Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятельности людей; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_neznayka_osen_iskal.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы.
по теме:
«Как Незнайка осень искал».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятельности людей; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.
Задачи.
Образовательные:
- Формировать лексико – грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе; образование качественных прилагательных; образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах; согласование существительных с прилагательными;
- расширять глагольную лексику;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- закреплять умение работать с печатным текстом.
- расширять кругозор.
Развивающие:
Развивать:
-умения слушания, слушания- говорения; речевой слух, силу голоса и речевого дыхания; просодические компоненты речи; умения координацию движений с речью; общую, мелкую и артикуляционную моторику, тактильные ощущения рук;
- образный строй речи, связную и диалогическую речь, коммуникативные навыки у детей;
- навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания;
-познавательную сферу дошкольников, их психическое развитие, нормализацию произносительной стороны речи;
- мимику, жестикуляцию;
- совершенствовать обоняние;
- просодические компоненты речи;
- закреплять знание зрительной символики;
-эстетический вкус, умение видеть и ценить красоту;
- творческие способности детей.
- умение работать с печатным текстом.
Воспитательные: Воспитывать чувство симпатии, бережное отношение к родной природе; приобщать детей к истокам русской национальной культуры, народным традициям; вежливость, трудолюбие; аккуратность.
Создать атмосферу комфорта и радости
Предварительная работа.
Экскурсия в парк: наблюдение за сезонными изменениями в природе, листопадом; сбор осенних листьев для гербария, плодов деревьев для творческих поделок из природного материала и коррекционных упражнений, составление осенних букетов Заполнение календаря погоды условными обозначениями.
Выставка совместных работ детей и родителейиз природного материала и Выставка информативно-иллюстративного материала по темам «Осень», «Перелетные и зимующие птицы», «Как звери к зиме готовятся».
Изготовление «Цветка-годовика», оформление гербария из осенних листьев.
Чтение и разучивание стихов, песен об осени. Вечер «Загадок» (о плодах, семенах растений).
Просмотры видеофильма «Осень в лесу», просмотр слайд- шоу«С какой ветки детки?», «Приметы осени»; мультфильма по сказке С. Михалкова «Три поросенка», чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»; просмотр презентации «Календарь погоды» (знакомство со зрительными символами природных явлений осенью: схематичные изображения деревьев в ветреную, безветренную погоду; облака, облака с дождем; солнце; стрелки красного и синего цвета длинная, средняя, короткая с направлением вверх и вниз (отражение температуры воздуха). Изображения осеннего пейзажа, соответствующего схеме.
Знакомство с русскими народными пословицами по теме «Осень».
Разучивание народных календарных игр «Пастух и стадо», «Каравай». «Платок».
Дидактические игры «Когда это бывает?», «С какого дерева листок», «Четвертый лишний», «Подскажи словечко», «Укрась шнуровкой календарь погоды», «Отгадай, что у куклы в кубышке» (семена подсолнечника, тыквы, льна, огурцов, злаковых , бобовых растений, плодов рябины, боярышника, шиповника, желуди. каштаны, шишки); «Отгадай, что спрятано в песке», «Назови, что находится на песке» (плоды каштана, шишки, шиповника, фасоль, семечки тыквы, луковицы, чеснок, засушенные грибы), «Чудесный мешочек» (плоды и семена растений, муляжи овощей и фруктов).
Разучивание коррекционных упражнений с использованием природного материала.
Выполнение творческих работ (рисунки карандашами, красками; аппликации, коллажи, фрески с использованием природного материала; рисунки с использованием трафаретов листьев; рисунки песком и на песке по теме «Осень»).
Виды деятельности детей:
- Познавательно- речевая;
- игровая;
- коммуникативная;
- двигательная;
- продуктивная.
Используемые на занятии технологии:
- здоровьесберегающая;
- личностно- ориентированная;
- игровая;
- проблемно- диалогическая;
- духовно- нравственного воспитания;
- куклотерапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- ИКТ; ЭОРы.
Интеграция образовательных областей:
- «Речевое развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Музыкальное развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Словарная работа: листопад, хмурень, ревун, златоцвет, листопадник, ветродуй, грязник, листобой, полузимник, «синичник», «ледовый кузнец», гербарий.
Используемые медиа-объекты: аудиозапись концерта П. И. Чайковского «Времена года. Осень»; ПК, флешка, телевизор, презентация «Краски осени».
Используемое оборудование: магнитная демонстрационная доска с магнитами, стулья для каждого ребенка; букет из осенних цветов и листьев в корзине; рабочие тетради «Здравствуй, мир!» часть 3 с закладками, простые карандаши; гуашь ярких цветов, кисти для каждого цвета; осенние листья клена, приклеенные на картон А-4 разноцветный; влажные салфетки для каждого ребенка; шляпа в осеннем оформлении; листья на нитке для дыхательной гимнастики, шишки на каждого ребенка для массажа; конверт с карточками для игры; костюм Осени и Незнайки.
Ход занятия
Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». На экране телевизора заставка «Осенний пейзаж».
Дети входят в группу.
Педагог в костюме Осени встречает детей.
Педагог: Здравствуйте, дети! Давно я вас жду, проходите, устраивайтесь поудобнее намоем осеннем ковре. (дети садятся на ковер).
- Посмотрите, как красиво в моем осеннем лесу. (обращает внимание на макеты осенних деревьев, которыми оформлена центральная стена).
- Я принесла вам осенний букет из осенних листьев и цветов, чувствуете его необыкновенный аромат! (ставит корзину с букетом на пенёк).
Организационный момент.
- Здесь под сосенкой какое- то письмо! «Ребятам от Знайки из Солнечного города». (открывает конверт, читает):
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с моим другом Незнайкой
осенью будем у вас в гостях. Я приготовил для вас интересные задания, надеюсь, вы с ними справитесь! До встречи! Ваш Знайка».
Осень: Замечательно! Будем ждать гостей!
- Кто из вас знает стихи об осени? (1-2 ребенка читают стихи по желанию).
Звучит веселая музыка.
В группу входят Знайка и Незнайка (дети в костюмах персонажей; у Знайки в руках пособие «Здравствуй, мир!»).
Незнайка молча начинает ходить около деревьев, не замечая никого.
Знайка здоровается с детьми: Здравствуйте, друзья!
Осень: Незнайка, что ты потерял?
Незнайка: Осень ищу!!!
Знайка обращается к Незнайке: Отгадай мои загадки, а ребята тебе помогут!
Знайка загадывает загадки:
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью)
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днём и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот (осенью).
Осень: Ребята! Помогите Незнайке, скажите, что такое «осень» (время года).
- Скажите, какая бывает осень? Вся ли осень одинакова?
Дети: Осень бывает ранняя и поздняя.
Осень: Незнайка, а ты знаешь название осенних месяцев?
Незнайка: (пожимает плечами) Не знаю!
Осень: Ребята, помогите Незнайке, назовите осенние месяцы по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). Молодцы!
Незнайка, а ты знаешь приметы осени?
Незнайка: (пожимает плечами) Не знаю!
Осень: Ребята, помогите Незнайке, назовите приметы осени. (дети называют приметы). Не забывайте пальчик- знайку поднимать; отвечайте полными предложениями!
Осень: Знайка! А что ты можешь рассказать про осенние месяцы! Ты ведь много всего знаешь!
Знайка: -За сильные ветры сентябрь называют ревуном. Еще про сентябрь говорили, что он «птиц в дорогу собирает».
- Второй месяц (подскажите, как он называется…октябрь). В народе его называли ветродуй. Ещё его называли листодер, как вы думаете почему? (Он листья с деревьев срывает). Люди говорили о нем: грязник, мокрохвост.
Как вы думаете почему? (Дети дают свои варианты ответа).
- Ноябрь какой месяц осени? (Дети: Последний, третий).
-В народе его называли полузимником, «ледовым кузнецом».
-Подумайте, почему и расскажите мне после наших наблюдений в ноябре.
Осень: Знайка, а что это у тебя за книга?
Знайка: Я принёс ребятам тетрадь с заданиями! Хочу, чтобы они знали всё обо всем! (подает Осени).
Осень: Спасибо! Постараемся их выполнить! (открывает тетрадь)
- Здесь игра «Добавлялки». Будьте внимательны!
- Осенью листья с деревьев….(опадают).
- Плоды на деревьях….(поспевают).
- Овощи и фрукты….(созревают).
-Люди урожай с полей (убирают).
-Насекомые от холода….(прячутся).
-Птицы в теплые края…(улетают).
-Дикие звери к зиме(готовятся).
Осень: Следующее задание Знайки:
Психогимнастика
-Покажите, как хмурится осеннее небо (дети хмурятся).
-Изобразите ясный осенний день (дети изображают мимикой лица погожий день).
- Покажите, как сильно раскачиваются от ветра ветки деревьев (дети руками показывают).
-Спойте песню осеннего ветра со звуком «И», следите за моей рукой! (Осень показывает, дети поют И-И-И с увеличение силы голоса и наоборот).
- Спойте песню сильного ветра со звуком «У». (Дети интонируют заданный звук У-У-У - следят за движением руки Осени: сверху- вниз и наоборот, усиливая или ослабевая силу голоса).
-Кто может назвать птиц, которые от нас улетают.
- Как мы их назовём всех вместе? (Перелетные птицы).
- Изобразите голосом крик журавлей, ласточек, малиновки, кукушки.
(Дети подражают голосам птиц: твинь- твинь; курлы- курлы; чив- чив, ку-ку).
Осень: Посмотрите на экран телевизора, сейчас я вам покажу красавицу Осень (слайд- шоу «Краски осени).
Читает стихотворение:
Кто сказал, что осень- грустная пора?
Радостно по лужам скачет детвора.
Желтые листочки в воздухе кружат
По стеклу дождинки весело стучат.
Кто сказал, что осень- грустная пора?
Сколько ярких красок дарит нам она
Осень: У меня есть чудесная осенняя шляпа! Давайте поиграем, становитесь все вместе в круг!
Игра «Шляпу передавай, со словом «осенний» слова называй» (дети по кругу передают шляпу и согласовывают существительное с прилагательным).
Осень: Незнайка, ты теперь понял, что такое- осень?
Незнайка: Да! Это чудесное время года! Спасибо вам, ребята!
Осень: Молодцы, дети! А сейчас ещё одна моя осенняя игра моя!
- Раз, два, три! Повернись! В осенние листья превратись!
Динамическая пауза «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках м сидим.
Ветер дунул- полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Осень: - Раз, два, три! Повернись! Снова в деток превратись!
(Берет корзинку с сухими листьями на нитках, раздает детям)
- В руки мы возьмем листок
И устроим ветерок!
Дыхательная гимнастика «Ветер».
Осень: Вдох будете делать носом. А выдыхать через рот! Следите за движением моей руки! (поднимает руку вверх и
- Внимание! Вдохните!
- Выдохните!(поднимает руку вверх и плавно опускает).
-Внимание! Вдохните!
- Выдохните!(поднимает руку вверх и резко опускает).
--Внимание! Вдохните!
- Выдохните!(поднимает руку вверх и отрывисто опускает).
- Молодцы! Возьмите себе листочек на память! Проходите за столы! (дети рассаживаются на места).
Осень: Возьмите в руки шишку. Это плод какого дерева? (сосны).Давайте поиграем! (Массаж пальцев и кистей рук шишкой).
(Все вместе):
Шишку в руку я возьму
И в другую положу.
Ладонями шишку крепко помну,
Теперь покатаю и обниму.
Шишка колется немножко,
Мне массирует ладошки!
Осень: Отложите шишку и мой подарок на край стола!
- Откройте тетради по закладке.
- Найдите задание в левом верхнем углу. Рассмотрите картинку.
- Внимательно слушайте задание:
- Соедините листья деревьев и их плоды. (дети работают самостоятельно).
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед!
- Молодцы! Все задание выполнили правильно!
- Обменяйтесь тетрадями, закройте их и отложите их на край стола.
- Перед вами гербарий из листьев клена. Я предлагаю вам раскрасить листья клена.
Дети украшают гербарий яркими красками под музыку П.И.Чайковского«Времена года»; на фоне музыки звучат стихотворные строки А.Толстого «Осень. Опустел наш бедный сад, листья пожелтевшие по ветру летят…»)
- Какие красивые листья у вас получились, давайте их разместим на нашей выставке.
Итог:- О каком времени года мы сегодня говорили?Чем вам нравится осень?
(Дети дают свои варианты ответов).
Как в народе называют осенние месяцы?
-Что понравилось вам на занятии?
Предлагаю вам поиграть с листьями, шишками и разместить веселые листья на выставке. Мы сделайте кормушки для птиц и в «Синичник» развесили их на деревьях своего участка. Скоро и праздник «Осенины», будем печь каравай, приглашать гостей на чай.
- Дежурные помогут убрать рабочие места.
Используемая литература
1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» под науч. ред. О.В. Чиндиловой.-М. : Баласс, 2012.-
3.Здравствуй, мир! Методические рекомендации. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.М., «Баласс», 2009г. Программа Детский сад 2100».
4.Здравствуй, мир! Пособия для дошкольников, часть 3(5-6 лет)/ А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова. –М.:Баласс, 2013 (Образовательная Программа «Детский сад 2100».
5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»
Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован...
Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства магнита"
Старшая группа...
Конспект подгруппового занятия по развитию функции дыхания для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей логопедической группы по теме: «Зимние забавы детворы»
для порведения подгруппового занятия в старшейлогопедической группе....
Конспект занятия в области познавательно-исследовательской деятельности с использованием моделирования для детей старшей группы
Конспектзанятия в области познавательно-исследовательской деятельности с использованием моделирования для детей старшей группыФИО воспитателя: Шерстнева Екатерина ВладимировнаВозрастная группа: ...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы.
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы....
Конспект интегрированного занятия по: развитию речи, трудовой деятельности в уголке природы и экспериментированию в старшей группе (уход за комнатными растениями)
Цель: развивать интерес у детей к растениям, организовать практическую деятельность посредством ухода за ними в уголке природы, составлять описательные рассказы о комнатных растениях.Задачи:- Учи...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной к школе группы Тема: «Зимушка-зима»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), с целью, формирования представлений о зиме и е...