Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД по Ознакомлению с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 24 «ТЕРЕМОК» СТ. БУДЕННОВСКАЯ ПРОЛЕТАРСКИЙ РАЙОН
Конспект
образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Воспитатель:
Казанцева Г. В.
2019 г.
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое лампочки»
Цель занятия:
- познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки.
- закреплять знание детей об электричестве.
Образовательные задачи:
- учить понимать связь между прошлым и будущим.
- уточнить и расширить представления детей об источниках света.
- показать роль человека в создании и преобразовании вещей.
Развивающие задачи:
развивать у детей внимание, логическое мышление.
- развивать связную речь, обогащать и расширять словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
-учить взаимодействовать друг с другом
- воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
- Словарная работа: предки, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка, светодиодная лампочка.
Оборудование:
- демонстрационный материал: картинки с изображением факела, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка, светодиодная лампочка.
- мольберт.
- Проектор, экран, ноутбук с загруженной электронной презентацией.
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие , речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
- игровые;
- наглядные (презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки»);
свечи, керосиновая лампа, лучина.
- словесные (рассказ воспитателя)
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки»; загадки по теме, свеча, керосиновая лампа, лучина.
Форма работы с детьми: фронтальная.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов;
- Загадывание загадок;
Ход занятия:
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Дети, посмотрите на меня, покажите свои красивые глазки и улыбнитесь, пожалуйста, мне, а я в ответ улыбнусь вам. А теперь улыбнитесь своему соседу. А теперь повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Заметили, как стало теплее вокруг? Это всё от ваших улыбок!
Проблемная ситуация
Ребята, смотрите, какая красивая коробка стоит у меня на столе! Вам интересно узнать, что же там внутри? Давайте её откроем!
-Ребята, что это? -Действительно, это светильник. А для чего нужен светильник? -Давайте его включим в розетку, и у нас в зале станет ещё светлее! (включаю светильник) -Ребята, что-то не работает наш светильник! -Как вы думаете – в чём причина? (Рассматриваем с детьми светильник и выясняем, что нет лампочки.) -Куда же она делась? (незаметно включаю слайд) -Ребятки, нам пришло сообщение. Давайте его прочитаем!
Показ детям слайда № 2
«Я Фея Тьмы и люблю, чтобы вокруг было всегда темно. Я не допущу, чтобы в вашей группе стало светлее. Поэтому, я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы»
Ребята! Что вы на это скажите? Будем возвращать лампочку к нам в детский сад?
Фея тьмы придумала для вас задания. Вы должны отгадать загадки и узнать историю происхождения лампочки и тогда чары рухнут и лампочка снова вернётся в светильник.
Показ детям слайда № 3
Итак, первое задание. Слушайте загадки.
Висит груша – нельзя скушать (лампочка).
Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке (лампочка).
Висит она без дела днём,
А ночью освещает дом (лампочка).
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется (лампочка).
Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Это электрическая лампочка. Второе задание – узнать историю происхождения лампочки.
Ребята, а как можно узнать о происхождении лампочки? (прочитать, спросить у взрослых …)
Я предлагаю вам закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
Раз, два, три – вокруг посмотри!
Ребята, а что это за предметы на картинках ?
(Дети перечисляют предметы: лучина, свеча, керосиновая лампа, лампочки…).
Воспитатель: А скажите мне, что общего у всех этих предметов?
Дети: Они зажигаются, и дают свет.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно, нет.
Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?
Показ детям слайда № 4.
Дети: костёр, огонь.
Воспитатель: Верно ребята, они разжигали огонь, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее.
Подумайте и скажите, какую пользу принёс огонь людям?
Дети: Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных.
Воспитатель: А почему такой огонь не очень удобен в применении?
Дети: Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить ночью?
Дети: Страшно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ничего не видно, темно.
Воспитатель: Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать.
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Дети: Фонарики.
Воспитатель: Да, но они появились позже.
А до них люди придумали факелы.
Показ детям слайда №5.
Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение. Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними по тёмным улицам.
В небольших помещениях люди использовали лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?
Показ детям слайда № 6.
(Ответы детей)
Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Демонстрация детям лучины).
Обычно лучину делали из берёзы, её древесина лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу.
Показать не на слайде а настоящую свечу, рассмотреть . зажечь , а детей поставить вокруг стола, но только подальше
Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.
Что есть у свечи внутри? Для чего нужна? Из чего сделана?
Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?
Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света. Может ли свеча быть предком электрической лампочки?
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.
Физминутка:
1. Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе
У меня есть верный друг. - руки на поясе, повороты влево и вправо
2. Мне с фонариком не страшно - руки держим в фонариках
Я иду вперёд отважно
3. Шаг на месте раз, два, три - ходьба на месте, руки на поясе
Плечи шире разверни.
4. Проведём одну игру: - присели, руки на поясе
Все присядем, скажем «у».
5. Быстро встанем - встали, руки на поясе
Скажем «а».
6. Нам пора уж за дела. - сели на свои места.
Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.
Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Показ детям слайда № 7
(пройти к другому столу и рассмотреть керосиновую лампу
Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия.
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Дети: она плохо светит, в неё нужно наливать керосин, она может упасть и начнётся пожар...
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужно стекло? (ответы детей). Это ламповое стекло, и нужно оно для защиты от пожара и ветра.
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, кроме того, что давала слабое освещение, была ещё и не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища.
Показ детям слайда № 8.
После того, как было открыто электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин придумал электрическую лампочку.
Воспитатель показывает Электрическую лампочку.
Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?
Дети: Электрическую лампочку.
Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы.
Удобна ли электрическая лампочка?
(ярко и долго светит, безопасна).
Показ детям слайда № 9.
С тех пор лампочки всё время совершенствовались.
Показ детям слайда № 10.
Современные лампы дают много света, работают долго, а электроэнергии расходуют совсем немного. Дома у вас, наверное, у многих такие есть? Ответы детей.
Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.
Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы, в которых используется электрическая лампочка или индикатор.
Показ детям слайдов № 11-13.
(прожектор, люстра, торшер, настольная лампа, бра, холодильник, чайник, утюг, духовой шкаф, швейная машинка, мультиварка, микроволновка)
А теперь, давайте поиграем в игру «Волшебная лампочка»:
Встанем в круг. Одному из вас я даю в руки «Волшебную лампочку (картонный макет электрической лампы). Вы передаёте лампочку из рук в руки, называете электрический прибор в котором есть лампочка или индикатор и для чего он нам нужен. (проводится игра)
Закрепление материала:
Ребята, сегодня мы с вами узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки.
На доске находятся предметные картинки, нужно расположить их в историческом порядке. Кто справится?
Все дети подходят и выполняют задание.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание?
Молодцы, справились с заданием.
Показ детям слайдов № 14.
Воспитатель: Ребятки, нам пришло еще сообщение от Феи Тьмы. Давайте его прочитаем!
Ребята, я рада, что вы пополнили свои знания об истории происхождения лампочки. Чары я свои разрушаю и лампочку освобождаю. Пусть она возвращается в детский сад и в вашей группе будет всегда светло...
Вкручиваем лампочку, включаем и любуемся новым светильником.
Показ детям слайдов № 15.
Безопасность:
Давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами (не браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода).
Но лампочка, ребята, не безопасна, она сделана из стекла, когда включена, становится очень горячей, и работает от электричества. Поэтому ни в коем случае нельзя играть с лампочкой, а вкручивать и выкручивать её могут только взрослые.
Также нельзя без взрослых брать спички, зажигать свечи, играть с огнём.
Воспитатель: Ребята, а хотите в знак благодарности за освобождение лампочки нарисовать ей красивые лампочки? (да)
Воспитатель: Глядя на ваши яркие, желтые лампочки, я вижу, что наше путешествие удалось и всем доставило радость и приятные
впечатления.
Выводы:
Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
О чём расскажете вечером родителям? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес.
План - конспект Нод с детьми в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес. нод должно сопровождаться с презентацией....

конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Путешествие по России"
Образовательная область «Социализация» в соответствии с ФГОС интегрирована с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешесивие в прошлое электрической лампочки"...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Программные задачи -Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.- дать детям знания об источниках света;-обеспечить воспроизведение п...

Презентация к занятию в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Презентация...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Путешествие в подводный мир»
Цели:расширять и обогащать кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;закрепить представление о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;научить применять ранее освое...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей «Социал...