Проект по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
проект по окружающему миру (средняя группа)

  • Расширить знания детей о воде и её свойствах;
  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
  • Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды;
  • Развивать любознательность и познавательную активность детей;
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunchik.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Корсаковского городского округа

Проект по экологическому воспитанию в средней группе

Тема: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Подготовила воспитатель:

Юн Наталья

Владимировна.

г.Корсаков

2020

Проект по экологическому воспитанию в средней группе

Тема: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Информационная карта проекта:

Полное название проекта: «Волшебница вода»

Автор проекта: Юн У Суни (Наталья Владимировна)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, педагог дополнительного образования по ИЗО

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Пояснительная записка

 Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека.  К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды,  с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Цель проекта: формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о воде и её свойствах;
  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
  • Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды;
  • Развивать любознательность и познавательную активность детей;
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Планируемые результаты:

Дети узнают:

  • О свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.
  • О роли воды в жизни человека и живых организмов.
  • Узнают, что такое – круговорот  воды в природе.
  • Узнают о том, что воду загрязняют,  мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
  • Дети будут бережно относиться к воде.

План реализации проекта:

I Подготовительный этап:

  • Определение направленности проекта, целей и задач;
  • Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
  • Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
  • Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов и видеоматериалов по теме проекта.

II Основной этап:

Направление деятельности

Содержание деятельности

Беседы, рассказы

  • «Что мы знаем о воде»
  • «Важность воды для всех живых организмов»
  • «Что такое осадки»
  • «Водоемы»
  • «Интересные факты о воде»
  • «Загрязнение воды и как этого избежать»
  • «Бережем воду вместе»

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыты:

  • «Вода – это жидкость»
  • «Очищение воды»
  • «Вода прозрачная»
  •  «Вода меняет цвет»
  • «Вода – растворитель»
  •  «Мыльные пузыри»
  • «Куда спряталась вода»
  • «Плавает – тонет»
  • «Вода проникает в растения и питает их»

Наблюдения

  • «Дождь за окном»
  • «В лужах отражается небо»

Познавательная деятельность

  • НОД «Обитатели водоемов»
  • НОД «Вода и её превращения»
  • НОД «Мы изучаем воду»

Художественное творчество

- Рисование: «За окном капельки дождя»;

- Аппликация: «Аквариум»;

- Лепка: «Речные рыбки»;

- Конструирование из бумаги: « Кораблики».

Работа с родителями

  • Введение в тему проекта: рекомендации родителям по
  • ознакомлению детей с водой;
  • Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
  • Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Ручеек»

«Солнышко и дождь»

«Море волнуется»

«Тучка по небу ходила»

«Рыбак и рыбки»

«Лягушки и цапля»

Дидактические игры:

«Какой бывает вода?»

«Собери картинку»

«Доскажи словечко»

«Кто больше назовет»

«Потому что…»

«Тонет – не тонет»

«Небо. Земля. Вода»

Сюжетно – ролевые игры:

«Моряки»

«Мамины помощники – постираем кукле платье»

Чтение художественной литературы

Просмотр видео материала

Рассказы и сказки:

- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;

- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;

Стихотворения:

- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;

- «Ручеек и речка» С. Олегова;

- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;

- «Берегите воду» С. Олегова;

- «Разговор» С. Погореловский;

- «Ручеек» Т. Жиброва;

- «Дождик» В. Минькова;

- «Какой дождь» О. Григорьев;

- «Снежок и Алешка» Е. Андреева

- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.

Загадки, половицы и поговорки о воде

Круговорот воды природе. Путешествие Капельки. 

III Заключительный этап:

  • Выставка детских работ по проекту;
  • Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
  • Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.

Список литературы:

1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».

4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

5. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.

6. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

7. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7лет. - М.: МозаикаСинтез, 2012. – 80с.

Приложение № 1

Конспект НОД: «Что мы знаем о воде, путешествие капельки»

Провела: Юн У Суни (Наталья Владимировна)

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Задачи:

  • Прививать бережное отношение к воде;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • познакомить детей со свойствами воды (вкус, прозрачность);
  •  развивать наблюдательность.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма проведения: занятие - путешествие.

Словарь: безвкусная, сладкий, прозрачная, не прозрачная, глубокая, мелкая.

Предварительная работа: чтение стихов, загадок, потешек о воде, наблюдение за дождём из окна, игры - забавы с водой, чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр», просмотр иллюстраций, наблюдение в уголке природы за цветами (полив).

Ход нод:

 Воспитатель: Дети, давайте поиграем, я загадаю загадку, а вы отгадаете. Слушайте! На свете нет её сильней, На свете нет её буйней, В руках её не удержать, И на коне не обогнать!

 Ответ детей: вода.

 Воспитатель: Да, это вода. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей). Воспитатель: Вы слыхали, о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, И водопроводном кране. Без неё нам не умыться, Не покушать, не напиться! Смею вам я доложить, Без воды нам не прожить! А вы, ребятки, как думаете, можно без воды прожить?

 Дети: Нет!

 Воспитатель: Да, дети, без воды нет жизни на земле. Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились? Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)

Воспитатель: Дети капельку зовут Капитошка.

Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капитошка? Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду. Воспитатель: Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дети: Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

Воспитатель: А как нам это сделать?

Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Воспитатель: вместе с детьми произносит считалку-превращение Без меня не будет моря, океана и реки, Даже лужицы, в которой бултыхаются щенки. Раз, два, три…Стали капельками мы. Итак, путешествие начинается.

Дети и воспитатель идут по группе и делают остановку около мойки. Воспитатель: Вот место, где моют посуду, вытирают столы, как вы думаете, здесь нужна вода? Дети: Нужна.

Воспитатель: Правильно. Воды надо много, чтобы всё было чистым. Посмотрите на стол, что лежит на столе? Дети перечисляют (мелкая тарелка глубокая тарелка, чашка, большая ложка, поменьше, маленькая ложка) Воспитатель: Ребята, а где же капля? Смотрите, вот она. Идём дальше. Вот уголок природы. Дети, а здесь нужна вода?

Дети: Да. Цветы надо поливать. Воспитатель: Верно, они живые, без воды завянут, засохнут, им нужна вода. А давайте покажем, Капитошке как мы умеем ухаживать за цветами? Давайте протрём цветочки и польём цветы из лейки.

Дети с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику. Наши алые цветки распускают лепестки (медленно разгибают пальцы из кулачков). Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачивание рук вправо, влево). Наши алые цветки закрывают лепестки (медленное сжимание пальцев в кулаки). Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачков вперед-назад).

Воспитатель: Здесь живёт ещё одна капелька - вот она. Продолжаем путешествовать. Дети и воспитатель подошли к уголку игрушек. Воспитатель: Вот игровой уголок. Здесь много игрушек, кукол. Дети, а вода в этом месте нужна?

Дети: Да! Воспитатель: Зачем? Ответы детей (мыть грязные игрушки, стирать одежду для кукол). Воспитатель: Да, дети, вы знаете, молодцы! Воспитатель: Да, капелька, ещё одна помощница людям. Путешествие продолжается. Дети и воспитатели проходят в комнату, где моют руки. Воспитатель: Как вы думаете, здесь есть вода? Для чего она нужна?

Дети: Чтобы мыть руки, умываться.

Воспитатель: Верно. Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. Дети и воспитатель выполняют массаж лица. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. (имитировать движения описанные в стихотворении) Воспитатель: Дети, давайте попробуем воду на вкус, и сравним её с другим напитком, с соком. Дети пробуют.

Ответы детей: (сок сладкий, вода нет)

Воспитатель: Да, вода безвкусная. А где же капелька? Давайте её поищем глазками (проводится гимнастика для глаз). Не двигая головой, дети поднимают глаза вверх, опускают вниз, поворачивают влево, а затем вправо.

 Воспитатель: Ребятки, давайте ещё раз вспомним, где же бывает вода? Ответы детей: (в кране, в луже, в море, в ручье, в реке, в озере, в аквариуме) Воспитатель: Верно. У нас в группе тоже есть аквариум, в котором вода чистая, но пока там никто не живёт, не плавает. А как вы думаете, кого можно туда поселить, кто не может жить без воды?

 Дети: Рыбы.

Воспитатель: Так поселите их. Дети выполняют аппликацию. Воспитатель: Посмотрите, как рыбки радуются. Давайте покажем, как они плавают. Воспитатель и дети показывают движение рыб. Воспитатель: Вот, дети, как хорошо, что есть вода в море, в озере, в реке, в кране. Её пока много, но всё - равно её нам нужно беречь. Не оставлять кран открытым! Капитошка мне говорит, что ей пора. Наше путешествие ей очень понравилось. Она угощает нас всех дарами озера. Давайте скажем ей спасибо. Капитошка прощается с детьми и уходит.

Итог: Дошкольники стали осознанней, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде.

Приложение №2

Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе: «Лаборатория Капельки»

Провели совместно воспитатель: Юн У Суни, педагог дополнительного образования по ИЗО: Фоменко Ирина Адамовна.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-личностное развитие.

Вид: интегрированная совместная образовательная деятельность.

Возрастная группа: средняя группа.

Цель: создание условий для познавательно-исследовательской и познавательно-речевого развития детей через интеграцию содержания образовательных областей и использование развивающих технологий.

Задачи:

  • Воспитывать правильное поведение в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, бережное отношение к воде;
  • продолжать обучать навыкам проведения простейших лабораторных опытов;
  • расширять представления детей о воде как о природном явлении, о свойствах воды (не имеет цвета, запаха, вкуса; может находиться в трех агрегатных состояниях); об условиях перехода воды из одного состояния в другое; о значении воды для жизни на Земле
  • приучать выдвигать гипотезы; развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности, умение сравнивать, делать выводы.

Приложение №3

Опыт № 1. «Окрашивание воды». 

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Материал: Ёмкости с водой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим. (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт №2 «Как растения пьют воду?» 

Цель. Формировать представления детей о процессе движения воды по растению. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям. Оборудование: листья пекинской капусты, стаканчики прозрачные для воды, краска четырех цветов.

Воспитатель: «Цветы и растения нуждаются в постоянном поливе. По состоянию земли можно определить, поливать растение или нет». Воспитатель: «Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску) Теперь поставить листья в стакан с окрашенной водой и подождать некоторое время.

Опыт № 3 «Вода - жидкая, может течь и не имеет формы»

Цель: Доказать, что вода – жидкая, может течь, не имеет формы. Материалы: Пустой стакан, стакан с водой, сосуды различной формы. Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Теперь предложить переливать воду в сосуды различных форм. Что происходит с водой, какую форму она принимает?

Опыт № 4 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Материалы: стаканы с водой, песок, сахарный песок, акварельные краски, ложечки. Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт № 5 «Способ очистить воду»

 Цель: Познакомить детей со способами очисти воды. Развивать образное мышление. Воспитывать бережное отношение к воде. Оборудование: Две банки одна с грязной водой, вторая пустая и кусочек материи. Установить банку с грязной водой на возвышение и перекинуть кусочек материи из одной банки в другую. Через некоторое время очищенная вода перетечет в пустую тару.

 Опыт №6 «Плавает – тонет»

Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. Оборудование: Таз с водой, кусок пенопласта, ложка, кораблик из бумаги, кубик. В воду погружаются предметы и ведется наблюдение.

Приложение №4

Наблюдение: «В лужах отражается небо»

Цель: напомнить детям, что летом лужи теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется. А еще лужа обладает отражающей способностью.

Словарная работа: серая лужа, расплескалась, моросило, дрожит.

Художественное слово:

Мне серая лужа простудой грозила

Расхлюпалась грязь

И весь день моросило.

И не было в мире скучнее двора

Чем тот, где пытались гулять мы вчера.

Сегодня на ветках не капли, а льдинки,

По грязи идем, не испачкав ботинки,

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, и хрустит подо мной.

Наблюдение за небом

Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Словарная работа: активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.

Художественное слово: (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Наблюдение за дождем

Цель: закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений летом. Развивать доказательную речь. Словарная работа: активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.

Художественное слово: (загадка)

Из маленьких капель я состою,

А домик мой - туча, я в нем живу.

С большой высоты я на землю лечу

Скорее все прячьтесь, а то намочу!

Приложение № 5

Художественное творчество

Лепка: «Речные рыбки»

Провела: Фоменко Ирина Адамовна

Изобразительные задачи:

- продолжать учить детей лепить предметы из одного кусочка пластилина;

- продолжать совершенствовать приемы лепки;

- учить детей соблюдать пропорции.

Технические задачи:

- совершенствовать умение детей скатывать пластилин круговыми и прямыми движениями;

 Воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать интерес к лепке;

- развивать творчество, самостоятельность;

- продолжать развивать интерес не только к процессу, но и к результату.

Оборудование: пластилин, клеенка, картон облепленный синей бумагой, дощечки для лепки, игрушечная рыбка.

Предварительная работа: лепка предметов круговыми и прямыми движениями, рассказ о «Пресных водоемах и их обитателях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

Знакомство детей со свойствами воды. Проведение опытов с водой.,...

Конспект НОД по методике экологического образования для детей средней группы. Тема: Волшебница-вода

Конспект НОД по методике экологического образования для детей средней группы.Тема: Волшебница-водаВозрастная группа: средняяПредполагаемая развивающая среда (дидактические материалы):1. Д/и «Для...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Волшебница Вода».

Познавательно – исследовательский проект « Вода – волшебница» способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им ...

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

Проект с детьми средней группы Тема: «Волшебница - вода»

   Цель проекта: формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.6. Задачи: - Установление у детей науч...

Проект п экологическому воспитанию детей средней группы тема "Удивительные насекомые"

Часто на прогулке весной наблюдала неординарное поведение детей по отношению  к насекомых. Одни дети сажали жуков в коробочку. Другие просто топтали муравьёв ногами. Третьи увидев паука пугались ...