Конспект детской экологической конференции «Чудеса пустыни» (Старшая, подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ровенская Наталья Валерьевна

Конспект детской экологической конференции

Тема: «Чудеса пустыни»

Цель:

Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.

Задачи:

- Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

- Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

-Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

- Воспитывать интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chudesa_pustyni.docx282.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ ЦРР- детский сад №34 г.Кропоткин 

 Ровенская Н.В.

Конспект детской экологической конференции

Тема: «Чудеса пустыни»

Цель:  

Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.

Задачи: 

- Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

- Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

-Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

- Воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций с изображением животного мира и природы климатической зоны пустыня, беседы с детьми о пустыне; просмотр презентаций  «Что такое пустыня», «Растения в пустыни», «Животный мир пустыни», «Верблюды- корабли пустыни»,  чтение познавательной сказки Л.Тарасенко «Корабли пустыни», чтение А.Барков «Азбука живой природы» (Верблюд); подготовить с детьми короткие рассказы о пустыне.

Оборудование:                                                                                                        Компьютер, экран, проектор, презентация к занятию «Чудеса пустыни», прозрачные стаканчики  с песком, с водой, трубочки (для воды), песочный стол, модель ноги верблюда, аудио запись «Шум песчаной бури»,Живые кактусы,  детские  энциклопедии.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка. (Пустыня)

Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по пустыне. Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена пустыня? ( Ответы детей: На карте зона пустынь обозначена оранжевым цветом)

– Кто из вас знает, где находится самая большая пустыня на земле Сахара? (В Африке) (Слайд №1)                                                                                                            Давайте найдём и покажем на карте эту великую африканскую пустыню. Каким цветом окрашена пустыня? А как вы думаете, что может означать жёлтый цвет? (Песок)

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2012/02/00014691.jpg

Воспитатель: А что же такое пустыня? (ответы детей) (Слайд №2)

Пустыней называется любое место, где очень-очень сухо и нет или почти нет земли. Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто.

В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Но не все пустыни – песчаные. Бывают ещё каменистые пустыни.(Слайд №3)

Поверхность пустыни холмистая.(Слайд №4)  Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, которые называются барханы. Барханы могут перемещаться с помощью ветра. А как это происходит, давайте посмотрим.

ОПЫТ «БАРХАНЫ В ПУСТЫНЕ»

 Дети подходят к столу с песком для проведения опыта.

Воспитатель: Предлагаю вообразить, что каждый из нас — ветер: несильно, но достаточно долго дуем на песок. Что с ним происходит?(Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик).                                  Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами.

Воспитатель: В пустыне часто возникают песчаные бури. (Слайд №5)

Рассказ ребёнка о песчаных бурях.

 Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури. Когда ветер поднимает песок, то становится трудно дышать. В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути. 

Звучит звук ветра в пустыне.

Опыт «ПЕСЧАНАЯ БУРЯ В ПУСТЫНЕ»: 

 Дети подходят к столам.

-Сначала одни  будут дуть в трубочку, а вы будете наблюдать, что происходит в баночке, потом поменяетесь.

-Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Воспитатель: Недостаток влаги — одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям. Но не следует думать, что там только солнце и песок. Пустыня полна растениями и животными.

Рассказ ребёнка «Растения в пустыне»(Слайд №6)

Оказывается,  и  в пустыне могут жить растения. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки. У этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу пятнадцатиэтажного дома, то его корни достанут до земли.  Длинные корни растениям нужны для того, чтобы доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй.(Слайд №7)

Загадывание загадки про кактус.

Как живые бочки.

Из пустыни мы попали

К вам домой в горшочки.

Воду копим мы внутри.

Все в иголках, посмотри. (Кактусы)

Рассматривание кактусов, стоящих на столе.

Воспитатель: Иногда в пустынях идут настоящие ливни(Слайд №8), однако из - за жары вода быстро испаряется. Дожди в пустыне идут очень редко, зато осадков выпадает очень много

– Что же происходит с водой в пустыне?

ОПЫТ  «ПОЧЕМУ  В  ПУСТЫНЕ МАЛО ВОДЫ?»

– Давайте посмотрим к какому выводу мы придём после следующего опыта: Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком (дети льют воду в песок). Что вы видите? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Воспитатель: (Слайд №9)У животных пустынь имеются особенности присущие только им. Так, им присуща «пустынная» окраска — жёлтые, светло-бурые и серые тона; она делает животных незаметными на фоне песка. Чтобы укрываться от врагов и  прятаться от жары, у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке (например, у грызунов — острые коготки на передних лапках). Они роют норы или способны быстро закапываться в рыхлый песок (ящерицы, некоторые насекомые). Многие пустынные животные (ящерицы, змеи, копытные) способны очень быстро передвигаться. Недостаток влаги — одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям. Большая часть животных пустынь летом ведёт ночной образ жизни. Некоторые, например, суслики, летом, в период самого сильного зноя, впадают в спячку. Сейчас мы узнаем,  как живут животные пустыни.

Отгадайте загадку:

Жизнь в песках полна борьбы,

Мужества, отваги.

Этот зверь несет горбы,

В них - запасы влаги.

Он вчера зашел в аул,

Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)

Рассказ ребёнка о верблюдах.  (слайд №10)                                                                                 Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Они перевозят тяжёлые грузы и людей.  Шерсть у верблюда густая и волнистая, самые длинные волосы под шеей и на затылке. Шерстяной покров помогает животному пережить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючим кустарником и травами, верблюды едят кактусы и верблюжью колючку

Самое замечательное у верблюда – его горбы. В горбах накапливается жир, который легко превращается в воду и помогает верблюдам утолять жажду изнутри.  Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться.

Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка. Во время сильных песчаных бурь верблюд может совсем сомкнуть ноздри. Мозолистые подошвы ног не дают верблюду проваливаться и увязать в песке. У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь.

Воспитатель: Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне? Проверим? (Дети подходят к столу с песком)

Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»

Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?                                                                                                        А теперь возьмите палочку с расширенным концом  и походите по песку. Палочка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Малоподвижная  игра «Солнце светит высоко…»                                                 Солнце светит высоко – Очень-очень высоко (потягиваются)                                   А колодец далеко Очень – очень далеко (встают на носки, смотрят вперед)                   А вокруг одни пески                                                                                                         Слева, справа все пески (повороты в стороны с отведением руки)                                   А пески те горячи                                                                                                                  Очень – очень горячи (приседают)                                                                                    Караван идет день полный                                                                                                   Впереди нелегкий путь, (ходьба на месте с высоким подниманием колен)                      Но хозяин очень добрый                                                                                                  Дал верблюдам отдохнуть (присели, «спят»)

Воспитатель: Отгадайте загадку

Суслик, убегай скорей,                                                                                              Ведь опасность рядом!                                                                                                                Нападает на зверей                                                                                                                     Кто-то с сильным ядом.                                                                                                      Посреди песков шипит                                                                                                           И добычу не проспит. (Змея) (Слайд №11)

Рассказ ребёнка о змеях.  Змеям в песчаной пустыне тоже неудобно ползать обычным способом: извивающемуся телу нет прочной опоры. У некоторых видов пустынных змей выработался особый «боковой ход». Змея не ползет вперед, а как бы перекладывает вбок одну половину тела, чуть приподняв ее над землей, а затем подтягивает к ней другую.  Так передвигается песчаная эфа.                                       (Слайд №12)Песчаный удав   умеет ползать под песком, но как только появляется добыча, моментально выползает и хватает её. Питается в основном ящерицами. (Слайд №13)

Воспитатель:

Ой, а кто это такой?

Тельце мышки,

Малый рост,

Ушки зайчика,

Львиный хвост.

( Тушканчик) (слайд №14, 15)

Рассказ ребёнка.   В пустынях обитают  грызуны, у которых тельце как у мышки, а ушки как у зайца, а хвост как у льва— песчанки и тушканчики. Эти животные ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет немилосердно, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках. Вечером выходит на поверхность, чтобы пополнить свои продовольственные запасы. Тушканчик питается семенами и насекомыми, которых они добывают, разрывая песок длинными и тонкими ногтями своих передних лапок. Воду  они добывают из сочных частей растений — листьев, зеленых веточек, корневищ и луковиц.           У тушканчика хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие, задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.

Воспитатель:

Я ползу неторопливо                                                                                                                                В толстом панцире с отливом.                                                                                                       Мне среди пустынь бугристых                                                                                                    Незачем спешить.                                                                                                                            Двести лет, и даже триста,                                                                                                                     Я могу прожить. (Черепаха)(Слайд №16)

Рассказ ребёнка. Одни из самых обычных пустынных животных — черепахи. Всё её тело покрыто панцирем. При опасности голову и лапы она втягивает под панцирь. Питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми. Черепаха может проспать 8 месяцев в году. Выйдя ранней весной из зимовочных нор, черепахи сразу же приступают к размножению, а в мае — июне самки откладывают в песок яйца. Уже в конце июня почти не встретишь черепах на поверхности земли — они все зарылись вглубь  почвы и залегли в спячку до следующей весны. Молодые черепашки, появившись из яиц осенью, остаются зимовать в песке и выходят на поверхность только весной.

Воспитатель: (Слайд №17)  Ребята, как называется этот житель пустыни? (Барханный кот)

Рассказ ребёнка.    Барханные кошки ведут строго ночной образ жизни. От дневной жары они спасаются в убежищах- старых чужих норах.  Иногда они самостоятельно роют неглубокие норы или ямки, где затаиваются в случае опасности. Барханные кошки плотоядны; в их рацион входит практически вся дичь, которую они могут отыскать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Его основу составляют песчанкитушканчики и другие                                                                      мелкие грызуныящерицыпауки и насекомые.

 Барханная кошка также известна своей охотой на ядовитых змей. Естественные враги барханных кошек — большие змеи, вараны, хищные птицы. 

Голова большая и широкая, приплюснутая. Уши очень большие и широкие, без кисточек. Мех у барханной кошки густой и мягкий, предохраняющий тело от низких ночных температур. Лапы у барханной кошки короткие, сильные. Стопы покрывает жёсткая шерсть, которая защищает подушечки лап от ожогов горячим песком.

Воспитатель:                                                                                                                        По пескам, в лучах слепящих                                                                                                    Ходит он, огромный ящер.                                                                                                                  И глотает целиком                                                                                                                                 Всю добычу, словно ком. (Варан) (Слайд №18)

Рассказ ребёнка.   Ящерица-варан – самая крупная. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом. Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает. 

В отличие от простых ящериц, варан очень опасен из-за яда, который можно сравнить со змеиным. Но бояться его не стоит, т.к. обычно он использует свое главное оружие для охоты на насекомых, крыс и других мелких животных. 

Эти хладнокровные существа легко приспосабливаются к жаркому климату пустыни. Когда же становится очень холодно, они становятся более агрессивными. Кроме этого, они очень не любят жить в неволе.


Воспитатель:      Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вот мы с вами и добрались до этого места.                                                                                                                                Вот пустыня,                                                                                                                      Но и тут озеро бывает,                                                                                                                  Где и путник, и верблюд                                                                                                      Жажду утоляют. (Оазис) (слайд №19)

Рассказ ребёнка.   Места в пустыне, где есть водоём, называют оазисом. В оазисах растут пальмы, появляются заросли кустарников и трав.  В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец (иллюстрация). В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды.

Воспитатель:  Вот и подошла к концу наша экологическая конференция. Ребята, что нового и интересного вы для себя узнали? (Ответы детей).

 Литература:

-«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич

-Энциклопедия «Когда, где и почему?» Р.И. Шастак

-Энциклопедия «Всё обо всём» А. Ликум

-«Беседы о пустыне и полупустыне» Т.А. Шорыгина

-Елкина Н.В. «1000 загадок»

-Серия «Моя первая энциклопедия»: «От медведя до ежа» В.Г. Бабенко   Интернет-источники: http://www.zoodrug.ru/topic1867.html

http://www.maam.ru/users/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий групповой родительской мини-конференции «Старание и терпение». Подготовительная группа

Сценарий мини-конференции для родителей на тему возрождения  духовных ценностей в семье...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА КО ДНЮ «8 МАРТА» В СТАРШЕЙ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ «ПОЛЕ ЧУДЕС»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА КО ДНЮ «8 МАРТА» В СТАРШЕЙ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ «ПОЛЕ ЧУДЕС»...

Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры у детей старшей - подготовительной группы

Одним из эффективных и наиболее интересных способов формирования экологической культуры являются дидактические игры. В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Она способствует р...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей-подготовительной группы "Новогодние чудеса"

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей-подготовительной группы "Новогодние чудеса"...

Календарно-тематическое планирование «Путешествие по пустыне» в подготовительной группе.

Задачи:Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.Уточнять и расширять представления детей о животном и растительном мире пустыни.Формировать у детей элементарные представле...

НОД (открытое занятие) в старше – подготовительной группе «Пресс – конференция «Сохраним зеленый мир» «Познавательное развитие» 2021г.

НОД (открытое занятие)«Пресс – конференция «Сохраним зеленый мир» «Познавательное развитие» в старше – подготовительной группеВоспитатель: Ионцева Е...