чудеса пустыни
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Деткова Любовь Геннадьевна

конспект занятия по экологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии  в подготовительной группе

«Чудеса пустыни»

Цели: познакомить детей с природной зоной: пустыня.

Задачи:

- расширить представление о животном и растительном мире;

- активизировать познавательный интерес через экспериментальную деятельность;

- учить наблюдать и анализировать;

- обогащать словарный запас.

             Материалы: наглядные пособия растений, животных и корневой системы растений пустыни. Макет «Земля-Солнце», рукавицы из одинаковой ткани светлого и темного цвета, , воронки,  емкости, песок, глина, вода.

           Ход занятия:

-Сегодня мы с вами познакомимся с природной зоной: пустыней. Что вы помните о пустыне? (ответы детей). Климат пустыни жаркий и сухой. ( демонстрация годового вращения Земли вокруг Солнца на макете, отмечая при этом положение пустыни). В пустыне редкие и скудные осадки, поэтому водоемов почти не встретить. Также в пустыне часты песчаные бури и сильные ветра.  Но даже здесь есть растительность. (Просмотр иллюстраций).

-  Верблюжья колючка – растение, которое является кормом для травоядных пустыни, а для людей-прекрасное лекарственное средство.  Саксаул – это дерево с массивной кроной, в высоту может достигать 8 метров. В пустыне растут знакомые нам алоэ и кактусы, а также баобабы- деревья с массивными стволами. Обратите внимание на корневую систему этих растений: она очень мощная, корни длинные, такие корни достают до грунтовых вод. Растения расположены на определенном расстоянии друг от друга и таким образом делят воду между собой.

                              Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

-Но куда же пропадает вода в пустыне? Ведь осадки там все таки есть.

Опыт: В воронки засыпаем песок и глину, устанавливаем в теплое место, заливаем воду в обе воронки и наблюдаем: вода в воронке с песком сразу просочилась, на поверхности глины вода задержалась, но быстро испарилась. Вывод: песчаная почва не может удержать воду, а солнце не дает воде сохранится на глиняной почве.

- Ну а кто же живет в пустыне? (Просмотр иллюстраций). Ящерица- кожа этого зверька впитывает влагу, как промокательная бумага. Африканская лягушка- в период засухи зарывается глубоко под землю и впадает в спячку. Лисица фенек- ее большие уши помогают ей охлаждаться в жару, а теплая шуба спасает холодными ночами.  Птицы рябковые – их оперенье впитывает воду, а также помогает не замерзнуть. Ну и главный житель пустыни: верблюд. Жир, который хранится в его горбе является пищей, также горб служит теплоизоляцией. Ноги верблюда, как снегоступы могут легко передвигаться по песку. Предлагаю посмотреть на опыте, как форма копыт верблюда помогает ему передвигаться по песку.

Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»:  Острым концом палочки шагаем по песку, замечаем, что палочка проваливается. Затем переворачиваем и наступаем на песок широким концом, палочка не проваливается. Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды? А в этом нам поможет еще один опыт.

Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»: Предложить детям подышать на зеркальце. (Зеркальце затуманилось).Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

- Наше занятие мы продолжим на прогулке: определим «Почему у животных пустыни шерсть светлая».  В солнечную, но холодную погоду надеваем темную и светлую рукавицу, подставляем руки под солнце. Наблюдаем, что в темной рукавице теплее. Ее нагрело солнце. Вывод: солнце нагревает темные поверхности, поэтому когда холодно лучше носить темное, а под солнцем- светлое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Верблюд в пустыне" Открытое занятие по рисованию

Открытое занятие по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник (расчёсывание краски) на тему: «Верблюд в пустыне».Из книги "Нетрадиционные техники рисо...

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Север и пустыня"

Данная интегрированная образовательная деятельность способствует расширению и уточнению представлений детей о пустыне и крайнем севере. Построенна с учетом ФГТ....

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Презентация "Обитатели пустыни", НОД "Пустыня".

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Обитатели пустыни"для занятия НОД по теме "Пустыня".. Данная публикация поможет закрепить представление детей о пустыне и ее жит...

Конспект детской экологической конференции «Чудеса пустыни» (Старшая, подготовительная группа)

Конспект детской экологической конференцииТема: «Чудеса пустыни»Цель:Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.Задачи:- Углублять и систематизировать предс...