Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фоменко Елена Петровна

Знакомство с историей лампочки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_proshloe_elektricheskoy_lampochki.docx184.64 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0194/0006df63-c4d887d9/img2.jpgПриложение 12

Конспект НОД по развитию у детей представлений

о человеке в истории и культуре

с использованием инновационных технологий

(подготовительная группа)

Тема: «Путешествие

в прошлое электрической лампочки»

Задачи:

  • Развивать у детей познавательные интересы, расширять кругозор.
  • Закрепить знания детей об истории появления электрической лампочки.
  • Вызвать положительный эмоциональный настрой и интерес к прошлому этого предмета.
  • Учить быть доброжелательными собеседниками. 

Предварительная работа: Знакомство с историей лампочки: рассматривание предметов;

беседы о их назначении; чтение С. Я. Маршака «Сказка про спички»; игры «Найди лишнее», «Найди отличия».

Оборудование: Предметы – предки лампочки: лучина, факел, свеча, керосиновые лампы и фонарь, электрическая лампочка. Столы, магнитофон, спички, рисунки. Разные осветительные приборы. Ткань для окон для затемнения комнаты. 

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? Хотите мы сегодня с вами отправимся в путешествие? (Да)

Воспитатель: - Но сначала нужно собраться в дорогу. Взять с собой самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что еще необходимо взять?

(предполагаемые ответы детей: Знания, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение)

Воспитатель: - Все взяли, можно отправляться. А вот куда оправляться, вы знаете? А чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно будет отгадать следующие загадки: 

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом

Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнурке.

Висит груша - Нельзя скушать.

Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Воспитатель: - Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же – лампочка. Поэтому мы сейчас с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Что значит слово «прошлое»?

(рассуждения детей)

Воспитатель: - Да, верно,  - это то, что уже было. Было давно или давным-давно. Что ж, теперь закройте глаза, а я произнесу слова, после которых мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Воспитатель:  Раз-два-три – мы пришли.

(Звучит музыка, воспитатель приглашает детей пройти к столам)

Воспитатель: - Что за предметы на столе?

(Дети перечисляют)

Воспитатель: - Что общего у этих предметов?

(предполагаемые ответы детей: Они зажигаются и дают свет).

(дети проходят на свои места и садятся)

Воспитатель:  - Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет, победил ночь. Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка?

(дети: - Нет)

Воспитатель: - Конечно, нет. Как вы думаете. Чем древний человек освещал свою пещеру?

(предполагаемые ответы детей: Древние люди разжигали в пещере очаг. И от него становилось светлее)

Воспитатель: - А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью?

(Да). - Почему?

(предполагаемые ответы детей: Ничего не видно, темно)

Воспитатель: - Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтоб освещать себе путь ночью?

(предполагаемые ответы детей: Люди придумали факел)

Воспитатель: - Что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: - Верно, ребята, с факелами не только ходили по улицам, но и освещали помещение, закрепив их на стенах в специальных приспособлениях. Затем люди придумали лучину. Что это такое?

(предполагаемые ответы детей: Это просто щепка, заострённая на конце)

Воспитатель: - Обычно лучину делали из березы, она лучше горит.

(Выключается свет, воспитатель зажигает лучину, все наблюдают как она горит. При этом воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит)

Воспитатель: - Такое освещение удобно? (Нет) -  Почему?

Воспитатель: - Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль

(зажигает свечу, показывает, как горит)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, чем неудобна свеча?

(предполагаемые ответы детей: Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света)

Воспитатель: - Человек стремился придумать более удобное освещение своего жилья. Люди научились делать керосин (из нефти) и придумали керосиновые лампы, фонари.

(показ лампы)

Воспитатель: - Вы все уже видели керосиновую лампу. Кто знает, как она устроена? Почему горит? Лампа удобнее, чем свеча?

(Зажигает лампу)

Воспитатель: - Да с такой лампой можно было выходить на улицу. Выходить и в дождь, и в ветер, но все-таки керосиновая лампа – это не очень удобно. Почему?

(Беру белый лист бумаги, несколько раз провожу им над горящей свечой, над керосиновой лампой. На листе остались следы копоти)

Воспитатель: - Ребята, вы убедились, что свеча и лампа не совсем удобны для освещения?

Воспитатель: - Прошло много. Люди продолжали искать новые способы удобного освещения своего жилища. И, когда появилось электричество, русский инженер Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку, которая и сейчас в темные вечера освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников. На потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы. Как вы считаете, ребята, удобна электрическая лампочка? Почему?

(рассуждения детей)

Воспитатель: - Ребята, наше путешествие еще не закончилось, но подходит к концу. Хотелось бы узнать, как вы запомнили предметы, используемые для освещения, в каком порядке они появились у человека до появления электрической лампочки и предлагаю поиграть в игру «Исправь ошибку». Вы должны рассмотреть рисунки и определить: они расположены в той последовательности, в которой появились, когда их придумали люди? Или нет? И если нужно, восстановить последовательность.

(Очаг, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа. Электрическая лампочка)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как человек придумал свет. А теперь ответьте мне на вопрос. Что было бы, если б не было света?

(предполагаемые ответы детей: Было бы темно; вечером нельзя бы читать, рисовать, выходить на улицу и т. д.)

Воспитатель: - Значит, лампочка – это самый удобный предмет для освещения, и я хочу показать вам. Какими разными бывают светильники в наше время. Для этого завершим наше путешествие в «выставочном зале». Но прежде, чем мы туда пойдем, хочу вас поблагодарить за то, что вы были очень внимательными, активными и оказались очень доброжелательными собеседниками.

(Дети и воспитатель идут на выставку в музыкальный зал и рассматривают светильники)

http://900igr.net/up/datas/202540/008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки".

Деятельность в виде игры-путешествия знакомит детей с предметами, которые освещали жилища людей в прошлом, предками электрической лампочки....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешесивие в прошлое электрической лампочки"...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Программные задачи -Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.- дать детям знания об   источниках света;-обеспечить воспроизведение п...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...