Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».
материал
Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план | 443.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»
Поддержка инициативы и любознательности детей в различных видах деятельности
2022
СОДЕРЖАНИЕ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 3
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ ПРОЕКТА 4
- КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА 7
- РИСКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ 9
- РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 10
- СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 11
- ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 12
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 15
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ 18
- МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 20
- МЕТОДИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА .28
- КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП 30
- ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА 36
- ПРИЛОЖЕНИЯ 37
«Самое лучшее открытие – то, которое ребѐнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ ПРОЕКТА
В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности, способной к преобразующей, креативной деятельности. Уровень познава- тельной деятельности личности не удовлетворяет запросам современного общества и требованиям личностно -ориентированного образовательного про- цесса (Р.С.Буре, С.Л.Новоселова, В.И.Логинова, Н.Н.Поддьяков).
Перед системой дошкольного образования, имеющей возможность обра- щения к индивидуальности, самоценности каждого ребенка, выдвигается за- дача создания социальной ситуации детского развития.
Не секрет, что развитие творческой личности зависит от уровня развития творческой инициативы, эмоционально-положительного отношения к процес- су познания, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широ- ты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
В ФГОС ДО как стандарте разнообразия детства, особое внимание уде- лено поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целе- выми ориентирами предусматриваются следующие возрастные характеристи- ки возможности ребенка:
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельно- сти;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и по
ступкам людей;
- способен к волевым усилиям, к самостоятельным действиям, к принятию собственных решений;
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, содержательному общению, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В до- школьном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Инициативного, любознательного ребен- ка отличает содержательность интересов.
Проблема формирования инициативы и любознательности сегодня приоб- ретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоас- пектных научных исследований. Инициатива и любознательность- это, с од- ной стороны, важнейшие показатели развития детского интеллекта, с другой, непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дья- ченко).
Данные, полученные в ходе межпредметного анализа, позволяют рассмат- ривать дошкольный возрастной этап в качестве сензитивного периода фор- мирования как динамической (Бернштейн Н.А., Небылицын В.Д, Теплов Б.М., Мерлин B.C., Крупное А.И, Лейтес Н.С. и др.), так и содержательной (Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Бурлакова И.А., Денисенкова Н.С. и др.) сторо- ны процесса познания.
В качестве значимых факторов, влияющих на познавательное развитие выделяют общение (Лисина М.И., Смирнова Е.О., Серебрякова Т.А. и др.), по- требность в новых впечатлениях (Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), общий уровень развития активности (Небылицин В.Д., Лейтес П.С. и др).
В ходе самостоятельно проведенного исследования нами было выявле- но, что воспитательно-образовательный процесс МБДОУ общеразвивающе- го вида №8 ст. Ленинградской муниципального образования Ленинградский
район Краснодарского края не обеспечивает решение данной проблемы на должном уровне. Как показывает практика, социальная ситуация познава- тельного развития детей нуждается в корректировке, как на организацион- ном, так и на содержательном уровнях. Воспитатели с педагогическим стажем имеют в большинстве случаев сложившиеся стереотипы педагогической дея- тельности, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром чаще прибегают к репродуктивному накоплению знаний, умений и навыков; в об- разовательном процессе недостаточно используются деятельностный под- ход, познавательно-исследовательские методы. В тоже время следует отме- тить, что педагоги демонстрируют положительное отношение к решению проблемы, но испытывают затруднения в методике организации и про- ведения педагогических мероприятий с детьми, обеспечивающих поддержку инициативы и любознательности в различных видах детской деятельности.
Отсюда возникают ряд противоречий:
- между пониманием необходимости создания социальной ситуации разви- тия у детей инициативы и любознательности в различных видах деятельно- сти и отсутствием системы работы в данном направлении;
- между потребностью современной образовательной практики в приобщении детей к проектной деятельности и отсутствием тесного сотрудничества дошкольной организации с семьей в данном направлении.
Возникает вопрос: как же сделать процесс познавательного развития наиболее эффективным с учетом современных подходов. Решение данного вопроса и стало целью исследования.
Таким образом, несовершенство педагогической системы по проблеме исследования, а также вышеназванные противоречия послужили основанием для проведения в дошкольном образовательном учреждении №8 ст. Ленин- градской муниципального образования Ленинградский район, Краснодар- ского края целенаправленной работы по апробации структурно- функцио- нальной модели развития инициативы и любознательности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Главная цель проекта: обоснование педагогических условий, при которых процесс развития инициативы и любознательности будет осуществляться эффективно.
Объект – педагогическая система, обеспечивающая воспитательно- образовательный процесс детей дошкольного возраста.
Предмет проекта – процесс развития инициативы и любознательности де- тей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
В соответствии с целью проекта определены следующие задачи:
- исследовать психолого-педагогические основы процесса познания детьми в период дошкольного детства;
- определить уровень развития инициативы и любознательности у детей старшего дошкольного возраста;
- с учетом современных подходов к организации воспитательно- образовательного процесса разработать и обосновать структурно- функциональную модель развития инициативы и любознательности детей в различных видах деятельности;
- разработать и апробировать систему мероприятий, проводимых с педа- гогами, детьми старшей и подготовительной группы и их родителями.
- внедрить в практику работы авторскую коррекционно-развивающую программу «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».
- вовлечение детей в исследовательскую деятельность, в том числе и за счет установления тесного сотрудничества педагогов с семьей, как непосредственными участниками образовательных отношений.
В ходе работы над проблемой проекта была сформулирована гипоте- за, которая связана с предположением о том, что процесс развития инициа- тивы и любознательности у дошкольника будет проходить эффективно при соблюдении педагогических условий:
- преобразование предметно-пространственной образовательной среды
в группах, на участке и включение детей в разнообразные виды деятель- ности;
- наличие коррекционно-развивающей программы «Познай-ка сам, иг- рая, экспериментируя, рассуждая»;
- использование в обучении дошкольников деятельностного подхода, игровых, информационно-коммуникативных технологий, технологий поисково- исследовательской деятельности, личностно-ориентированного развивающего обучения, метода проектов;
- постоянное повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме исследования;
- приобщение семьи к процессу познавательного развития ребенка, к оказанию ему помощи в выполнении проектной деятельности.
Методологической основой исследования являются: учение о роли ак- тивности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция развития по- знавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская), концепция развития ре- бенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева), исследования своеобразия ме- тодики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Д.В. Сергеева); исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева), концепция построения развивающей среды до-
школьных учреждений (Е.Н. Герасимова С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П.Стрелкова, М.Н.Полякова и др.).
При разработке концепции были использованы идеи Ю.А.Афонькиной, Т.И.Бабаевой, Н.Е.Веракса, А.Г.Гогоберидзе, А.З.Зака, З.А.Михайловой, В.А.Петровского и др., позволяющие определить наиболее приемлемые и эф- фективные технологии развития инициативы и любознательности с учетом современной образовательной практики.
РИСКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ
Описание риска | Проводимые мероприятия |
1.Недостаточное оснащение предметно- пространственной образовательной среды. | Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Использование универсального мобильного оборудования (переносных мультимедиа про- екторов, ноутбуков). |
2.Нехватка высококвали- фицированных, заинтересо- ванных, инициативных пе- дагогов. |
|
3. Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, социальных партнеров. |
организации. |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Направление | Наименование ресурса |
Нормативно- правовые: | Перечень локальных актов, регламентирующих деятель- ность ДОО (приказов, положений, правил, функционалов), договоров с партнерами (Приложение № …). |
Научно- методические: | Создание и функционирование творческой группы по реа- лизации проекта в ДОО. Разработка механизма, критериев и показателей оценки ре- зультативности реализации проекта. Построение структурно-функциональной модели педаго- гических условий, при которых процесс развития инициа- тивы и любознательности дошкольников будет осуществ- ляться эффективно. Консультирование педагогов с целью повышения профес- сиональной компетентности в вопросах реализации постав- ленных задач основных этапов эксперимента. |
Кадровые: | График повышения квалификации, подготовки и перепод- готовки специалистов для создания условий реализации проекта (Приложение № .); Привлечение необходимых специалистов извне; создание творческих групп. |
Информаци- онные: | Результаты педагогического мониторинга. Организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта. |
Материаль- но-техничес- кие: | Перечень методического и дидактического обеспечения проекта. Технические средств обучения (Приложение № .. ). |
Финансовые: | Смета расходов ДОО (бюджетные средства, средства фонда надбавок и доплат стимулирующего характера); спонсорская и благотворительная помощь. |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2020-2023 Гг.
Подготовительный этап: прогностический, диагностический (2020-2021 г.). Анализ современного состояния проблемы в теории и практике, изучение ме- тодической литературы по проблеме исследования. Наблюдение и анализ проявления у детей старшего дошкольного возраста инициативы и любозна- тельности в различных видах деятельности. Разработка структурно- функциональной модели педагогических условий, при которых процесс развития познавательной активности дошкольников будет осуществляться эффективно; создание методической базы для еѐ реализации. Подготовка участников образовательного процесса к работе в условиях эксперимента. Установление взаимодействие с социальными партнерами.
Основной этап: организационный, практический (2021-2022 гг.).
Анализ состояния фактического положения дел на начальном этапе. Прове- дение методической учебы с педагогическим коллективом. Создание в образо- вательном учреждении (в группе, на участке) предметно- пространственной образовательной среды, способствующей развитию у дошкольников инициа- тивы и любознательности. Апробация структурно-функциональной модели. Внедрение в практику работы ДОО авторской коррекционно-развивающей программы «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая». Апробация системы педагогических мероприятий, проводимых с детьми старшей и под- готовительной групп. Привлечение к сотрудничеству родителей, социальных партнеров. Участие дошкольников в конкурсах исследовательских работ и творческих проектов.
Заключительный этап: обобщающий, внедренческий (2022-2023 гг.). Эмпирическая проверка системы. Мониторинг развития у дошкольников инициативы и любознательности. Анализ, оценка результатов проведенного исследования по направлению «Познавательное развитие». Публикация программы и методических материалов. Транслирование опыта работы педа- гогического коллектива.
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эта пы | Зада да- чи | Содержание деятельности | Сро- ки | Прогнозируемые результаты |
Прогностический Диагностический | Разработка замысла исследования |
|
| |
3.Изучение состояния готовно- сти педагогов к развитию по- знавательных интересов, любо- знательности, исследователь- ской инициативы детей до- школьного возраста. |
| |||
4.Наблюдение и анализ прояв- ления у детей старшего до- школьного возраста инициативы и любознательности в различ- ных видах деятельности. |
| |||
5.Формулировка противоречий, определение и обоснование проблемы, на поиск решения которой будет направлен экспе- римент. | 8. Прогнозирование ожидаемых результатов. | |||
6.Формулировка темы, цели и задач исследования. | ||||
7.Разработка плана реализации проекта. | ||||
8.Построение структурно- функциональной модели педа- гогических условий, при кото- рых процесс развития познава- тельной активности дошколь- ников будет осуществляться эффективно. |
9.Подготовка материальной и методической базы экспери- мента. | ||||
Организационный | Организация опытной работы |
|
| |
Практический |
|
|
Внедренческий | Обобщающий | |
Оформление и распространение педагогического опыта | Проверка эффективности проведенного исследования | Проведение педагогического экспери- мента |
1.Транслирование педагогиче- ского опыта работы по проблеме исследования. |
мента.
| которых процесс развития по- знавательной активности до- школьников будет осуществ- ляться эффективно.
|
|
эксперимента по работе с деть- ми и родителями старшей и под- готовительной групп по направ- лению «Познавательное разви- тие».
| фических для них видах деятель- ности.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНО- ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целеполагающие идеи развития дошкольного образования с учетом ФГОС ДО аккумулируются вокруг таких принципов, как обогащение (амплификация) детского развития, поддержка инициативы детей, формирование познаватель- ных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, любознательность.
Познавательная активность представляет собой качественно новую дея- тельность, в которой проявляется отношение дошкольника к объекту и про- цессу познания.
В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова любозна- тельность определяется как стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впе- чатления. Любознательный ребенок имеет познавательные интересы, стре- миться к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовольствие.
Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности, когда ребенок становится субъектом образова- тельных отношений. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершен- ствуется в течение всей последующей жизни (A.M. Матюшкин, Я.А. Понома- рѐв), поэтому важным аспектом в социальной ситуации является личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия со взрослыми.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет признать, что именно исследовательская активность определяет поисковый характер лю-
бого вида познавательной деятельности дошкольника и обладает следующи- ми функциональными возможностями:
- вооружает личность знаниями, умениями и навыками;
- развивает мыслительные способности и личностные образования;
- выявляет и реализует потенциальные возможности личности;
- приобщает к поисковой и творческой деятельности (В.А. Петровский).
К настоящему времени в науке накоплен определенный объем информа- ции, необходимый для постановки и решения поставленной проблемы:
- изучены способы развития инициативы и любознательности (Я.А. По- номарѐв и др.);
- проанализировано соотношение понятий «познавательная активность» и
«познавательная деятельность», обоснована взаимосвязь познавательной ак- тивности и процессов понимания (С.В. Герасимов, Т.И. Шамова, Г.И. Щуки- на и др.);
- выявлены анатомо-физиологические, эмоционально-волевые характери стики дошкольников, детерминирующие их познавательную и поведенче- скую инициативу (Р. Буре, Д.Б. Годовикова, JI.P. Голубева, С.А. Козлов, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков);
- разработаны механизмы развития познавательной активности (В.А. Пет- ровский);
- исследован образовательный процесс в дошкольных учреждениях с по- зиций развития личности ребенка (Л.М. Денякина, О.Л. Князева, М.Д. Маха- нева, Р.Б. Стеркина) и возможности предметно-развивающей среды (Н.А. Каргапольцева, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.А. Рыжова).
По мнению A.M. Матюшкина, структура познавательной активности дошкольников включает как динамический компонент (интенсивность стрем- ления решать познавательные задачи), так и содержательный (результатив- ность в самостоятельном поиске различных способов решения задачи).
В рамках заявленного исследования развитие инициативы и любознатель- ности дошкольников мы рассматриваем в контексте задач формирования
познавательного интереса к различным видам деятельности. В качестве пе- дагогических технологий могут быть использованы технологии поисково- исследовательской деятельности, личностно-ориентированного развивающего обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативные техноло гии (Т.В.Хабарова).
Общие идеи реализации вышеназванных технологий в построении струк- турно-функциональной модели представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Название технологии | Основные идеи применения |
Игровые технологии | Организации педагогического процесса в форме игры с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результа- тами: развитие инициативы и любохнательности. Имитационное моделирование ситуации через принятие ребенком роли. |
Технологии поисково- исследова- тельской деятельности | «Обучение через открытие» (экспериментирова- ние) предполагает непосредственное участие ре- бенка в образовательной ситуации. Под руковод- ством взрослого создание проблемных ситуаций, организация поисково-исследовательской дея- тельности детей по их разрешению, в результате чего происходит обучение детей рассуждению, сопоставлению различных точек зрения, обобще- нию полученных результатов. |
Технологии личностно- ориентированного развивающего обучения. | Развитие личности воспитанника в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями развития: интереса к познанию, склонности к той или иной деятельности. |
Информационно-коммуникативные технологии | Использование педагогом цифровых образова- тельных ресурсов при организации видов дея- тельности. |
Опираясь на современные научные подходы к решению вышеназванной проблемы, используя метод моделирования и опыт передовых школ России, была построена концептуальная модель педагогической системы, обеспечи- вающая процесс развития инициативы и любознательности у детей до- школьного возраста в различных видах деятельности.
Данная модель ориентирована на требования ФГОС ДО к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО, определяет цели, задачи и
направления развития педагогической системы.
Системный подход включает следующие компоненты:
- Методологический (сущность, основы).
- Организационно-деятельностный (направленность, цель, задачи, содержание работы).
- Технологический (формы, методы, средства, приемы), – взятые в их единстве.
- Контрольно-оценочный (диагностический инструментарий, критерии оценки результативности).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ
На современном этапе методическое, организационное обеспечение процесса детского развития выступает как важнейшая педагогическая зада- ча, успешность решения которой во многом опосредует дальнейший процесс формирования активной, мобильной и креативной личности.
Концепция современных подходов к развитию познавательной активности детей (далее Концепция) разработана в рамках модернизации системы до- школьного образования. Основная суть исследования: создание педагогиче- ских условий для развития у детей старшего дошкольного возраста инициа- тивы и любознательности в процессе включения в различные виды деятель- ности.
В современной ситуации образования дошкольника необходимо пере- строить исходный взгляд на развитие внутренней активности ребенка, предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее зна- чимых для него образовательных областях и сферах жизнедеятельности (К.Белая).
Мы придерживаемся точки зрения, что познавательная активность до- школьников лучше проявляется и развивается, прежде всего, в образователь- ном пространстве, создаваемом педагогом, но в тоже время, необходим ком плекс совместных действий, сотрудничество дошкольной организации с
семьями воспитанников.
В качестве условия развития инициативы и любознательности у детей рассматриваем содержательно- насыщенную, трансформируемую, полифунк циональную и вариативную предметно-пространственную образовательную
среду в группах, на участке. Среда должна обеспечивать возможность обще- ния детей и взрослых в совместной деятельности.
Педагог, работающий с детьми, должен выступать в роли партнера, рас- сматривать любую образовательную ситуацию, как развивающую, предостав- лять каждому включенному в неѐ субъекту широкий простор для самореали- зации, проявления самостоятельности, инициативы, творчества с учетом инте- ресов, склонностей и способностей.
Принципиальные основы проектируемой модели предполагают реализацию ряда концептуальных подходов, которые отражены в таблице№2.
Концептуальные подходы к реализации проекта
Таблица №2
Подходы к реа- лизации про- екта | Основные направления воспитательно-образовательного процесса | |
1 | Личностно- деятельностный подход. | Взаимоотношения педагогов и детей строятся в форме сотрудни- чества. Ведущая роль в работе с детьми принадлежит активным методам и приемам обучения. |
2 | Системный подход | Наличие системы педагогического воздействия на ребенка, обес- печивающей развитие динамической и содержательной стороны познавательной активности. |
В основу Концепции положены идеи педагогики успеха (М.Б.Бим-Бад).
Образовательная ситуация позволяет развивать динамическую и содержа- тельную сторону познавательной активности, так как стимулирует развитие ориентировочной деятельности детей, имеет большое количество возмож- ных способов действия, направленных на поиск разнообразных путей реше- ния предложенной проблемы. Продуктивность ориентировки вызывает у де- тей эмоцию успеха, которая продуцирует и симулирует их инициативу и лю- бознательность. То есть, в ситуации, продуцирующей успешность (в поиске
решения задачи), возрастает эмоциональная насыщенность, что и побуждает детей, в том числе с невысоким уровнем познавательной активности к про- должению ориентировки и выполнению все новых проб действий.
Следовательно, процесс развития инициативы и любознательности до школьников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности взрослых и детей с учетом совокупности следующих факторов: соответствие цели, содер- жания, характера и методов обучения возрастным и индивидуальны возмож- ностям дошкольников. Все указанные факторы взаимосвязаны в реальном процессе обучения.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Структурно-функциональная модель отражает цель, логику и содержание процесса развития инициативы и любознательности у дошкольников, этапы исследования (организационно -деятельностный, технологический и кон- трольно-оценочный); включает передовые педагогические технологии, фор- мы и направления работы. Результат позволяет увидеть развитие исследуемо- го феномена на основе внесения корректив в деятельность педагогов, органи- зацию и содержание образовательного процесса, механизм взаимодействия с родителями.
Разработанная модель представляет собой систему взаимосвязанных ком- понентов. Целью данного проекта является обоснование педагогических условий, при которых, процесс развития инициативы и любознательности у детей будет осуществляться эффективно.
В основе эксперимента положен важнейший стратегический принцип современной системы дошкольного образования- поддержка инициативы де- тей в различных видах деятельности, который реализуется в формах, специ- фических для детей старшей и подготовительной групп, прежде всего в фор- ме игры, коммуникативной, познавательно- исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Каждый компонент выполняет свою роль в реализации поставленных за
дач. В качестве основной задачи мы рассматриваем включение в образова тельный процесс с детьми педагогические технологии, позволяющие выве- сти на качественно новый уровень детское развитие. Речь идет об исполь- зовании игровых технологий, технологий поисково- исследовательской дея- тельности, проблемного обучения, технологий личностно-ориентированного развивающего обучения, информационно-коммуникативных технологий.
Важным условием является обогащение предметно-пространственной сре- ды, создание центров: познавательный, экспериментально-исследовательской деятельности. Среда в группах поддерживается передвижной компьютерной лабораторией. Оснащение дошкольного учреждения инновационными реше- ниями и продуктами расширит спектр образовательных ситуаций. Инфор- мационным центром является интерактивная доска SMART BOARD. В зоне открытого доступа для педагогов имеются информационные ресурсы, раз- мещенные на образовательных порталах, видео- и аудио материалы.
Основным этапом экспериментальной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста является апробация авторской коррекцион- но-развивающей программы «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рас- суждая».
Цель коррекционно-развивающей программы: поддержка инициативы и любознательности старших дошкольников в процессе разнообразных ви- дов деятельности.
Программа расширяет представления детей об окружающем мире, акти- визирует сенсорную и логическую ступени познания. В процессе решения поставленных задач формируются познавательный интерес и познавательные действия, обогащается детское развитие.
В основу разработки программы положены научные принципы:
-признание уникальности личности каждого ребенка со стороны всех участ ников образовательного процесса и создание в этом процессе условий, стиму лирующих развитие самостоятельности и познавательной активности;
- учет принципа образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников: отбор наиболее актуальных и доступных знаний об окружающем мире, позволяющих обогатить соци- альный опыт детей старшего дошкольного возраста;
-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
Коррекционно-развивающая программа состоит из трех разделов.
Первый раздел «Познай-ка сам, играя» направлен на «путешествие в мир познания» и развитие познавательной активности детей с помощью разнообразных видов игр, игровых ситуаций. Данный раздел предполагает использование логических блоков Дьенеша, «Палочек Кьюзенера», карточек Хагса Фогеля, занимательных задач А.З.Зака, развивающих игр Никитиных, познавательных задач З.А.Михайловой, элементов педагогической системы ТРИЗ Генриха Альтшуллерома, геометрических головоломок и прочее.
Второй раздел «Познай-ка сам, экспериментируя» связан с постановкой проблемных вопросов и включением детей в поисково-исследовательскую де- ятельность. Сам процесс познания, осуществление причинно-следственных связей происходит в ходе проведения детских опытов и экспериментов.
Третий раздел «Познай-ка сам, рассуждая» направлен на обогащение по- знавательного развития детей через коммуникативную деятельность. Разви- тие инициативы и любознательности осуществляется в процессе просмотра и анализ видео материалов познавательного цикла, например, «Путешествие в прошлое предмета или вещи»- «Откуда пришел утюг?»; проведения эвристи- ческих бесед «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»; реше- ния проблемных ситуаций (как определить, какие грибы съедобные, а какие нет; как выбрать одежду, обувь, отправляясь в путешествие; что нужно де- лать, если кто-либо заболел и пр.). Данный раздел предполагает использо- вание аудиостикеров с говорящей ручкой «Знаток». Дети анализируют ин- формацию, полученную из «говорящих книг, плакатов», при необходимости обращаются к звуковым запискам-напоминаниям, подсказкам, учатся само-
стоятельно делать выводы из услышанного и увиденного.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
инициативы и любознательности детей в различных видах деятельности
Деятельностный подход в обучении
Предметно-пространственная образовательная среда в группе, на участке Центры: познавательный, экспериментально-исследовательской деятельности
Метод проектов
Форма организации - индивидуальная
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Амплификация познавательного развития детей старшего дошкольного воз- раста.
- Создание предметно-пространственной среды в группе, на участке, способ- ствующей развитию у дошкольников инициативы и любознательности.
- Обновление содержания и технологии работы по направлению «Познава- тельное развитие».
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах поддержки инициативы и любознательности детей в различных видах деятельно- сти.
- Адаптация коррекционно-развивающей программы «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая» в работе с детьми старшей и подготовительной групп.
- Участие и победа в конкурсах исследовательских работ и творческих про- ектов дошкольников, «семейных проектах».
Программа предполагает использование программно- методических ком-
плексов познавательной направленности. Например, интерактивное игровое лото «Ребѐнок в окружающем мире» содержит красочные карточки c изобр жением различных ситуаций из сфер жизни ребѐнка. Видеоматериалы озву- чены. Для обсуждения и анализа конкретной ситуации педагог может вос- пользоваться специальным режимом Слайд-шоу, в котором все иллюстратив- ные карточки доступны для отдельного просмотра.
Наиболее эффективными являются педагогические приемы, используе- мые в работе с детьми, это: постановка ребенка в позицию «Познай-ки» (воз- можность «посмотреть на мир» глазами человека любознательного, активно- го); «погружение» в конкретную область познания с помощью какого-либо игрового (сказочного) персонажа.
В ходе реализации модели объективируются, репрезентируются методы, стимулирующие развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей у детей.
Особое внимание в процессе проведения коррекционно-развивающей ра- боте необходимо уделять детям, которые эпизодически проявляют иници- ативу и любознательность, познавательный интерес к окружающему, не яв- ляются инициаторами в разрешении игровых и проблемных ситуаций, ис- пытывают затруднение в решении познавательных и творческих задач.
Примерный план проводимых мероприятий с педагогическими работни- ками организации, детьми и родителями старшей и подготовительной групп представлен в таблице №3.
Примерный план проводимых мероприятий
Таблица №3.
1. | Мероприятия, проводимые с педагогическими работниками | Ответственные |
1.1. | Консультация «Использование современных педагогиче- ских технологий в работе с детьми как условие развития познавательной активности» | Старший воспита- тель |
1.2. | Круглый стол «Амплификация познавательного развития старших дошкольников в условиях ФГОС ДО». | Старший воспита- тель |
1.3. | Семинар-практикум «Способы развития познавательной активности у детей в процессе различных видов деятельно- сти». | Старший воспита- тель, воспитатели |
1.4. | Семинар-практикум «Проектный метод как метод развива- ющего обучения дошкольников». | Старший воспита- тель, воспитатели |
1.5. | Семинар-практикум «Познавательный потенциал детской игры». | Старший воспита- тель, воспитатели |
1.6. | Мастер-класс «Формирование интеллектуальной инициати- вы дошкольника» (технология проблемного обучения). | Старший воспита- тель, воспитатели |
1.7. | Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через организацию детского экспери- ментирования». | Старший воспита- тель, воспитатели |
1.8. | Выставка методической литературы, дидактических посо- бий по проблеме исследования. | Старший воспита- тель |
1.9. | Самостоятельное изучение педагогами опыта работы дру- гих дошкольных организаций по проблеме познаватель- ного развития детей в условиях введения ФГОС ДО (ана- лиз методической, периодической литературы). | Педагоги |
1.10. | Аукцион педагогических идей: «Способы развития инициа- тивы и любознательности у детей в процессе разнообраз- ных видов деятельности» | Старший воспита- тель |
1.11. | Создание банка данных методических идей по проблеме исследования. | Педагоги |
1.12. | Разработка методических рекомендаций «Организация и методика проведения проектной деятельности с детьми раз- ных возрастных групп» | Педагоги |
1.13. | Разработка методических материалов к коррекционно- развивающей программе «Познай-ка сам, играя, экспери- ментируя, рассуждая». | Педагоги |
1.15. | Участие в работе международного кластера «Инновацион- ные технологии в практике образования» на сайте журнала «Педагогический мир»: - дистанционные консультации, -мастерклассы, -открытые мероприятия, -конкурсы | Педагоги |
2. | Мероприятия, проводимые с детьми старшего дошколь- ного возраста | |
2.1. | Игровые ситуации с использованием логических блоков Дьенеша | Воспитатели |
2.2. | Апробация коррекционно-развивающей программы «По- знай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая». | Педагоги |
2.3. | Организация и проведение детских опытов, эксперименти- рования. | Воспитатели |
2.4. | Просмотр и анализ видео материалов познавательного цикла. | Педагоги |
2.5. | Решение логических, занимательных, изобретательных за- дач, головоломок, ребусов. | Воспитатели |
2.6. | Отгадывание загадок, кроссвордов. | Воспитатели |
2.7. | Проведение дидактических, развивающих, строительно – конструкторских игр. | Воспитатели |
2.8. | Проведение элементарных эвристических бесед «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» | Воспитатели |
2.9. | Разрешение проблемных ситуаций. | Педагоги |
2.10. | Чтение и анализ книг познавательного характера. | Воспитатели |
2.11. | Проведение ситуативных разговоров с помощью аудиости- керов и говорящей ручки «Знаток» | Педагоги |
2.12. | Разработка мини-проектов. Образовательный маршрут: естествознание (живая и неживая природа). Примерная те- матика: «Живая аптека», «Все о дельфинах», «Цветочная мозаика», «Уголок счастья», «Волшебные звуки природы», «Вода- это жизнь», «Мои питомцы», «Малыши и взрос- лые», «Идем по плану», «Вторая жизнь упаковки» | Педагоги |
2.13. | Разработка мини- проектов. Образовательный маршрут: объекты окружающего мира. Примерная тематика: «Елоч- ная игрушка», «Волшебная бусинка», «Что? Где? Почему?» «Любимые игрушки», «Транспорт в жизни человека». | Педагоги |
2.14. | Участие в муниципальных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я исследова- тель». | Педагоги |
2.15. | Участие в краевом конкурсе «Семейные экологические про- екты». | Педагоги родители, дети |
3. | Мероприятия, проводимые с родителями | |
3.1. | Групповая консультация: «Организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи с целью познавательного разви- тия». | Воспитатели |
3.2. | Групповая консультация «Участие родителей в проектной деятельности». | Воспитатели |
3.3. | Индивидуальная консультация «Технология оказания по- мощи ребенку в ходе выполнения проекта». | Воспитатели |
3.4. | Круглый стол «Развитие познавательной активности ребен- ка на этапе подготовки к школе». | Старший воспита- тель |
3.5 | Размещение дидактических, консультационных материалов для родителей детей раннего и дошкольного возраста на сайте ДОО | Старший воспитатель |
4. | Межсетевое сотрудничество | |
4.1. | Консультирование участников эксперимента на диагности- ческом, организационном, практическом, обобщающем, внедренческом этапах. |
|
4.2. | Посещение детьми районной библиотеки. | Педагоги |
4.3. | Экскурсия на станцию юных техников. | Педагоги |
4.4. | Экскурсия в детский юношеский центр. | Педагоги |
Важным моментом в экспериментальной деятельности является постоян- ное повышение образовательного уровня педагогического коллектива, про- ведение методической учебы, круглых столов, консультаций, обучающих се-
минаров, мастер-классов, изучение педагогами опыта работы других до- школьных организаций по проблеме исследования.
Для эффективной реализации предложенной системы важным моментом является сотрудничество педагогов с семьей в течение всего периода пребы- вания ребенка в дошкольном учреждении. В данном случае значимым явля- ется приобщение семьи к созданию социальной ситуации познавательного развития ребенка в период раннего и дошкольного детства, к оказанию помо- щи ребенку в выполнении проектно- исследовательской деятельности.
Проектная деятельность представляет собой важную сферу познаватель- ной активности детей и может включать разнообразные образовательные маршруты, в качестве ведущих направлений нами определены - живая, нежи- вая природа, объекты окружающего мира.
Мини-проекты приобщают детей к самостоятельной познавательной дея- тельности, расширяют кругозор, побуждают к проявлению инициативы и любознательности, стимулируют проявление нравственно-волевых качеств по достижению познавательных целей. В возрасте 6-7 лет взрослому осо- бенно важно развивать и поддерживать творческую активность детей, созда- вать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом.
Экспериментальная деятельность предполагает межсетевое сотрудниче- ство с районной библиотекой, стацией юных техников.
Таким образом, развитие инициативы и любознательности у дошкольников обеспечивается реализацией целостной педагогической системы, эффектив- ность которой определяется комплексом педагогических условий.
Ожидаемые результаты реализации проекта, на наш взгляд, должны соот- ветствовать критериям оценки системы качества дошкольного образования по заданным параметрам направления «познавательное развитие» в рамках реа- лизации ФГОС ДО.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА -дополнить
- Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие
/науч.ред.: А.Г.Гогоберидзе.- СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.- 176 с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошко льного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
- Зак А.З.Учимся мыслить логично: Занимательные задачи для развития логического мышления у дошкольников.- М.: АРКТИ, 2002.-56.
- Емельянова М. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в дет- ском саду.- 2009. №2. С.82-85.
- Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процес- се проблемного обучения // Дошкольное воспитание.- 2007. №3. С.15-21.
- Макарова Е.А. ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников //Управление ДОУ. -2008. №6. С. 79-87.
- Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошколь- ников. Авторы- составители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова – СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160 с.
- Тугушева Г.И., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
- Уманская Н.В., Иванова А.И. Познавательный потенциал детской игры
// Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2013. №9. С. 51- 58.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- ЗАО «Новый диск». www. nd. ru. www.school.nd. ru.
- Наглядно-дидактические пособия, игры и альбомы издательства «РИВ» (развивающие игры В.В.Воскобовича), «Оксва», «Саркисов В.Р.», «ДЕТ- СТВО-ПРЕСС», Санкт- Петербург.
- Логические блоки Дьенеша.
- Карточки Хагса Фогеля.
- Говорящая ручка «Знаток» и продукция к ней (книги, плакаты).
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Виды диагностик
Для сбора необходимой информации в рамках подготовки и реализации эксперимента проводились диагностики:
- наблюдение за поведением детей старшего дошкольного возраста в различ- ных видах деятельности.
- мониторинг динамики изменения показателей развития инициативы и любознательности дошкольников.
Уровни оценки развития инициативы и любознательности у детей старшего дошкольного возраста
(модификация критериев оценки Ю.А.Афонькиной, Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса)
Высокий уровень
Мониторинговые индикаторы:
Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при вос- приятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно- следственные связи.
Познавательные вопросы имеют преимущественно причинно- следственный характер, отражают попытки понять существенные связи и от- ношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения ново-
го знания, решения проблемы; свойства объектов и веществ пытается выяс- нить самостоятельно; рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.
Планирует разные виды деятельности, например, наблюдение для полу- чения информации; проявляет инициативу и самостоятельность, четко со- блюдает необходимую последовательность действий; развернуто отражает в речи впечатления, выводы; самостоятельно действует в повседневной жизни.
Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить само- стоятельно. Не пытается переложить на взрослого инициативу по решению проблемы.
Участие в образовательном процессе. Выполняет поручения взрослых, сотрудничает со сверстниками на занятиях; проявляет инициативу, ответ- ственность, старание, анализирует и оценивает свои поступки и поступки других людей, результаты своей деятельности, замечает и исправляет ошибки; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; не мыслит себя вне группы, высказывает предложения по выбору видов деятель- ности, решению иных важных для жизни детей группы вопросов, например, подготовки к празднику, подробно и заинтересованно рассказывает о своих интересах, делах в детском саду.
Участие в игре. В играх проявляет инициативу, самостоятельность, договаривается со сверстниками, распределяет обязанности, помогает; часто предлагает сюжеты игр, темы для обсуждений, идеи для совместных игровых проектов. Для обогащения сюжета игры пользуется различными источниками информации. Проявляет активность в решении познавательных, логических, занимательных задач, ребусов, головоломок.
Участие в различных проектах: всегда охотно принимает участие, сам проявляет инициативу.
Средний уровень
Мониторинговые индикаторы:
Преимущественно проявляет познавательные интересы к окружающе- му миру.
Познавательные вопросы имеют причинно-следственный характер, соче- таются с уточняющими вопросами, ответы выслушивает с интересом, вы- двигает свои версии ответов, может настаивать на них. Ориентируясь на соб- ственный опыт или житейские представления.
Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, органи- зованном взрослым; частично проявляет инициативу и самостоятельность, стремиться экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в ре- чи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы.
Самостоятельно, последовательно действует в привычной обстановке повседневной жизни; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уро- вень инициативы и самостоятельности снижается.
Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, но устраня- ется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.
Участие в образовательном процессе. Не всегда выполняет поручения взрослых, стремиться сотрудничать со сверстниками на занятиях, но нужда- ется в помощи взрослого; не всегда проявляет инициативу, ответственность, старание; с помощью взрослого анализирует и оценивает свои поступки и поступки других людей, результаты своей деятельности, замечает и исправля- ет ошибки; с интересом относиться к тому, что происходит в детской группе, задает вопросы о предполагаемых событиях (содержании предстоящего заня- тия, ожидаемой игре), испытывает удовлетворение от общения с другими детьми; стремиться участвовать в жизни группы, высказывает свои предполо- жения, но они могут быть нереалистичны, без учета специфики взаимодей- ствия детей друг с другом или с воспитателем в условиях детского сада; рас- ска
зывает о своих интересах, делах в детском саду.
Участие в игре. В играх старается проявлять самостоятельность, при необходимости со сверстниками договариваться, оказывать помощь; иногда предлагает сюжеты игр, темы для обсуждений, идеи для совместных игровых проектов. Для обогащения сюжета игры часто пользуется различными источ- никами информации. Проявляет заинтересованность в решении познаватель- ных, логических, занимательных задач.
Участие в различных проектах: обычно охотно принимает участие, но ждет приглашения от взрослого; если заинтересуется деятельностью, то очень активен.
Низкий уровень
Мониторинговые индикаторы:
Проявления познавательных интересов: преобладают неустойчивые, предметно-ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд).
Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на сво- их версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам.
С желанием принимает участие в экспериментах, организуемых взрос- лым, инициативы не проявляет, в речи отражает эмоции, возникающие в про- цессе работы, иногда задает уточняющие вопросы, сам экспериментирование не организует.
Систематически самостоятельность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном вы- полнении качество результата деятельности снижается. Обращается за помо- щью в тех случаях, когда сам может решить проблему.
Участие в образовательном процессе. Избегает выполнения поручений взрослых, не стремиться сотрудничать со сверстниками на занятиях; часто не проявляет ответственность, старание; даже с помощью взрослого затрудняет- ся в анализировании и оценивании своих поступков и поступков других лю- дей, результатов своей деятельности, в выявлении и исправлении ошибок;
откликается на предложения взрослого в отношении участия в мероприятиях, происходящих в группе; не проявляет инициативу или проявляет редко, не проявляет явного интереса к образовательному процессу или проявляет не- устойчивый интерес; не стремиться по собственной инициативе участвовать в жизни группы, рассказывать о своих интересах, делах в детском саду, на во- просы взрослого отвечает односложно, малоинформативно.
Участие в игре. В играх иногда проявляет самостоятельность, не всегда удается договариваться со сверстниками; практически не предлагает сюжеты игр, темы для обсуждений. Для обогащения сюжета игры иногда пользуется источниками информации. Проявляет пассивность в решении познаватель- ных, логических, занимательных задач.
Участие в различных проектах: только после приглашения педагога.
Низший уровень
Мониторинговые индикаторы:
Познавательные интересы не оформлены, не дифференцированы; реаги- рует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к про- исходящему, быстро пресыщается.
Задает вопросы редко, в вопросах отражает то, что воспринимает непо- средственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим от- ветом; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам.
Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положи- тельных эмоций, познавательных чувств в процессе работы, организованной взрослым; не инициирует экспериментирование.
Не самостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действо- вать самостоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негатив- ные переживания.
Не привлекает взрослого к содействию, может настаивать на самостоя- тельности, даже в ситуации непродуктивной деятельности, отказывается от
сотрудничества со взрослым.
Участие в образовательном процессе. Как правило, не выполняет пору- чений взрослых, не стремиться сотрудничать со сверстниками на занятиях; не проявляет ответственность, настойчивость, старание или проявляет эпи- зодически; даже с помощью взрослого затрудняется в анализировании и оценивании своих поступки и поступки других людей, результатов своей дея- тельности, в выявлении и исправлении ошибок; откликается на предложения взрослого в отношении участия в мероприятиях, происходящих в группе; не стремиться участвовать в образовательном процессе вместе с другими деть- ми, предпочитает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым, кото- рые могут стать единственной возможностью вызвать активность ребенка в образовательном процессе, редко и кратко рассказывает о своих интересах, делах в детском саду или не рассказывает.
Участие в игре. В играх не проявляет самостоятельность, не стре- миться сотрудничать со сверстниками, не предлагает сюжеты игр, темы для обсуждений. Для обогащения сюжета игры не пользуется источниками ин- формации. Редко проявляет участие в решении познавательных, логических, занимательных задач.
Участие в различных проектах: отказывается участвовать.
Механизм оценки результатов наблюдения
за поведением детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
ФИ | Позна- | Позна- | Экспе- | Обраще- | Участие | Уча- | Участие |
ребен- | ватель- | ватель- | рименти- | ние за | в образова- | стие | в проектах |
ка | ные ин- | ные во- | рование | помощью | тельном | в игре | |
тересы | просы | к взрос- | процессе | ||||
лому | |||||||
Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов. Низший уровень- 1-3 балла.
Низкий уровень- 4-6 баллов. Средний уровень- 7-9 баллов.
Высокий уровень- 10-12 баллов.
На основании общей суммы баллов определяется уровень достижений планируемых результатов (показателей) динамики развития инициативы и любознательности у детей в различных видах деятельности: 70-82 балла- вы- сокий; 49-69 балла- средний; 28-48 баллов- низкий; 7-27 баллов- низший.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА
- Повышение эффективности и качества педагогического процесса ДОО, раз- вивающего эффекта образовательной работы с детьми.
- Создание предметно-пространственной среды в группе, на участке, способ- ствующей развитию у дошкольников инициативы и любознательности.
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах поддержки инициативы и любознательности детей в различных видах дея- тельности.
- Ориентация педагогов на деятельностный подход в обучении. Активное применение в работе с дошкольниками игровых, интерактивных, информаци- онно-коммуникативных технологий; технологий исследовательской деятель- ности, развивающего обучения.
- Амплификация детского развития. Обновление содержания и технологии работы по направлению «Познавательное развитие».
- Повышение интереса к познавательной деятельности у детей, в том числе за счет использования информационных ресурсов (наглядно-дидактические пособия, программно- методические комплексы познавательной направлен- ности).
- Адаптация коррекционно-развивающей программы «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая» в работе с детьми старшего дошкольного воз- раста.
- Приобщение семьи к процессу познавательного развития ребенка, к оказа- нию ему помощи в выполнении мини-проекта.
- Участие и победа в конкурсах исследовательских работ и творческих про- ектов дошкольников.
- Увеличение числа детей с высоким и средним уровнем развития инициати вы и любознательности.
- Повышение инновационной активности педагогов (разработка коррекцион- но-развивающей программы, методических материалов, обобщение и рас- пространение педагогического опыта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - творческий проект в средней группе "Играя, познаем природу"
Тема проекта «Играя, познаём природу» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в п...
2018-2019 Проект "Познаем мир играя"
Тип проекта: познавательно–игровойПо количеству участников: групповой, 25 человек;Продолжительность: с 11 февраля по 30 апреляУчастники проекта: педагоги, психолог, дети раннего возрас...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Исследуй, пробуй, рассуждай!»
Аннотация к инновационному продуктуОбразовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 комбинированного вида Красносельского района С...
Познавательный проект «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»
Проектная деятельность...
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...
Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"
Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"...
Консультация «Играя, экспериментируем, познаем»
Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых....