Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Мы – юные метеорологи».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность проекта: у современных дошкольников не достаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. С помощью данного проекта занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители .
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (октябрь – апрель)
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи: познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
- воспитание навыков применения знаний на практике;
- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_meteorologi.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по экологическому воспитанию
в старшей группе «ПЧЕЛКИ»
«Мы – юные метеорологи»
Подготовили:
Воспитатели:
Наумова Ирина Владимировна,
Леонова Екатерина Григорьевна
Иваново, 2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Мы юные метеорологи»
Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители .
Вид проекта: информационно – исследовательский.
База проекта: МБДОУ детский сад № 171
Срок реализации: долгосрочный (октябрь – апрель)
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи
:познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
- воспитание навыков применения знаний на практике;
- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Содержание проекта
Этапы проекта:
Подготовительный (октябрь)
- обозначение цели проекта;
- постановка задачи данного проекта;
- определение сроков проведения проекта;
- составление плана работы над проектом.
Основной (ноябрь – апрель)
- подготовка площадки;
- установление оборудования: вмонтирование термометров, размещение анемометра, осадкомера (дождемера), флюгера и барометра, солнечных часов, песочных часов;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;
- изготовление приборов – помощников;
- работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
Заключительный (апрель)
- Создание дневника наблюдений для его дальнейшего использования.
Предполагаемые результаты:
- развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;
- иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
- знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
- создание и ведение дневника наблюдений за погодой.
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
План работы с детьми
Месяц | Тема | Форма работы |
Октябрь -ноябрь | «Что такое погода?» Цель: знакомство с погодными явлениями | Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках. Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе. Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе. Чтение художественной литературы: А.. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Э. Шим «Отчего Осень грустна» Наблюдение за дождем и снегом. П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года. |
Декабрь | «Загадки планеты Земля» Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседы: «Как изменилась одежда людей зимой». «Зимняя погода» НОД «Что такое компас?» Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом. Опыты - эксперименты с водой, воздухом Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности. Наблюдение за сосульками. Чтение художественной литературы: Е. Явецкая «Зима-рукодельница» Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен) |
Январь | «История зарождения метеорологии, как науки» Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога | НОД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни. Опытно-экспериментальная деятельность: Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". Просмотр презентации «Приборы метеоролога» Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро» Чтение художественной литературы: Опытно-исследовательская деятельность: |
Февраль | «Приборы-помощники». Цель: знакомство с различного вида термометрами. | Беседы: Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру. Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты. Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха); Наблюдение за снегом. Опыты- эксперименты со снегом: «Сколько весит снег?» Рисование на тему: «Зимой в лесу». Чтение художественной литературы: Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор. |
Март | «Приборы –помощники» Цель: знакомство с анемометром и барометром, со способом определения силы ветра. | Беседа: «Чем измерить силу ветра?», «Для чего нужен барометр?» Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним. Работа с барометром; Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей. Чтение художественной литературы: Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе. Настольная игра «Времена года» Развивать мелкую моторику. |
Апрель | «Коллекция народных примет». Цель: Формировать представления о погодных изменениях в природе, о приметах | Беседы: Наблюдение за солнцем. Опыты – эксперименты с воздухом: «Сколько весит воздух?» Наблюдение в природе «Какого цвета небо?» Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые,кучевые. Рисование акварелью «На что похоже облако?» Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта. П/игра «Найди свою пару» |
Для реализации проекта использовала материал с интернет- сайтов: http://deti.ledibashkirii.ru
Результаты по реализации проекта “Мы – юные метеорологи”
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы, в том числе наблюдения за погодой, включается элемент познания природы, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Дети наблюдали не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. За это время у детей повысился уровень развития познавательной сферы: дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки, играли; получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать, а также умение взаимодействовать в группе.
Наблюдения и исследовательская деятельность помогли детям получить естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети брали на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект детям бы интересен и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Круглый год"
В проекте мною указана работа по экологическому воспитанию в течении всего года за сезонными изменениями, даны темы занятий, наблюдений, работа с родителями....
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания....
Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Реки моей малой Родины»
расширение знаний у детей о реках родного города, как экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе....
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Береза- символ России"
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Задачи: Ø Сформировать представления о жизни берёзы, как живогоØ существа.Ø Развивать ...
Паспорт проекта по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - юные экологи"
В данном документе представлены задачи, актуальность проекта и предложено перспективное планирование образовательной деятельности по временам года....
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...