Конспект организованной образовательной деятельности тему: «Чудесные свойства воздух» для воспитанников подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нуркаева Наталья Алексеевна

Конспект 

организованной  образовательной деятельности

 тему: «Чудесные свойства воздух»

 

для воспитанников подготовительной группы  Цель: Ознакомление детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №28 «Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект  

организованной  образовательной деятельности

 тему: «Чудесные свойства воздух»

для воспитанников подготовительной группы  

                                                                                                              Наталья Алексеевна   Нуркаева  

                                                                                                                          воспитатель высшей    

                                                                                                                          квалификационной категории

                                                                                                     

.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

г. Октябрьский

Цель: Ознакомление детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.

Задачи: 

Образовательные: 

  • Формировать представления о воздухе и его свойствах: невидимый, прозрачный, без цвета и запаха,

Развивающие: 

  • Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы. 

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.

 Виды детской деятельности:  Познавательно – исследовательская, речевая, коммуникативная,  художественная.

Методические приемы:

Наглядные: демонстрация опытов, использование технических средств.

Словесные: рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы.

Игровые: участие персонажа.

Практические: опытно - экспериментальная деятельность,

 детское творчество: рисование способом кляксография с трубочкой,  проведение физкультминутки.

Оборудование и материалы:

Оборудование: телевизор, ноутбук.

Демонстрационный материал: слайды, банка,  игрушка водолаз, емкости с водой, пластиковая бутылка, воздушные  шарики,  весы.

Раздаточный материал: полиэтиленовые мешочки, баночки, емкости с водой, воздушные шарики, камешки,  акварель, листы для рисования, ложечки, трубочки.

Форма организационной деятельности: групповая.

Место проведения: музыкальный зал.

 

Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства воздуха, и проводить эксперименты, которые помогут нам сделать выводы.

Ход организованной образовательной деятельности

1 часть

Воспитатель:  Уважаемые коллеги, на наш электронный адрес пришло письмо. Давайте узнаем от кого оно.

Просмотр презентации «Письмо от Плантика» слайд 1-6

Здравствуйте меня зовут Плантик я прилетел на вашу планету чтобы изучить жизнь на ней. Я уже узнал, что человеку для жизни нужна еда, вода и воздух. Так же воздух нужен рыбам, животным и растениям. Но я не знаю какими свойствами обладает воздух. Можно ли его увидеть, есть ли у него цвет, запах и что с ним происходит при нагревании и охлаждении. Помогите, пожалуйста мне узнать свойства воздуха.

Воспитатель: Поможем Плантику узнать свойства воздуха?

Дети: Да.

2 часть

Воспитатель: Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь.

Воспитатель:  В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Воспитатель: А Маша расскажет, какие качества нужны нам для того, чтобы проводить опыты.

Ребенок:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

 3 часть

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

Слайд №8

Дети:  Глаз.

Воспитатель: Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ?

Дети: Можем ли мы увидеть воздух?

Воспитатель: Правильно. Давайте проведем опыт.

 Опыт №1«Можно ли увидеть воздух?»

 Я переверну банку над водолазом и медленно опущу ее в воду.  Попадет ли в банку вода?

Ответы детей 

Воспитатель: Почему нет? 

Дети:  В банке есть воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель: Давайте проверим. Совершенно верно воздух не пускает воду в банку. Значит, в банке есть воздух, а мы его видим?

Ответы детей

Воспитатель: Раз мы его не видим, то, воздух, какой?

Дети: Невидимый.

Воспитатель: Первое свойство воздуха – он невидим. 

Слайд №8

4  часть

Воспитатель: Посмотрите на экран, о каком свойстве воздуха мы сейчас узнаем? 

Ответы детей

 Воспитатель: Опыт №2 «Имеет ли воздух цвет?»

 Возьмите со стола мешочки наберите в них воздух. Закрутите их. Посмотрите, какого цвета воздух?

Дети: У него нет цвета,  он прозрачный 

Воспитатель: Молодцы, мы узнали, что воздух бесцветный.

Слайд №8

5 часть

Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить опыты.

 Опыт №3 «Есть ли у воздуха запах?»

Слайд №8

Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какой у него запах?

Дети: У него нет запаха. 

Воспитатель: Молодцы ребята, действительно, у воздуха нет запаха. 

Слайд №8

6 часть

Воспитатель: А давайте узнаем, может ли воздух переносить запах

 Опыт №4 «Может ли воздух переносить запахи».

Приготовьте своего помощника - нос. Возьмите со стола баночку откройте ее, вдохните воздух? Запах чего вы почувствовали? 

Ответы детей

Воспитатель: Что доносит до нас разные запахи?

Дети: Запахи распространяются с помощью воздуха.

Воспитатель: Молодцы! Воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. 

Физминутка:

Воспитатель:

Мы стояли, мы устали,

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, занимайте свои места. (Дети садятся).

7 часть

Воспитатель: Ребята сейчас я покажу вам опыт, и вы узнаете «Имеет ли воздух вес?»

Опыт №5 «Имеет ли воздух вес?»

На моих весах два шарика. Как вы думаете одинаковый ли вес у шариков? Ответы детей

Воспитатель: Теперь я проколю шарик. Что произошло?

Дети: Один шарик стал тяжелее другого, весы опустились вниз. Воспитатель: Почему так произошло?

Дети: Потому что шарик, из которого выпустили воздух, стал легче.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и узнали, что воздух имеет вес.

Воспитатель: А теперь давайте «Воздух тяжелее или легче воды?»

 Опыт №6 «Воздух тяжелее или легче воды?»

Возьмите камень и опустите его в воду. Что произошло?

Дети: Он утонул.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что он тяжелее воды.

Воспитатель: Молодцы. А теперь возьмите надутый шарик и опустите его в воду. Что произошло? Почему?

Дети: Шарик не утонул, потому что он легче воды.

Воспитатель: Вывод: Воздух имеет вес, но он легче воды.

8 часть

Воспитатель: В следующем опыте мы узнаем «Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении»

Опыт № 7 «Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении»

А сейчас мы узнаем, что происходит с воздухом при нагревании.

Воспитатель: Я возьму  бутылку с надетым на горлышко  шариком и поставлю бутылку в горячую воду. Посмотрите что произошло? 

Ответы детей

 Воспитатель: При нагревании, что происходит с воздухом?

Дети: Он расширяется.

Воспитатель: А теперь мы узнаем, что происходит с воздухом при охлаждении.  Я ставлю бутылку в холодную воду, что произошло с шариком.

Дети: Шарик сдулся.

Воспитатель: При охлаждении, что происходит с воздухом?

Дети: При охлаждении воздух сжимается.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. А знаете ли вы, какой летательный аппарат работает за счет нагревания и охлаждения  воздуха.

Дети: Воздушный шар  

Воспитатель: Посмотрим сюжет, о том, кто изобрел воздушный шар.

Видео сюжет от Фиксиков слайд№10

Это были братья Монгольфье. Шар был сделан из ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного и шар оторвался от земли. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, где еще работает воздух? 

Ответы детей 

Воспитатель: Молодцы ребята, я рада, что вы знаете, где используется воздух.

 Слайд №10

9 часть

Воспитатель: Ребята, сейчас я открою вам маленький секрет. Оказывается с помощью воздуха можно рисовать. Посмотрите - вот эти рисунки нарисованы воздухом.

Воспитатель: Давайте попробуем мы нарисовать рисунки с помощью воздуха. Зачерпните пластмассовой ложечкой краску и вылейте на лист бумаги. У нас получилось  капелька. Затем возьмите трубочку и дуйте на капельку, так чтобы  конец трубочки не касался  бумаги. На капельку  можно воздействовать и управлять ей, преобразовывая в какой либо задуманный предмет. Этот способ рисования называется кляксография.

Дети  рисуют и предполагают, что изображено, на что похожи рисунки

Итог

Воспитатель: Наша работа подошла к концу, вы все были внимательными, активными. Давайте повторим,  какие свойства воздуха вы узнали?

 Слайд №11

Ответы детей

Воспитатель: Результаты наших опытов мы отправим по электронной почте Плантику. Уважаемые коллеги надеюсь, вы сможете повторить увиденные опыты, и сможете придумать новые. Спасибо за работу!

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудесные свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Методы и приемы:  - практические: опыты, эксперим...

Проект "Чудесные свойства воздуха"

Данная работа посвящена знакомству с воздухом и изучению его свойств....

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы с ОВЗ по обучению грамоте Тема: «Подарки для Петрушки. Дифференциация звуков [б] - [б]»

На занятии решаются задачи по уточнению  артикуляции  и дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и пословицах и совершенствованию фонематического слуха и навыков звукового анализа....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада "Воздух и его свойства\'\'

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Воздух и его свойства''....

конспект по ознакомлению с народной культурой для воспитанников подготовительной группы "Коляда, коляда, веселая коляда!"

Каждый год наша группа ходит в гости на Святки, водит колядки, песни распевает, угощение получает![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19138964","attributes":{"alt":"","class":"media-ima...

Конспект НОД по рисованию «Православный храм» для воспитанников подготовительной группы по программе «Добрый мир»

Конспект НОД по рисованию «Православный храм» для воспитанников подготовительной группы по программе «Добрый мир»...

Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию для воспитанников подготовительной группы на тему: «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»

Цель: расширять представления детей о профессиях. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей....