Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Лес – наше богатство» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Организованная образовательная деятельность
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2015.
2. Старшая группа
3. Тема: «Лес – наше богатство»
4. Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
5. Цель: Развитие познавательного интереса и воспитание экологических навыков в процессе ознакомления с флорой планеты.
6. Задачи:
- Расширять представления детей о лесе;
- Развивать познавательный интерес, умение планировать свою деятельность, делать выводы;
- Формировать потребность интересоваться событиями, происходящими в городе и желание участвовать в мероприятиях, посвященных 80-летию Саратовской области и Кировского района;
- Воспитывать экологические навыки
- Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей и обеспечивать двигательную активность на протяжении всего занятия.
- Активизировать в речи слова и выражения (лес, дерево, лиственные, хвойные, ствол, крона, кора и др.)
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
7. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская (составление модели леса), игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы (поэзия), двигательная
8. Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
9. Формы реализации детских видов деятельности: проектная деятельность, экскурсия (виртуальная), викторина, игра, самостоятельная продуктивная деятельность
10. Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
авторский медиапродукт – презентация PowerPoint «Родной свой край люби и знай!»
2019, 14 слайдов;
мяч,
тонированный лист (формат А1 2 шт.), кисточки, краски, салфетки, стаканчики для воды, подставки под кисточки,простые карандаши, листы А4, письмо, глобус)
11. Предварительная работа:
- беседы о лесе, деревьях.
- оформление уголка «Волшебный лес».
- заучивание стихотворений о деревьях, физминуток, отгадывание загадок,
рассматривание иллюстраций о лесе, деревьях.
- чтение сказок и легенд о деревьях
- проведение целевых прогулок по городу, по экологической тропе детского сада
- выполнение коллективных работ «Сказочное дерево», «Осеннее дерево», «дерево зимой», «Любимое дерево».
Подготовка воспитателя:
Разработала конспект занятия, подготовила демонстрационный и раздаточный материал к занятию, продумала оформление места проведения занятия, оборудование, вопросы к детям, подобрала физминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_les_-_nashe_bogatstvo.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 131»
Кировского района, г. Саратова
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по теме: «Лес – наше богатство»
(формирование целостной картины мира,
расширение кругозора детей)
в старшей группе
г. Саратов
2019
Организованная образовательная деятельность
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2015.
2. Старшая группа
3. Тема: «Лес – наше богатство»
4. Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
5. Цель: Развитие познавательного интереса и воспитание экологических навыков в процессе ознакомления с флорой планеты.
6. Задачи:
- Расширять представления детей о лесе;
- Развивать познавательный интерес, умение планировать свою деятельность, делать выводы;
- Формировать потребность интересоваться событиями, происходящими в городе и желание участвовать в мероприятиях, посвященных 80-летию Саратовской области и Кировского района;
- Воспитывать экологические навыки
- Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей и обеспечивать двигательную активность на протяжении всего занятия.
- Активизировать в речи слова и выражения (лес, дерево, лиственные, хвойные, ствол, крона, кора и др.)
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
7. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская (составление модели леса), игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы (поэзия), двигательная
8. Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
9. Формы реализации детских видов деятельности: проектная деятельность, экскурсия (виртуальная), викторина, игра, самостоятельная продуктивная деятельность
10. Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
авторский медиапродукт – презентация PowerPoint «Родной свой край люби и знай!»
2019, 14 слайдов;
мяч,
тонированный лист (формат А1 2 шт.), кисточки, краски, салфетки, стаканчики для воды, подставки под кисточки,простые карандаши, листы А4, письмо, глобус)
11. Предварительная работа:
- беседы о лесе, деревьях.
- оформление уголка «Волшебный лес».
- заучивание стихотворений о деревьях, физминуток, отгадывание загадок,
рассматривание иллюстраций о лесе, деревьях.
- чтение сказок и легенд о деревьях
- проведение целевых прогулок по городу, по экологической тропе детского сада
- выполнение коллективных работ «Сказочное дерево», «Осеннее дерево», «дерево зимой», «Любимое дерево».
Подготовка воспитателя:
Разработала конспект занятия, подготовила демонстрационный и раздаточный материал к занятию, продумала оформление места проведения занятия, оборудование, вопросы к детям, подобрала физминутки.
Организация и методика проведения ООД.
1.Вводная часть
Под музыку (звуки леса) Дети входят в зал. Организационный момент. Приветствие
Воспитатель: Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
— «Здравствуйте!»- скажем, солнышку, птицам,
— «Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам
— «Здравствуйте!», «Здравствуйте!» все.
(Стук в дверь входит почтальон Печкин и передает посылку.)
Воспитатель: Дорогие, друзья! К нам пришла посылка давайте откроем ее и посмотрим что там.
Воспитатель открывает посылку, достает глобус и читает письмо
Здравствуйте дорогие земляне! Я родился на Луне и зовут меня….(дети: Лунтик).
Я видел многие планеты, а вот на вашей планете впервые и хочу с ней познакомиться
Воспитатель: Поможем нашему гостю?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята! А что же это такое? (дети: это глобус)
- А что такое глобус? (это уменьшенная модель земного шара; так земля выглядит из космоса)
- Давайте рассмотрим глобус. Если его не крутить, то он, каким нам кажется? (разноцветным)
- А если его сильно раскрутить? (то он становится голубым)
- Почему? (потому, что на глобусе много голубой краски, больше чем зеленой, коричневой и желтой)
- А что обозначает голубая краска? (голубой краской на глобусе обозначаются моря и океаны)
- А коричневая? (горы)
- А желтая? (пустыни)
- А зеленая? (равнины, леса)
Воспитатель: И так начинаем! Вначале я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию по лесным просторам, посмотреть на лес в разные времена года. А как мы можем это сделать? (ответы детей: на самолете, вертолете и т.д.) Сегодня мы полетим на воздушном шаре. Занимайте свои места и не забудьте взять с собой бинокли, фотоаппараты.
Дети садятся на стульчики, за спинки стула привязаны воздушные шары.
Пальчиковая игра «Фотоаппарат» (имитация фотоаппарата)
В этой маленькой коробке,
Прячется большой секрет:
Просто нажимаешь кнопку –
И чего там только нет!
Воспитатель: Делайте интересные снимки, они вам пригодятся в работе.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята мы поднялись очень высоко и видим сверху все наши леса, в разные времена года
картинка (лес с высоты)
картинка (весенний лес)
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года изображен лес? (весной –весенний лес)
- Почему?(просыпается природа, цветут подснежники)
картина (летний лес)
Воспитатель: А здесь какой лес? (летний. Все деревья и трава зеленые)
картина (осенний лес)
Воспитатель: А здесь какой лес? (осенний. Деревья пожелтели)
картина(зимний лес)
Воспитатель: А здесь какой лес? (зимний. Деревья укрыты снегом)
- А как вы думаете, что такое лес? (дети: множество деревьев)
(С точки зрения ботаники, это отдельная экосистема, главной единицей в которой являются деревья.)
- Зачем на планете нужны леса? (дети: в лесах много разных деревьев, которые очищают воздух, деревья нужны для птиц, они вьют гнезда на ветках, деревья нужны для животных, деревья нужны для прохлады в лесу летом, деревья нужны для постройки новых домов, деревья нужны для отдыха, деревья нужны для ягод и грибов, деревья нужны для лекарственных растений)
Воспитатель: Да, ребята, деревья - главные в лесу, от них зависит, какие звери живут в нём, какие грибы и ягоды растут в нем.
Лес – это дом для растений, животных.
Лес – это место для отдыха человека.
Лес – это источник ягод, грибов и лекарственных растений.
Лес – это источник древесины.
Деревья добры к нам, давайте, и мы будем добры к ним. Не будем их вырубать, не будем ломать ветки и портить кору.
- Какие вы знаете деревья? (ответы детей)
Воспитатель Ребята, мы спускаемся на поляну в лесу. Вы хотите прогуляться по лесу и узнать много чудес? (Ответы детей.) Прежде чем попасть в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу, не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
- уважаемый Лес, мы пришли к тебе, как друзья!
В.- Ребята, как ведут себя в лесу его настоящие друзья? (Не кричат, не пугают животных, птиц, насекомых; не рвут цветы, не ломают ветки растений, не разоряют гнезда, не забирают детенышей животных домой и т.д.).
В.-Молодцы ребята!
картина (смешанный лес)
В.-Вот мы и оказались в лесу! Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (дети: Свежесть, запах хвои и листвы, тишину, пение птиц, жужжание насекомых…)
В.-Они нас видят, притаились и наблюдают, как же мы будем себя вести в их лесу.
Сейчас я предлагаю поиграть в игру с мячом
Блиц-игра с мячом «Вопрос-ответ»
Вы смотрите, не зевайте,
И, подумав, отвечайте!
Дети стоят в кругу. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, он ловит, отвечает и возвращает мяч воспитателю. Дети дополняют ответы товарищей.
- А как называется лес, где растут разные деревья? (Дети: смешанный лес).
- Почему он так называется? (дети: В нём растут разные деревья, все деревья перемешались)
– Назовите деревья смешанного леса? (береза, дуб, ольха, липа, клен, ясень, осина и т.д.)
- Как называются все эти деревья? (дети: лиственные)
- Какие еще бывают деревья? (дети: хвойные)
- Назови хвойные деревья? (дети: ель, сосна, пихта, кедр)
- Какие ещё растения есть в лесу? (Кусты, цветы и травы.)
- Чего в лесу больше: листьев или деревьев?(дети: листьев)
- Чего у дерева больше: веток или стволов? (дети: веток)
- Чего у дерева больше: почек или листьев? (дети: одинаково)
- Чем отличаются деревья от кустарников? (дети: у дерева один ствол, у кустарника-несколько)
Воспитатель: а сейчас я вам буду показывать лист, а вы должны отгадать с какого он дерева.
Игра: «С какого дерева лист»
Воспитатель демонстрирует листья деревьев
— Лист с березы какой? (Березовый)
— С рябины (рябиновый)
— С дуба (дубовый)
— С осины (осиновый)
- С клена (кленовый)
- С тополя (тополиный)
- С липы (липовый)
- С каштана (каштановый)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте отдохнем на полянке, ещё раз прислушаемся к звукам леса. Дети сели на ковер
- Все деревья очень разные: высокие и низкие, толстые и тонкие, светлые и тёмные. На одних деревьях – листья, на других – иголки
- А что у них общего, похожего? (дети: У всех деревьев обязательно есть корни, ствол, ветки, листья, кора.)
- Для чего дереву корни? (Корни удерживают дерево в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы).
- Как вы думаете, для чего дереву нужна кора? (Защищает от пересыхания на солнце, от холода зимой, и различных повреждений.)
Воспитатель:
У каждого дерева своя кора. Посмотрите, и отгадайте от каких деревьев кора?
(Береста от берёзы: её легко узнать по белому цвету. У сосны кора красноватая. Кора дуба очень тёмная и твёрдая. У осины кора светло-серая…)
- Почему кора изменяется в толщине? (С каждым годом нарастает новый слой. Чем старше дерево, тем толще кора, а на молодых деревцах это просто кожица.)
- Как узнать, дерево больное или нет? (Листья вянут, засыхают, кора трескается, течёт по стволу сок, под корой много насекомых.)
- Кто может помочь больному дереву? (Птицы, муравьи, люди)
- Какую птицу называют санитаром леса. (Дятел. Он уничтожает вредных для дерева насекомых, достаёт их из-под коры).
- Какие опасности могут подстерегать лес? Кто (что) может навредить лесу? (Пожар, насекомые-вредители, браконьеры-охотники и браконьеры-лесорубы.)
- Как люди могут помочь деревьям? (люди замазывают трещины в коре, подвязывают надломленные ветки.)
- Чем ещё важен лес для человека? (Очищает воздух, с деревьев собирают урожай плодов, они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу, мебель, игрушки, поделки)
(Педагог предлагает детям провести физкультурную минутку).
4.Физкультурная минутка.
Ветер тихо клён качает, (Дети имитируют движения дерева,
Вправо, влево наклоняет. (руки подняты высоко над головой,)
Раз – наклон, и два – наклон. (ноги - на ширине плеч).
Зашумел листвою клён.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Давайте вернемся на воздушный шар и продолжим наше путешествие
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Воспитатель: отгадайте мои загадки
Весной развеселит,
Летом охладит,
Осенью накормит,
А зимой согреет.
(Дерево)
В. - Как вы думаете, почему в загадке сказано, что дерево весной нас радует?
(После долгой зимы на деревьях появляются тоненькие нежные листочки и цветы - это радует нас).
В. - Почему летом дерево холодит? (В жаркую погоду всем приятно отдохнуть в прохладной тени деревьев).
В. - А что значит, что осенью дерево нас накормит? (Яблоки, сливы, груши, орехи - все это плоды деревьев, которыми лакомятся и люди, и звери).
- А как может дерево согреть зимой? (Старые больные деревья рубят на дрова, а на молодых и здоровых зимуют белки, птицы, жуки и другие насекомые).
- Видите, как много информации содержит одна небольшая народная загадка. А послушайте еще одну загадку:
2 Что это за чудо у окна:
Много рук, а нога одна?
(Дерево)
В. - Подумайте, одна нога у дерева, это что? (Ствол). А что названо руками? (Ветви)
В. - Правильно, дети. В сказках и мультфильмах мы часто можем видеть, как деревья пользуются своими ветвями, как руками. Это потому, что деревья - живые.
Они дышат (ведь всем растениям нужен воздух), питаются (своими корнями впитывают питательные вещества из земли), растут, иногда даже болеют и погибают. Зимой деревья спят, а весной просыпаются, и тогда на ветвях появляются нежные листочки.
В. - Зима в этом году очень суровая, и деревья спали. Скоро наступит весна, расцветут яркими листьями деревья. А пока такие листочки вырастут на наших рисунках. Давайте для Лунтика создадим лес, который поможет его планете.
- Посмотрите, что вы видите на этом рисунке?
Да, на нем карандашом изображены дерево и рука. Похожи эти изображения между собой? (Рука похожа на ствол и ветви дерева). Я думаю, если закрасить рисунок руки коричневой краской и добавить зеленые листочки, то можно получить замечательное молодое деревце. Листочки мы будем делать ватной палочкой, которые я приготовила для вас. Обратите внимание, они двух размеров. Ближе к ветвям печатаем большие листочки, а дальше, на краю кроны - маленькие. (Помощь сопровождается частичным показом.
Дети проходят к столам
Самостоятельная продуктивная деятельность детей: рисование на силуэтах (на фоне музыки). Дети самостоятельно осуществляют выбор материала для работы.
В процессе рисования воспитатель проводит индивидуальную работу по уточнению техники рисования, дает совет детям, испытывающим затруднения.
Дети раскладывают готовые работы на подготовленном столе.
3. Заключительная часть
Анализ детских работ:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую интересную модель собственного леса мы сделали.
- Как вы думаете, Лунтику понравится наша модель леса? Чем понравится?
- Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.)
Заключительная часть.
В. Как бы ни было хорошо в лесу нам надо возвращаться. Лес очень щедрый и с пустыми руками нас не отпустит!
- А что же он нам может подарить? (дети: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
- Что вам запомнилось из нашего путешествия? Что понравилось? (Ответы детей.)
Теперь и Лунтик много знает о лесе. Лунтик прилетел к нам с подарками. Вот такие звездочки он вам дарит. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое то возьмите красную звезду, если у вас были затруднения то зеленую. Пусть эта звезда светит вам на всем вашем жизненном пути!
И на память о нашем путешествии возьмите воздушные шары. в заключение давайте расскажем стихотворение - призыв нашему гостю.
Пусть Земля родная наша
Год от года будет краше.
Мы не гости на планете,
Помните об этом, дети.
Научитесь лес беречь!
Счастья вам! До новых встреч!
Всем спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»
Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...
непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» раздел: «Формирование целостности картины мира, расширение кругозора) по теме: «Лесные чудеса» (2 младшая группа)
Обогащение представления детей о жизни диких животных родного края....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область "Познание" (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Тема: «ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ПЛАНЕТЫ НАЗОВЕТ ЛЮБОЙ ИЗ НАС».
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме "Космос"....
Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».
Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» формирование целостной картины мира, расширение кругозора в подготовительной к школе группе Тема: Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Интеллектуальная игра по мотивам одноименной телевизионной игры "Что. Где. Когда....
Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Морское путешествие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в подготовительной к школе группе
Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...