Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Свойства воды» («Что может делать вода?»)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Гилёва Инна Геннадиевна

 

Конспект ООД на тему: «Свойства воды» («Что может делать вода?») 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelno1.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Конспект организованной образовательной деятельности
на тему: «Свойства воды» («Что может делать вода?»)
с детьми младшего дошкольного возраста.

Вторая младшая группа

Образовательная область: Познавательное развитие

Гилева Инна Геннадиевна, воспитатель

2020 г.

Пояснительная записка

1. Цель: формирование полных (в соответствии с программными требованиями) и осознанных представлений о свойствах воды (течет, брызгается, льется, переливается; бывает холодная, теплая, горячая; нагревается и остывает) и для чего она нужна растениям и человеку.

2.Задачи ООД (в соответствии с требования ООП «От рождения до школы»):

Образовательные задачи:

1. Учить детей внимательно наблюдать за проведением опытов с водой.

2. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, свет, вода и воздух.

3. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Развивающие задачи:

1. Развивать наблюдательность, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление.

2. Развивать умение повторять действия взрослого (при проведении опытов), действовать по его словесной инструкции, отвечать на вопросы.

3.Развивать связную речь.

4. Обогащать активный словарь детей.

Воспитательная задача: воспитывать  любознательность, стремление узнать что-то новое.

3. Планируемые результаты (целевые ориентиры) 

- у детей будут сформированы полные т.е. соответствующие программным требованиям, и осознанные представлений о свойствах воды (течет, брызгается, льется, переливается; бывает холодная, теплая, горячая; нагревается и остывает);

- дети осознают, для чего вода нужна растениям (для развития и роста);

- дети научаться понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть);

- дети овладеют умениями наблюдать за проведением опытов и повторять действия взрослого;

- улучшаться внимание, память, разовьются наглядно-образное и логическое виды мышления;

- дети научаться повторять действия взрослого (при проведении опытов), действовать по его словесной инструкции, отвечать на вопросы;

- разовьется связная речь;

- обогатится активный словарь (глаголов и имен прилагательных);

- у детей будут воспитаны любознательность, стремление узнать что-то новое.

4. Формы организации детей: подгрупповая – 10-12 детей.

Продолжительность ООД – 15 минут.

5. Виды детской деятельности: слушание, рассматривание слайдов, познавательно-исследовательская – проведение опытов, наблюдение, игровая.

6. Методы и приемы реализации содержания ООД:

- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, инструкция по выполнению опытов;

- наглядные методы: рассматривание слайдов компьютерной презентации, показ выполнения опытов с водой;

- игровые методы: сюрпризные моменты (в гостях у детей Нептун и профессор Знаюшкин), дидактическая игра «Цепочка» (свойства воды),

- практические методы: проведение детьми опытов с водой по показу и словесной инструкции воспитателя, задания ТРИЗ проблемно-изобретательского характера;

- приемы: поощрение активных детей и сдерживание гиперактивных; вопросы, обращенные к  малоактивным детям.

7. Активизация        словаря: обогащение словаря глаголов: течет, льется, переливается, брызгается; нагревается, остывает; словаря прилагательных: (вода) холодная, теплая, горячая.

8. Подготовка к ООД

Предварительная работа.

• Чтение художественной литературы (потешки и стихи о воде «Водичка, водичка, умой мое личико», «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды», «Вы слыхали о воде» Н. Рыжова; «Мы говорим: она течет…»
Т. Жиброва и др.); загадки о воде.

• Рассматривание иллюстраций о пользе воды, о ее свойствах, о том, какая она бывает.

• Беседы, ситуативные разговоры («Волшебница вода». Цель: дать представление о свойствах воды. «Где живет вода». Цель: ознакомить детей с местами, где образуется вода. «Для чего нужна вода». Цель: расширить представления детей о значении воды для всех живых организмов и использовании ее человеком).

• Демонстрация опытов с водой на установление ее свойств: прозрачная, безвкусная, без запаха.

• Игры с водой «Переливание воды», «Мокрое - сухое», «Цветная вода», «Тонет – не тонет», «Веселые кораблики» и др.

• Прослушивание музыкальных произведений («Песня о чистоте» Слова – Вадим Жук. Музыка – Василий Богатырев. «Если дети утром умываются, Солнце в небе ярче улыбается…». «Я хрю-хрюшка». Слова – Петра Синявского. Музыка – Игоря Кадомцева).

9. Материалы и оборудование:

Раздаточный:

1.Пластмассовый контейнер с водой, прозрачная пластмассовая кружка и бутылка. Воронка – 3-4 шт.

2. Лейка с водой – 1 шт. (только у воспитателя). Комнатные растения – 2-3 горшка с растениями у воспитателя; 3-4 горшков на столах у детей. Пульверизатор – 4-5 шт. у воспитателя и у детей на столах.

3. Чайник с горячей водой – 1 шт. (у воспитателя). Стаканчики для воды – 3-4 шт. на столах у детей. Стаканчик со льдом – 3-4 шт. на столах у детей.

Демонстрационный:

1.Слайды компьютерной презентации.

Оборудование:

• Интерактивная доска.

• Стулья полукругом около интерактивной доски – по количеству детей.

• 3-4 столика для проведения опытов с водой и стулья  (по количеству детей).

10. Индивидуальная работа:

Саша А. – задавать ему больше вопросов для того, чтобы контролировать гиперактивность, следить, чтобы мальчик не подавлял своими действиями других детей.

Оля П. – поощрять и хвалить за высказывания и действия (так как девочка неуверенна в своих силах и способностях.

 Наташа К. – давать индивидуальное задание (ответить на вопрос, что-нибудь сделать), так как девочка малоактивна и сама никакой инициативы не проявляет.

Вова Б., Глеб Р., Стас М., Оксана К. – ответы на вопросы воспитателя, поддерживать стремление высказывать свое мнение, т.е. развивать связную речь (это дети с ОНР III уровня).  

ХОД ООД:

I. Вводная. Мотивационно-организационная часть. – 1,5 мин.

1.Сюрпризный момент.

 Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Рассаживайтесь на стульчики (дети садятся полукругом напротив интерактивной доски). Слушайте меня внимательно.

- Сегодня к нам в детский сад пришел необычный гость. Посмотрите на интерактивную доску и скажите, узнали ли вы его? (Слайд №2 Нептун – царь морей и океанов).

- Ты, Саша, откуда знаешь, что это Нептун? (Воспитатель задает этот же вопрос и другим детям, которые правильно назвали Нептуна).

- Вот вы какие молодцы! Узнали царя морей и океанов и всех водных пространств на Земле.

- А мне Нептун прислал СМС, в которой он просит, чтобы вы, ребятки, сегодня на занятии узнали о свойствах воды, и чтобы вы пользовались водой бережно и экономно.

- Еще он спрашивает, что вы знаете о воде? Какая вода бывает? (Интерактивная доска: Слайд №3 Свойства воды). 

(Ответы детей: прозрачная, безвкусная, без запаха и т.д.).

- Как вы это узнали? (Ответы детей: из опытов, которые видели на прошлом занятии).

- Готовы вы выполнить сегодняшний наказ Нептуна – узнать о новых и важных свойствах воды?

(Ответы детей: ДА).

II. Основная часть. – 12,5 мин.

1. Постановка цели ООД

Воспитатель: Посмотрите на экран, кто на нем изображен?

Ответы детей: профессор Знаюшкин (Слайд №4 – профессор Знаюшкин).

Воспитатель: Правильно. А это значит, что сегодня мы с вами снова будем работать в нашей лаборатории опытов и экспериментов.

- Как вы поняли, что мы будем делать? (Ответы детей).

- Правильно. Мы будем проводить опыты с водой и узнаем о ее свойствах. (Это постановка цели ООД, которую ставят сами дети).

- Профессор Знаюшкин просит вас назвать правила техники безопасности в нашей лаборатории. (Слушает ответы 3-4 детей). Все правильно назвали. Хорошо помните эти правила. Молодцы. Выполняйте их. А профессор будет наблюдать за вами и даст вам трудное задание.

- Рассаживайтесь за столы по 3-4 человека. Приступим к нашим опытам.

2. Практическая часть – проведение опытов

Опыт 1. Вода льется

Оборудование: пластмассовый контейнер с водой, прозрачная пластмассовая кружка и бутылка. Воронка.

Описание опыта. Воспитатель: Я буду показывать, что нужно делать, а вы повторяйте за мной. Для чего нужна воронка? (Ответы детей). Правильно. Ею я и воспользуюсь, чтобы перелить воду из контейнера сначала в кружку, потом – в бутылку. Повторите этот опыт и вы! (Дети по очереди наливают воду через воронку).

Воспитатель: Какой вывод из этого опыта вы можете сделать? Что вода может делать?

Вывод: вода течет, льется, переливается. Воспитатель просит повторить этот вывод 2-3 детей (малоактивных, малоразговорчивых. Это индивидуальная работа).

Опыт 2. Вода может литься, а может брызгать.

Оборудование: лейка с водой. Комнатные растения. Пульверизатор.

Описание опыта. Воспитатель поливает 2-3 комнатных растений.

Воспитатель: Понаблюдайте, что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Ответы детей: Вода льётся, течет из лейки, переливается в горшок с цветком). Посмотрите, а у вас на столах есть специальное устройство для разбрызгивания воды. По-научному она называется пульверизатор, а по-простому – брызгалка. Можно устроить цветам душ. Брызгаем и освежаем листочки, им хорошо дышится.

Дети по очереди брызгают на листочки комнатного цветка из пульверизатора.

Воспитатель: понаблюдайте, какая вода при разбрызгивании? (Ответы детей: мелкие капельки, похожи на пыль).

Воспитатель: Итак, мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

- Какой вывод из этого опыта вы можете сделать? Что может происходить с водой?

Вывод: Вода может литься, а может разбрызгиваться.

Воспитатель просит повторить этот вывод 2-3 детей (малоактивных, малоразговорчивых. Это индивидуальная работа).

Опыт 3. Вода холодная, теплая, горячая.

Оборудование: Чайник с горячей водой (у воспитателя). Стаканчики для воды. Стаканчик со льдом.

Описание опыта. Воспитатель аккуратно наливает в стаканчики на столах у детей горячую воду. Дети пальчиками трогают стенки стаканчиков, определяя, что вода в них горячая.

Задание с элементами ТРИЗ:

Воспитатель: Ребята, профессор Знаюшкин дает вам трудное задание. Он спрашивает: Как остудить воду, если она очень горячая и ее нельзя пить или мыть ею руки? Подсказка у вас на столах (лед). (Ответы детей: положить в нее лед).

Воспитатель: Что получилось? (Ответы детей: Вода остыла (охладилась). Тёплая вода).

- Что слало со льдом? (Ответы детей: он растаял и остудил горячую воду. Смешалась горячая вода и холодная вода (лед).

Воспитатель: Какой вывод из этого опыта вы можете сделать? Что может происходить с водой?

Вывод: вода может иметь разную температуру. Она нагревается и охлаждается. Воспитатель просит повторить этот вывод 2-3 детей (малоактивных, малоразговорчивых. Это индивидуальная работа).

4.Физкультурная пауза

Воспитатель: Давайте немного отдохнем, подвигаемся. В этом нам поможет стихотворение о воде. Вставайте. Слушайте и повторяйте за мной все движения.

К речке быстрой мы спустились, (Шаг на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхивание руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой – это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шаг на месте.)

Воспитатель: Ребятки, наша работа в лаборатории окончена.

- Перейдите на стульчики возле интерактивной доски. Профессор Знаюшкин зарисовал результаты опытов, которые мы с вами провели. Посмотрите на экран. Вот они (Слайд №5. Свойства воды: течет, брызгается, льется, переливается; бывает холодная, теплая, горячая; нагревается и остывает).

5. Дидактическая игра «Цепочка».

Цели: 1) активизировать словарь детей словами (глаголами и прилагательными), обозначающими свойства воды, о которых дети узнали на ООД; 2) проверить осознанность и полноту представлений о свойствах воды (как дети запомнили свойства воды).

Воспитатель: Давайте-ка, проверим, как вы запомнили свойства воды. Сыграем в игру «Цепочка».

Правила игры: По порядку, как вы сидите на стульчиках, каждый из вас называется одно свойство воды. Кто не может назвать свойство, его пропускаем и он думает. Потом назовет то свойство, которое вспомнил. Правила понятны? Начинаем игру.  Итак, вода бывает… Саша, ты начинаешь. Теперь, Оля, твоя очередь назвать свойство воды и т.д.

Когда цепочка детей закончилась, воспитатель просит назвать свойства воды тех детей, которые не сделали это во время игры. Хвалит их за то, что они вспомнили свойства воды.

Воспитатель: Профессор Знаюшкин говорит, что вы молодцы! Все свойства воды запомнили и назвали!

6. Задание ТРИЗ

Воспитатель: Профессор приготовил для вас последнее трудное задание. Посмотрите на доску: на ней две картинки, а между ними картинка отсутствует, а стоит знак вопроса (Слайд №6 – Условия роста растений). Вы должны подумать и догадаться, какой картинки не хватает.

- Давайте разберем это задание. Что изображено на первой картинке?  (Ответ: пустой горшок с землей для комнатного растения). Что изображено на последней картинке? (Ответ: растение с ветками, листьями и цветками. Это герань).

- Подумайте, что должно быть на картинке, которая в середине? Это условия, когда растение должно вырасти. Какие это условия? (Ответ: земля, свет и вода).

- Правильно. Как их можно изобразить, нарисовать? (Ответ: нарисовать солнышко или его лучи. Нарисовать капли воды, дождик, как из лейки льется вода и т.д.). Это вы нарисуете дома и принесете в детский сад завтра.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы. Справились с этим трудным заданием! Теперь он и Нептун уверены в том, что вы будете правильно обращаться с водой, беречь ее и экономить.

III. Заключительная часть. – 1 мин.

Подведение итогов (обобщение). Беседа по вопросам:

- Для чего мы проводили опыты?

- Что нового вы узнали?

Рефлексия. Беседа по вопросам:

- Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

- Хотите еще проводить опыты? С каким материалом?

Вы обязательно это сделаем на следующих занятиях. Вы узнаете много нового о знакомых вам предметах. Это будет интересно и увлекательно!!! До новых встреч в нашей лаборатории!

САМОАНАЛИЗ ООД
по образовательной области «Познавательное развитие»
по разделу «Экологическое образование» для детей второй младшей группы (3-4 года) на тему «Свойства воды» («Что может делать вода?»)

Социальная значимость ООД по данной теме состоит в том, что ее содержание способствует социализации детей, их ориентации и адаптации в мире природы. Актуальность этой темы связана с тем, что формирование экологических представлений о воде – важная задача в экологическом образовании детей. На основе представлений строятся системные знания, отношение к объектам природы и формируются умения и навыки экологической и природоведческой деятельности. Дети должны знать свойства воды, чтобы правильно ею пользоваться, беречь и сохранять воду.  Полезность данной темы для детей состоит в том, что ее освоение способствует формированию полных, осознанных и активных экологических представлений о воде, о ее значении для жизни на Земле, для понимания простейших взаимосвязей в природе.

Это содержание и методы работы с детьми на ООД выбраны воспитателем с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей (параметр 1). Индивидуальная работа проводилась на протяжении всей ООД: например, воспитатель постоянно следила за гиперактивным ребенком (давала ему дополнительные задания), обращалась к малоактивным детям с вопросами: «Саша (Маша), а ты как думаешь?» и др.. Каждый ребенок был постоянно включен в разные виды деятельности.

ООД позволяет выявить преемственность и взаимосвязь содержания образовательной деятельности (параметр 2). Это проявилось в том, что в вводной части ООД воспитатель просила детей рассказать, что они уже знают о воде из предыдущих занятий. И дети назвали свойства воды: прозрачная, безвкусная, без запаха и т.д..

Содержание ООД полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, требованиям реализуемой в ДОО образовательной программы (параметр 3). Цель ООД, которую дети сами определили в начале ООД (с небольшой помощью воспитателя), полностью достигнута: у детей были сформированы полные и осознанные экологические представления о свойствах воды (течет, брызгается, льется, переливается; бывает холодная, теплая, горячая; нагревается и остывает) и представления о том, для чего вода нужна растениям и человеку.

На ООД осуществлена интеграцию образовательных областей и разнообразных видов детской деятельности (параметр 4). 

По образовательной области «Социально-коммуникативное» проводилось развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формирование готовности к совместной деятельности; при проведении опытов – становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к труду в природе (уход за комнатными растениями). По образовательной области «Познавательное развитие» дети расширяли свои представления о мире природы, получили полные и осознанные экологические представления о свойствах воды, шло развитие любознательности, познавательной мотивации, познавательных действий и исследовательских умений (проведение опытов, умение сделать вывод по его результатам). По образовательной области «Речевое развитие» обогащался активный словарь детей по теме «Свойства воды», дети овладевали умениями вести диалог, отвечать на вопросы, развивалась связная речь детей. Приобщение к художественной литературе осуществлялось на основе предварительного чтения стихотворений и отгадывания загадок о воде. По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дети приобщались к изобразительному искусству – рассматривание иллюстраций компьютерной презентации. По образовательной области «Физическое развитие» проводилась физкультминутка, цель которой – повышение двигательной активности детей, снятие напряжения.

Структура ООД составлена методически грамотно – включает 3 этапа. Она  соответствует поставленным цели и задачам. Общение на ООД воспитатель строила в форме диалогов: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок. Дети были активны, участвовали в беседе, отвечали на вопросы.

Воспитатель на ООД использовала разнообразные эффективные методы и приемы (параметр 5): словесные, наглядные, игровые, практические. Они отвечают возрастным особенностям детей, развивают познавательную деятельность.

Использовались коллективные, подгрупповые и индивидуальные организационные формы и способы организации образовательной деятельности детей (параметр 5). Воспитатель не давала детям готовых знаний и решений, а так организовала работу, что дети сами ставили цель ООД, сами открывали новое знание, исследовали, обучались в общем деле.

Средства обучения были эффективными, развивающими: использовались ИКТ (компьютерная презентация, интерактивная доска) и ТРИЗ (два проблемных задания, которые требовали от детей изобретательских решений, применения представлений о свойствах в новых условиях) (параметр 6).

Воспитатель активно использовала личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми (параметр 7): учитывала интересы и возможности каждого ребенка, относилась к каждому из них как к полноценному партнеру по совместной деятельности, поддерживала инициативу детей, создавала ситуацию успеха.

Воспитатель осуществляла деятельностный подход в процессе образовательной деятельности (параметр 8) Данная ООД основана на игровой деятельности – ведущей в дошкольном возрасте. Сюрпризные моменты, игровые задания, игра «Цепочка»  подобраны с учетом возрастных интересов и способностей детей 3-4 лет. Постоянно осуществлялась смена разных видов деятельности детей: слушание, ответы на вопросы в беседе, рассматривание слайдов, познавательно-исследовательская (проведение опытов, наблюдение), игра, подведение итогов ООД.

Воспитатель осуществила тщательный подбор и использование комплекса методического обеспечения образовательной деятельности (параметр 9). Это позволило достичь цели ООД, решить все поставленные задачи, включить детей в разные виды деятельности, обеспечить интеграцию образовательных областей.

Во время проведения ООД соблюдались санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса в ДОО (параметр 10). А именно:

- продолжительность ООД – 15 минут, что соответствует максимально допустимому объему образовательной нагрузки для детей второй младшей группы;

- воздушно-тепловой режим;

- чередование различных видов деятельности, установка на соблюдение осанки.

В группе детей во время проведения ООД воспитателем была создана благоприятная психологическая атмосфера: дружелюбное, доброжелательное общение детей и взрослых и детей между собой, уважительное отношение к взрослым, взаимовыручка и помощь детей друг другу.

Список использованных источников

  1. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб пособие для пед. училищ / Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 319 с.
  2. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование и моделирование [Текст] / Е. В. Марудова. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 218 с.
  3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2013. – 187 с.
  4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]; под ред. Н. Е. Вераксы,
    Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. –
    304 с.
  6. Султанова, М. Н. Простые опыты с водой [Текст] /
    М. Н.Султанова. – Москва: Хатбер, 2014. – 16 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 25.02.2018). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ "СВОЙСТВА ВОДЫ".Цели:Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Наши добрые дела"

Задачи, которые решаются при проведении данной организованной образовательной деятельности, направлены на формирование нравственных понятий, на развитие умений детей адэкватно оценивать собственное по...

Конспект организованной образовательной деятельности тему: «Чудесные свойства воздух» для воспитанников подготовительной группы

Конспект  организованной  образовательной деятельности тему: «Чудесные свойства воздух»  для воспитанников подготовительной группы  Цель: Ознакомление детей со спо...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Воздух и его свойства

Познакомить детей с тем, что воздух есть вокруг нас, что на Земле кроме четырёх океанов, есть ещё и пятый – воздушный океан. Познакомить детей с понятием «атмосфера», дать представле...

Конспект организованной образовательной деятельности тема: «Очищение воды» (старшая группа)

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, законом...

Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства песка»(экологическое воспитание) ( возраст детей 3 – 4 года)

Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебные свойства песка" (экологическое воспитание) возраст детей 3-4 года....

Организованная образовательная деятельность "Изучение свойств воды"

Материал представляет собой конспект организованной образовательной деятельности по теме "Изучение свойств воды"...