Проект Тема: «Путешествие в удивительный мир часов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_chasov.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

Проект

Тема:

«Путешествие в удивительный мир часов»

Подготовительная группа

                                                                                                             Подготовила:

                                                                                                              Кашина Е.А.  Воспитатель высшей квалификационной категории.

                                                                           

с. Кабанск

2018 год.

1.Пояснительная записка .

Актуальность

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

В процессе любого исследования , как и любого познания вопрос играет ключевую роль .

Дети старшего дошкольного возраста задают тысячи вопросов ,ведь детский вопрос – это призыв к разговору.

Проблема :

Проект возник по инициативе детей.

Ребенок принёс в группу часы и дети  рассматривая их , начали задавать вопросы:

А бывают часы без стрелок? А когда не было часов , как узнавали время? А почему часы тикают?

Как  любому взрослому , нам сразу хочется  помочь им, подсказать правильное решение. Но надо помнить , что ребенку, интересно не узнать, а догадаться.

Задача  взрослого не упразднять таинственность явлений, а приоткрывать ее.

Проект  «Путешествие в удивительный мир часов» : поможет детям приоткрыть дверь в таинственный , удивительный мир, ответить на все интересующие их вопросы.

Гипотеза проекта :        

-У детей разовьётся познавательный интерес и желание  участвовать в исследовательской деятельности, если создать необходимые условия для поддержки детской инициативы и спонтанного интереса.

Цель проекта :

Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес  и исследовательскую деятельность в процессе поддержки детской инициативы.

Задачи проекта:

- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

- Развивать у детей любознательность, желание самостоятельно добывать знания при помощи исследований .

Сроки проекта:  12 марта- 20 мая.

Исполнители проекта : дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Методы и формы:  беседы, НОД, эксперименты, занятия-исследования, ИКТ-технология, викторина,  дидактические игры ,чтение  художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

- Появление интереса  , знаний  о часах, их истории, разновидностях, принципе их работы и роли в жизни человека.

- Развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения детей.

- Оживление эмоционального контакта родителей с детьми.

2.Этапы реализации проекта:

Этапы реализации.

Содержание деятельности.

Подготовительный.

  • Мониторинг знаний  детей
  • Анкетирование родителей
  • Изучение литературы
  • Подготовка материала
  • Разработка плана мероприятий основного этапа.
  • Обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.

Основной этап.

  • Работа с родителями
  • Консультация для родителей «История появления часов: от создания до наших дней», «История о ценности нашего времени» .
  • Работа с детьми.
  • Исследовательская деятельность: «Как работают- песочные ,солнечные ,водяные часы.»

«Что можно сделать за 5 минут?»

  • Беседа на тему «Часики-часы» , «Что мы делаем в разное время?» ,«Что случится ,  если  часы будут идти по – разному»,  «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Самые известные часы в мире».                
  • Рисование «Часы на кремлевской башне» ,«Рисование часов» , «Часы будущего».                                                  
  • Выставка на тему «Часы моей семьи».
  • Физминутка «Часы».
  • Просмотр мультфильмов  «Фиксики-часы», «Сказка о потерянном времени».
  • Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами».
  • Дидактическая игра «Всё о времени».
  • ООД  «Какие бывают часы», «Подарок для Лунтика»
  • Чтение художественной литературы. Анофриев «Тик-так». Берестов «Без четверти шесть»  С. Баруздин «Стихи о человеке»   И. Мирошникова «Стихи про часы и о времени»                                                                
  • Изготовление макетов солнечных  часов.                                                            

Заключительный.

  • Создание коллекций современных часов.
  • Создание альбома.                                                              «Путешествие в прошлое часов».
  • Составление картотек: (конспекты НОД, картотека стихов, загадок, игр, пособий).
  • Презентации «Современные часы», «Этапы развития часов».
  • Викторина «Что я знаю о часах?».
  • Создание мини - музея  в группе «Путешествие в удивительный мир часов».

3. Оценка результатов и отчетность:

Анкетирование: 
1.      Нужны ли тебе часы?
2.      Зачем тебе часы?
3.      Какие часы ты знаешь?
4.      Какими часами чаще всего, пользуются в твоей семье?

Итоги анкетирования  детей до участия в проекте :
•        все опрошенные считают, что без часов жить невозможно и они необходимы для точного определения времени;
•       не могут назвать какие виды часов существуют  ;
•     не знают  историю появления часов;
•      называют настенные , ручные , в телефоне .

4. Развитие проекта:  

Создать  мини-музей «Путешествие в мир часов» в ДОУ.

Разработать программу «Путешествие в прошлое предметов» :

Цель: Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста ,в процессе  ознакомления с  историей  предметов: ручки,  часов, фотоаппарата, лампочки.

  1. Блок « История происхождения ручки»
  2. Блок «Путешествие в мир часов»
  3. Блок «История фотоаппарата»
  4. Блок «Путешествие в страну Лампапландию»

5. Приложение к проекту:

 Конспект НОД

с детьми подготовительной группы по направлению «Познавательное развитие».

Тема: « Подарок для Лунтика»

Программное содержание:                                                                                                            

   1.Дать детям знание об электронных  часах, огненных часах(свеча, часы)                         2.Расширять знания детей о истории часов.                                                                                        3.Развивать исследовательский  интерес и любознательность.                                                 4.Воспитывать чувство товарищества(работа парами , подгруппами)                                                                  

Словарная  работа:                                                                                                      

   Обогащение и активизация словаря : электронные, механические, механизм, песочные, солнечные, изобретатели.                                                                                                                  Индивидуальная работа:                                                                                            

    Активизировать  речь (Денис С. малоактивный ребёнок)                                                Предварительная работа:                                                                                                      

 Чтение художественной литературы : И. Мирошников «Стихи про часы и  о времени», Н .Анофриев «Тик-так», С.  Баруздин  «Стихи о человеке и его часах», загадки, пословицы.                                                                                                                                   Разучивание физ. минутки «Тик-так».                                                                                          

 Д/и: «Путешествие в сторону часов»,   « Узнай по описанию»,  «Что  раньше, что потом».                                                                                                                                                                                                                              

С/р игры: « Часовая мастерская», «Магазин  часов» .                                                             Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Часы».                                                                                                                                                             Просмотр познавательного мультфильма: «Советы бабушки совы».                    

Рассматривание экспонатов часов: (настенные , настольные, напольные, механические.)                                                                                                                                                 Просмотр презентации: « Путешествие в страну  часов»                                              

Рисование:  «Такие разные часы»                                                                 

Аппликация: « Подарок для  Степашки» (часы)                                                                    

Беседа с детьми : «Солнечные часы», «Песочные часы», «Механические часы»                                                                    

 Беседа с детьми: «Часы у меня в доме»                      

Рассматривание энциклопедий: «Как работают часы»                                              

Материал и оборудование: письмо, красивая коробка, модель солнечных часов, песочные часы, механические часы, круги из карточек, пластилин, палочки, фонарик, пазлы ( настольные , настенные, напольные часы, петух), ноутбук,  мультимедиа.                                                                                                             Слайды :-тени от деревьев в солнечный день;   -настенные, напольные, наручные, электронные часы;  –современные часы.

Этапы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Вводно организационный

Создает атмосферу психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка

Формирование интереса к содержанию НОД:

Я очень рада вас сегодня видеть! Придумано кем-то просто и мудро — При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

  • Ребята  посмотрите ,на столе лежит письмо и красивая коробка интересно кто нам написал это письмо и принёс эту коробку?

Читаю детям  письмо от Лунтика :

  • Здравствуйте  ребята!

Моя бабушка пчела- Баба Капа подарила мне красивую коробку с разными предметами, как они называются для чего они нужны?

Помогите мне разобраться!

Ребята, какая красивая коробка!

Как вы думаете, что может в ней лежать?(ответы детей)

Чтобы узнать, что в ней  лежит, вы  должны отгадать загадку.

В квартире , на стенке загадка висит,

и целыми днями она говорит

когда мне гулять , пить кефир, танцевать,

смотреть телевизор, компьютер включать,

могу я крутить у загадки усы ,

но вы догадались это- …(часы).

 

Актуализация

Активизирует процесс мышления.

Стимулирует любознательность, интерес.

Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний.

  • Ребята, посмотрите в коробке лежат действительно часы.
  • А почему они стучат ?
  • Правильно, они так работают , показывают время                                                                                                А  для чего нам нужно знать время ?                                                                             (ответы детей)
  • Правильно, чтобы знать , когда вставать , когда на работу идти, в д/сад, когда заниматься, ложиться спать.
  • Так чем мы пользуемся , чтобы определить время?
  • Ребята, в коробке лежит ещё какой-то предмет, как вы думаете, что это?   (ответы детей) Правильно это солнечные часы.
  • Ребята , а как появились солнечные часы? (В солнечный день, люди увидели, что от деревьев отходит тень, человек заметил это свойство тени и придумал солнечные часы)  Показ слайда.
  • Ребята , а как они работали ? (Под открытым небом человек нарисовал на земле круг ,в центре круга он поставил колышек .Солнце ходило ,перемещалось и тень от колышка перемещалось на земле. Чем тень длиннее –наступило утро ,тень короче -день или вечер.

Восприятие и усвоение нового

Расширение , объема знаний и представлений о  профессиях.

 

Опыт: Светильник  у нас будут вместо солнца, от колышка падала тень, чем тень длиннее  , значит – это утро  , а если тень короче -день или вечер.   Ребята ,а вам хотелось сделать самим солнечные часы ?                                                        

  -Изготовление  солнечных часов детьми.                                                                                                       Опыт: предложить детям с помощью фонарика исследовать работу солнечных часов.

  • Ребята ,а всегда ли эти часы работали ?

(ответы детей)

  • Послушайте ребята стихотворение.

 С тех пор прошло не мало лет

И  люди поняли ответ,

Что  лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин ?

Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек ? (ответы детей)

Человек изобрёл песочные часы.

Ребята, рассмотрите песочные часы.

А как они работают?

Что хорошего , а что плохого в этих часах ? (ответы детей)

Ребята, а в д/саду , где мы можем использовать песочные часы? (ответы детей)

Баба Капа ещё какой –то предмет положила в коробку(достаю свечу)

Что это ?    (ответы детей)

Ребята, оказывается свечка- это тоже часы, древние огненные часы.                                                                                                                                                             Полоска на свече определяла промежуток времени.

Воск таял от горящего  фитиля и вместе с ним таяли полоски. Сколько  полосок исчезало, столько часов и проходило.

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом (рассматривание часов) Как эти часы называются.(механические)Ребята, а как они работали?   (показ слайда схемы)

Ребята, а что бы продолжить нашу работу мы с вами давайте немного отдохнуть.

Динамическая

пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Физминутка :

Тик –так , тик –так

Смотри скорей, который час

Тик –так ,тик –так , тик –так

Налево -раз, направо- раз

Мы тоже можем так.

Восприятие и расширение имеющихся представлений.

Закрепление ,расширение , объема знаний и представлений о Байкале

Шло время и человек придумал часы , которые можно поставить на пол, повесить на стену.

У вас на столах лежат пазлы ,вы должны сложить картинку и определить, что на ней изображено ? (работа по подгруппам).                                                                                                                                                       картинки: напольные , настенные, настольные, петух.                                                                                                                                                                                   Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Показ слайдов)                                                                                         Правильно часы. Эти часы ребята называются – электронные , они работают от батарейки, без пружинки и на циферблате высвечиваются электронные цифры, показывают время очень точно.

Наши мастера , изобретатели придумали интересные ,современные часы.

Показ слайдов современных часов.

Практическая часть

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу , слушать взрослого и выполнять его инструкции

Ребята, а вам бы хотелось самим изобрести свои часы?     (ответы детей)

Тогда  ребята я вам предлагаю стать изобретателями и нарисовать  необычные часы – часы будущего. ( предлагаю материал: фломастеры, карандаши ,листочки  )

Самостоятельная работа детей.

Рефлексия

Слушают.

Выражают собственные мысли.

Обобщают.

Делятся впечатлениями.

Ребята, как вы думаете мы помогли сегодня Лунтику разобраться с предметами ?    (ответы детей)

После занятия мы напишем письмо с ответом и отправим его Лунтику.

Что вам больше всего понравилось на занятии ? (Итог занятия)

Вручение детям сюрприза часов-мишек.

6. Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г.
  2. Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г.
  3. Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г.
  4. Дыбина О.В. «Творим, измеряем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера»2002 г.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991 г.
  6. Куликовская И.Э., Совчир Н.Н. «Детское экспериментирование», М., Педагогическое общество России, 2003 г.
  7. Соболева А.В. «Загадки – смекалки», Гном-Пресс,2006г.
  8. Шорыгина Т.А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004 г.
  9. Юдин Г. «Заниматика»,  М., РОСМЭН, 2005 г.
  10.  Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском саду».

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Котляр Э.П. «Часы-часики», Малыш, 1986г.
  2. Прокофьева С.Л. «Часы с кукушкой», Малыш,1984 г.
  3. Сапгир Г.В. «Часы», Лабиринт Пресс, 2009г.
  4. Шварц Е. Л.«Сказка о потерянном времени», Оникс, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов».

В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности; - сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого; - дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало прич...

Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"

Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...

Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»

Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов....

Проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"

Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «От рожд6ения до школы» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать ...

Исследовательско-творческий Проект в Подготовительной группе «Удивительный мир часов»

Исследовательско-творческийПроект в Подготовительной группе«Удивительный мир часов»...

Исследовательский проект в старшей группе «Удивительный мир часов»

Знание времени необходимо будущим школьникам. На основе времени планируется и регулируется их жизнь. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо научить детей узнавать время, пользоваться часами,...

Проект в детском саду «Удивительный мир часов»

Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательн...