Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программные задачи
-Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.
- дать детям знания об источниках света;
-обеспечить воспроизведение правил безопасного обращения с электроприборами;
Развивающие (специальные):
-способствовать развитию психических процессов,
- развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности.
- побуждать развитие фантазии,
- формировать умение выражать свои мысли,
- развивать память, воображение.
Воспитательные:
-учить взаимодействовать друг с другом
- воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Ход деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?(Ответ детей) Хотите отправиться в интересное путешествие? (Ответ детей) Для того, чтобы узнать куда мы отправимся, надо отгадать загадки.
- Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.
- Висит груша - нельзя скушать.
- Чудеса на потолке - повисло солнце на шнурке.
- Висит она без дела днём, а ночью освещает дом.
(Ответы детей: лампочка)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Ответ один и тот же - электрическая лампочка. Сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова и мы окажемся в прошлом.
Раз, два, три – повернись!
В прошлом окажись.
II. Основная часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.
Но сначала скажите, как вы думаете, всегда ли существовала электрическая лампочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, он разжигал огонь, и от него становилось светлее.
А как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице
ночью? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему страшно? (Ответы детей: ничего не видно, темно)
Воспитатель: Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей: фонари)
Воспитатель: Фонари, ребята появились позже. Сначала люди придумали факел.
Воспитатель: Вы, знаете, что такое факел? (Ответы детей)
Воспитатель: Обычно, это короткая палка с намотанной на конце просмолённой паклей. С факелами не только ходили по улице, но и на стенах их укрепляли, чтобы они освещали помещение. Затем люди стали использовать лучину.
Воспитатель: Что такое лучина? (Ответы детей)
Воспитатель: Лучина - это щепка, заострённая на конце. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Но лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы детей). Почему? ( Ответы детей)
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу.
Воспитатель: Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль из ниток, он и зажигает свечу. Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы детей: ею можно обжечься, из-за неё может начаться пожар, она коптит, даёт мало света)
Воспитатель: Люди стремились придумать более удобное освещение для своего жилья., и со временем научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы
Воспитатель: В баночку внизу лампы наливался керосин. В верхней части находился фитиль из ниток, который опускался в банку с керосином, а сверху одевали стеклянный колпак.
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь.
Физминутка «Мы работали, устали …»
Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют)
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Мы работали, устали,
Разом встанем, отдохнем
И опять рассказ начнем.
На раз – подняться – потянуться,
На два – согнуться – разогнуться,
На три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
На пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Прошло много лет. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.
Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах - бра, на столах стоят настольные лампы, на полу - торшеры.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю с помощью алгоритма описания предмета рассказать об электрической лампочке.
Описание предмета. (по алгаритму)
(Ответы детей: электрическая лампочка относится к рукотворному миру, может быто разных размеров и форм, разного цвета, лёгкая, так как сделана из тонкого стекла, наполнена воздухом, хрупкая, бьётся, состоит из нескольких частей(Стеклянный колпак, нить накала, основание), предназначена для того, чтобы освещать и нагревать, используется в многих отраслях).
(Помогаю детям наводящими вопросами, если они затрудняются с ответом)
Воспитатель: Как вы думаете, она опасна для человека? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними.
Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам и ожогам!
III. Итог.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового? (Ответы детей)
Воспитатель: Что, вам особенно запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Нам пора возвращаться.
Раз, два, три – повернись!
В нашей группе окажись.
Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свою лампу или светильник.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПЫТЫ.
ЧТО В КОРОБКЕ?
ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.
Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.
ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его более сильным). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).
СВЕТ ВОКРУГ НАС.
ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.
Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОДБОР СТИХОВ.
САЛЮТ
Смотрит Света сквозь стекло:
На дворе светлым-светло.
Поздний вечер за окном,
А кругом светло, как днем.
Это в небе голубом
В честь Победы пушки бьют.
И звучит над всей страной
Майский праздничный салют.
А. Алексин, С. Баруздин
СВЕЧА И ПОДСВЕЧНИК
Свече Подсвечник говорит:
«Ну что ты все горишь, горишь…
И скоро уж совсем растаешь.
То ль дело я! Себе стою
И не горю, и не дымлю,
И уж, конечно, не растаю.
Ты, милая моя, прости,
Но я твоих друзей,
Как старые перчатки,
Каждый день меняю».
На это умная Свеча
Подсвечнику достойно отвечает:
«Да, я действительно, горю
И постепенно тут же таю,
Но я собою свет дарю,
Уют я в доме создаю,
И этим добрый след я оставляю!
ТАМАРА МАРШАЛОВА
СПИЧКИ
Спички – это не игрушки,
Спички злые, как «зверюшки»,
Когда дети их берут,
И играть с ними идут.
Спички пальчики кусают
И огнем их обжигают.
Дети плачут и страдают
И, конечно же, не знают,
Как огонь тот потушить
И пожар предотвратить.
А пожар – это ужасно!
Очень страшно и опасно!
Он собою все сжигает,
Портит и уничтожает.
Убивает всех вокруг!
И поэтому, мой друг,
Спички в руки не бери,
Жизнь свою побереги!
ТАМАРА МАРШАЛОВА
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму –
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска.
Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырек у вас запаян.
Как зажжет его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!
Я, конечно, загудела;
- Почему же мне нет дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же мне нет дела?
Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льется свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я – электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не простой я пузырек!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПОДБОР ЗАГАДОК.
Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало в доме весело.
(лампочка)
Придет в дом – не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(солнечный луч)
Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает.
(молния)
Вот какой обжора есть:
Все на свете может съесть.
А когда воды попьет –
Обязательно уснет.
(огонь)
Раскаленная стрела дуб свалила у села.
(молния)
Один костер весь мир согревает.
(солнце)
Стоит терем, в тереме горит,
А на тереме труба стоит.
(керосиновая лампа)
Рогатый, а не бодатый.
(месяц)
Стоит столбом, горит огнем:
Ни жару, ни пару, ни угольев.
( Свеча)
Тело бело, душа льняная,
Маковка золотая.
(свеча)
Висит груша – нельзя скушать.
(лампочка)
Светит, сверкает, весь мир согревает.
(солнце)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.
(огонь)
К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это… (электричество)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(спички)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарь, лампочка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_proshloe_lampochki.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Программные задачи
-Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.
- дать детям знания об источниках света;
-обеспечить воспроизведение правил безопасного обращения с электроприборами;
Развивающие (специальные):
-способствовать развитию психических процессов,
- развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности.
- побуждать развитие фантазии,
- формировать умение выражать свои мысли,
- развивать память, воображение.
Воспитательные:
-учить взаимодействовать друг с другом
- воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Ход деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?(Ответ детей) Хотите отправиться в интересное путешествие? (Ответ детей) Для того, чтобы узнать куда мы отправимся, надо отгадать загадки.
- Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.
- Висит груша - нельзя скушать.
- Чудеса на потолке - повисло солнце на шнурке.
- Висит она без дела днём, а ночью освещает дом.
(Ответы детей: лампочка)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Ответ один и тот же - электрическая лампочка. Сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова и мы окажемся в прошлом.
Раз, два, три – повернись!
В прошлом окажись.
II. Основная часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.
Но сначала скажите, как вы думаете, всегда ли существовала электрическая лампочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, он разжигал огонь, и от него становилось светлее.
А как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице
ночью? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему страшно? (Ответы детей: ничего не видно, темно)
Воспитатель: Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей: фонари)
Воспитатель: Фонари, ребята появились позже. Сначала люди придумали факел.
Воспитатель: Вы, знаете, что такое факел? (Ответы детей)
Воспитатель: Обычно, это короткая палка с намотанной на конце просмолённой паклей. С факелами не только ходили по улице, но и на стенах их укрепляли, чтобы они освещали помещение. Затем люди стали использовать лучину.
Воспитатель: Что такое лучина? (Ответы детей)
Воспитатель: Лучина - это щепка, заострённая на конце. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Но лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы детей). Почему? ( Ответы детей)
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу.
Воспитатель: Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль из ниток, он и зажигает свечу. Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы детей: ею можно обжечься, из-за неё может начаться пожар, она коптит, даёт мало света)
Воспитатель: Люди стремились придумать более удобное освещение для своего жилья., и со временем научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы
Воспитатель: В баночку внизу лампы наливался керосин. В верхней части находился фитиль из ниток, который опускался в банку с керосином, а сверху одевали стеклянный колпак.
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь.
Физминутка «Мы работали, устали …»
Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют)
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Мы работали, устали,
Разом встанем, отдохнем
И опять рассказ начнем.
На раз – подняться – потянуться,
На два – согнуться – разогнуться,
На три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
На пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Прошло много лет. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.
Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах - бра, на столах стоят настольные лампы, на полу - торшеры.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю с помощью алгоритма описания предмета рассказать об электрической лампочке.
Описание предмета. (по алгаритму)
(Ответы детей: электрическая лампочка относится к рукотворному миру, может быто разных размеров и форм, разного цвета, лёгкая, так как сделана из тонкого стекла, наполнена воздухом, хрупкая, бьётся, состоит из нескольких частей(Стеклянный колпак, нить накала, основание), предназначена для того, чтобы освещать и нагревать, используется в многих отраслях).
(Помогаю детям наводящими вопросами, если они затрудняются с ответом)
Воспитатель: Как вы думаете, она опасна для человека? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними.
Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам и ожогам!
III. Итог.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового? (Ответы детей)
Воспитатель: Что, вам особенно запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Нам пора возвращаться.
Раз, два, три – повернись!
В нашей группе окажись.
Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свою лампу или светильник.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПЫТЫ.
ЧТО В КОРОБКЕ?
ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.
Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.
ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его более сильным). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).
СВЕТ ВОКРУГ НАС.
ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.
Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОДБОР СТИХОВ.
САЛЮТ
Смотрит Света сквозь стекло:
На дворе светлым-светло.
Поздний вечер за окном,
А кругом светло, как днем.
Это в небе голубом
В честь Победы пушки бьют.
И звучит над всей страной
Майский праздничный салют.
А. Алексин, С. Баруздин
СВЕЧА И ПОДСВЕЧНИК
Свече Подсвечник говорит:
«Ну что ты все горишь, горишь…
И скоро уж совсем растаешь.
То ль дело я! Себе стою
И не горю, и не дымлю,
И уж, конечно, не растаю.
Ты, милая моя, прости,
Но я твоих друзей,
Как старые перчатки,
Каждый день меняю».
На это умная Свеча
Подсвечнику достойно отвечает:
«Да, я действительно, горю
И постепенно тут же таю,
Но я собою свет дарю,
Уют я в доме создаю,
И этим добрый след я оставляю!
ТАМАРА МАРШАЛОВА
СПИЧКИ
Спички – это не игрушки,
Спички злые, как «зверюшки»,
Когда дети их берут,
И играть с ними идут.
Спички пальчики кусают
И огнем их обжигают.
Дети плачут и страдают
И, конечно же, не знают,
Как огонь тот потушить
И пожар предотвратить.
А пожар – это ужасно!
Очень страшно и опасно!
Он собою все сжигает,
Портит и уничтожает.
Убивает всех вокруг!
И поэтому, мой друг,
Спички в руки не бери,
Жизнь свою побереги!
ТАМАРА МАРШАЛОВА
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму –
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска.
Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырек у вас запаян.
Как зажжет его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!
Я, конечно, загудела;
- Почему же мне нет дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же мне нет дела?
Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льется свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я – электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не простой я пузырек!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПОДБОР ЗАГАДОК.
Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало в доме весело.
(лампочка)
Придет в дом – не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(солнечный луч)
Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает.
(молния)
Вот какой обжора есть:
Все на свете может съесть.
А когда воды попьет –
Обязательно уснет.
(огонь)
Раскаленная стрела дуб свалила у села.
(молния)
Один костер весь мир согревает.
(солнце)
Стоит терем, в тереме горит,
А на тереме труба стоит.
(керосиновая лампа)
Рогатый, а не бодатый.
(месяц)
Стоит столбом, горит огнем:
Ни жару, ни пару, ни угольев.
( Свеча)
Тело бело, душа льняная,
Маковка золотая.
(свеча)
Висит груша – нельзя скушать.
(лампочка)
Светит, сверкает, весь мир согревает.
(солнце)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.
(огонь)
К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это… (электричество)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(спички)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарь, лампочка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес.
План - конспект Нод с детьми в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес. нод должно сопровождаться с презентацией....
конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Путешествие по России"
Образовательная область «Социализация» в соответствии с ФГОС интегрирована с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», ...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешесивие в прошлое электрической лампочки"...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
НОД по Ознакомлению с окружающим миром....
Презентация к занятию в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Презентация...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Путешествие в подводный мир»
Цели:расширять и обогащать кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;закрепить представление о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;научить применять ранее освое...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей «Социал...