Проект Тема: «Путешествие в удивительный мир часов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_chasov.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с. Кабанск»
Проект
Тема:
«Путешествие в удивительный мир часов»
Подготовительная группа
Подготовила:
Кашина Е.А. Воспитатель высшей квалификационной категории.
с. Кабанск
2018 год.
1.Пояснительная записка .
Актуальность
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
В процессе любого исследования , как и любого познания вопрос играет ключевую роль .
Дети старшего дошкольного возраста задают тысячи вопросов ,ведь детский вопрос – это призыв к разговору.
Проблема :
Проект возник по инициативе детей.
Ребенок принёс в группу часы и дети рассматривая их , начали задавать вопросы:
А бывают часы без стрелок? А когда не было часов , как узнавали время? А почему часы тикают?
Как любому взрослому , нам сразу хочется помочь им, подсказать правильное решение. Но надо помнить , что ребенку, интересно не узнать, а догадаться.
Задача взрослого не упразднять таинственность явлений, а приоткрывать ее.
Проект «Путешествие в удивительный мир часов» : поможет детям приоткрыть дверь в таинственный , удивительный мир, ответить на все интересующие их вопросы.
Гипотеза проекта :
-У детей разовьётся познавательный интерес и желание участвовать в исследовательской деятельности, если создать необходимые условия для поддержки детской инициативы и спонтанного интереса.
Цель проекта :
Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес и исследовательскую деятельность в процессе поддержки детской инициативы.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать у детей любознательность, желание самостоятельно добывать знания при помощи исследований .
Сроки проекта: 12 марта- 20 мая.
Исполнители проекта : дети, родители, воспитатели подготовительной группы.
Методы и формы: беседы, НОД, эксперименты, занятия-исследования, ИКТ-технология, викторина, дидактические игры ,чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- Появление интереса , знаний о часах, их истории, разновидностях, принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения детей.
- Оживление эмоционального контакта родителей с детьми.
2.Этапы реализации проекта:
Этапы реализации. | Содержание деятельности. | |
Подготовительный. |
| |
Основной этап. |
«Что можно сделать за 5 минут?»
| |
Заключительный. |
|
3. Оценка результатов и отчетность:
Анкетирование:
1. Нужны ли тебе часы?
2. Зачем тебе часы?
3. Какие часы ты знаешь?
4. Какими часами чаще всего, пользуются в твоей семье?
Итоги анкетирования детей до участия в проекте :
• все опрошенные считают, что без часов жить невозможно и они необходимы для точного определения времени;
• не могут назвать какие виды часов существуют ;
• не знают историю появления часов;
• называют настенные , ручные , в телефоне .
4. Развитие проекта:
Создать мини-музей «Путешествие в мир часов» в ДОУ.
Разработать программу «Путешествие в прошлое предметов» :
Цель: Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста ,в процессе ознакомления с историей предметов: ручки, часов, фотоаппарата, лампочки.
- Блок « История происхождения ручки»
- Блок «Путешествие в мир часов»
- Блок «История фотоаппарата»
- Блок «Путешествие в страну Лампапландию»
5. Приложение к проекту:
Конспект НОД
с детьми подготовительной группы по направлению «Познавательное развитие».
Тема: « Подарок для Лунтика»
Программное содержание:
1.Дать детям знание об электронных часах, огненных часах(свеча, часы) 2.Расширять знания детей о истории часов. 3.Развивать исследовательский интерес и любознательность. 4.Воспитывать чувство товарищества(работа парами , подгруппами)
Словарная работа:
Обогащение и активизация словаря : электронные, механические, механизм, песочные, солнечные, изобретатели. Индивидуальная работа:
Активизировать речь (Денис С. малоактивный ребёнок) Предварительная работа:
Чтение художественной литературы : И. Мирошников «Стихи про часы и о времени», Н .Анофриев «Тик-так», С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах», загадки, пословицы. Разучивание физ. минутки «Тик-так».
Д/и: «Путешествие в сторону часов», « Узнай по описанию», «Что раньше, что потом».
С/р игры: « Часовая мастерская», «Магазин часов» . Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Часы». Просмотр познавательного мультфильма: «Советы бабушки совы».
Рассматривание экспонатов часов: (настенные , настольные, напольные, механические.) Просмотр презентации: « Путешествие в страну часов»
Рисование: «Такие разные часы»
Аппликация: « Подарок для Степашки» (часы)
Беседа с детьми : «Солнечные часы», «Песочные часы», «Механические часы»
Беседа с детьми: «Часы у меня в доме»
Рассматривание энциклопедий: «Как работают часы»
Материал и оборудование: письмо, красивая коробка, модель солнечных часов, песочные часы, механические часы, круги из карточек, пластилин, палочки, фонарик, пазлы ( настольные , настенные, напольные часы, петух), ноутбук, мультимедиа. Слайды :-тени от деревьев в солнечный день; -настенные, напольные, наручные, электронные часы; –современные часы.
Этапы | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Вводно организационный | Создает атмосферу психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка Формирование интереса к содержанию НОД: | Я очень рада вас сегодня видеть! Придумано кем-то просто и мудро — При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро — солнцу и птицам! Доброе утро — улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера.
Читаю детям письмо от Лунтика :
Моя бабушка пчела- Баба Капа подарила мне красивую коробку с разными предметами, как они называются для чего они нужны? Помогите мне разобраться! Ребята, какая красивая коробка! Как вы думаете, что может в ней лежать?(ответы детей) Чтобы узнать, что в ней лежит, вы должны отгадать загадку. В квартире , на стенке загадка висит, и целыми днями она говорит когда мне гулять , пить кефир, танцевать, смотреть телевизор, компьютер включать, могу я крутить у загадки усы , но вы догадались это- …(часы).
|
Актуализация | Активизирует процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний. |
|
Восприятие и усвоение нового | Расширение , объема знаний и представлений о профессиях. |
Опыт: Светильник у нас будут вместо солнца, от колышка падала тень, чем тень длиннее , значит – это утро , а если тень короче -день или вечер. Ребята ,а вам хотелось сделать самим солнечные часы ? -Изготовление солнечных часов детьми. Опыт: предложить детям с помощью фонарика исследовать работу солнечных часов.
(ответы детей)
С тех пор прошло не мало лет И люди поняли ответ, Что лишь песок, он есть один И бог, и царь, и господин ? Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек ? (ответы детей) Человек изобрёл песочные часы. Ребята, рассмотрите песочные часы. А как они работают? Что хорошего , а что плохого в этих часах ? (ответы детей) Ребята, а в д/саду , где мы можем использовать песочные часы? (ответы детей) Баба Капа ещё какой –то предмет положила в коробку(достаю свечу) Что это ? (ответы детей) Ребята, оказывается свечка- это тоже часы, древние огненные часы. Полоска на свече определяла промежуток времени. Воск таял от горящего фитиля и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом (рассматривание часов) Как эти часы называются.(механические)Ребята, а как они работали? (показ слайда схемы) Ребята, а что бы продолжить нашу работу мы с вами давайте немного отдохнуть. |
Динамическая пауза | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка | Физминутка : Тик –так , тик –так Смотри скорей, который час Тик –так ,тик –так , тик –так Налево -раз, направо- раз Мы тоже можем так. |
Восприятие и расширение имеющихся представлений. | Закрепление ,расширение , объема знаний и представлений о Байкале | Шло время и человек придумал часы , которые можно поставить на пол, повесить на стену. У вас на столах лежат пазлы ,вы должны сложить картинку и определить, что на ней изображено ? (работа по подгруппам). картинки: напольные , настенные, настольные, петух. Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Показ слайдов) Правильно часы. Эти часы ребята называются – электронные , они работают от батарейки, без пружинки и на циферблате высвечиваются электронные цифры, показывают время очень точно. Наши мастера , изобретатели придумали интересные ,современные часы. Показ слайдов современных часов. |
Практическая часть | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу , слушать взрослого и выполнять его инструкции | Ребята, а вам бы хотелось самим изобрести свои часы? (ответы детей) Тогда ребята я вам предлагаю стать изобретателями и нарисовать необычные часы – часы будущего. ( предлагаю материал: фломастеры, карандаши ,листочки ) Самостоятельная работа детей. |
Рефлексия | Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями. | Ребята, как вы думаете мы помогли сегодня Лунтику разобраться с предметами ? (ответы детей) После занятия мы напишем письмо с ответом и отправим его Лунтику. Что вам больше всего понравилось на занятии ? (Итог занятия) Вручение детям сюрприза часов-мишек. |
6. Список используемой литературы:
- Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г.
- Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г.
- Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г.
- Дыбина О.В. «Творим, измеряем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера»2002 г.
- Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991 г.
- Куликовская И.Э., Совчир Н.Н. «Детское экспериментирование», М., Педагогическое общество России, 2003 г.
- Соболева А.В. «Загадки – смекалки», Гном-Пресс,2006г.
- Шорыгина Т.А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004 г.
- Юдин Г. «Заниматика», М., РОСМЭН, 2005 г.
- Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском саду».
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Котляр Э.П. «Часы-часики», Малыш, 1986г.
- Прокофьева С.Л. «Часы с кукушкой», Малыш,1984 г.
- Сапгир Г.В. «Часы», Лабиринт Пресс, 2009г.
- Шварц Е. Л.«Сказка о потерянном времени», Оникс, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов».
В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности; - сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого; - дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало прич...
Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"
Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов....
Проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «От рожд6ения до школы» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать ...
Исследовательско-творческий Проект в Подготовительной группе «Удивительный мир часов»
Исследовательско-творческийПроект в Подготовительной группе«Удивительный мир часов»...
Исследовательский проект в старшей группе «Удивительный мир часов»
Знание времени необходимо будущим школьникам. На основе времени планируется и регулируется их жизнь. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо научить детей узнавать время, пользоваться часами,...
Проект в детском саду «Удивительный мир часов»
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательн...