КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СВОЙСТВА ВОДЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ "СВОЙСТВА ВОДЫ".

Цели:

Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние                        игры-эксперимента на его развитие.  Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с глобусом, показать на нём водные просторы. 

2. Ознакомить детей со свойствами воды:

─ 2.1. прозрачность воды; вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

─ 2.2. вода подвижная (текучая);

─ 2.3. поверхностное натяжение воды;

─ 2.4. вода, как растворитель.

─ 2.5.солёность воды (почему легче плавать в солёной воде, чем в пресной воде).

Организация детей на занятии:

Все занятия базируются на экспериментальной работе детей, поэтому проводить его лучше в подгруппах не более 10 человек. Дети одевают в белые халаты и размещают за лабораторными столами.

Чтобы работа детей и опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

─ перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель конкретизировать задачи;

─ вместе с детьми найти пути для достижения цели;

─ любой опыт включает специально организованное наблюдение;

─ после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах;

─ необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_ekspe_rimentirovaniya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ПО ТЕМЕ:

«СВОЙСТВА ВОДЫ»

Цели: 

Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние                        игры-эксперимента на его развитие.  Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с глобусом, показать на нём водные просторы.  

2. Ознакомить детей со свойствами воды:

─ 2.1. прозрачность воды; вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

─ 2.2. вода подвижная (текучая);

─ 2.3. поверхностное натяжение воды;

─ 2.4. вода, как растворитель.

─ 2.5.солёность воды (почему легче плавать в солёной воде, чем в пресной воде).

Материалы: 

─ глобус.

─ стеклянные сосуды разной формы (узкие и широкие).

─ кубики и шарики.

─ стеклянные воронки и стеклянные палочки.

─  деревянная коробка с песком или с мукой; пульверизатор, комнатное растение; банка и канцелярская скрепка; проволочное кольцо с ниткой и мыльный раствор, соль, две горошины, два яйца.

Организация детей на занятии:

Все занятия базируются на экспериментальной работе детей, поэтому проводить его лучше в подгруппах не более 10 человек. Дети одевают в белые халаты и размещают за лабораторными столами.

Чтобы работа детей и опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

─ перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель конкретизировать задачи;

─ вместе с детьми найти пути для достижения цели;

─ любой опыт включает специально организованное наблюдение;

─ после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах;

─ необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

1. «Мир воды»

Ход занятия:

Создать организационный момент: звучит колокольчик, и дети сбегаются на его звон.

Педагог. Встали на лужок и сделали кружок. Сегодня мы отправляемся в путешествие в «МИР ВОДЫ».  Мир воды необычен, интересен и увлекателен. В нём таится много чудес. Давайте подойдём к столу.

Посмотрите, что стоит на столе, как вы думаете? Правильно, ─ это глобус. Наверняка, кто-нибудь из вас, его видел. Скажите, какая форма у глобуса?

Дети. Глобус круглый. 

Педагог. Молодцы! Глобус ─ это модель нашей планеты, на которой мы живём. А кто знает, как называется наша планета?

Дети. Земля!

Педагог. Какие молодцы, всё знают! Наша планета такая же круглая, как этот глобус.

Как известно, на планете Земля есть суша и вода. Давайте с вами посмотрим на глобус и попробуем найти сначала сушу. Каким цветом на глобусе нарисована суша.

Вместе с детьми воспитатель говорит, что суша на глобусе окрашена в жёлтый (песочек), коричневый (горы, равнины), зелёный (травка) цвета.

Педагог.  А теперь давайте найдём водные просторы. Каким цветом на глобусе нарисована вода.

Вместе с детьми воспитатель говорит, что на глобусе вода окрашена в белый, голубой и синий цвета.

Педагог. Вот мы нашли с вами сушу и воду. Скажите, чего больше на Земле суши или водных просторов.

Дети. Водных просторов. 

Педагог. Правильно, ребята, большая часть нашей планеты покрыта водой.  

Посмотрите вокруг и вы увидите, что вас окружает мир воды. Скажите, какая бывает вода?

Проводится игра, «Какая бывает вода»: Дети стоят в кругу, педагог ─ в центре круга, с мячом. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.

Итак, отвечая на вопрос «Какая бывает вода», дети могут назвать  воду в реке, озере, ручейке, воду в море и океане, воду в роднике, водопроводную воду, газированную воду, воду горячую холодную.

После игры педагог показывает детям на глобусе: реки и озёра моря и океаны (они занимают очень большую площадь), ручейки, ледники на вершинах гор. На иллюстрациях педагог показывает айсберги, иней и росу на траве, сосульки, тучи и облака в небе.  

Педагог. А теперь скажите, как мы используем воду в повседневной жизни?

Проводится игра «Для чего вода в доме», аналогичная игре, «Какая бывает вода». (Примерные ответы детей: вода в доме нужна для того, чтобы умываться и чистить зубы, поливать цветы, стирать, мыть посуду, мыть полы и вытирать пыль, готовить еду и пить чай…)

Воспитатель хвалит детей и предлагает познакомиться с водой поближе, узнать какие тайны она скрывает.

2.1. Прозрачность воды.

Вода не имеет формы, и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Педагог. Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на наши игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?

Дети высказывают своё мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Педагог. А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на вашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети говорят, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т.д.

Педагог. На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельём воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечётся по плоскому полу лужицей.

После проведения опыта воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

1. Книзу летит капельками, а кверху ─ невидимками.

(Вода.)

2. И тонок и долог, а сядет ─ в траве не видать.

(Дождь).

3. Лети орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча).

4. Летит, ─ молчит, лежит, ─ молчит, когда умрёт, тогда и заревёт.

(Снег).

5. С неба ─ звездой, на ладошку ─ водой.

(Снежинка).

6. Где вода стоит столбом?

(В колодце).

7. К речке ─ сестрице бежит, ─ журчит водица.

(Ручей).

8. Клубится, а не дым, ложится, а не снег.

(Туман).

9. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

(Иней).

10. Похож я с виду на горох, где я пройду ─ переполох.

(Град).

11. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

(Болото).

12. Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это бывает?

(В море).

13. Растёт она вниз головою, растёт не летом, а зимою.

      Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.

(Сосулька).

2.2. Вода подвижная (текучая).

Педагог. Ребята, перед вами стоит блюдце с водой и уже знакомый вам кубик. Сейчас я попрошу вас слегка подуть на кубик. Подуйте! Теперь подуйте на воду! Что вы увидели, когда подули на кубик, и что увидели, когда подули на воду.

Дети говорят: когда мы дули на кубик, он остался без движения, а вот когда мы дули на поверхность воды, она начала двигаться, колыхаться.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел вода обладает большой подвижностью (текучестью). Например, море″ рябит″ при малейшем ветерке.

Также дети могут взять стеклянную палочку и дотронуться ей до кубика, а потом до воды, они опять увидят: твёрдое тело (кубик) остался без движения, а  вода стала двигаться.  

 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «РУЧЕЁК».

Предложить детям изобразить весёлый говорливый ручеёк, который бежит между кочек, спешит к своей маме ─ большой реке. Для этого попросить детей встать друг за другом и взяться за руки. Взять бубен и занять место впереди колонны. Взять за руку первого ребёнка и под перезвон бубна змейкой вести за собой всю колонну детей. Постепенно музыкальный темп и темп движения должны нарастать. Во время игры произносите: «Бежит ручей, журчит ручей, поёт ручей и всё быстрей, быстрей, быстрей…»

Внезапно опустить бубен, сказать: « Стоп!» ─ и остановиться. Дети должны остановиться вслед за вами. Повторить игру несколько раз подряд.

После окончания игры попросить детей сесть на свои места.

2.3. Поверхностное натяжение.

Педагог. Я попрошу вас подойти к столу для демонстрации опыта.

Ещё одно свойство воды ─ сила поверхностного натяжения. Наверное, вам непонятно о чём я говорю? Сейчас вы всё поймёте.

Педагог. Перед вами коробка в ней мелкий песок-пыль (или мука) Смочите руки в воде и сбрызните воду на поверхность песка: вы видите, как образуются шарики-капельки, т.е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капли воды и образуют одну большую каплю-шарик. Или, например, возьмите пульверизатор, обрызгайте листья комнатного растения. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.

Вместе с детьми воспитатель формулирует свойство воды: вода имеет силу поверхностного натяжения. Благодаря этой силе, капельки, которые мы видели на песке, сливались одна за другой и образовали одну крупную каплю-шарик, поверхность которой, конечно меньше, чем сумма поверхностей множества мелких капель.

Можно показать ещё один опыт детям, в котором они увидят силу поверхностного натяжения воды:

Дети подходят к банке, которая доверху  наполнена водой. Один из детей осторожно опускает канцелярскую скрепку в банку. Результат: скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельётся через край, лишь её поверхность слегка изогнётся.

Педагог. Посмотрите, у меня в руке проволочное кольцо, к которому привязана нитка. А теперь я опускаю это кольцо с ниткой в мыльный раствор. Вы видите, что на кольце образуется мыльная плёнка. Посмотрите, ниточка в мыльной плёнке лежит свободно (в виде бугорков). А теперь я попрошу одного из вас прорвать плёнку с одной стороны нитки. Что произошло с мыльной плёнкой и с ниткой?

Дети высказывают своё мнение: мыльная плёнка становится меньше по размеру, а нитка натягивается и она уже ровная (без бугорков). Воспитатель опять напоминает детям, что это произошло благодаря силе поверхностного натяжения воды.

Педагог. Ребята, а вы любите пускать мыльные пузыри?

Дети: Да!

Педагог. Наверняка вы очень любите, чтобы пузыри получались большие пребольшие! Посмотрите, я опускаю в мыльный раствор проволочное кольцо, потом я начинаю потихоньку  надувать мыльный пузырь. Он получился довольно большой. А почему? Потому что мыльная плёнка становилась тоньше и тоньше (сокращалась до наименьших возможных размеров)  и пузырь становился всё больше и больше.

Какую форму имеет пузырь?

Дети: Форму шарика.

Педагог. Правильно. Когда мы надуваем пузырь, жидкая плёнка становится тоньше, и за счёт этого пузырь становиться шарообразной формы.

Дать возможность детям попускать мыльные пузыри. Посмотреть, у кого пузырь получился самым большим.  

2.4. Вода, как растворитель.

Педагог. Ещё одно свойство воды ─ в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества.

!Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определённые меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).

 Дети с помощью воспитателя определяют, что за вещества находятся в сосудах ─ это мука или крахмал, соль, сахар, растительное масло, марганцовка

Педагог. А теперь мы будем растворять эти вещества в воде. И посмотрим, что у нас получится.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

─ соль и сахар хорошо растворяются в воде. Вода при этом остаётся прозрачной.

─ мука и крахмал растворяются воде не очень хорошо. Вода после этого становится мутной. Немного погодя мука и крахмал оседают на дно, но вода всё равно остаётся мутной.

─ марганцовка хорошо растворилась в воде. Вода изменила свой цвет.

─ масло не растворяется в воде. Оно растекается по поверхности воды тонкой плёнкой или плавает по воде в виде жёлтых капелек-шариков.

!При работе дети пользуются стеклянными палочками. Воспитатель постоянно напоминает о том, что надо аккуратно пользоваться стеклянной посудой. Также надо пользоваться салфетками, чтобы вытирать стеклянные палочки или лужицу пролитой воды.

Педагог. Все вещества мы растворили. А сейчас мы попробуем очистить нашу воду от этих веществ. Для этого нам понадобится фильтр.

Воспитатель показывает детям фильтр, сделанный из фильтрованной бумаги. Помещает его в воронку, затем ставит воронку в чистый стакан. Дети начинают фильтровать воду, вливая растворы в воронку с фильтром.

При окончании работы дети с воспитателем делают следующие выводы:

─ масло отфильтровалось хорошо и быстро, потому что оно не растворилось в воде. На фильтре хорошо были видны следы масла.

─ после того, мы отфильтровали раствор крахмала, и муки в отфильтрованном растворе остались частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр. Но всё же большая часть муки и крахмала остались на фильтре.

─ очень плохо отфильтровались вещества, которые очень хорошо растворились в воде: соль, сахар и марганцовка (после фильтрования марганцовки цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор остался таким же цветом).

Педагог. Только что мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки Преголи или из питьевого озера. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ей можно умываться, поливать цветы, варить из неё суп. Но пить такую воду прямо из-под крана нельзя. В ней ещё могли остаться микробы, которые прошли через фильтры. Уничтожить таки микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.

2.5. Солёность воды (почему легче плавать в солёной воде, чем в пресной воде).

Педагог. Ребята, давайте посмотрим на знакомый нам глобус. На самом первом занятии я показывала вам на глобусе моря и океаны, реки и озёра. Кто-нибудь может мне сейчас показать моря и океаны, реки и озёра.

Если дети затрудняются показать, то педагог помогает им.

Педагог. Ребята, вода на нашей планете бывает солёная и пресная (несолёная). Кто-нибудь знает, где встречается солёная вода?

Дети. В море.

Педагог. А где вода пресная?

Дети. В речке.

Педагог. Молодцы! А теперь ребята запомните, что я вам скажу. В солёной воде плавать легче, чем в пресной. И сейчас я вам это докажу.  

Возьмем стакан с солёной водой и с пресной водой (несолёной). В каждый стакан бросим по горошине. В каком стакане горошина будет медленнее опускаться на дно?

Дети говорят, что горошина медленнее опускается на дно в стакане с солёной водой. Вместе с детьми воспитатель формулирует свойство солёной воды: солёная вода плотнее и лучше удерживает предметы, поэтому плавать в солёной воде легче. Далее воспитатель говорит, что солёная вода в морях и океанах, она не пригодная для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки её используют как питьевую.

Точно такой же опыт можно провести так: одно яйцо положить в стакан с солёной водой, а другое в стакан с пресной водой, и дети смогут понаблюдать, что в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной тонет.

После опыта воспитатель говорит, что занятие подошло к концу, и благодарит ребят за труд, терпеливость и любознательность.

Воспитатель говорит детям о том, что это занятие будет иметь продолжение, и ребята снова смогут познакомиться с необычными свойствами воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯПО ТЕМЕ«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ» Цели:Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние...

Экспериментирование по теме "Свойства воды".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности экспериментирования по теме "Свойства воды".Тип непосредственно-образовательной деятельности: сообщение новых знаний о неживой природе. Вид: поиск...

Конспект занятия-экспериментирования по теме «Свойства воды»

Задачи по образовательным областям: - развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоста...

Конспект занятия-экспериментирования по теме «Свойства воды»

Конспект занятия-экспериментированияпо теме «Свойства воды»...

Конспект занятия по экспериментированию на тему: Свойства воды при помещении в неё предметов из различных материалов.

Данное занятие направлено на объяснение детям такого свойства воды как выталкивание. Почему предметы разные по весу, но одинаковые по размеру выталкивают одинаковое количество воды....

Конспект ООД для детей 6-7 лет по экспериментированию на тему: "Свойства воды"

Занятие по экспериментированию "Свойства воды" для детей 6-7 лет...