Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Мы познаем мир»
проект

Меньшикова Кристина Викторовна

1.Вид проекта: исследовательско – творческий.
2.Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
3.Автор проекта: воспитатель
4. Участники проекта: дети второй младшей группы

Актуальность темы:

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 24

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38 «Ягодка » города Смоленска

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Мы познаем мир»

Подготовила: Меньшикова К.В.  

СМОЛЕНСК, 2021

Паспорт проекта

1.Вид проекта: исследовательско – творческий.
2.Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
3.Автор проекта: воспитатель
4. Участники проекта: дети второй младшей группы

Актуальность темы:

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
Продукт проектной деятельности:

- альбом «Опыты по экологии»;

- картотека опытов.

План реализации проекта

Подготовительный этап проекта (1-я неделя):

1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;

2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.

4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами

неживой природы.

Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности;

Название;

Цель.

1-й день «Чудеса в природе – солнышко»

Чтение художественной литературы

Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»

Цель: Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
Пальчиковая игра: «Солнышко, солнышко»

Цель: Способствовать развитию моторики рук.
Художественное творчество
Рисование: «Светит солнышко в окошко»

Цель:  Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру.
Беседа
:«Учимся радоваться солнышку и природе»

Цель: Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
Игра-ситуация: «Солнечные зайчики»

Цель: Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.
2 день «Воздушные чудеса»

Беседа: «О свойствах воздуха»

Цель: Знакомить детей с воздухом.
Опыт:«Игры с соломинкой»

Цель: Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.
Исследование: «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену»

Цель: Подвести к выводу о том, что мыло пенится.
Экспериментирование
: «Игры с воздушным шариком»

Цель: Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.
Игра: «Пускание мыльных пузырей»

Цель: Стимулировать двигательную активность
Экспериментирование: «Что в пакете»

Цель: Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

3 день «Фокусы с песком»

Рисование: на мокром песке«Чудесное превращение круга и квадрата»

Цель: Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.
Проблемная ситуация, игра: «Юные кладоискатели»

Цель: Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке.
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком: «Пирожки для мишки»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.
Беседа: «О свойствах мокрого и сухого песка»

Цель: Развивать познавательную и речевую деятельность детей.
Игра с песком: «Постройка зоопарка»

Цель: Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений.
4 день«Вода–чудо природы»

Игры-опыты: «Цветные льдинки»

Цель: Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.
Экспериментирование
: «Переливание воды»

Цель: Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.
Беседа: «Свойства воды»

Цель: Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.

5 день «Чудо –мыло»
Чтение художественной литературы: Рассказ «Как Костя не умывался» цель: Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.
Эксперимент: «Мыло-фокусник»

Цель: Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.
Подвижные игры: «С султанчиками и вертушками»

Цель: Формирование самостоятельной двигательной активности.
Наблюдение: «Наблюдение за ветром»

Цель: Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.
Эксперимент: «Послушный ветерок»

Цель: Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.
Дыхательное упражнение: «Легкий ветерок»

Цель:Учить остужать еду,слегка подув на нее.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение 1

Эксперименты, исследования и опыты

  1. Опыты воздушным шариком.

Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой.

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете.

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник.

Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды.

Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки».

Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой».

Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.)Выливаем воду в шарик и выносим на улицу,в холод.Наблюдаем ,что случилось с водой за ночь.(она превратилась в цветную льдинку)Вывод: вода может изменять цвет и состояние из жидкости в лед

Приложение 2

Игры

  1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
    Солнышко, солнышко
    Золотое донышко,
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Побежал в саду ручей,
    Прилетели сто грачей,
    Хлопают ладонями
    Сгибают и разгибают ладони
    Показывают волну.
    Машут руками.
    А сугробы тают, тают,
    А цветочки подрастают.
    Опускают руки вниз.
    Поднимают руки вверх.
    2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». 

Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей.

Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели».

Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка».

На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра
 «С султанчиками и вертушками».

На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата»

На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Проек включает в себя эксперементирование с детьми младшего возраста.Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес длоя детей.Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они удивляют маленьких ис...

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?&raq...

Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Краткосрочный исследовательско-творческийп роект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»...

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Удивительный мир экспериментов»

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Удивительный мир экспериментов»...

Краткосрочный исследовательской-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главн...

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Такие разные чудеса»

Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков....