздух, но и обеспечивает психологический комфорт и гармонию, поднимает настроение.
- Проблема: недостаточные начальные представления об особенностях растительного мира родного края. Не достаточные умения делать элементарные выводы и умозаключения о приспособленности растений к среде обитания и сезонным явлениям (на некоторых примерах). Уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые –опылители растений, то растения не дадут семян и т д). Нет представления о науке «биология».
Цель: формирование у дошкольников представление о природе родного края.
Задачи:
Образовательные.
- Способствовать формированию у детей любознательности, познавательного интереса к природе родного края. Обращать внимание детей на наиболее заметные (яркие) природные явления, на особенности растений.
- Формировать первичное представление детей о мире родной природы: географические особенности Омского Прииртышья; биологическое многообразие; охрана природы.
- Формировать умение у детей самостоятельно искать информацию в разных источниках.
- Знакомить с художниками Омского Прииртышья, их творчеством через образовательную деятельность.
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе писателей Омского Прииртышья.
- Дать представление о профессиях: егерь , флорист, цветовод.
- Формировать простые трудовые навыки в уголке природы, на участке детского сада.
Развивающие.
- Развивать познавательный интерес, любознательность и наблюдательность.
- Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения растений (цвет, форма, величина).
- Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира, передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.
- Развивать творческую речевую деятельность при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок о природе.
- Совершенствовать умение рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации) радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Воспитательные.
- Содействовать воспитанию у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
- Воспитывать интерес к труду, трудолюбие и самостоятельность.
Участники проекта:
Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Методы проекта:
- игровые (дидактические игры, подвижные игры),
- словесные (чтение, рассказывание стихотворений, загадок),
- практические (изготовление флористических работ),
- наглядные (показ дидактических единиц содержательной линии «Изобразительное искусство Омского Прииртышья» (фотографий, познавательные видео)).
Планируемые результаты по уровням дошкольного образования:
Для детей.
- Дети обладают элементарными представлениями из области живой и неживой природы родного края, знают правила поведения в ней.
- Появится желание исследовать объекты живой природы (не нанося им вред), экспериментировать.
- Дети обладают элементарными правилами поведения в природе.
- Дети знакомы с произведениями Омских художников, писателей, народными приметами.
- Дети знакомы с профессиями: егерь (лесник) ,флорист, цветовод.
- Имеют начальное представление о биологии.
- Дети пополнят словарный запас.
- Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонны наблюдать, экспериментировать.
- В процессе общения с природными объектами природы родного края дети проявляют осознанно правильное отношение к ней.
- Дети смогут самостоятельно применять ранее усвоенные способы изготовления панно, поделки из природного материала.
Для родителей.
- Взаимодействие со своими детьми.
- Включение родителей в воспитательный процесс.
- Изготовление родителями атрибутов для самостоятельных сюжетно - ролевых игр по теме.
Для педагога.
- Повышение уровня развития педагогической компетенции педагога.
Этапы:
- Подготовительный.
- Практический
- Заключительный
Подготовительный.
- Подбор методического и иллюстративного материала по теме.
- Организация предметно-пространственной среды.
- Подбор дидактических игр.
- Подбор консультаций для родителей.
- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
- Подбор произведений художников и писателей, мультфильмов, музыки, создание презентации.
Практический этап.
Реализация запланированных действий, в которых дети осваивают различные технологии образовательной деятельности. Поиск ответов на поставленные вопросы через практическую деятельность детей.
Планирование детьми под руководством воспитателя собственную деятельность для решения поставленных задач.
Заключительный этап.
- Фото отчет по теме.
- Выводы из практической деятельности, сделанные детьми под руководством воспитателя.
- Представление продукта своей деятельности сотрудникам детского сада, родителям.
Примерная модель реализации проекта «Познаю мир флоры родного края » в старшем дошкольном возрасте на основе принципа интеграции.
День недели | Время | Тема, форма организации | Основные задачи образовательной деятельности | Ссылка на источник |
Понедельник | 1 половина дня | 1.Утренний круг- Тема «Что растет в лесу» 2.НОД (познавательно-исследовательская) Тема «Путешествие растений». 3.Опыт (наблюдение) №1 «Рост растения в разных условиях. Опыт (наблюдение) №2 « С водой и без воды) Опыт №3. (наблюдение ) « На свету и в темноте». | Сформировать у детей обобщенное представление о лесе: в лесу растут различные растения ( деревья, кустарники, травы, мхи и грибы). Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи в экосистеме леса. Развивать у детей понимание того, что лес-это единый организм и нарушать его нельзя. Развивать пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений. Развивать у детей умение обобщать по существительным признакам, строить суждения с доказательствами, расширять представление детей о частях растений. Упражнять отгадывании загадок. Воспитывать интерес к растениям и заботливое отношение. Выявить какой, из образцов будет развиваться лучше. Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | «Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) стр 9. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». (Л.Г. Горькова. А .В .Кочергина, Л.А. Обухова) стр. 53. Приложение 2. |
2 половина дня | 1. - Ручной труд Тема «Композиция из сухих растений» 2.Вечерний круг Тема «Что растет в лесу». | Формировать умение создавать деревья из засушенных травинок, листьев. Развивать фантазию, воображение. Закреплять знания детей о флоре родного края. Развивать логическое мышление, умение делать заключительные выводы. | «Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка».стр 37. «Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева. Стр 24 | |
1 половина дня | 1.ЧХЛ «Леса Омской области» 2.Экскурсия «Здравствуй, Лес! Дремучий Лес!». 3.Просмотр мультфильма (сборник любимых серий) «Профессор Почемушкин» о растениях. | Формировать целостную картину мира. Развивать потребность в чтении как источнике новых знаний. Продолжать знакомство с видовым многообразием растений леса, с потребностями растений в определенных условиях для нормального роста и развития. Сбор гербария лесных растений. Продолжать пополнять знания детей о растениях. дать представления, что растения живые существа ( для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет. | Ведение в мир природы и экологии Омского Прииртышья». (хрестоматия) стр24-25 https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/07/27/tsikl-ekskursiy-v-les | |
Вторник | ||||
2 половина дня | 1.Конструирование тема: «Строим зеленый Город-сад». 3.Работа в рабочей тетради «Маленький житель Омского Прииртышья» с показом репродукции картин Омских художников. 4.Вечерний круг (дидактическая игра) « Кому озеро, а кому полянка» | Вызвать у детей желание создать красивый город с зеленым насаждением. Продолжать развивать умение создавать модель города по собственному замыслу. Расширять представление о малой Родине, о ее многообразии в природе. Знакомить детей с любимым местом жительства различных растений ( солнечная полянка или затемненная опушка леса, рядом с водой или в воде). Закреплять знания детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т. д. | «Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка».стр 41 Тетрадь «Маленький житель Омского Прииртышья» для совместной деятельности детей 5-7 лет и взрослых стр11 стр 20 стр 21 «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова) Стр 11 | |
Среда | 1 половина дня | 1.Утренний круг-(Д/игра) Тема «Чудо-цветок». 2.Работа дежурных в уголке природы. 3.ЧХЛ заучивание стихотворения Татьяны Яковлевой «Одуванчик» 4 Прогулка. «Флора нашего участка» 5. Опыт №4 «Может ли растение дышать». | Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении. Знакомить с потребностями растения в определенных условиях для нормального роста и развития. Формировать эстетическое воспитание окружающего мира, развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе. Продолжать знакомить детей с приемами ухода за растениями ( поливать, рыхлить землю). называть названия цветов. Формировать у детей интерес и потребность в чтении книг через ознакомление с произведениями поэтов региона. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Продолжать знакомить детей с разными породами деревьев, уточнить их предназначение. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора. Воспитывать бережное любовь к природе родного края. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. | «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова) Стр 10 «Сценарии занятий по экологичскому воспитанию». (Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова) стр.45 Введение в мир литературы Омское Прииртышья (хрестоматия) стр 69 Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы» автор –составитель М. П Костюченко.( Прогулка № 12 Сентябрь). Приложение.2 |
2 половина дня | 1.Художественно-прдуктивная деятельность. панно «Цветы в вазе». (коллективная работа). 2..Работа в рабочей тетради «Маленький житель Омского Прииртышья» с показом репродукции картин Омских художников | Совершенствовать умение создавать коллективные работы. развивать эстетический вкус. Пополнять знания детей о видах ягоды Омского Прииртышья (где растут, внешний вид, вкус, польза для людей). | «Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка».стр 56. Тетрадь «Маленький житель Омского Прииртышья» для совместной деятельности детей стр 22. Репродукции картин Омских художников. | |
Четверг | 1 половина дня | 1.Утренний круг-(Д/игра) Тема «Приготовь лекарство». 2.Познавательно-иследовательская деятельность Тема «Одуванчик» 3.Просмотор познавательного фильма для детей. «Лекарственные растения». | Знакомить детей с лекарственными травами. Продолжать закреплять знания о строении растения. Формировать умение собирать растения не нанося ущерб природе. Познакомить детей с лекарственными растениями. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растений. Закреплять знания детей о лекарственных травах.. Формировать умение собирать растения не нанося ущерб природе. | «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова) Стр 13 «Сценарии занятий по экологичскому воспитанию». (Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова) стр 107. https://www.youtube.com/watch?v=9kfJyjo1ryc |
2 половина дня | 1.Дидактическая игра «Четвертый лишний». 2.ЧХЛ Это интересно: «Травы Омской области»; « Сон растений» с показом слайдов. | Формировать умение детей сравнивать и обобщать. Развивать связную речь расширять словарный запас. Развивать внимание, логическое мышление. Пополнять знания элементарными представлениями из области живой и не живой природы. Продолжать формировать у дошкольников представления о природе родного края через чтение художественной литературы. Воспитывать бережное отношение к природе. | «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». ( Л.Ю Павлова) Стр 30 Ведение в мир природы и экологии Омского Прииртышья». (хрестоматия) стр31-33. | |
Пятница | 1 половина дня | 1.Утренний круг-(Д/игра) Тема «Профессии связанные с природой» 2.Изобразительная (рисование по замыслу) «Кем ты хочешь быть?». | Познакомить с названиями профессий: егерь-лесник флорист, цветовод. Показать важность каждой профессии; развивать мышление, внимание. Продолжать формировать элементарные экологические представления. Формировать умение рисовать контуры фигур простым карандашом, изображая людей в характерной трудовой обстановке, с орудиями труда и красиво раскрашивать. Развивать умение проявлять самостоятельность в выборе, какую профессию будут рисовать. Формировать умение оценивать свои рисунки в соответствии с заданием. | https://arhub.ru/travel/nod-dlya-detei-starshei-gruppy-professiya-lesnik-professii-lesnogo.html Изобразительная деятельность в детском саду ( Т.С.Комарова). Тема 71 |
2 половина дня | 3.Показ видеофильмов о профессиях. егерь-лесник ,флорист, цветовод. 4.Опыт (наблюдение) № 1 «Рост растения в разных условиях. Опыт (наблюдение) № 2 « С водой и без воды) Опыт №и4 «Может ли растение дышать». Опыт №3. (наблюдение ) « На свету и в темноте». | Дать элементарное представление о с профессиях: егерь (лесник) ,флорист, цветовод., биолог. Их орудиями труда. Развивать умение детей делать выводы. | https://www.youtube.com/watch?v=L4gs9ZmNK6s https://www.youtube.com/watch?v=Dq-fNslYKiY Показ слайдов « Необычные клумбы города Омска». | |
Взаимодействие с родителями. | Советы « Как читать с детьми книги о природе» | «Экологическое воспитание дошкольников» (Омск) Всероссийское общество охраны природы. Стр277 | ||
Семинар « Как научить своих детей любить и беречь природу». | «Экологическое воспитание дошкольников» (Омск) Всероссийское общество охраны природы.279 | |||
Выставка флористических композиций «Осенний букет»; Фотовыставка «Земля улыбается цветами»; Выставка книжек - малышек собственного сочинения совместно с родителями). Викторина для детей «Природа родного края». | ||||
Итоговое мероприятие. |
Очень важно вовремя заложить в детские сердца любовь к России и малой родине, нашей красивой неповторимой сибирской природе!
Литература.
- «Маленький житель Омского Прииртышья» Рабочая тетрадь. Издательство Омск БОУДПО «ИРООО» 2015 год.
- «Маленький житель Омского Прииртышья» методические рекомендации по использованию рабочей тетради.. Издательство Омск БОУДПО «ИРООО» 2015 год.
- Приложение к рабочей тетради «Маленький житель Омского Прииртышья».
- Парциональная программа «Юный эколог» С.Н Николаева издательство ). МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016 год.
- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н. Николаевой Москва «Просвещение» 1999 год.
- «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. Э.М. Дрофеевой. ). МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2019.
- «Введение в мир литературы Омского Прииртышья» Хрестоматия Ом 215ск БОУДПО « ИРООО».
- «Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 1999
- I.«Экологическое воспитание дошкольников» Всероссийское общество охраны природы. Омск.
- II.«Экологическое воспитание дошкольников» Всероссийское общество охраны природы. Омск.
- «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». От рождения до школы. Л.Ю Павлова МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2020год.
- «Детские экологические проекты» ( О.А. Воронкевич.) «Творческая страничка Санкт-Петербург детство-пресс 2016.
- «Введение в мир экологии Омского Прииртышья» Хрестоматия Ом 215ск БОУДПО « ИРООО».
- «Сценарии занятий по экологичскому воспитанию». (Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова) Москва «ВАКО» 2008.
15.«Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная гр. От рождения до школы( Т.С.Комарова). МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014год.
16. Произведения художников Омского Прииртышья Агафонова О. В. («Золотая осень»; «Осень» ; «Июль сосновый бор»; «У омута»; «После дождя»). Белов К. П. («Прииртышье»; ) Гунин А.А. («Осень»; «Натюрморт с васильками»; «Лесной букет»; «Сирень»). Демиденко С.В. («Вот и осень»; картины из серии «Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание художественно-эстетического вкуса при ознакомлении детей дошкольного возраста с флорой родного края»
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом определяется эстетическим освоением действительности, что предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий м...
Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...
Проект по экологии в ДОУ "Природа моего родного края"
Краткосрочный, информационно-творческий проект, который закрепляет и расширяет знания детей о природе своего края....
проект по краеведению "Путешествие с Терёшкой по родному краю"
Знакомство детей дошкольного возраста с родным краем...
Проект на тему «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот пр...
Экологическому проект: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»
Цель проекта:продолжать формирование экологической культуры детей, расширять представления оприроде родного края, о взаимосвязях ...
Проект для старшей группы детского сада "Деревья родного края".
Деревья окружают нас постоянно, однако дети часто не обращают на них внимание, относятся к ним небрежно. Не секрет, что и у некоторых родителей низок уровень экологической культуры. Мы должны показать...