Познавательный проект «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»
проект

Тусельбаева Ольга Павловна

Проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Познавательный проект

 «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»

для детей средней группы «Звёздочки»

Воспитатель:

Тусельбаева О.П.

г. Зерноград 2016

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации: октябрь 2016 г. – май 2017 г. (долгосрочный)

Участники проекта: педагог, дети средней группы, родители.

Актуальность проекта:

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»                                          Лев Семенович Выготский

 На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- Расширять представления детей об окружающем мире.

- Развивать понимание взаимосвязей в природе.

- Развивать мышление, речь  в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

Прогнозируемые  результаты:

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- дети научатся проводить простейшую опытно -  экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

-        подбор литературы;

- подбор материала для экспериментирования;

-        подбор дидактических игр по экологии;

-        оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;

- Разработка комплексно - тематического плана работы

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Формы работы:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Практическая деятельность

3. Опытно-исследовательская работа

4. Мини-занятия

5. Развлечения

6. Взаимодействие с родителями  

Основные методы работы:

- Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.

- Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.

- Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.

Методические условия:

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

      Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.

Материалы и оборудование:

1. Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, лоскутки ткани, соль, сахар, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые: (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Итоги проекта:

К концу года результаты детей были следующими:

 - Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении конкретными фактами, явлениями природы;

- Проявляют любознательность, самостоятельность;

- Понимают цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;

- Овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;

- Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, бумаги и т.д;

- Понимают вопросы проблемного характера и проявляют самостоятельность в поиске ответа на них;

- Стали развиваться познавательные и речевые умения;

- Бережнее относятся к природе.

В группе создан центр экспериментирования с оборудованием для экспериментирования и элементарных опытов. Пополнилась обучающая среда дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Проект направленПроект,главная цель которого состоит на том,как дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в Здоровом Образ Жизни,  первые понятия о своем теле. ...

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Консультация «Играя, экспериментируем, познаем»

Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых....

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...

Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».

Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»....

Познавательный проект в старшей группе «Игры нашего двора»

Игра для ребенка – это не просто веселое времяпровождение – это его жизнь. Ведь именно в процессе игры ребенок, сам того не замечая, приобретает навыки, без которых ему просто не выжить в ...

Познавательный проект «Играем, познаем, думаем вместе с математикой»

Краткосрочный познавательный проект в старшей группе детского сада....